Антикризисное управление. Шпаргалка (Е. О. Красникова). Признаки и особенности антикризисного управления Роль государства в антикризисном управлении

Признаки и особенности

Суть антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики:

· кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

· кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

· к кризисам можно и необходимо готовиться;

· кризисы можно смягчать;

· управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;

· кризисами можно управлять;

· управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента:

· мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

· использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;

· ускорение процесса реализации антикризисных мер;

· повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией и принятием ответственности.

1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: «Что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса?»

Можно выделить 6 функций:

Ш предкризисное управление;

Ш управление в условиях кризиса,

Ш управление процессами выхода из кризиса,

Ш стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),

Ш минимизация потерь,

Ш упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Наиболее важными стратегиями антикризисного управления являются:

Ш предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

Ш ожидание зрелости кризиса для его преодоления;

Ш противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;

Ш стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

Ш рассчитанный риск;

Ш последовательный вывод из кризиса;

Ш предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Выбор стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

Общая схема механизма антикризисного управления

Технологическую схему антикризисного управления можно представить в виде 8 блоков.

Блок 1. Создание специализированной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситуации.

Блок 2. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. Если есть обоснование целесообразности и своевременности «включения» антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.

Блок 3. Создание антикризисных управленческих решений.

Блок 4. Создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации.

Блок 5. Организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. Оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации.

Блок 7. Проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.

Блок 8. Разработка мероприятий по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия может быть отрицательная реакция партнеров по бизнесу, кредиторов, банков, поставщиков, потребителей на различные мероприятия, проводимые организацией.

2. Грядущую кризисную ситуацию характеризуют также изменения финансовых показателей, финансовая отчетность и результаты аудиторских проверок.

Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

1) задержки с предоставлением бухгалтерских документов;

2) увеличение или уменьшение материальных запасов (неспособности компании осуществить поставки);

3) изменения в активной и пассивной частях бухгалтерского баланса;

4) уменьшение доходов предприятия и падение его прибыльности, обесценивание его акций, установление чрезмерно низких или высоких цен на продукцию и т. д.;

5) увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам.

Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

к кризисам можно и необходимо готовиться;

кризисы можно смягчать;

управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и, особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:



мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

интеграции по ценностям профессионализма;

инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, саморганизацией, принятием ответственности.

Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами
выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

В развитии любого управления две его противоположности - интеграция и дифференциация - находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса - изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

Нет управления без ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничении находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений.

Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.

Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления.

В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

стабилизации ситуаций посредством использования резервов,

дополнительных ресурсов;

рассчитанного риска;

последовательного вывода из кризиса;

предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

1.Кризисные явления, их причины и развитие


Понятие и виды кризиса. Макро-, мезо- и микроэкономические кризисы. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению. Задачи антикризисного управления предприятием.


2.Система управления финансовым оздоровлением в России


Государственное регулирование процессов санации экономики. Государственное управление системой финансового оздоровления. Антикризисное управление в современных российских условиях


3.Арбитражное процессуальное законодательство


Общие положения арбитражного законодательства (состав, компетенция и лица, участвующие в деле арбитражного суда). Производство в арбитражном суде первой инстанции. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов. Исполнение судебных актов.


4.Организационно-правовые аспекты банкротства предприятий


Банкротство как институт рыночного хозяйства («банкротство бизнеса», «банкротство собственника», «банкротство производства», «недобросовестный менеджмент»; описать стадии банкротства предприятия). Банкротство как один из методов структурной реорганизации экономики («досудебная санация», «наблюдение», «внешнее управление» или «судебная санация», «мораторий», «конкурсное производство»).

5.Правовые основы проведения процедур банкротства


Процедуры банкротства предприятия: Наблюдение. Временный управляющий. Внешнее управление. Внешний управляющий. Конкурсное производство. Конкурсный управляющий. Финансовое оздоровление. Организация продажи имущества должника и работа с кредиторами. Мировое соглашение.


