Формы некоммерческих организаций. Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения Благотворительный фонд коммерческая некоммерческая организация

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Для достижения указанных целей фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Можно сказать, что фонд представляет собой объединение имущества граждан .

ЮК «ЮСТЕРРА» предлагает Вашему вниманию полный перечень услуг, связанных с регистрацией обычных или благотворительных фондов. Если Вы хотите зарегистрировать фонд , смело обращайтесь в нашу компанию, и наши высококвалифицированные юристы проконсультируют Вас и возьмут на себя выполнение всех необходимых процедур. Вам останется лишь предоставить нам информацию о будущем фонде и по прошествии определенного срока получить готовые документы и печать.

Фонд – это одна из разновидностей некоммерческих организаций (деятельность не направлена на получение прибыли). Основное отличие фонда от других некоммерчекских организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей. Вследствие этой особенности законодательство допускает достаточно широкий набор возможностей для регистрации фонда. Учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо или несколько лиц. В случае с юридическими лицами это может быть коммерческая или некоммерческая организация, российская либо иностранная. Однако существует ограничение, касающееся целей фонда. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» , фонд может осуществлять свою деятельность лишь в том случае, если она направлена на достижение неких социальных, благотворительных, культурных или иных общественно полезных целей.

Фонд не является организацией, основанной на членстве, что избавляет эту форму юридического лица от целого ряда сложностей, присущих другим типам организаций или объединений. Учредители фонда определяются только при создании фонда, в последующем их число не может быть изменено в сторону увеличения.

Имущество фонда. Поскольку фонд представляет собой объединение имущества, очень важно предусмотреть способы и порядок пополнения имущественной базы фонда. Фонд может получать имущество из следующих источников:

  • Единовременные и/или регулярные взносы учредителей;
  • Добровольные выплаты или пожертвования в пользу фонда;
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • Доход, получаемый по банковским вкладам, ценным бумагам и из других источников инвестирования.

Фонд использует все свое имущество только и исключительно для целей, определенных в Уставе организации. Ежегодно фонд обязан публиковать отчетность об использовании своего имущества.

Права фонда:

  • Осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную исключительно на достижение целей, установленных в Уставе конкретного фонда;
  • Открывать счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами;
  • Открывать филиалы и представительства на территории РФ;
  • Иметь собственную эмблему, а также бланки и штампы со своим наименованием;
  • Создавать или становится участником других некоммерческих организаций, цели которых соответствуют уставным целям фонда, или хозяйственных обществ для ведения предпринимательской деятельности в интересах фонда.

Обязанности фонда:

  • Иметь печать с полным наименованием некоммерческой организации;
  • Иметь собственный баланс или смету;
  • Ежегодно публиковать подробные отчеты о своей деятельности и движении имущества, составляющего фонд;
  • Осуществлять учет наличного имущества, доходов и расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
  • Предоставлять информацию о деятельности организации налоговым органам и внебюджетным фондам, а также учредителям и прочим лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.

Управление фондом:

Структура и органы управления фонда определяются его учредителями в Уставе организации (согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях»). Обязательным для фонда является наличие такого органа управления, как попечительский совет. Кроме него, дополнительно могут создаваться другие органы управления, например, коллегиальный орган, действующий на постоянной основе, единоличный исполнительный орган и иные. Уставом должны определяться следующие сведения о действующих в некоммерческом партнерстве органах управления: порядок формирования, срок полномочий, структура, компетенции, способ принятия решений.

Главная задача всех управляющих органов фонда – обеспечить использование имущества фонда только на достижение его целей и с максимальной эффективностью. Помимо этого, в их компетенцию входит утверждение регулярных документов, связанных с деятельностью фонда, создание филиалов и представительств, разработка способов привлечения дополнительных активов в имущество фонда и другие функции.

Перечень услуг по регистрации фонда:

  1. Подготовка документов для регистрации фонда, а именно:
    а) устава;
    б) решения учредителя или протокола общего собрания учредителей;
    в) протокола заседания правления;
    г) заявления о переходе на упрощённую систему налогообложения (по желанию).
  2. Сопровождение в нотариальной конторе при заверении подписи заявителя на заявлении о регистрации.
  3. Регистрация в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Москве и получение Свидетельства о регистрации некоммерческой организации с основным государственным регистрационным номером (ОГРН).
  4. Постановка на учет в налоговой инспекции с получением свидетельства, содержащего идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
  5. Получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  6. Изготовление печати (по желанию возможна регистрация в реестре печатей за дополнительную плату).

