Характеристика хохломской росписи. Роспись хохлома по дереву: история развития

Хохлома является стародавним народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке. Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это и мебель.

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская , как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние , каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской .

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из , ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью , может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает , является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек . А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.

Немного о хохломе

Как известно, хохлома - это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел "переместился" в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

Отличительная черта хохломы - растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый - это "верховая" роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй - роспись "под фон", когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.

-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)

-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом.

Обучение

Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким».

В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам.

На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое». При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия. Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее-вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи - «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника - «большой рыжик» - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки»-ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр.

Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

(хохломская роспись) является неотъемлемой частью русской культуры. Она формировалась на протяжении нескольких столетий и существует и по сегодняшний день. Центры росписи под хохлому на сегодняшний день, да и в прежние времена находились в городах и деревнях Нижегородской области, в том числе и в городе Городец.

Хохлома. Роспись.

Особой популярностью на Руси всегда пользовались расписные деревянные изделия: посуда, сувениры, мебель и детские игрушки. Роспись по дереву берет начало еще с тех времен, когда люди верили в различных духов и расписными предметами пытались задобрить или наоборот защититься от них. На Руси существовало несколько центров художественного промысла, и все они отличались собственной уникальной техникой росписи. Одной из самых популярных в России считается - золотая хохлома. Это народная декоративная роспись по дереву, представляющая собой культурное наследие наших предков.

Особенность промысла – это изготовление «золотой» деревянной посудой, без применения драгоценного металла. Для украшения посуды и других предметов хохломой использовались три основных цвета: красный, золотой и черный. Каждый и цветов что-то обозначал: золотой считался цветом благополучия, красный – цветом власти, а черный цвет – олицетворял собой духовной очищение. Хохлома (роспись) состояла в основном из растительного орнамента. Также встречали силуэты птиц, рыб и даже зверей. Настоящим символом хохломы стала огненная жар-птица, пришедшая в нее из русских сказок.

Хохлома. Золото.

Золотая хохлома - это еще одно название известного художественного промысла. Причем под эти именем это народное творчество известно не только в России, но и в мире. Свое название золотая хохлома получила от неотъемлемого золотистого фона, который сопровождает весь орнамент. Она и по сей день является уникальной разновидностью народного этноса. Что уж говорить о прежних веках, когда золотая хохлома только появилась. Хохлома роспись не требовала, использования дорогостоящих материалов, поэтому посуда с хохломой была доступна не только богатым жителям, но и простым крестьянам.

Узоры хохломы имеют все характерные черты народного творчества: декоративность, образность и большая выразительность орнамента в купе с некой строгостью и даже скупостью художественных средств. В хохломе отсутствуют жанровые сцены. Хохломская роспись опирается и обозначает акценты исключительно на растительных узорах.

Со временем расписные мотивы хохломы видоизменялся. В 17-18 веках широко использовался растительная роспись, в которых предметы, как правило украшали травными узорами. Основным рисунками являлись изображения цветов и листьев. Такими хохломскими узорами расписывали мебель, стены и бытовые предметы. Со временем в хохломе появились и графические элементы.

Многие исследователи считают, что хохломская роспись берет свое начало из слияния ремесла древней Руси и иконописного письма. Так растительные узоры, которыми писали иконописцы, претерпел значительные преобразования. Они стали более четкими, строгими и простыми. Со временем к изображению листьев, изогнутых стеблей и цветов добавляются сочные красочные мотивы ягод: клюквы и брусники.

Золотая хохлома характеризуется двумя различными техническими направлениями.

Верховой рисунок.

В технике хохломской росписи при нанесении изображения применяют легкие пластичные штрихи. В качестве поверхности под узор используют золотое или серебряное основание. Сам рисунок наносится красной или черной краской. Выделяют три вида узоров:

1. Самым старинным и наиболее рапсрастраненным рисунок, используемый хохломскими мастерами во все времена, являются травные узоры . Растительные узоры напоминают так знакомые всем нам луговые травы. Эта хохломская роспись выполняется в виде украшения серебристой поверхности предмета разнообразными мазками, которые напоминают известные растения и травы. В узоре преобладают такие элементы, как завитки, колоски и мелкие ягодки. Отдельные узоры могут быть распределены по поверхности или собраны в одном месте. Они могут собираться в отдельные изображения или мотивы. Одним из излюбленных мотивов золотой хохломы являются изображение курицы и петуха, восседающих на деревьях и клюющих ягодки. Золотая хохлома - это поразительная роспись порождающая множество вариантов и комбинаций, которые ограничиваются лишь мастерством и фантазией мастера;

