Энциклопедия "сибиряки".  Воротилкин Алексей Валерьевич, вице-президент ОАО «РЖД Говорят, что вы поклонник горных лыж…

Все эти годы на железнодорожном транспорте шли реформы. Была создана компания «РЖД», а затем внутри неё сформировались основные бизнес-блоки. Многое изменилось и в локомотивном комплексе - структура, стратегия развития и управления. Чем живёт сегодня служба тяги, какие проблемы решает - об этом наш разговор.

Алексей Воротилкин, вице-президент ОАО «РЖД»

- Алексей Валерьевич, что сегодня собой представляет локомотивный комплекс? Какие кардинальные перемены произошли в нём?

Уходящий год для нас - очень важный рубеж. Сегодня можно с уверенностью сказать, что начатая в 2009 году реформа завершена, сформирована структура, логика внутренних связей и финансовая модель локомотивного комплекса. Ещё многое нужно сделать, но это уже скорее тонкая настройка созданного механизма.
Самое важное то, что кардинальным образом изменилась вся работа локомотивного комплекса. Но произошло это не за год, тому предшествовала как минимум пятилетняя работа. После принятия правительством решений о реформировании всей отрасли и создания ОАО «РЖД» реформаторских идей было много. С одной стороны, нужно было уйти от всех догм, устоявшихся ещё со времён Наркомата путей сообщения, а с другой - предыдущие поколения заложили много хороших традиций, и хотелось их сохранить.
Мы начали работу с тщательного анализа, с определения всех преимуществ и недостатков. Главный минус был в том, что не были определены границы ресурсных возможностей. Вся прибыль и издержки варились в общем котле, раньше было даже такое выражение: расходы «сидят на колесе». Так оно и катилось испокон века. Очень сильна была административная система. Но сознание людей, переживших перестройку, изменилось очень сильно, пришло другое поколение, с другим мировоззрением. Вот тогда и появилось понимание, что необходимы кардинальные преобразования, что тяговое хозяйство надо разделить на ремонтную и эксплуатационную составляющие, что надо понимать механизм затрат, чтобы точечно им управлять.
В результате структура локомотивного комплекса была выстроена следующим образом. Дирекция тяги стала единым центром ответственности за предоставление локомотивов и локомотивных бригад и является балансодержателем тягового подвижного состава. А Дирекция по ремонту локомотивов остаётся балансодержателем зданий, сооружений, машин и оборудования ремонтных локомотивных депо. Кроме этого, последняя взяла на себя роль поставщика услуг по ремонту и обслуживанию устройств безопасности и микропроцессорных систем. Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства ПКБ ЦТ - это центр инженерного обеспечения, анализа и методологии. Ответственность за текущее обслуживание и ремонт локомотивов лежит на сервисных компаниях - ООО «ТМХ-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис», а за средний и заводской ремонт - на локомотиворемонтных заводах ОАО «Желдорреммаш». А локомотивостроительные заводы заняты производством локомотивов, внедрением новых инженерных решений, технологий и материалов.
Сегодня локомотивный комплекс - это система самостоятельных единиц, объединённых логикой договорных отношений. И создано главное - бюджетное управление всем этим процессом, независимо от формы подчинённости и собственности. Начальник дирекции, подписывая каждый день финансовые документы, управляет всеми этими структурами не силой приказа, не администрированием, а через деньги. Когда за не выполненную или плохо сделанную работу не платишь - эффект совершенно другой, чем от приказа о дисциплинарном взыскании. Это совершенно новая форма управления в системе РЖД.

- И, несомненно, действенная: подпись на платёжном документе гораздо более весома, нежели все уговоры и приказы. Но как этот способ управления реализуется на практике?

- Приведу такой пример: тепловоз ТЭМ14 Людиновского завода не обеспечил заданные параметры. Вместо 20% экономии дизельного топлива в условиях реальной эксплуатации она составила только 6%. И мы прекратили закупку этих локомотивов. И вот результат: за полгода их доработали, и со второй половины 2014-го мы снова эти машины покупаем. Или вот свежий пример: на Брянском заводе после обсуждения качества продукции было принято решение - не закупать ЭП20 в том количестве, которое планировалось. Это хороший локомотив, но надо довести его до такого технического состояния, которое позволит работать без брака в пассажирском движении. Новый подход позволяет нам влиять на качество. Так, заводы «Желдорреммаша» снизили процент отказа техники на 21%. Раньше, когда они входили в нашу структуру, мы платили до 2 млрд руб. за изношенные, аварийные или недостающие запчасти. А в этом году потратили чуть больше 300 млн руб. Финансовые механизмы гораздо быстрее и строже дисциплинируют всех участников процесса. Они применимы и к нам самим, когда по вине локомотивных бригад нарушается технология эксплуатации и нам предъявляют денежные претензии.

- А как изменились технологии работы локомотивного хозяйства? И удаётся ли вам сегодня обеспечивать тягой потребности в перевозках?

Среди главных достижений текущего года следует отметить переход на полигонные технологии работы локомотивов и локомотивных бригад. Мы создали на сети дорог пять центров управления тяговыми ресурсами. Это позволило обеспечить потребности в перевозках и при этом сэкономить количество используемых локомотивов и локомотивных бригад. Непроизводительные потери сократились на 1,7 млн часов, или 191,8 млн руб., а сверхурочная работа снизилась на 5,2 млн часов, или 1496,5 млн руб.
Новая технология даёт большой эффект. Если раньше локомотив проходил в сутки всего 300-400 км, потому что крутился в границах дороги, то теперь на полигонах он проходит в среднем за те же сутки 1200 км. Да и локомотивы теперь можно закупать не из расчёта «поделить на всех», а исходя из потребностей полигона. В результате электровозы серии 2ЭС5К, работающие по системе многих единиц, успешно водят поезда массой 7100 тонн на всём протяжении Транссиба от Междуреченска до Смолянинова. «Ермаки» обеспечивают тягой весь Восточный полигон. Полностью модернизирован парк тепловозов 3ТЭ10, эксплуатирующихся на БАМе, путём замены дизелей 10Д100 на Д49. Парк локомотивов Урало-Сибирского полигона пополняется электровозами серии 2ЭС6 и 2ЭС10 «Гранит».

- В прежние годы большую тревогу вызывал большой износ локомотивного парка. Удалось ли остановить эту негативную тенденцию? Какие новые локомотивы позволят гарантированно обеспечить перевозки на перспективу?