В число дополнительных услуг (за отдельную плату) также входит:

  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
  • Получение извещения о регистрации из Фонда социального страхования;
  • Получение извещения из территориального органа Пенсионного фонда;
  • Изготовление нотариальных копий всех учредительных и регистрационных документов (например, для открытия счета в банке);
  • Подготовка пакета необходимых документов для открытия счета в банке и оповещение территориальной налоговой об открытии счета.

При необходимости наша компания может предоставить юридический адрес (юрадрес) для Вашей организации.

Ознакомиться с информацией Там же Вы сможете ознакомиться с ценами нашей компании на другие услуги.

Вы сэкономите своё время, заполнив перед приездом к нам заявление , содержащее данные, необходимые для того, чтобы зарегистрировать (учредить) фонд.

Если на этой странице Вы не нашли ответов на все вопросы, касающиеся фондов и того как зарегистрировать фонд, пожалуйста свяжитесь с нами по тел. 650-21-72 или 507-95-63 для получения подробной бесплатной консультации.

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды - Закон о благотворительной деятельности.

Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. Для создания фонда объединяется или аккумулируется имущество, поэтому законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Таково общее правило, определенное ГК РФ (ст. 118) и Законом.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

  • фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • фонды не являются членскими организациями;
  • фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
  • фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
Основным признаком фонда (хотя он не указан в ст. 118 ГК РФ) следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей. ГК РФ не дает классификацию фондов. Между тем, фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя из этого критерия, могут существовать:
  • частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
  • корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями;
  • общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями;
  • государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
  • муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях.

Правовое положение фонда

Фонд является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами. (п. 2 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Права фонда

Фонд имеет следующие права:
  • осуществлять деятельность, направленную на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, предусмотренных уставом фонда (п. 1 ст. 118 ГК РФ) (п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (п. 3 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать филиалы и открывать представительства территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности, или участвовать в них (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы для достижения указанных в его уставе целей (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд имеет иные права, предусмотренные законодательством, а также предусмотренные уставом фонда и не противоречащие законодательству.

Обязанности фонда

Фонд имеет следующие обязанности:
  • иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь печать с полным наименованием фонда на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • использовать свое имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ) (абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами фонда (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
При этом предметом коммерческой тайны фонда не могут быть: (п. 12 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • размеры и структура доходов фонда;
  • сведения о размерах и составе имущества фонда;
  • сведения о расходах фонда;
  • сведения численности и составе работников фонда;
  • сведения об оплате труда работников фонда;
  • сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности фонда.
Фонд имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством и уставом фонда.

Виды деятельности фонда. Уставная деятельность фонда

Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий) (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”) - см. Лицензируемые виды деятельности.

Предпринимательская деятельность фонда

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда. Ответственность фонда по своим обязательствам

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда по обязательствам его учредителей

Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность учредителей по обязательствам фонда

Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Исключение: если несостоятельность (банкротство) фонда вызвана действиями (бездействием) учредителей или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого фонда указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества фонда может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Учредительные документы фонда

Учредительным документом фонда является устав, который утверждается его учредителями (п. 1 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования устава фонда обязательны для исполнения самим фондом, его учредителями (п. 2 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования к содержанию устава

Устав фонда должен определять: (п.3, 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • наименование фонда, включающее слово "фонд" и содержащее указание на характер его деятельности;
  • место нахождения фонда;
  • предмет и цели деятельности фонда;
  • порядок управления деятельностью фонда;
  • сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
  • сведения о порядке формирования органов фонда, назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
  • сведения о филиалах и представительствах фонда;
  • источники формирования имущества фонда;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы фонда;
  • сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные федеральными законами, а также не противоречащие им.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут быть: (п. 1 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • граждане;
  • юридические лица.
Число учредителей фонда не ограничено (п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может быть учрежден одним лицом (абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Состав учредителей фонда может измениться только в сторону уменьшения при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам, повлекшим либо ликвидацию учредителя - юридического лица, либо смерть учредителя - физического лица.