6.Инвестиционная политика в антикризисном управлении


Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Оценка инвестиционной привлекательности инвестиций. Критерии принятия инвестиционных решений. Дисконтирование. Анализ альтернативных проектов. Точки пересечения Фишера. MIRR.


7.Разработка стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса


Выбор антикризисной стратегии (понятие «антикризисное управление», основные направления антикризисного управления, содержание антикризисного управления). Разработка стратегии и программы действий (основные положения). Практический опыт российских предприятий при разработке стратегий.


8.Финансовое оздоровление предприятия


Состав и структура плана финансового оздоровления предприятия. Этапы финансового оздоровления. Разработка стратегии финансового оздоровления предприятия. Контроль финансовых потоков неплатежеспособного предприятия. Зарубежный опыт финансового оздоровления предприятия.


9.Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении


Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении (финансовая политика неплатежеспособного предприятия). Сущность и функции финансов предприятия. Финансовый механизм предприятия: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование.

кризисное банкротство стратегия управление

10.Финансовая оценка неплатежеспособного предприятия


Финансово-экономическая оценка неплатежеспособного предприятия (основные коэффициенты). Диагностика банкротства предприятия (Z-счет Альтмана). Анализ платежеспособности крупных экономически и социально- значимых предприятий.


1.Кризисные явления, их причины и развитие 1.1. Понятие и виды кризиса.1.2. Макро-, мезо- и микроэкономические кризисы. 1.3. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению. 1.4. Задачи антикризисного управления предприятием. 1.1. Кризисом считается такое состояние хозяйствующего субъекта, когда важнейшие показатели его деятельности близки к своему негативному максимуму. КРИЗИСЫ ПО СФЕРЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе и сферы возникновения необходимо выделять группы экономических, социальных, технологических, организационных, психологических кризисов. Экономические кризисы возникают в связи с противоречиями в экономике страны или экономике конкретного предприятия. Это кризисы производства и реализации продукции, принятие необдуманных управленческих решений, ухудшение взаимоотношений с контрагентами, ухудшение финансового состояния. Социальные кризисы проявляются как кризисы разделения интересов различных социальных групп. К ним относятся работники и работодатели, персонал и менеджеры, профсоюзы и предприниматели. В этой группе кризисов выделяют политический кризис (кризис в политическом устройстве общества), кризис власти. Организационные кризисы - это кризисы разделения и интеграции деятельности. Они связаны с некомпетентным распределением должностных функций на предприятии, отсутствием или неисполнением организационной структуры. Психологические кризисы - это кризисы, связанные с психологическим состоянием человека. Они проявляются в виде стрессов, которые могут приобретать массовый характер, в возникновении чувства не уверенности, страха, паники, а также как неудовлетворенность работой, чувство правовой незащищенности и недовольство социальным положением. Технологический кризис возникает как потребность и отсутствие новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Кризис технологической несовместимости и кризис отторжения новых технологических решений в более широком плане отражают кризис научно-технического процесса. Кроме того, по сферам возникновения кризисы могут подразделяться на природные, общественные, экологические. Природные кризисы связаны с природными условиями жизни и деятельности людей (землетрясениями, ураганами, пожарами, наводнениями. В современных условиях большое значение имеет понимание экологических кризисов - кризисов взаимоотношения человека с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью людей. Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они прогнозируются и предусматриваются. Их возникновение неизбежно, они являются естественным результатом реструктуризации производства, изменения структуры интересов под влиянием научного прогресса. Неожиданные кризисы являются результатом некомпетентного ведения деятельности, наступления непредсказуемых факторов (например, природных катаклизмов), и их предотвратить невозможно. Существуют также явные и скрытые кризисы. Явные протекают заметно, их легко обнаружить и просчитать эффект от их воздействия. Скрытые кризисы протекают незаметно, и их действие трудно выявить. А также кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие кризисы чаще всего ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно. Легкие кризисы, соответственно, протекают более легко и незаметно. Их можно предвидеть, и ими легче управлять. 1.2. КРИЗИСЫ ПО УРОВНЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В экономической действительности существуют четыре уровня существования и деятельности хозяйствующих субъектов: микроуровень; макроуровень; мезоуровень; мегауровень. Каждый из данных уровней представляет собой определенную структуру организации экономических отношений и механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. С точки зрения возникновения кризисов, данные уровни различаются возможностью корректирования, прогнозирования и влияния на данный уровень и возможностью неблагоприятного развития событий. Кроме того, кризисы, принадлежащие по уровню возникновения различным механизмам хозяйственной жизни, различаются и по степени, и объему влияния данного кризиса на сам хозяйствующий субъект и окружающие субъекты. Кризисы микроуровня являются наиболее прогнозируемыми. Сюда входят все кризисы, проявившиеся в рамках деятельности одного хозяйствующего субъекта: человека или предприятия. Причины: неадекватные действия самого хозяйствующего субъекта и его слабое умение учитывать реальную ситуацию. Проявление данных кризисов отражается весьма негативным образом (вплоть до прекращения существования данного хозяйствующего субъекта), но только по отношению к самому субъекту, не затрагивая другие субъекты, не связанные с данным прямыми финансовыми обязательствами или другими тесными отношениями. В целом кризисное состояние на микроуровне отражается и на деятельности других субъектов посредством влияния на общую экономическую ситуацию Другими словаки если кризисы микроуровня возникают повсеместно, то общеэкономическая ситуация также является кризисной, Кризисы, возникающие на мезоуровно, относятся к конкретному экономическому региону и затрагивают в той или иной степени функционирование всех хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории данного региона или непосредственно имеющих экономические интересы и данном регионе. Кризисы, имеющие своей причиной процессы происходящие на уровне государства, называются кризисами макроуровня. Спецификой кризисом данного уровня является практическая невозможность четко спрогнозировать все гипотетически возможные ситуации, способные привести к негативным последствиям и вызвать кризисные явления. Единственным условием, позволяющим защититься от данного кризиса, является существование субъекта вне данного государства. Мегауровень представляет собой глобальные кризисы, затрагивающие деятельность всего мира. Как правило, данные кризисы проистекают из механизма экономического взаимодействия стран или региональных объединений, а также воздействия на хозяйственную деятельность различных международных организаций. 