Мы сумели преодолеть рост износа локомотивного парка. Если в последние годы по отдельным сериям локомотивов он достигал 80%, то теперь наступил перелом: по тепловозам этот показатель снизился до 68-69%, по электровозам - до 60%. Обновление парка идёт, и руководство компании в этом нас поддерживает. Уменьшать темпы износа позволяют также модернизация локомотивов с продлением срока службы и оптимизация парка. В этом году завершено формирование всей линейки локомотивов, которые нам необходимы для обеспечения любой перевозки в границах России. В парке РЖД насчитывается 20800 локомотивов, из них почти 11 тыс. тепловозов. Из общего числа 7 тыс. маневровых, остальные - магистральные. Что же касается новых локомотивов, то промышленность сегодня предлагает нам технику с совершенно новыми техническими параметрами. Недавно порадовал Брянский завод - он выпустил магистральный тепловоз 2ТЭ25АМ. У него улучшены все характеристики. А самое главное - он хорош тем, что построен в России. Отныне мы ни от кого не зависим, какие бы катаклизмы ни происходили в соседних странах.

- Локомотивный парк используется всё более интенсивно. Как это отразилось на показателях эксплуатационной работы? И какие изменения вызвало в самом локомотивном комплексе?

В текущем году среднесуточная производительность локомотива составила 1965 тыс. ткм. брутто, или 106,8% к плану, средний вес поезда - 3928 тонн, или 100,4% к плану. При этом не выполнен показатель участковой скорости - 99,7% к плану, или 37,6км/ч. Но она зависит от многих факторов, в том числе от пропускной способности участка, размеров движения, состояния пути. Парк используется интенсивно. Такая работа требует по-иному планировать строительство цехов эксплуатации и домов отдыха. Раньше появлялся пункт оборота, при нём был дом отдыха локомотивных бригад плюс реабилитационный центр. А сегодня мы строим АБК - административно-бытовые комплексы. Стоимость каждого составляет 300-350 млн руб., запускается такой комплекс за полтора года. Машинист там может после поездки помыться, переодеться и в цивильном виде отправиться домой. Раньше на дороге строили один АБК, а теперь ежегодно сдаётся несколько таких объектов. Недавно они были открыты в Ванине и Няндоме.

- Новые технологии требуют и новой модели кадровой политики. На чём она основана?

- Прежде всего меняется отношение к машинисту и в целом к локомотивным бригадам. Мы как-то подсчитали, что ответственность машиниста упоминается в 353 (!) инструкциях. Получается, не успел он выйти на работу - уже что-то нарушил. Будем это ломать. Сейчас действует правило: нарушил инструкцию - иди и учи. Для этого есть всё - кабинеты для техзанятий, тренажёры, а зачёты принимаются через специальную автоматизированную систему проверки знаний - АСПТ. Кстати, тренажёры создаются на базе той техники, которая эксплуатируется в данном депо.
Пора пересмотреть и один из главных элементов, на котором строится управление внутри локомотивного депо, - это машинисты-инструкторы и система колонн. Они не дают нужного эффекта, потому что всё поменялось. Инструктором часто становится молодой машинист с высшим образованием. С одной стороны, это вроде и правильно, но с другой - он уже не тот «отец родной», которому безоговорочно верили. Это просто иллюзия наставничества.
Сейчас проходит эксперимент: в каждой дирекции в одном из депо введена обезличенная система закрепления локомотивных бригад. А инструкторов разделили на машинистов-инспекторов и тех, кто должен обучать. Инспектор может проверить любую бригаду, его задача - выявить все нарушения, но за них машиниста не накажут, а заставят учиться. Учить будут другие - инженер по обучению, машинисты-инструкторы по тормозам и теплотехнике. Машинист может заниматься самоподготовкой или учиться дистанционно, но потом ему надо сдать зачёт. Даже на начальном уровне такая система даёт заметный эффект. Там, где этот эксперимент проводится, меньше нарушений, да и отношения в коллективах меняются к лучшему.
Что же касается наказаний, то я считаю, что нельзя человека лишать премии наперёд - до конца месяца, получается, он ещё не работал, а его уже наказали. Можно наказать только за ту поездку, в которой выявлено нарушение. Пора от такой репрессивной идеологии уходить. Но поощрительную систему приходится насаждать волевым методом. Сегодня в службе тяги существует 17 видов поощрений, не считая отраслевых и государственных наград. В этом году введена высшая награда Дирекции тяги - «Почётный работник», к ней полагается премия - 40 тыс. руб. Есть знаки «Лучший машинист» трёх степеней, это как орден Трудовой Славы.
И я хочу, чтобы на всю сеть прозвучало: требовательность - это не выговор человеку объявить, требовательность - это заставить его правильно выполнить работу.

- Вы говорите, что новая идеология тяжело внедряется. Но ведь её преимущества очевидны - это уважение к человеку труда, повышение престижа самой профессии машиниста, ведущей на железнодорожном транспорте. Кто этому может противиться?

Сопротивляется старая административная система, мешает сила привычки на местах. Легче ведь человека наказать, чем научить, выговор объявил - вроде свою руководящую задачу выполнил. Но ситуация понемногу меняется. Если за 11 месяцев 2013 года было объявлено 23447 дисциплинарных взысканий, то в этом году - только 9101 (в два с лишним раза меньше!).
Избавляться от старых подходов будем во всём. Вы знаете, как локомотивщики воспринимают медкомиссию - боятся, что в рейс не пустит. Ежемесячно от работы отстраняют более тысячи человек - но медики ведь им жизнь спасают! Случись в рейсе у машиниста инфаркт или инсульт - под угрозу будет поставлена не только его собственная жизнь, но и безопасность движения. Поэтому мы дали указание: выявить самых придирчивых медиков и поощрить от дирекции ценным подарком. Потенциал машиниста выше, чем в других профессиях, и отношение к нему особое. Поэтому важно повысить его информированность о преобразованиях, которые происходят в локомотивном комплексе, и о том, какие решения принимает вертикаль управления. В связи с этим мы начинаем новый проект - выпуск газеты «Машинист» вместе с редакцией «Гудка». Название говорит само за себя - на кого оно больше ориентировано и какой статус мы придаём этой профессии. Нам нужен живой отклик, обратная связь. Хотелось бы, чтобы мы не только слышали друг друга, но и вели диалог. То, что делается сейчас для машиниста, не делалось никогда. Проходят слёты машинистов, встречи с президентом компании, где обсуждаются самые актуальные проблемы. Газета «Машинист» должна вести деловой конструктивный разговор обо всём, что волнует и руководителей любого звена, и рядовых тружеников.