Органы управления фонда

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (п. 3 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда может быть предусмотрено наличие следующих органов:

  • высшего органа управления;
  • постоянно действующего коллегиального органа управления;
  • коллегиального и/или единоличного исполнительного органа, и др.
Обязательным органом фонда является попечительский совет (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда определяются следующие сведения о его органах управления: (ст. 28 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • структура;
  • компетенция;
  • порядок формирования;
  • срок полномочий;
  • порядок принятия органами решений;
  • порядок выступления органов от имени фонда.

Высший орган управления фондом

Основная функция высшего органа управления фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан (п. 2 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п.3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • изменение устава фонда, если возможность такого изменения предусмотрена самим уставом;
  • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • образование исполнительных органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса фонда;
  • участие фонда в других организациях;
  • реорганизация фонда.
Вопросы об изменении устава фонда, определении приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества, образовании исполнительных органов фонда и досрочном прекращении их полномочий, а также вопросы о реорганизации фонда относятся к исключительной компетенции высшего органа управления фондом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Заседание коллегиального высшего органа управления фондом правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления фондом принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и уставом фонда (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления (абз. 2 п. 5 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Постоянно действующий коллегиальный орган управления фондом

Уставом фонда может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов: (абз. 2 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • участие в других организациях.

Исполнительный орган фонда

Исполнительный орган фонда может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда и подотчетен высшему органу управления фондом (п. 1 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции исполнительного органа фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную федеральными законами и учредительными документами фонда (п. 2 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Попечительский совет фонда является его обязательным органом.

Функции попечительского совета фонда: (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • надзор за деятельностью фонда;
  • надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения;
  • надзор за использованием средств фонда;
  • надзор за соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (абз. 2 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями (абз. 3 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество фонда

Фонд имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда (абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Фонд может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущественная ответственность фонда

В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда.

В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников).

Формирование имущества фонда

Источники формирования имущества фонда: (п. 1 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется уставом фонда (п. 2 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Полученная фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями фонда (п.3 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Использование имущества фонда

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Для фондов законами не предусмотрено право участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Создание фонда. Учреждение фонда

Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Вариант 1: фонд создается несколькими учредителями. чредители фонда проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении фонда, а также утверждают устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Вариант 2: фонд создается одним учредителем Учредитель фонда единолично принимает решение об учреждении фонда и утверждении его устава (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Документы при учреждении фонда

Документами, необходимыми при учреждении фонда являются:

1. Решение учредителей (учредителя) об учреждении фонда.Решение учредителей (учредителя) об учреждении юридического лица оформляется:

  • если учредителей несколько: в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания);
  • если учредитель один: в форме решения единственного учредителя.
Вопросы, которые должны быть отражены в решении:
  • вопрос об учреждении юридического лица;
  • утверждение устава юридического лица (в случае, если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
  • избрание органов управления юридического лица;
  • иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
2. Устав фонда.

Ликвидация фонда

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (по решению суда).

В качестве обязательного правила п. 2 ст. 119 ГК РФ предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.

В п. 2 данной статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 ГК РФ не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в ст. 119 ГК РФ оснований для ликвидации фондов ГК РФ установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, то есть банкротом. Таким образом, ГК РФ расширил применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК РФ предоставил право признания банкротами и некоторых некоммерческих организаций, в частности фондов.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ наряду с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

П. 2 ст. 65 ГК РФ допускает ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Возможность добровольного объявления о банкротстве фонда и его ликвидации без решения суда предусматривается и в ст. 181 Закона о банкротстве.

Судебное решение о ликвидации фонда должно направляться в орган, зарегистрировавший фонд, для исключения его из государственного реестра юридических лиц.

Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях - суд. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 61-64 ГК РФ.

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.

Фонд - это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, образовательные, культурные или другие общественно-полезные цели. Следовательно, фонды могут быть благотворительными, общественными, культурными и др.

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом. Также фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регистрация фонда в Минюсте, в том числе регистрация благотворительного фонда (благотворительной организации в форме фонда), осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для г. Москвы таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции РФ по Московской области.

