Биография бальмонта. Презентация к уроку литературы по творчеству К. Бальмонта Последние годы жизни

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942

Слайд 2

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Дед поэта был морским офицером, отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907) служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала - коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец - председателем уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и не была чужда некоторого вольнодумства: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Слайд 3

Первые десять лет жизни прошли в деревне. Всю жизнь Бальмонт с любовью вспоминал Гумнищи и родной край. В 1907 году он писал: «Я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озёра, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрёма, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник - и сколько - и сколько ещё! «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, - писал впоследствии Бальмонт, выражаясь обычным своим вычурным слогом, - Мои первые шаги, вы были первыми весенними песнями птиц, были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны неведомому Морю и высокое Солнце владеет всем…»

Слайд 4

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.

Слайд 5

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор.

Слайд 6

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море

Слайд 7

И пышный цвет долин.

Слайд 8

Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

Слайд 9

Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.

Слайд 10

Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

Слайд 11

Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.

Слайд 12

Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.

Слайд 13

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце, А если день погас,

Слайд 14

Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Слайд 15

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведёт по пути золотому,

Слайд 16

Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом.

Слайд 17

Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Слайд 18

Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы,

Слайд 19

Воздух прозрачный и всё золотое.

Слайд 20

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты!

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Будем как Солнце, оно - молодое. В этом завет Красоты!

Слайд 24

Бальмонта нередко причисляли к революционно настроенной молодежи, хотя, скорее всего, он был просто увлекающимся бунтарем, принимавшим участие в стихийных студенческих волнениях. Однако «неосторожные высказывания» о существующей власти служили поводом исключения его из гимназии и московского университета.

Слайд 25

Бальмонт несколько раз пытается получить специальность юриста, но вскоре понимает, что хочет серьёзно заниматься литературой. В 23 года он расстаётся с женой. Тяжело переживая разрыв, временами впадая в тяжёлую депрессию, он пытается совершить самоубийство, выбросившись из окна. Родные определяют его на длительное лечение. Лечение пошло на пользу, и Бальмонт полностью уходит в творчество.

Слайд 26

Издаётся несколько сборников стихов, о которых сочувственно отозвался В. Короленко, однако критики и читатели их не приняли. Но успех Бальмонту приносят блестящие переводы Ибсена, Байрона, Шелли, Лопе де Вега, Эдгара По и других поэтов и прозаиков. С середины 1890-х гг. Бальмонт занимает одно из ведущих мест в русском символизме, особенно после выпуска сборников «Под северным небом», «В безбрежности» и «Тишина». Он становится понятнее и ближе читателям. Его воспринимают как новатора, преобразователя стихотворных форм. Бальмонт в творчестве словно проходит два этапа. Неясное томление, фантазии, отход от реальности, а затем внезапное превращение в активную, революционную личность. Это особенно ярко выразилось в его «Лирике современной души» и сборнике «Будем как Солнце».

Слайд 27

Однако в 1905 г. в творчестве Бальмонта, по словам Блока, происходит «перелом». На протяжении 12 лет, с 1905 по 1917 год, выходит несколько сборников его стихов: «Литургия красоты», «Птицы в воздухе», «Хоровод времён, «Зарево Зорь», «Ясень. Видение древа», «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). Но все его произведения встречаются более чем прохладно. Бальмонт подсознательно чувствует это и, чтобы набраться новых впечатлений, решает отправиться в путешествие. Еще в 1896-1897 гг. он посетил почти все европейские страны. В 1905 г. – Америку. В 1906-1913 гг. Бальмонт побывал в Египте, Африке, Австралии, Новой Зеландии, Полинезии, Цейлоне, Индии, Новой Гвинее, Канарских и Балеарских островах. В 1916 г. Бальмонт едет в Японию. Посещая различные страны, он изучает местные легенды, мифы и новые языки. Сам Константин Дмитриевич считал, что знает не менее 15 языков. Творчество народов мира вдохновляет его, и он с упоением занимается созданием очерков и новых поэтических сборников, в основу которых положены древние письменные источники. Например, индейские мифы вошли в книгу «Змеиные цветы», воспоминания о Египте – в книгу «Край Озириса», образы сказочной Океании воплотились в сборник стихов «Белый зодчий. Таинство четырёх светильников». Необходимо отметить, что переводы делались Бальмонтом с подлинников. Не особенно заостряя своё внимание на точности перевода, он стремился донести до читателей «дух подлинника». Не забывал поэт и о своей родине: Волга, Урал, Сибирь. Впервые побывав в Грузии в 1914 г. Бальмонт изучает грузинский язык, чтобы перевести поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942