- Ваше пожелание машинистам и всем работникам дирекции в новом году?

Желаю здоровья, благополучия вам и вашим близким, и пусть на «выходном» горит зелёный!

Президент ОАО «РЖД»

ЯКУНИН Владимир Иванович

Якунин Владимир

Президент ОАО «РЖД»

Президент ОАО «РЖД»

ЯКУНИН Владимир Иванович

В 1972 г. окончил Ленинградский механический институт, доктор политических наук. С октября 2000 г. - заместитель Министра транспорта Российской Федерации; с февраля 2002 г. - первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с октября 2003 г. - ; с июня 2005 г. - президент ОАО «РЖД». Якунин В. И. является председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, председателем-основателем МОФ «Диалог цивилизаций», сопрезидентом Ассоциации «Франко-российский диалог», научным руководителем и председателем Попечительского совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН, заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, председателем Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!», членом Попечительского совета Фонда «Русский мир», членом Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, председателем комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре, приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики, почетным доктором Дипломатической академии МИД России, председателем Международного союза железных дорог (МСЖД), председателем Совета директоров Gefco.

Морозов Вадим

Первый вице-президент ОАО «РЖД»

МОРОЗОВ Вадим Николаевич

Родился в 1954 г.
В 1977 г. окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог», кандидат технических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1971 г. С июня 2000 г. - первый заместитель начальника Московской железной дороги; с февраля 2002 г. - первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с октября 2003 г. - Министр путей сообщения Российской Федерации; с июля 2004 г. - исполнительный директор НПФ «Благосостояние»; с августа 2005 г. - первый вице-президент ОАО «РЖД».

Мишарин Александр

Первый вице-президент ОАО «РЖД»

Первый вице-президент ОАО «РЖД»

МИШАРИН Александр Сергеевич

Родился в 1959 Г.
Окончил Уральский государственный университет путей сообщения в 1981 г. по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта», в 1997 г. - по специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», кандидат экономических наук, доктор технических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1981 г. С июля 1998 г. - заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с июля 2000 г. - первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с февраля 2002 г. - заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с мая 2002 г. - начальник Свердловской железной дороги; с мая 2004 г. - директор Департамента комплексного развития инфраструктуры Министерства транспорта Российской Федерации; с июня 2004 г. - заместитель Министра транспорта Российской Федерации; с марта 2009 г. - директор Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации; с ноября 2009 г. - губернатор Свердловской области; с декабря 2012 г. - первый вице-президент ОАО «РЖД».

Гапанович Валентин

ГАПАНОВИЧ Валентин Александрович

Родился в 1955 г.
В 1992 г. окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте». Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1974 г. С января 1998 г. - заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги; с ноября 2000 г. - главный инженер Октябрьской железной дороги; с ноября 2003 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с июня 2008 г. - старший вице-президент ОАО «РЖД».

Михайлов Вадим

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

МИХАЙЛОВ Вадим Валерьевич

Родился в 1969 г.
В 1992 г. окончил Государственную финансовую академию по специальности «Финансы и кредит». С мая 2001 г. - директор отдела банковского аудита ЗАО «Артур Андерсен»; с апреля 2003 г. - директор, генеральный директор ООО «Эрнст энд Янг - бизнес консультирование». С сентября 2009 г. - старший вице-президент ОАО «РЖД».

Решетников Валерий

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

РЕШЕТНИКОВ Валерий Ильич

Родился в 1952 г.
В 1975 г. окончил Ленинградский электротехнический институт по специальности «Автоматизированные системы управления», инженер - системотехник. С июля 2000 г. - заместитель председателя правления ОАО «Балтонэксим Банк»; с февраля 2002 г. - начальник ГУ «Управление экономической защиты МПС России»; с октября 2003 г. - начальник Департамента безопасности ОАО «РЖД»; с августа 2004 г. - советник генерального директора ОАО «Северстальтранс»; с сентября 2005 г. - советник президента ОАО «РЖД»; с марта 2007 г. - вице-президент ОАО «РЖД», с марта 2010 г. - старший вице-президент ОАО «РЖД».

Крафт Галина

Главный бухгалтер ОАО «РЖД»

Главный бухгалтер ОАО «РЖД»

Родилась в 1950 г.
В 1973 г. и 1983 г. окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» и «Экономика и организация железнодорожного транспорта» соответственно. Доктор экономических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1973 г. С ноября 2003 г. - вице-президент ОАО «РЖД» - начальник Департамента инвестиционной деятельности; с августа 2005 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с декабря 2005 г. - главный бухгалтер ОАО «РЖД».

Епифанцев Сергей

Родился в 1953 г.
В 1975 г. окончил Уфимский авиационный институт по специальности «Электрические машины и аппараты», доктор социологических наук, кандидат психологических наук. С октября 2000 г. - заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Южном федеральном округе; с мая 2004 г. - главный федеральный инспектор по Ростовской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе; с декабря 2008 г. - советник президента ОАО «РЖД»; с апреля 2009 года по февраль 2012 г. - статс-секретарь - вице-президент ОАО «РЖД».

Мещеряков Анатолий

Статс-секретарь - вице-президент ОАО «РЖД»

Статс-секретарь - вице-президент ОАО «РЖД»

МЕЩЕРЯКОВ Анатолий Анатольевич

Родился в 1966 г.
В 1988 г. окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище по специальности «Авиационное радиоэлектронное оборудование», в 1998 г. - Институт современного бизнеса по специальности «Финансы и кредит», кандидат технических наук. С января 2004 г. - заместитель генерального директора по внешним связям, директор по внешним связям - руководитель Департамента по внешним связям, директор по управлению персоналом и внешним связям, первый заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг»; с декабря 2011 г. - старший советник президента ОАО «РЖД»; с февраля 2012 г. - статс-секретарь - вице-президент ОАО «РЖД».

Акулов Михаил

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

АКУЛОВ Михаил Павлович

Родился в 1960 г.
В 1982 г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта». На железнодорожном транспорте работает с 1982 г. С декабря 2000 г. - начальник Юго-Восточной железной дороги; с мая 2002 г. - заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с декабря 2003 г. - первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с марта 2004 г. - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации; с декабря 2005 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с июля 2009 г. - вице-президент ОАО «РЖД» - генеральный директор Федеральной пассажирской дирекции. С ноября 2009 г. - генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания».

Атьков Олег

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

АТЬКОВ Олег Юрьевич

Родился в 1949 г.