1.3. Сущность кризисных явлений и факторы, приводящие к их возникновению Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 -внутренние. Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными. Международные ф а к то р ы складываются под влиянием: общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков; стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах); международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более ВЫСОКИХ технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования. Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием: политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя: состояние финансовой системы; отношение к собственности (ее приватизация или национализация); принципы земельной политики государства; отношение государства к предпринимательству (запретительный или стимулирующий характер); налоговую политику; меры по защите прав потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.); экономико-демографических факторов, которые характеризуются: цикличностью экономического развития; уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита); предпринимательской активностью. Рыночные факторы складываются под влиянием: психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор); научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность; форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга. Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является гак называемый технологический разрыв - крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими. Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам: конкурентная позиция фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла; принципы деятельности - форма собственности, организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства; ресурсы и их использование - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, диверсификация производства; маркетинговые стратегии и политика -- прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств; финансовый менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность. 2.Система управления финансовым оздоровлением в России 2.1.Государственное регулирование процессов санации экономики. 2.2.Государственное управление системой финансового оздоровления. 2.3.Антикризисное управление в современных российских условиях 2,1,Организация системы санации как способа нормативного управления рыночной экономикой представляет собой один из элементов системы антикризисного управления национальной экономикой - одного из важнейших институтов рынка. Антикризисное управление экономическими процессами сводится к предотвращению кризисных режимов Решение проблемы санации в российской экономике предполагает двухуровневую схему организации управления: государственный уровень - стратегическое планирование и создание нормативной базы для самоорганизации хозяйствующих субъектов, а также целевое воздействие на определенные секторы экономики и социальной сферы; низовой уровень (хозяйствующие субъекты, прежде всего в коммерческом секторе, и субъекты муниципальной экономики). Особенностью деятельности субъектов низового уровня являются горизонтальное экономическое взаимодействие, а также ориентация на самоорганизацию для переработки ресурсов при достижении цели. Хозяйствование субъекта в подобных условиях определяется как менеджмент. Иными словами, государственное управление и менеджмент относятся к разным уровням управления экономикой. Различны и их функции. Если государственное регулирование ориентировано прежде всего на создание условий и норм деятельности предприятий, то менеджмент - на организацию внутрифирменных потоков ресурсов для достижения цепей. 2,2,С 25 мая 1998 г. Указом Президента Российской Федерации создана служба по финансовому оздоровлению и (ФСФО России). Этот государственный орган сформирован с банкротству целью создания организационных, экономических и иных условий для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых велика доля государства. Названная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации в данной области. На нее возлагается решение следующих основных задач: разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством предпринимательскую деятельность, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства; исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению предприятий, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций 3. Арбитражное процессуальное законодательство 3.1.Общие положения арбитражного законодательства (состав, компетенция и лица, участвующие в деле арбитражного суда). 3.2.Производство в арбитражном суде первой инстанции.3.3. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов. 3.4. Исполнение судебных актов. 3,1,Лица участвующие в деле арбитражного суда: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; представитель учредителей должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. 3,3,Статья 61. Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб могут быть обжалованы в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Определения, устанавливающие размер требований кредиторов, могут быть обжалованы в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При рассмотрении таких дел в выше стоящих судебных инстанциях арбитражный суд, вынесший определение, направляет кредиторам в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, только те материалы дела о банкротстве, которые непосредственно относятся к спору должника и кредитора (кредиторов) об установлении обоснованности, раз мера и очередности требований. Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в отношении которых не установлено, ЧТО они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.