Слайд 2

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Дед поэта был морским офицером, отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907) служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала - коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец - председателем уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и не была чужда некоторого вольнодумства: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Слайд 3

Первые десять лет жизни прошли в деревне. Всю жизнь Бальмонт с любовью вспоминал Гумнищи и родной край. В 1907 году он писал: «Я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озёра, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрёма, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник - и сколько - и сколько ещё! «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, - писал впоследствии Бальмонт, выражаясь обычным своим вычурным слогом, - Мои первые шаги, вы были первыми весенними песнями птиц, были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны неведомому Морю и высокое Солнце владеет всем…»

Слайд 4

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.

Слайд 5

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор.

Слайд 6

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море

Слайд 7

И пышный цвет долин.

Слайд 8

Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

Слайд 9

Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.

Слайд 10

Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.

Слайд 11

Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто.

Слайд 12

Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то.

Слайд 13

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце, А если день погас,

Слайд 14

Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!

Слайд 15

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведёт по пути золотому,

Слайд 16

Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом.

Слайд 17

Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Слайд 18

Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы,

Слайд 19

Воздух прозрачный и всё золотое.

Слайд 20

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты!

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Будем как Солнце, оно - молодое. В этом завет Красоты!

Слайд 24

Бальмонта нередко причисляли к революционно настроенной молодежи, хотя, скорее всего, он был просто увлекающимся бунтарем, принимавшим участие в стихийных студенческих волнениях. Однако «неосторожные высказывания» о существующей власти служили поводом исключения его из гимназии и московского университета.

Слайд 25

Бальмонт несколько раз пытается получить специальность юриста, но вскоре понимает, что хочет серьёзно заниматься литературой. В 23 года он расстаётся с женой. Тяжело переживая разрыв, временами впадая в тяжёлую депрессию, он пытается совершить самоубийство, выбросившись из окна. Родные определяют его на длительное лечение. Лечение пошло на пользу, и Бальмонт полностью уходит в творчество.

Слайд 26

Издаётся несколько сборников стихов, о которых сочувственно отозвался В. Короленко, однако критики и читатели их не приняли. Но успех Бальмонту приносят блестящие переводы Ибсена, Байрона, Шелли, Лопе де Вега, Эдгара По и других поэтов и прозаиков. С середины 1890-х гг. Бальмонт занимает одно из ведущих мест в русском символизме, особенно после выпуска сборников «Под северным небом», «В безбрежности» и «Тишина». Он становится понятнее и ближе читателям. Его воспринимают как новатора, преобразователя стихотворных форм. Бальмонт в творчестве словно проходит два этапа. Неясное томление, фантазии, отход от реальности, а затем внезапное превращение в активную, революционную личность. Это особенно ярко выразилось в его «Лирике современной души» и сборнике «Будем как Солнце».