В 1973 г. окончил Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова по специальности «Лечебное дело», доктор медицинских наук, профессор. Герой Советского Союза. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. С мая 2002 г. - руководитель Департамента здравоохранения МПС России; с октября 2003 г. - начальник Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД»; с августа 2005 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

БАБАЕВ Салман

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

Родился в 1955 г.
В 1978 г. окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог». Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1978 г. С февраля 2001 г. - заместитель начальника Московской железной дороги; с февраля 2002 г. - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания; с ноября 2002 г. - начальник Приволжской железной дороги; с ноября 2003 г. - вице-президент ОАО «РЖД» - генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания; с августа 2005 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с октября 2007 г. - генеральный директор ОАО «Первая грузовая компания», советник президента ОАО «РЖД» по совместительству; с марта 2011 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Бобрешов Александр

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

БОБРЕШОВ Александр Сергеевич

Родился в 1965 г.
В 1988 г. окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «Приборостроение», инженер-механик. С апреля 2000 г. - генеральный директор ООО «Эксперт плюс»; с февраля 2004 г. - заместитель начальника, начальник Департамента безопасности ОАО «РЖД»; с августа 2005 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Воробьев Владимир

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

ВОРОБЬЕВ Владимир Борисович

Родился в 1949 г.
В 1978 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», кандидат технических наук. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1969 г. С июня 1998 г. - заместитель начальника Московской железной дороги; с июля 2002 г. - начальник Северо-Кавказской железной дороги; с декабря 2006 г. по июнь 2012 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Воротилкин Алексей

Вице-президент ОАО «РЖД» - начальник Дирекции тяги

Вице-президент ОАО «РЖД» - начальник Дирекции тяги

ВОРОТИЛКИН Алексей Валерьевич

Родился в 1961 г.
В 1988 г. окончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта», кандидат технических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1978 г. С июля 2001 г. - заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги; с сентября 2005 г. - начальник Восточно-Сибирской железной дороги; с июня 2008 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с февраля 2011 г. - вице-президент - начальник Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД».

Илларионов Алексей

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

ИЛЛАРИОНОВ Алексей Викторович

Родился в 1966 г.
В 1989 г. окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «Прикладная информатика». На железнодорожном транспорте работает с 2005 г. С ноября 2005 г. - начальник Департамента корпоративной информатизации; с марта 2007 г. - начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления; с ноября 2012 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Корнилов Георгий

Вице-президент ОАО «РЖД»

КОРНИЛОВ Георгий Викторович

Вице-президент ОАО «РЖД»

Родился в 1953 г.
Окончил в 1976 г. Одесский институт инженеров морского флота по специальности «Судовые машины и механизмы», инженер-механик. С сентября 1980 г. - служба на оперативных и руководящих должностях в органах КГБ СССР, ФСК, ФСБ России; с марта 2004 г. по ноябрь 2012 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Краснощек Анатолий

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

КРАСНОЩЕК Анатолий Анисимович

Родился в 1959 г.
В 1988 г. окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», инженер путей сообщения по управлению процессами перевозок на железнодорожном транспорте, кандидат экономических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1978 г. С сентября 2002 г. - заместитель начальника Октябрьской железной дороги по перевозкам; с июня 2004 г. - первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов; с марта 2005 г. - первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги; с июля 2008 г. - начальник Восточно-Сибирской железной дороги; с декабря 2011 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Салтанов Александр

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

САЛТАНОВ Александр Владимирович

Родился в 1946 г.
В 1970 г. окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «Международные отношения», специалист по международным отношениям, референт по странам Востока. Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации. С декабря 1992 г. - чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Иорданском Хашимитском Королевстве; с февраля 1999 г. - директор Департамента Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел России; с октября 2001 г. - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации; с мая 2011 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Тишанин Александр

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

ТИШАНИН Александр Георгиевич

Родился в 1966 г.

В 1993 г. окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», инженер путей сообщения по управлению процессами перевозок на железнодорожном транспорте, в 1999 г. - Уральский государственный университет путей сообщения по специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», экономист-менеджер. На железнодорожном транспорте работает с 1984 г. С апреля 2004 г. - начальник Восточно-Сибирской железной дороги; с сентября 2005 г. - губернатор Иркутской области; с сентября 2008 г. - вице-президент ОАО «РЖД», с марта 2012 г. по ноябрь 2012 г. - вице-президент ОАО «РЖД» - начальник Департамента безопасности движения.

Тони Олег

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

ТОНИ Олег Вильямсович

Родился в 1964 г.
В 1986 г. окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство», в 2003 г. - Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук. С марта 2004 г. - первый заместитель начальника, начальник Департамента капитального строительства ОАО «РЖД»; с апреля 2006 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Шайдуллин Шевкет

Вице-президент - начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»

Вице-президент - начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»

ШАЙДУЛЛИН Шевкет Нургалиевич

Родился в 1961 г.

В 1990 г. окончил Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление технической эксплуатацией локомотивов», кандидат технических наук. С сентября 2002 г. - начальник Горьковской железной дороги; с мая 2004 г. - начальник Свердловской железной дороги; с апреля 2007 г. - советник президента ОАО «РЖД»; с декабря 2008 г. - генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»; с февраля 2002 г. - начальник Куйбышевской железной дороги; с декабря 2012 г. - вице-президент - начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД».

Шаханов Дмитрий

Вице-президент ОАО «РЖД»

Вице-президент ОАО «РЖД»

ШАХАНОВ Дмитрий Сергеевич

Родился в 1961 г.
В 1988 г. окончил Академию МВД СССР по специальности «Правоведение», юрист. С ноября 1999 г. - заместитель генерального директора ОАО «Ленэнерго»; с октября 2005 г. - заместитель генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1»; с октября 2006 г. - заместитель директора, директор Росжелдорснаба; с апреля 2009 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Целько Александр

Вице-президент - начальник Западно-Сибирской железной дороги

Вице-президент - начальник Западно-Сибирской железной дороги

ЦЕЛЬКО Александр Витальевич

Родился в 1956 г.
В 1978 г. окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог», инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1978 г. С ноября 1999 г. - начальник Южно-Уральской железной дороги; с мая 2000 г. - заместитель, первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации; с февраля 2002 г. - начальник Западно-Сибирской железной дороги, с ноября 2012 г. - вице-президент ОАО «РЖД».