Тема № 5.

МЕТОДОЛОГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание антикризисного управления организацией.

2. Признаки и особенности антикризисного управления

3. Эффективность антикризисного управления

1. Сущность и содержание антикризисного управления организацией.

Антикризисное управление - это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В данном определении объединены две составляющие:

·предотвращение еще не наступившего кризиса;

·преодоление уже наступившего кризиса.

На практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и требуют использование разных инструментов управления.

Решение первой задачи - предотвращения кризиса - включает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.

Антикризисное управление в широком смысле есть сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В таком смысле антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).

Решение второй задачи - преодоления кризиса - всегда имеет специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.

Антикризисное управление в узком смысле есть предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из этой кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности, и чаще всего оно применяется на стадии спада.

Суть антикризисного управления выражается в следующих концептуальных положениях:

Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

В определенной мере их можно ускорять, предварять, отодвигать;

К кризисам можно и необходимо готовиться;

Кризисы можно смягчать;

Управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

Кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

Управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Признаки и особенности антикризисного управления

Методология антикризисного управления (в широком смысле) выражена в его цели, предмете, свойствах, принципах, функциях,стратегиях, этапах и свойствах.

Цель антикризисного управления - нейтрализация наиболее опасных явлений.

На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на его ограничение (смягчение), либо на выход из него. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления.

Одной из характеристик всякого управления является его предмет.

Предметом антикризисного управления являются проблемы и факторы кризиса {предполагаемые и реальные), т.е. все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Основной принцип антикризисного управления - постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации в целях раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса; своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.

Основные свойства системы антикризисного управления:

· гибкость и адаптивность, основанные на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений;

· высокая целенаправленность действий за счет концентрации ресурсов на основе проектного управления;

· диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

· снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

· тщательный отбор персонала, способного эффективно действовать в условиях высокой неопределенности, нехватки ресурсов и времени;

· сильная мотивация управленческой команды и персонала на проведение изменений, командная работа;

· склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

· усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Главные особенности процессов и технологий антикризисного управления:

Мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

Осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

Повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

Усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

Использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Главные особенности механизма антикризисного управления :

Мотивирование, ориентированное на антикризисные меры, экономию ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий анализ ситуаций, профессионализм и пр.;

Установка на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

Интеграция по ценностям профессионализма;

Инициативность в решении проблем и поиске наилучших вариантов развития;

Корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.