Мы предлагаем Вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации, в том числе, в форме фонда. С помощью наших специалистов вы можете подготовить документы для регистрации благотворительного, общественного или иного фонда, а также провести непосредственно процедуру регистрации фонда в Минюсте, а также внести сведения о новой организации в ЕГРЮЛ, поставить ее на учет в налоговой, открыть р/счет и т. д. При этом такая услуга, как регистрация фонда и ее цена, приятно вас удивят своим качеством и привлекательной стоимостью.

Базовая стоимость регистрации фонда

Если вы хотите зарегистрировать благотворительный или иной фонд, то его стоимость будет зависеть от утвержденной цены на данные услуги, а также от необходимости получения дополнительных услуг: изготовление печати, открытие р/счета в банке или гос. регистрация с числом учредителей более пяти и т. д.

Дополнительные варианты регистрации фонда

Для того чтобы начать оформление документов для регистрации фонда, Вам необходимо заключить договор на оказание юридических услуг и предоставить следующие данные:

  • наименование фонда;
  • цели, для которых осуществляется регистрация организации;
  • виды деятельности фонда;
  • сведения об учредителях фонда (для физических лиц— копии паспортов; для юридических лиц— копии учредительных документов);
  • порядок управления фондом (структура, состав, наименование органов управления);

Помимо этого для регистрации фонда необходимо предоставить документы, подтверждающие местонахождение фонда. В случае отсутствия таких документов мы можем предоставить юридический адрес для регистрации фонда.

В пакет услуг нашей компании по регистрации фонда входит:

  • подготовка и оформление учредительных документов фонда;
  • оплата всех установленных сборов и пошлин;
  • проведение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной и Федеральной налоговой службе;
  • получение свидетельства о государственной регистрации фонда, свидетельства о внесении фонда в ЕГРЮЛ;
  • получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах;
  • получение письма из Госкомстата;
  • изготовление печати.

Наши специалисты окажут Вам профессиональную помощь в регистрации фонда. Кроме того, мы предлагаем ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного или благотворительного фонда.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации фонда

Регистрация благотворительного фонда

Порядок регистрации благотворительного фонда утверждает, что учредителем благотворительного фонда может быть физическое и юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая организация, причем как в единственном числе так и в форме объединения. Важно также, что учредители определяются только один раз - при создании фонда, и в последующем их количество не может изменяться в сторону увеличения. Благотворительный фонд не имеет членства и существует только благодаря добровольным вкладам со стороны желающих. При этом имущество, переданное благотворительному фонду его учредителями, является его полноправной собственностью. Регистрация благотворительного фонда также производится в Минюсте, как и создание иных НКО.

Основное же отличие благотворительного фонда от других форм некоммерческих организаций заключается в том, что фонд - это всего лишь объединение имущества, используемого для достижения целей, но никак не объединение физических либо юридических лиц в отличие от остальных НКО. Главный документ благотворительного фонда - это Устав. Благотворительные фонды также обязаны каждый год публиковать отчет об использованном имуществе. Не стоит также забывать, что обязательным для фонда является создание попечительского совета - главного органа управления.

Регистрация общественного фонда

Главным условием для создания общественного фонда является то, что данное объединение организуется на добровольных началах и служит не только меркантильным интересам участников организации. Конечно, общественный фонд может заниматься и коммерческой деятельностью, но только для достижения заявленных в уставе организации целей. Решение о создании фонда, как и его устав, утверждаются на первом заседании организации. Регистрация общественного фонда также проводится в Минюсте.

Создание благотворительного, общественного или иного некоммерческого фонда – это достаточно трудоемкая процедура, которая требует знания множества юридических и регистрационных тонкостей, следовательно, не каждое лицо может без определенного опыта и навыков открыть фонд, поэтому мы предлагаем такую услугу как гос. регистрация фонда в Москве. Несмотря на то, что фонд – это юрлицо, он как некоммерческая организация имеет свои особенности создания, а точнее свой порядок регистрации, сначала в Минюсте, а затем уже как юрлицо в ИФНС, во внебюджетных фондах и т. д. При этом зарегистрировать некоммерческий фонд с нашей компанией будет для вас не только выгодно, но и надежно, ведь на все наши услуги мы обязательно даем гарантии. Обращайтесь только к профессионалам!