Бынков Вадим

Начальник Правового департамента ОАО «РЖД»

Начальник Правового департамента ОАО «РЖД»

БЫНКОВ Вадим Иванович

Родился в 1962 г.
В 1985 г. окончил Калининский государственный университет по специальности «Правоведение», юрист. С июня 2002 г. - начальник юридического департамента ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА»; с апреля 2004 г. - адвокат Адвокатского кабинета Бынкова В.И. Адвокатской палаты Тверской области; с октября 2005 г. - начальник Правового департамента ОАО «РЖД»; с декабря 2007 г. - статс-секретарь - начальник Правового департамента ОАО «РЖД»; с апреля 2009 г. - начальник Правового департамента ОАО «РЖД».

Гнедкова Ольга

Начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

Начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

ГНЕДКОВА Ольга Эдуардовна

Родилась в 1960 г.
В 1981 г. окончила Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук. На железнодорожном транспорте работает с 1981 г. С мая 2002 г. - заместитель начальника Московской железной дороги - начальник финансовой службы; с сентября 2004 г. - заместитель начальника Московской железной дороги по экономике и финансам; с ноября 2004 г. - начальник Департамента управления финансами ОАО «РЖД», с сентября 2005 г. - начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД».

Лапидус Борис

Старший советник президента ОАО «РЖД»

Старший советник президента ОАО «РЖД»

ЛАПИДУС Борис Моисеевич

Родился в 1947 г.
В 1973 г. и 1984 г. окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям «Электрификация железнодорожного транспорта» и «Экономика и организация на железнодорожном транспорте» соответственно. Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный экономист Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1967 г. С марта 1997 г. - начальник, руководитель Департамента экономики МПС России; с ноября 2003 г. - вице-президент ОАО «РЖД»; с августа 2005 г. - старший вице-президент ОАО «РЖД», с марта 2010 г. - генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта», старший советник президента ОАО «РЖД» по совместительству.

Михайлов Сергей

Начальник Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД»

Начальник Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД»

МИХАЙЛОВ Сергей Владимирович

Родился в 1971 г.
В 1993 г. окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «Международная журналистика», журналист-международник со знанием иностранного языка. Член Союза журналистов Российской Федерации. С июня 2004 г. - советник президента ОАО «РЖД»; с мая 2005 г. - начальник Департамента по связям с общественностью ОАО «РЖД»; с июля 2006 г. по сентябрь 2012 г. - начальник Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД».

Старостенко Владимир

Советник президента ОАО «РЖД»

Советник президента ОАО «РЖД»

СТАРОСТЕНКО Владимир Иванович

Родился в 1948 г.
В 1975 г. окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Эксплуатация железных дорог», инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. На железнодорожном транспорте работает с 1966 г. С февраля 1997 г. - начальник Западно-Сибирской железной дороги; с мая 1999 г. - Министр путей сообщения Российской Федерации; с сентября 1999 г. - начальник Западно-Сибирской железной дороги; с февраля 2002 г. - начальник Московской железной дороги; с ноября 2009 г. - советник президента ОАО «РЖД».

© Фото с сайта tomsk.fas.gov.ru

После отставки Владимира Якунина крупнейшую естественную монополию страны ждут перемены - государственные расходы на железнодорожное хозяйство могут быть подчинены интересам крупного бизнеса.

По данным СМИ, в топ-менеджменте РЖД уже идут отставки. Свои посты покидают вице-президент по корпоративной безопасности Александр Бобрешов, первый вице-президент Вадим Морозов, который курирует производственно-хозяйственную деятельность РЖД, и старший вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников.

При этом часть «якунинских» топ-менеджеров в условиях кадровой чистки в верхних эшелонах РЖД под руководством нового главы компании Олега Белозерова только упрочили свои позиции.

Разумеется, для успеха в такой нешуточной борьбе надо иметь крепкие тылы. И самые крепкие, пожалуй, у нынешнего начальника дирекции тяги и вице-президента РЖД Алексея Воротилкина. Он отвечает за все локомотивы и депо госкомпании, а также ведает распределением госсредств между подрядными фирмами.

Несмотря на авторитарный стиль руководства, недовольство подчиненных дисциплинарной политикой и плачевное состояние Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД), которую Воротилкин возглавлял с 2005 года, последние изменения позитивно сказались на карьерном росте железнодорожного «генерала». 1 сентября 2015 года он вместе с министром транспорта Максимом Соколовым поздравлял студентов в Иркутске, в то время как новый глава РЖД Олег Белозеров общался в Москве с учащимися МИИТа в компании профсоюзных деятелей.

Секрет успеха Воротилкина прост - имея хорошие связи с бизнесом еще со времен руководства ВСЖД и НП «Товаропроизводители и предприниматели Иркутска» (региональной лоббистской структурой по взаимодействию предпринимателей с ВСЖД), Воротилкин имел интерес ко многим частным проектам.

Сейчас самый крупный из них - строительство логистического центра и «сухого порта» в китайском Хуньчуне - на стыке границ Китая, КНДР и России. "Сухой порт" станет обрабатывать грузы, которые доставляются по железной дороге, - в Хуньчуне будет происходить их сортировка, таможенное оформление и формирование судовых партий. Затем грузы уже по российской дороге будут отправляться в новый порт «Зарубино». Инвестиции в проект составляют около $350 млн, а осуществляет его группа «Сумма», которой владеет бизнесмен Зиявудин Магомедов.

Магомедов известен в российском бизнесе с 1990-х годов. В 1995 году братья Магомедовы, Зиявудин и Магомед, купили банк «Диамант». Еще одним совладельцем стал двоюродный брат Магомедова Ахмед Билалов (тот самый, которого публично отчитал и уволил из «Олимпстроя» Владимир Путин из-за срыва сроков строительства горнолыжного трамплина и завышения его цены в 8 раз).

В 2001 году ЦБ отозвал лицензию у «Диаманта» за неоднократное нарушение законов о банковской деятельности. По данным Forbes, «Диамант» занимался незаконным обналичиванием, а председателем правления до 1999 года был Алексей Френкель, который сейчас отбывает 19-летний тюремный срок как заказчик убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.

В 2006 году компания «Славия», контролируемая Магомедовым, купила 76% акций «Якутгазпрома» за 628,5 млн рублей. Департамент экономической безопасности МВД России вынес постановление об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества по приобретению акций «Якутгазпрома», однако для участников сделки все закончилось без последствий.

Фирмы Магомедова также реконструировали Большой театр и давно ведут бизнес с «Транснефтью» - Магомедов является совладельцем Новороссийского порта, а также портов в Балтийске и Владивостоке, и крупнейшей дальневосточной транспортной компании FESCO. Магомедов со студенческих времен дружит с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем и сумел за время президентства Дмитрия Медведева многократно увеличить свое состояние за счет выгодных госконтрактов. Сейчас оно составляет 1,4 млрд долларов.