Слайд 27

Однако в 1905 г. в творчестве Бальмонта, по словам Блока, происходит «перелом». На протяжении 12 лет, с 1905 по 1917 год, выходит несколько сборников его стихов: «Литургия красоты», «Птицы в воздухе», «Хоровод времён, «Зарево Зорь», «Ясень. Видение древа», «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). Но все его произведения встречаются более чем прохладно. Бальмонт подсознательно чувствует это и, чтобы набраться новых впечатлений, решает отправиться в путешествие. Еще в 1896-1897 гг. он посетил почти все европейские страны. В 1905 г. – Америку. В 1906-1913 гг. Бальмонт побывал в Египте, Африке, Австралии, Новой Зеландии, Полинезии, Цейлоне, Индии, Новой Гвинее, Канарских и Балеарских островах. В 1916 г. Бальмонт едет в Японию. Посещая различные страны, он изучает местные легенды, мифы и новые языки. Сам Константин Дмитриевич считал, что знает не менее 15 языков. Творчество народов мира вдохновляет его, и он с упоением занимается созданием очерков и новых поэтических сборников, в основу которых положены древние письменные источники. Например, индейские мифы вошли в книгу «Змеиные цветы», воспоминания о Египте – в книгу «Край Озириса», образы сказочной Океании воплотились в сборник стихов «Белый зодчий. Таинство четырёх светильников». Необходимо отметить, что переводы делались Бальмонтом с подлинников. Не особенно заостряя своё внимание на точности перевода, он стремился донести до читателей «дух подлинника». Не забывал поэт и о своей родине: Волга, Урал, Сибирь. Впервые побывав в Грузии в 1914 г. Бальмонт изучает грузинский язык, чтобы перевести поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Константин Дмитриевич Бальмонт. Жизнь и творчество" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 г. в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика-дворянина. Обучение начал в гимназии г. Шуя, но в 1884 г. был исключен за принадлежность к молодежному кружку, члены которого занимались распространением нелегальной литературы. Окончил гимназию в г. Владимире. В 1886 г. поступил в Московский университет на юридический факультет, однако вскоре за участие в студенческом движении был исключен и сослан в провинциальную Шую.

К. Бальмонт в детстве

Слайд 3

Слайд 4

В конце 1880-х гг. Бальмонт переживал нервное расстройство, вызванное неудачной женитьбой и бытовыми неурядицами. Выход его первой книги юношеских стихов в марте 1890 г. (Ярославль), жесткая и недоброжелательная критика ярославского сборника только усугубили душевный кризис. Тогда же, в марте, Бальмонт предпринимает попытку самоубийства и уничтожает большую часть тиража изданной книги стихов.

Слайд 5

В течение трех-четырех последующих лет Бальмонт много работает в области литературного перевода (он переводит труды по истории итальянской и скандинавской литературы). В 1894 г. судьба сводит его с В. Брюсовым и другими символистами. С 1894 г. один за другим выходят сборники его стихов: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Песни мстителя»(1907). Вершиной творчества и популярности Бальмонта были 1890-1900 гг. В это время его слава как поэта достигла апогея, имя его было известно не только в России, но и за ее пределами.

Слайд 6

Бальмонт - «старший символист», выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Его лирический герой стремится проникнуться «безбрежностью» мира, слиться с его бесконечностью и «мимолетностью» одновременно, ощутить движение каждого мгновения, каждой стихии. Ранние стихотворения Бальмонта еще не вполне самостоятельны. Они несут на себе заметную печать воздействия лириков конца века (Фета, Апухтина, раннего Фофанова). Временами появляются мотивы «тяжкой скорби», «бесконечной печали», порожденные созерцанием «страданий людских». Это общеромантические мотивы, и реализуются они в привычных образах романтической поэтики.

Слайд 7

Главное, что определило характер всей лирики Бальмонта, - преданность мечте, отчужденность от людей, реализуемые особым музыкальным звучанием стиха. Поэзии Бальмонта присуща удивительная музыкальность и красочность, цвет и звук в его стихах придают особую неповторимую импрессионистичность художественным образам. Как и многие другие символисты, Бальмонт исповедовал культ красоты, его красота - перворожденная стихия, то демоническая, темная, то ангельски светлая, но всегда живая, трепетно живая и вольная, неподвластная рациональному рассудку стихия.