2. Второй вид: хохлома, узоры которой включают в себя уже привычный травяной орнамент с сочетанием новых элементов: цветов и ягод. Для этой росписи используют более крупные мазки. Она характеризуется наличием соединенных между собой трех или пяти листочков, имеющих овальную или остроконечную форму. Вдоль стебля изображаются ягоды, предпочтение отдается более крупным: виноград, вишня, клубника и крыжовник. И, конечно же, цветы! Хохломские мастера украшают изделия полевыми цветами: ромашками, колокольчиками, а также листьями клюквы, земляники и смородины. Золотая хохлома этого вида обогащена богатыми красками. Помимо основных черных и красных цветов здесь встречаются зеленые, желтые и коричневые оттенки;

3. Хохломская роспись «пряник» , ее еще иногда называют «рыжик» представляет собой самый простой верховой узор. Он изображается в виде геометрической фигуры, которая, как правило, принимает форму квадрата или ромба, с вписанным в их середину солнцем.

Фоновая хохлома. Кудрина. Под фон.

Золотая хохлома этой разновидности предстает перед нами в виде золотого рисунка, который эффектно контрастирует с типичным для хохломы красно-черным фоном. Фоновая хохлома роспись разделяется на два направления:

1.«Кудрина ». Свое название, эта техника хохломы переняла от кудрявых завитков, золотистого оттенка, которые образует на расписываемом предмете изумительную ажурную форму цветов, листьев и плодов растений. Эта хохломская роспись представляет собой своеобразный «ковер». Она выполняется не при помощи кистевого мазка, а пунктирной линией. И отличается тонким вырисовыванием деталей. Свободную от узора поверхность закрашивают фоновым цветом;

2. «Под фон ». При исполнении рисунка этой техникой вначале прорисовываются узоры хохломы: стебли, листья и цветы. Помимо растительности в рисунках можно встретить и изображения рыб или птиц. После прорисовки узоров, фон закрашивается краской, предпочтения отдают черному цвету. Затем поверх него кончиком кисти вырисовывают мелкие ягоды и цветы. Золото отображается в силуэтах птиц, крупных цветах или листьях. Это очень трудоемкий процесс. Такая хохломская роспись выполняется, как правило, на заказ и ценится выше остальных видов.

История возникновения хохломы.

Роспись золотой хохломы возникла примерно во второй половине XVII в деревнях Нижегородской области. Свое «имя» она получила из названия села, в котором на организованных ярмарках продавались предметы народного промысла.

Поскольку край не отличался плодородными землями, с которых можно было собрать богатый урожай, ремесленнические промыслы были чуть ли ни единственной возможностью прокормить себя и свою семью. К тому же близость к реке способствовала торговле. Нижегородская область славилась своими ярмарками, на которые съезжались не только торговцы из ближайших районов, но и со всей Руси. Раскрашенные деревянные предметы пользовались повышенным спросом не только из-за своей красоты, но и из-за прочности, которую придавала их специальная лакировка.

Создателями хохломы считаются иконописцы-старообрядцы, которые прятались в густых нижегородских лесах от царской расправы. Ведь хохломская роспись считается наиболее близкой по стилю именно к живописному расписыванию икон. У иконописцев были свои секреты мастерства, вместо драгоценного металла они применяли в своей работе порошок серебра, придавая с его помощью золотистый цвет иконам и приходской мебели. Обосновавшись в лесах, иконописцы начали заниматься ремеслом. Одним из промыслов был вытачивание посуды и предметы обихода из дерева, которые впоследствии раскрашивали привычной для себя техникой. Так и появилась золотая хохлома.

Подтверждают эту версию зарождения хохломы и разнообразные народные сказания. Одно из них рассказывает о великолепном мастере хохломской росписи, который скрывался в Волжских лесах от царских гонений. Его изделия были настолько прекрасны, что скоро слава о них дошла до Москвы. Узнав, о том, что царь отправил за ним солдат, мастер обучил своим умением местных жителей, передал им краски, кисти и исчез.