Однако портовый бизнес Магомедова постоянно испытывает сложности из-за железных дорог. Прежний глава РЖД Владимир Якунин фактически саботировал инвестиции в железнодорожные линии до Новороссийского порта на Черном море и Приморского порта на Балтике, в Ленинградской области. А железнодорожная ветка из Китая в порт Зарубино, по которой уже через пару лет Магомедов планирует перевозить до 40 млн тонн грузов в год, до сих пор одноколейная и неэлектрифицированная. О местном локомотивном парке лучше и не вспоминать. Амбициозный проект, который должен принести гигантские прибыли частной фирме, вновь на грани срыва из-за нехватки государственного финансирования железнодорожников.

В этой ситуации для Магомедова наилучший выход - продвигать своего человека поближе к новому руководителю РЖД. Кандидатура Алексея Воротилкина как опытного управленца и ветерана РЖД, сохранившего хорошие отношения с новым руководителем госкомпании, - наилучший вариант.

Ведь кто как не он при наличии полномочий может повернуть инвестиционные потоки РЖД в нужную сторону и стать «эффективным менеджером для одного». Тем более что опыт «гибкого» руководства ВСЖД у Воротилкина колоссальный. По данным СМИ и правоохранительных органов, менеджеры ВСЖД регулярно оказываются в центре скандалов вокруг железнодорожных лесных терминалов, нелегальных железнодорожных перевозок нефти и леса, контрабандных эшелонов с углем в соседний Китай. На новой транзитной международной железнодорожной ветке в дальнем углу страны риски безопасности перевозок возрастают многократно. Здесь интересы директора службы тяги и дагестанского бизнесмена, похоже, полностью совпадают.

Дело за малым - Магомедову нужно лишь задействовать свои налаженные связи в правительстве и сделать Воротилкина вторым лицом РЖД, освободив для него кресло первого вице-президента. Как это скажется на общей эффективности компании и качестве перевозок по всей стране - неважно. Пока идет возня за выгодные должности, грузовые железнодорожные перевозки продолжают терять объемы. По данным РЖД, в январе-августе 2015 года перевозки внутри России уменьшились на 2,7% до 523 млн тонн, перевозки из-за рубежа - на 23,8% до 54,3 млн тонн, транзитные перевозки - на 15% до 13,9 млн тонн, перевозки за рубеж - на 0,3% до 281,2 млн тонн.

Внезапный, хотя и ожидаемый, уход Владимира Якунина с поста главы ж/д монополии создал условия для нового передела сфер влияния в ОАО «РЖД». Наше издание уже . Связь между ними и новым главой ведомства Олегом Белозеровым слишком очевидна, чтобы не предполагать «взаимовыгодного сотрудничества». Есть свой интерес и у главы Группы ИСТ Александра Несиса, которому, как считается, активно помогает вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович. Но было бы наивно полагать, что другие крупные компании не буду пытаться «зайти» на РЖД через разного уровня «топов», дабы улучшить свои экономические показатели. Естественно, за государственный счет.

Помимо гг.Дворковича и Белозерова заметное место в этом раскладе играет и вице-президент РЖД Алексей Воротилкин. "Эта культовая личность РЖД" (именно так называли Воротилкина в целой обойме хвалебных публикаций, как по команде прошедшей недавно в СМИ), безусловно обладает мощнейшим лоббистским потенциалом и людьми, которым это потенциал нужен. Как говорят, его уже не раз замечали в чрезвычайно дружеском расположении к олигархату при реализации различных проектов и заключении миллиарных контрактов.

В пользу такого предположения говорят весьма красноречивые факты. Еще в бытность Воротилкина начальником Восточно-Сибирской железной дороги была достроена и восстановлена железнодорожная ветка ценой не менее 13 млрд рублей, обеспечивавшая доступ к Чинейскому железорудному месторождению, лицензией на разработку которого владел «Базэл» Олега Дерипаски. По мнению СМИ, ВСЖД, по сути, сделала подарок «Базэлу». Чем отблагодарил Дерипаска, история умалчивает, но предполагают, что взаимное доверие будущего вице-президента РЖД к крупным предпринимателям после этого окрепло.

Сегодня под контролем г-на Воротилкина не только локомотивы и депо в масштабе всей страны, но и «Торговый дом РЖД» с годовым оборотом свыше 100 млрд рублей. Да и «вкусная» тема закупок всего и вся для нужд железных дорог: от шпал и столбов до вагонов и трансформаторов. Причем зачастую доходит до абсурда. Не так давно была поставлена задача закупить несгораемый кабель – мол, очень важно и нужно для всей РЖД. Рядовые железнодорожники на сей счет мрачно шутили – видно, начальство никогда не пыталось спалить обычный кабель, прежде чем покупать дорогущий несгораемый. Хотя мы все прекрасно понимаем, для чего проводятся такие закупки…

Кстати, нашлось в этих схемах место и для Игоря Чайки, сына Генерального прокурора России. Еще при Якунине его компания «Т-индустрия» выиграла конкурс на закупку шпал на сумму 3 млрд рублей. Чуть позже компании выиграла конкурсы РЖД на поставку железобетонной шпалопродукции до 2017 г. на 269 млрд рублей!! Для справки: на 70% «Т-индустрия» принадлежит нидерландской «Споор Стрюктююр Инвестеринг» (бенефициары неизвестны), остальные 30% - у московского ООО «Аква Солид» (занимается оптовой торговлей агрохимикатами). Основным владельцем которой и является Игорь Чайка.

Интерес Чайки к активам РЖД обострился июле 2014 года, когда «Т-индустрия» за 3,025 млрд руб купила 50% минус 2 акции крупнейшего в России производителя шпал «Бетэлтранса». Не остался в стороне и его старший брат Артем. В мае 2014 года подконтрольное ему ООО «Нерудная компания «Бердяуш»» одержало победу в конкурсе по продаже 75% минус двух акций принадлежавшей РЖД ОАО «Первая нерудная компания» (ПНК), предложив 4,86 млрд руб. ПНК объединяет 18 щебеночных заводов и поставляет щебень как ОАО РЖД, так и БЭТ.