Слайд 8

Бальмонт резко и демонстративно выдвинул на первый план свое лирическое «я» в многообразии его перевоплощений, но и во всей его замкнутости и отчужденности от реалий настоящего. Эта черта и обеспечила ему одно из первых мест среди представителей «новой поэзии». Он не описывает и не повествует, он хочет увидеть мир сквозь богатство и многообразие своих личных впечатлений и настроений. Такова была общая тенденция поэзии русского символизма, и Бальмонт выразил ее глубже и полнее других. Вместе с тем именно Бальмонту был присущ больший по сравнению с другими поэтами-символистами демократизм, он чутко отзывался на социальные и политические события начала XX века. В основе этих качеств поэзии лежали личные качества Бальмонта-человека: жизнелюбие, гуманизм, умение сопереживать.

Слайд 9

Слайд 10

В 1930-е гг. Бальмонт жил в предместье Парижа и испытывал нужду еще более страшную, чем другой русский поэт, близкий друг Бальмонта - Марина Цветаева. В этот период он стал подвержен приступам тягостной депрессии с признаками душевного заболевания. Отрешенный от действительности, Бальмонт погружался в мир фантазий и грез, где пытался найти исцеление от душевной тоски и недуга. Бальмонт скончался в оккупированной немецкими войсками Франции, в маленьком городке Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Анализ произведения “Я буду ждать” Оно входило в сборник «Горящие здания» . В книгу вошли 131 стихотворение, написанные в основном осенью и зимой 1899 года. Сборник разбит на несколько разделов, стихотворения каждого из которых объединены тематикой и настроением. Это стихотворение из части "Ангелы опальные". В этот момент Бальмонт уже был влюблён в Екатерину Алексеевну Андрееву, вскоре она стала его женой. Поэт быстро увлёкся ею, но долго не встречал взаимности. И возможно, оно как раз о его чувствах к ней. Ранние сборники Бальмонта - среднее между символизмом и импрессионизмом. Философия мига, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего мгновения, лежащая в основе импрессионистического искусства, сформировала творческую манеру Бальмонта. В том поэтическом мире, который он создавал, все подвижно, бегло и зыбко, все соткано из летучих мимолетных впечатлений, безотчетных восприятия, неотчетливых ощущений.

    Слайд 9

    Описание слайда:

    «Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе… Вольно подчиняться смене всех желаний - вот завет. Вместить в каждый миг всю полноту бытия - вот цель… Он всегда говорит лишь о том, что есть, а не о том, что было… Заглянуть в глаза женщины - это уже стихотворение, закрыть свои, глаза другое… Придорожные травы, смятые “невидевшим, тяжелым колесом“, могут стать многозначительным символом всей мировой жизни» , - писал Брюсов об этом методе в лирике Бальмонта. А это сам Бальмонт писал о символизме: “Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители. Реалисты охвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту... " . В итоге, если учитывать, что содержательная сторона стиха у Бальмонта (в отличие от остальных символистов) существует, и оно всё-таки о конкретной женщине, то коротко - в те моменты, когда она рядом, он ею любуется, тянется к ней и хотел бы быть с нею близок, и эти мгновения с ней - для него единственная истина (жизнь вокруг, другая жизнь, есть, но она как бы перестаёт существовать, теряет смысл, забывается) . нет прошлого и будущего, есть только мгновение встречи, которое дарит чувства, манит, обещает "здесь и сейчас", Поэтому "всегда" поэта -не "не всю жизнь до дряхлой старости", а "всегда" - это возвышенно непонятно до какого срока, под вдохновением от момента, без какого-либо ощущения реальности. А строчка про смерть тоже вполне содержательна, потому что в 1890 году он первый раз пытался покончить с собой (был потом и ещё один) - выбросился из окна, покалечился, но остался жив. Год, проведённый в постели, стал началом его поэтической карьеры - он осознал себя поэтом (до этого он имел другие приоритеты и цели в жизни) . Он опять здесь мысли "от себя" -её появление в его жизни - это для него новое обещание смерти или источник неизмеримого вдохновения? Риторический вопрос, потому что для поэта-импрессиониста это не имеет никакого смысла. «Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе… Вольно подчиняться смене всех желаний - вот завет. Вместить в каждый миг всю полноту бытия - вот цель… Он всегда говорит лишь о том, что есть, а не о том, что было… Заглянуть в глаза женщины - это уже стихотворение, закрыть свои, глаза другое… Придорожные травы, смятые “невидевшим, тяжелым колесом“, могут стать многозначительным символом всей мировой жизни» , - писал Брюсов об этом методе в лирике Бальмонта. А это сам Бальмонт писал о символизме: “Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители. Реалисты охвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту... " . В итоге, если учитывать, что содержательная сторона стиха у Бальмонта (в отличие от остальных символистов) существует, и оно всё-таки о конкретной женщине, то коротко - в те моменты, когда она рядом, он ею любуется, тянется к ней и хотел бы быть с нею близок, и эти мгновения с ней - для него единственная истина (жизнь вокруг, другая жизнь, есть, но она как бы перестаёт существовать, теряет смысл, забывается) . нет прошлого и будущего, есть только мгновение встречи, которое дарит чувства, манит, обещает "здесь и сейчас", Поэтому "всегда" поэта -не "не всю жизнь до дряхлой старости", а "всегда" - это возвышенно непонятно до какого срока, под вдохновением от момента, без какого-либо ощущения реальности. А строчка про смерть тоже вполне содержательна, потому что в 1890 году он первый раз пытался покончить с собой (был потом и ещё один) - выбросился из окна, покалечился, но остался жив. Год, проведённый в постели, стал началом его поэтической карьеры - он осознал себя поэтом (до этого он имел другие приоритеты и цели в жизни) . Он опять здесь мысли "от себя" -её появление в его жизни - это для него новое обещание смерти или источник неизмеримого вдохновения? Риторический вопрос, потому что для поэта-импрессиониста это не имеет никакого смысла.