Постепенно золотая хохлома распространилась по деревням, городам и селам Нижегородской области. Одним, из них был город Городец, который находился на левом берегу Волги. Он славился своими ремесленническими и токарными мастерами. Здесь вырезали ложки, точили чашки и миски. Вскоре местные жители овладели и живописным мастерством хохломы. Со временем в Городце зародился новый народный промысел – городецкая роспись. Она и хохломская роспись имели много общих черт. Взять хотя бы присущую обоим промыслам черно-красно-золотую палитру цветов или изображение растительного орнамента.

Золотая хохлома разделяется на несколько периодов своего существования:

1. Становление промысла. Это времена переселения иконописцев и зарождения хохломы. Продлился этот период до начала 18-го века;

2. Второй период приходится на девятнадцатый век и подразумевает попытки изменения привычных орнаментов. Хохломская роспись породила высокий спрос на расписные деревянные изделия, что повлекло за собой попытки модернизации и усовершенствования уже имеющихся узоров. Роспись дополняется новой палитрой оттенков, появляются новый цвета: желтый, зеленый и коричневый;

3. Начало 20-го века. В этот период хохлома приобретает мировую известность, увеличивается ассортимент предметов. Выделяются два основных центра художественной росписи, каждый из которых обладает своими стилистическими особенностями.

Периоды развития золотой хохломы.

На начальных этапах становления промысла предметами росписи служили элементы посуды, которые украшались лишь узкими золотистыми ободками. Более обширный рисунок можно было встретить на украшенных братинах. Здесь на золотистом фоне часто вырисовывались крупные красные цветы, которым мастера, при помощи белильных оживок, искусно придавали еще больший колорит и выразительность.

Хохлома в начале XIX века подверглась большим изменениям. По оценкам исследователей хохломой занимались несколько десятков деревень. В технологии изготовления хохломы умельцы стали использовать оловянный порошок, который был значительно дешевле серебра. Экономия позволила выполнять более обширные росписи. Посуду теперь украшали более выразительным ажурным орнаментом. Главным орнаментом в этот период по-прежнему остается травная роспись. Она не только занимает лидирующие позиции, но продолжает развиваться. Именно этот период ознаменован ограничение цветовой палитры в хохломе. Раньше помимо основных цветов в росписи встречались и другие оттенки, например голубые или розовые.

Художники заметили, что золотистый фон смотрится выйгрышнее, когда лишь проступает через узор, а не обнажается открытыми участками. Таким образом, появился знаменитый ажурный узор хохломы, занимающий большую часть поверхности предмета.

Золотая хохлома и ее растительные узоры представляют собой сочетание отдельных стеблей и веточек с мотивами густых кустов и пышных деревьев, которые украшались ягодами разнообразных размеров, а также цветами. Особое место в травном узоре в те времена занимала «осочка». Это расписные удлиненные листья травы и стебли, как бы склоняющиеся под порывом ветра.

Однако хохломская роспись этого периода сильно проигрывала в художественной выразительности. Связанно это было редким использование в фоновой росписи. Ведь изготовление подобных изображений считалось очень трудоемким и сложным. Они выполнялись только опытными умельцам.

Эти техники получили свое развитие лишь во второй половине 19-го века после широкого применения золотой хохломы в производстве мебели. Предметы мебели украшались по черному фону золотыми жар-птицами и цветами. Узоры хохломы выглядели одновременно лаконично и необычайно выразительно.

В это же время роспись «кудрины» широко применялась при письме на ложках и чашках. Конец XIX века славится не только видоизменением и усложнением узора хохломы, но и расширением предметов, на которых она писалась. Теперь роспись под хохлому, помимо посуды, появилась на прялках, лубяных лукошках для грибов и ягод и другой утвари.

Золотая хохлома четко разделялась среди деревень, сел и городов на этапы работы. Например, в Городце подготавливали древесину и вырезали заготовки, а других деревнях украшали уже готовые заготовки. Этим процессом управляли купцы и торговцы, которые покупали вырезанные заготовки в одних деревнях и продавали другим, но уже в готовом, расписанном виде.

Последние годы XIX и начало XX века ознаменовалось непростым временем для хохломской росписи. На это повлияло два фактора. Во-первых, спрос на расписные изделия начал падать, деревянную посуду стали вытеснять фабричные товары. А во-вторых, на ухудшении торговли повлияли войны. В военное время многие художники были отправлены на фронт, а красильни закрылись. В это непростое время руководство Нижегородской области, и в том числе города Городец, приняли экстренные меры. В область были приглашены художники, которые должны были приспособить народные промысел к изменившимся вкусам городских жителей.