Таким образом, процесс «распила» РЖД крупным бизнесом, имеющим сильных лоббистов в госструктурах, уже идет. И в ближайшее время он явно ускорится. И очень похоже, что ж/д монополия скоро превратится в послушный инструмент обогащения «машинистов российского бизнеса». А планы по строительству новых ж/д путей в стране выльются в прокладку веток к их портам, элеваторам, промышленным объектам. Оплачивать же этот «праздник жизни» будут простые пассажиры – своими билетами, кассовыми сборами и просто налогами. Похоже, что при Белозерове мечта олигарха о своей железной дороге станет реальностью…

«Встал на рельс»

Почему смена руководства РЖД не сделает естественную монополию «ближе к народу»

Фото: vedomosti.ru / Олег Белозеров президент РЖД

Новому главе РЖД Олегу Белозёрову будет непросто повышать рентабельность госкомпании - отставки в топ-менеджменте лишь подхлестнули к борьбе за власть коррумпированных чиновников РЖД и прикормленных «партнёров»-олигархов.

Сегодня в ОАО «РЖД» 65 дочерних компаний (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). На долю холдинга приходится 42% всех грузоперевозок и около 33% пассажирооборота в России.

При этом эффективность работы госмонополии оставляет желать лучшего. Недавно ОАО РЖД гордо отчиталось о повышении средней суточной скорости доставки грузов по России до 14,5 км\ч - примерно такие показатели были у железных дорог США в 1890-м году. Тем не менее, по закупке новых локомотивов, ОАО РЖД уже на несколько лет вперёд перевыполнило собственные планы.

«Незаметный» железнодорожник

Многочисленные «дочки» и фонды, через которые идёт госфинансирование не только футбольного клуба «Локомотив», но и элитного посёлка на Рублёвском шоссе для топ-менеджеров компании, необходимы для освоения бюджетных средств. К примеру, оборот «Торгового дома РЖД» (где только 25% акций принадлежит РЖД, а остальные - частным лицам) - более 100 млрд.руб. в год. При этом 10% от оборота торговый дом получает просто за посредничество. Именно через эту организацию идут закупки для нужд железных дорог локомотивов, вагонов, трансформаторов, столбов и шпал. В последнее время РЖД активно продвигает закупку якобы высокоэффективного несгораемого кабеля. По цене он в несколько раз выше обычного, и особо выдающимися характеристиками не отличается, однако, по мнению железнодорожных начальников, жизненно необходим госкомпании.

Один из кураторов «Торгового дома РЖД» - начальник дирекции тяги в ранге вице-президента компании Алексей Воротилкин. В ведении этого незаметного железнодорожника кроме торгового дома - всё локомотивное хозяйство страны, включая вопросы распределения средств и взаимоотношений с частными поставщиками и партнёрами.

В кресло вице-президента РЖД Воротилкин попал в 2011 году, а до этого долгое время возглавлял Восточно-Сибирскую железную дорогу (ВСЖД). За время руководства Воротилкиным ВСЖД не утратила репутации одной из самых неблагополучных железных дорог страны, а коррупционные скандалы и аварийность там не снижались. У подчинённых Воротилкин завоевал эпитет самодура-администратора, который ради фиктивной дисциплины и отчётности готов пожертвовать и людьми, и эффективностью. У коллег по бизнесу Алексей Воротилкин слыл хватким купцом. Он долгое время возглавлял НП «Товаропроизводители и предприниматели Иркутска», которое активно лоббировала интересы близких Воротилкину бизнесменов. Занимались они в том числе и не совсем легальными перевозками леса, нефти и металла в Китай.

Дагестанская тяга РЖД

В конце 2000-х Воротилкин сблизился с влиятельным бизнесменом Зиявудином Магомедовым. Ему принадлежит группа компаний «Сумма», владеющая крупными морскими портами, нефтеперевозочными и зерновыми фирмами, а также телекоммуникационными и строительными предприятиями. Интересно, что именно Магомедов может иметь непосредственное отношение к недавней отставке президента РЖД Владимира Якунина.

Выходцы из Махачкалы, братья Зия и Магомед Магомедовы начали бизнес в 90-е. В 1993г. они окончили экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Во время учебы в университете соседом братьев по общежитию был будущий основатель "Тройки Диалог" Рубен Варданян, там же они познакомились с Аркадием Дворковичем.

После окончания университета Магомедовы создают компанию "Интерфинанс", взяв в партнеры своего кузена Ахмеда Билалова (известного впоследствии по воровству на олимпийских объектах). По словам самого Зиявудина Магомедова, бизнес пошел так бойко, что уже через год ему удалось заработать примерно 15 млн. долларов своих собственных средств, а еще более 50 млн. долларов находилось у него под управлением.

В 1995г. братья Магомедовы покупают банк "Диамант". Председателем правления банка стал Алексей Френкель. Банк быстро вошёл в двадцатку крупнейших — в частности, благодаря сотрудничеству с госкомпаниями. Шесть лет спустя после приобретения "Диаманта" Магомедовыми ЦБ отозвал у банка лицензию "за неоднократное нарушение закона "О банках и банковской деятельности", а еще через пять лет был убит зампред Банка России Андрей Козлов. Алексей Френкель был обвинен в организации этого убийства и осужден на 19 лет. А Магомедовы продолжили развивать свой бизнес.

В 2006г. компания "Славия", контролируемая Магомедовым, купила 76% акций "Якутгазпрома" за 628,5 млн руб. Это приобретение привлекло внимание департамента экономической безопасности МВД России — АК "Алроса", незадолго до того потратившая на приобретение компании более 17 млн. долларов, обвиняла руководство "Якутгазпрома" и "Сумму Капитал" в том, что, сговорившись, они провели незаконную допэмиссию и размыли ее долю. ДЭБ МВД РФ вынес постановление об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества по приобретению акций "Якутгазпрома". Вскоре, правда, дело замяли, а владельцем контрольного пакета был признан Зиявудин Магомедов.

Во время президентства Дмитрия Медведева братья Магомедовы вошли в ближний «деловой круг» президента и сумели нарастить свой капитал до 1,4 млрд. долларов. Брат Зии, Магомед, 7 лет был членом Совета Федерации от Смоленской области, и, по некоторым данным, играл не последнюю роль в конфликте с «Лукойлом» по строительству автодороги через Смоленскую область.

У Зии Магомедова сложились тесные и взаимовыгодные контакты с менеджерами РЖД - вскоре после назначения в 2011 году на должность вице-президента Алексея Воротилкина, компания "Стройновация", входящая в группу "Сумма", выиграла конкурс «Росжелдора» на строительство первых 147 километров железнодорожной линии Кызыл-Курагино в Туве и предложила построить участок за 44,306 миллиарда рублей. Однако в январе 2013 года «Росжелдор» сообщил об окончании финансирования совместного проекта и прекращении сотрудничества. Но фирма Магомедова не только смогла отсудить аванс более чем в 5 млрд. руб., но и позже в суде взыскала компенсацию в 3 млрд.! При этом железная дорога так и не была построена.