    Слайд 2

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии.Отецпредседатель земской управы в гор Шуе Владимирской губернии., помещик. Мать очень много делала в своей жизни для распространения культурных идей в глухой провинции, и в течение многих лет устраивала в Шуе любительские спектакли и концертыПо семейным преданиям, предками Бальмонта были какие-то шотландские или скандинавские моряки, переселившиеся в Россию. Фамилия Бальмонт очень распространенная в Шотландии. Дед Бальмонта, со стороны отца, был морской офицер принимал участие в Русско-Турецкой войне и заслужил личную благодарность Николая Первого своей храбростью. Предки его матери (урожденная Лебедева) были татары. Родоначальником был князь Белый Лебедь Золотой Орды. Быть может, этим отчасти можно объяснить необузданность и страстность, которые всегда отличали мою и которые Бальмонт от нее унаследовал, также как и весь свой душевный строй. Отец матери (тоже военный, генерал) писал стихи, но не печатал их. Все сестры матери (их много) писали стихи, но не печатали их. Мать тоже писала и пишет, но не стихи, а заметки и небольшие статьи, в провинциальных газетах.

    Слайд 3

    Учился в Шуйской гимназии. Из 7-го класса в 1884 году был исключен, по обвинению в государственном преступлении (принадлежал к революционному кружку), но через два месяца был принят во Владимирскую гимназию, где кончил курс, прожив, как в тюрьме, полтора года под надзором классного наставника, в квартире которого ему было приказано жить. "Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему."Затем, в 1886 году поступил в Московский университет, на юридический факультет. Науками юридическими занимался весьма мало, но усиленно изучал немецкую литературу и историю Великой французской революции. В 1887 году, как один из главных организаторов студенческих беспорядков, был привлечен к университетскому суду, исключен, и после трехдневного тюремного заключения выслан в Шую. Через год снова был принят в Московский университет. Вышел из университета через несколько месяцев, благодаря нервному расстройству. Через год поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Снова вышел через несколько месяцев и более уже не возвращался к казенному образованию. Своими знаниями (в области истории, философии, литературы и филологии) обязан только себе. Впрочем, первый и сильный толчок дан был Бальмонту его старшим братом, который очень увлекался философией и умер 23-х лет в помешательстве (религиозная мания). В юности более всего увлекался общественными вопросами. "Мысль о воплощении человеческого счастья на земле мне и теперь дорога. Но теперь меня всецело поглощают вопросы искусства и религии."