Стиль антикризисного управления - это подход к управлению, характеризующийся профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским началом, самоорганизацией и принятием ответственности.

Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис.1).

Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.

2. Управленческая деятельность всегда имеет ограничения .

Ограничения управленческой деятельности - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями. В менеджменте ограничения существуют в качестве критических факторов развития, т.е. устойчивой эффективности управления. Их обнаружение и учет - задача антикризисного управления. Ограничения могут быть внутренними и внешними, и эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении.

В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз и др.

3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Наиболее важные виды стратегий антикризисного управления - это стратегии:

Предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

Выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

Противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

Стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

Рассчитанного риска;

Последовательного вывода из кризиса;

Предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

10. Признаки и особенности антикризисного управления

Антикризисное управление имеетпредмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Важным элементом системы антикризисного управления являются егофункции.

1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разныестратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

9. Необходимость и возможность антикризисного управления Термин«антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

11. Эффективность антикризисного управления Важным показателем антикризисного управления является его эффективность.Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

14. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности по выводу предприятия из кризисной ситуации являетсясбор исходной информациио ситуации в нем и первичный анализ

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

43. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления Любая социально-экономическая система может достичь своего наивысшего успеха лишь при наличии основного показателя, который заключается в том, что эта система должна находиться в состоянии неуклонного

Из книги Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход автора Лямин Л. В.

47. Система антикризисного управления персоналом Персонал предприятия– это глубокая и сложная структура, которая нуждается в твердой и упорядоченной системе управления.Сам процесс управления персоналом представляет собой целую совокупность действий руководителя,

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

50. Стратегия поведения антикризисного управляющего Антикризисный управляющий, как правило, рассматривается в двух видах: арбитражный управляющий и специалист по антикризисному управлению.Арбитражный управляющий. Назначается арбитражным судом, не является

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

51. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, принятому 21 декабря 2001 года (в редакции декабря 2006 и апреля 2007), трудовые отношения – это отношения, в основе которых лежит соглашение между

Из книги Управление рисками, аудит и внутренний контроль автора Филатов Александр Александрович

14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента

Из книги автора

7.7. Особенности финансового анализа предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства) В транзитивной (переходной) экономике современной России неплатежеспособность многих предприятий может быть эпизодической или хронической. Если предприятие хронически

Из книги автора

1.4.3. Особенности системы управления инновационным процессом и ее основные элементы В условиях рыночных отношений в силу ряда объективных причин, условий и факторов (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость и др.), независимо от

Из книги автора

4.1. Персонал научно-технических (инновационных) организаций и особенности управления Кадровая составляющая инновационного механизма (научного потенциала), т. е. научно-технические кадры, – это социально-профессиональная группа, состоящая из научных,

Из книги автора

Глава 4 Особенности корпоративного управления в условиях электронного банкинга Мой босс этого не понимал, как не понимал того, что не понимает этого. Д.С. Платт. «Софт - отстой! И что с этим

Из книги автора

4.2. Особенности организации управления и контроля в условиях применения электронного банкинга Базельский комитет по банковскому надзору определил и прокомментировал следующие восемь принципов надежного корпоративного управления.Принцип 1. Члены совета директоров

Из книги автора

4.2. Особенности государственного управления рынком в условиях кризиса Глобальный кризис со всей ясностью продемонстрировал реальное значение института государства для экономики как национальной, так и мировой. Однако это лишь наиболее очевидный признак фиаско

Из книги автора

4.5. Система антикризисного управления инновационными предприятиями Кризисные ситуации периодически возникают на всех стадиях жизненного цикла инновационного предприятия. Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков

Из книги автора

6. Особенности информационного взаимодействия при осуществлении управления / координации функции 6.1. В рамках осуществления управления / координации функции внутреннего аудита сотрудникам СВА МО необходимо установить порядок информационного взаимодействия с другими