Новые планы партнёров

Относительно новый проект Зии Магомедова, который попросту невозможен без участия РЖД - строительство «сухого порта» в китайском Хуньчуне - на стыке границ Китая, КНДР и России. В «сухом порту» будут формироваться и проходить таможню судовые грузы, которые затем по железной дороге пойдут в новый грузовой порт «Зарубино», также принадлежащий Магомедову. Инвестиции в проект составляют около $350 млн. Сегодня участок ж\д-трассы от российско-китайской границы до «Зарубино» представляет собой допотопную неэлекторфицированную одноколейку - без государственных вложений проект представляется не таким уж рентабельным. Однако, усилиями Алексея Воротилкина, проект реконструкции успешно лоббируется чиновниками РЖД.

Растёт и европейское влияние Зии Магомедова. После перехода под контроль группы «Сумма» строительства нефтяного терминала в Роттердаме, транспортные фирмы Магомедова усилили позиции в портовых городах Прибалтики. Однако, развитию магомедовских портовых схем активно мешал бывший президент РЖД Владимир Якунин.

В своё время ОАО РЖД имело конфликт с группой «Сумма» по поводу реконструкции железнодорожной магистрали к Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), одним из совледельцев которого является Магомедов. Также Владимир Якунин отказался от идеи строительства железнодорожной ветки к порту Приморск в Ленинградской области, который входил в НМТП, в пользу конкурирующего порта Усть-Луга и не позволил Магомедову консолидировать в своих руках 100% акций ОАО «Трансконтейнер» - компании, которой принадлежала половина контейнерных перевозок по железным дорогам России.

Большая «подстава»

В августе 2015 года в Латвии был начат уголовный процесс в отношении бывшего председателя правления государственного железнодорожного холдинга Latvijas Dzelzceļš Угиса Магониса. Магонис подозревается в получении взятки на сумму в полмиллиона евро в связи с конкурсом LDz ritošā sastāva serviss по закупке тепловозов у предприятия Skinest, принадлежащего эстонскому миллионеру Олегу Осиновскому.

По странному стечению обстоятельств Угис Магонис - муж племянницы Владимира Якунина, Анастасии Бакулиной. Она — замгендиректора фирмы «Бизнес Диалог», организующей форумы для ОАО «РЖД». Вместе супруги являются совладельцами российского железнодорожного оператора «Третья грузоперевозочная компания». Конечно же, эта фирма - давний оппонент компаниям Зии Магомедова. А сам факт ареста начальника железных дорог Латвии, по мнению экспертов, выглядит как явная «подстава»:

«Последней каплей к отставке Якунина, возможно, стал скандал, когда антикоррупционное бюро Латвии задержало главу государственной железнодорожной компании страны Угиса Магониса, женатого на племяннице Якунина. Вскоре последовало заявление "РЖД" о прекращении транзита грузов в латвийские порты - якобы из-за плохого состояния железных дорог балтийского государства», - пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.

По данным эстонского еженедельника Eesti Ekspress, миллионер Олег Осиновский, которого подозревают в передаче взятки Магонису, был всего лишь пешкой в большой игре. А 500 тысяч евро в бумажных мешках, которые были обнаружены в машине главы LDz, предназначались Якунину, сам же Магонис был всего лишь курьером.

Российская сторона сразу после задержания Угиса Магониса заявила о том, что железная дорога в направлении Латвии на несколько месяцев будет поставлена на капитальный ремонт. Вскоре после этого глава РЖД Владимир Якунин неожиданно подал в отставку.

А вскоре на пост президента ОАО РЖД был назначен Олег Белозёров, который закончил Вентспилсскую школу №2 и имеет много хороших друзей в странах Балтии. Но это уже совсем другая история…

* * *

В конце июля глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что система тарифов на железнодорожные перевозки в России "доходит до безумства". Из-за нее дальние перевозки фурами выгоднее перевозки грузов поездами. Действующее тарифное руководство РЖД нуждается в замене, так как стоимость перевозок достигла самых высоких мировых значений.

Уже в сентябре глава ФАС был более категоричен: "Сначала в РЖД хотели 17% индексации, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета. Мы говорим: это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо". Он добавил, что у ФАС есть свои, "гораздо более строгие" предложения, которые сейчас обсуждаются в правительстве.

Ближайшее время покажет, как новые «фавориты» РЖД умеют вести бизнес и «не путать свою личную шерсть с государственной». Жаль только, что систему решений по российским железным дорогам, выстроенную на «откатах» и вульгарном хищении государственных денег в пользу приближённых бизнесменов, реформировать почти невозможно.

Белозеров Олег Валентинович родился 26 сентября 1969 года в городе Вентспилсе (Латвия)

  • В 1992 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности "экономист, планирование промышленности".
  • В 1998-2000 годах — заместитель коммерческого директора, коммерческий директор, начальник департамента по материально-техническому снабжению и транспорту ОАО "Ленэнерго".
  • В 2000-2000 годах занимал пост заместителя директора ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие №21".
  • В 2000-2001 годах работал в аппарате полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, был начальником финансово-экономического отдела.
  • В 2001-2002 годах работал в должности заместителя директора по управлению корпоративным имуществом ОАО "ЛОМО".
  • В 2002-2004 годах занимал пост генерального директора ОАО "Российская топливная компания".
  • С июля по ноябрь 2004 года был заместителем руководителя Федерального дорожного агентства.
  • С ноября 2004 года по март 2009 года — руководитель Федерального дорожного агентства.
  • В марте 2009 года был назначен заместителем министра транспорта РФ.
  • 11 мая 2015 года распоряжением правительства РФ назначен на должность первого заместителя министра транспорта Российской Федерации.
  • 20 августа 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил Олега Белозерова на пост главы ОАО "РЖД".
  • Действительный государственный советник Российской Федерации I класса (2011).
  • Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени (2006), орденом Почета (2010), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2014), а также юбилейными медалями и знаками отличия.
  • Имеет благодарность президента Российской Федерации (2006), отмечен почетными грамотами президента РФ (2014), аппарата правительства РФ (2011), Счетной палаты РФ (2013).
  • Сумма задекларированного дохода за 2014 год — более 10,5 миллиона рублей