    Слайд 4

    Начало литературной деятельности было сопряжено со множеством мучении и неудач. В течение 4-х или 5-ти лет ни один журнал не хотел печатать Бальмонта. Первый сборник его стихов, который он сам напечатал в Ярославле (правда, слабый), не имел, конечно, никакого успеха, 1-й его переводной труд (книга норвежского писателя Генрика Неира о Генрике Ибсене) была сожжена цензурой. Близкие люди своим отрицательным отношением значительно усилили тяжесть первых неудач. Дальнейшие работы, переводы Шелли, сборник "Под северным небом", переводы Эдгара По имели значительный успех. Участвовал почти во всех главных журналах. Самыми замечательными событиями своей жизни считал те внутренние внезапные просветы, которые открываются иногда в душе по поводу самых незначительных внешних фактов. "Я затрудняюсь поэтому отметить как более "значительные" какие-либо события из личной жизни. Однако попытаюсь перечислить. Впервые сверкнувшая, до мистической убежденности, мысль о возможности и неизбежности всемирного счастья (семнадцати лет, когда однажды во Владимире, в яркий зимний день, с горы я увидел вдали чернеющий длинный мужицкий обоз).

    Слайд 5

    Прочтение "Преступления и наказания" (16-ти лет) и в особенности "Братьев Карамазовых" (17-ти лет). Эта последняя книга дала мне больше, чем какая-либо книга в мире. Первая женитьба (21 года, через 5 лет развелся). Вторая женитьба (28 лет). Самоубийства нескольких моих друзей во время моей юности. Моя попытка убить себя (22-х лет), бросившись через окно на камни с высоты третьего этажа (разные переломы, годы лежания в постели и потом небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности). Писание стихов (первые в возрасте 9-ти лет, затем 17, 21). Многочисленные путешествия по Европе (особенно поразила Англия, Испания и Италия)."Псевдонимы: Гридинский (в журнале Ясинского «Ежемесячные сочинения») и Лионель (в «Северных цветах»).

    Слайд 6

    Константин Дмитриевич Бальмонт - один из самых знаменитых поэтов своего времени в России, самый читаемый и почитаемый из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. Создавались кружки бальмонтистов и бальмонтисток, которые пытались подражать ему и в жизни, и в поэзии. В 1896 году Брюсов уже пишет о «школе Бальмонта», причисляя к ней М. Лохвицкую и еще нескольких небольших поэтов. «Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, созвучиями,и самую сущность его поэзии». Не случайно многие поэты посвящали ему свои стихотворенияМ. Лохвицкая, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин, С. Городецкий и др. Все они видели в нем, прежде всего, «стихийного гения», «вечно вольного, вечно юного» Ариона, обреченного стоять «где-то там на высоте» и полностью погруженного в откровения своей бездонной души.О, кто из нас в лирические бури Бросался, наг, как нежный Лионель?.. М. Лохвицкая и К. Бальмонт.

    Слайд 7

    Брюсов находил объяснение и оправдание житейскому поведению Бальмонта в самой природе поэзии: «Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее переживать, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином». Но существовала и зеркальная точка зрения, пытавшаяся объяснить творчество поэта через его личную жизнь: «Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагическую искренность своих лирических движений и своих лозунгов». Многие известные художники писали портреты Константина Дмитриевича Бальмонта, среди них были: М. А. Дурнов (1900), В. А. Серов (1905), Л. О. Пастернак (1913). Но, пожалуй, живее схвачены образ поэта, его манера поведения, привычки в словесных портретах Бальмонта. Одну из самых подробных его внешних характеристик оставил Андрей Белый: «Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространства попадает Бальмонт на землюв салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевает пенснэ и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испугвсе это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию порой излучает это лицо!» В. А. Серов. Портрет Бальмонта

    Посмотреть все слайды