Это время ознаменовалось также ростом интереса к памятникам древней русской культуры. Таким образом, золотая хохлома преобразовалась с появлением причудливых ковшей, своей формой, напоминающих драконов и змей. В изготовлении мебели стали широко использовать звериную тему и образы различных животных. Расписывались эти предметы техниками «под фон» и «кудриной». Также появился новый узор хохломы – «славянская вязь». Она заимствовала свою технику с оформления старинных рукописных рисунков. Новая техника имела грубую, пеструю раскраску и характеризовалась сухими формами.

Золотая хохлома получила очередной удар во времени Великой Отечественной войны. Многие выдающиеся художники погибли на форте, что, конечно, печально отразилась на народном промысле.

Золотая хохлома во второй половине XX века.

Основной задачей впервые годы после войны было восстановление художественного коллектива и преемственность, обучение и передача накопленного опыта молодым мастерам. Огромный вклад в решение этой задачи внесли художники Нижегородской области.

Роспись под хохлому в этот период ознаменовалась развитием направления «под фон». Художники привнести новые грани в искусство, они пытались расширить изобразительные возможности узора хохломы. Золотая хохлома изобилует новыми мотивами. Теперь в раскрашенной посуде можно увидеть изображения спелых колосьев или виноградных гроздей. Часто встречаются изделия, украшенные пышными цветочными композициями и яркими плодовыми ветками.

Художники пытаются вывести хохломскую роспись на новый уровень и активно сочетают привычный растительный орнамент хохломы с изображениями эмблем, гербов и памятников архитектуры.

В середине прошлого века довольно четко обозначились два центра хохломы в России. Их олицетворяют мастера Ковернинского района Нижегородской области и умельцы Семеновской художественной школы. Золотая хохлома каждого из центров развивается самостоятельно и в различных направлениях.

Семеновские художники являлись непревзойденными мастерами растительного орнамента. Они широко используют в хохломской росписи разнообразные цветочные мотивы. Это и экзотические цветы, и знакомые нам лилии, тюльпаны и георгины.

В Семенове мастера часто прибегали к коллективной работе. Они совместно расписывали интерьеры общественных помещений. К ним относились дома отдыха, детские сады, комнаты матери и ребенка на вокзалах, стены и стенды выставочных залов.

Ковернинская хохломская школа отличалась живописной фоновой росписью. Золотая хохлома ковернинских художников поражала своей выразительностью, непосредственностью и простотой. У каждого мастера были свои любимые мотивы. Здесь присутствуют и красочные изображения сочных ягод на черном фоне и золотистая листва на коричневой поверхности. Встречаются неповторимые сочетания красных, коричневых и золотистых оттенков, мягко переходящих друг в друга.

Как и в прежние века, в современности золотая хохлома очень популярна и распространена. Центрами этого самобытного культурного наследия по-прежнему являются город Семенов Нижегородской области и деревня Семино.

Современная хохлома роспись сохраняет традиции и мотивы древности. Изменениям подверглась лишь цветовая палитра оттенков. К традиционным цветам хохломы прибавились разнообразные желтые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки.

Золотая хохлома семинских художников выражает в росписи старинной посуды. Они являются сторонниками фоновой техники и широко используют в своих работах разнообразные цветочные мотивы.

Однако наряду со старыми центрами появляются и новые производства, выпускающие изделия «под золото». Они отличаются огромным разнообразием расписных изделий. Здесь есть предметы традиционной русской утвари, интерьера и сувениры. Золотая хохлома придает этим простым, обыденным предметам сказочную форму, благодаря которой они привносят в дома атмосферу тепла, праздника и уюта. В хохломской росписи появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь и золотые яблоки. Но в тоже время в хохломе присутствуют и уже знакомые нам гроздья рябины, плоды крыжовника, малины и хмеля.

Хохломская роспись выполняется в современных мастерских, имеющих все необходимое оборудование и материалы. В мастерских выпускаются не только декоративные сувениры и посуда, но и предметы мебели, в том числе и мягкой.

Фабрики изготавливают продукцию, как для российского потребителя, так и для иностранцев.

Хохлома. Технология.

Посуда, расписанная под хохлому, мебель и другие деревянные предметы, используемые в домашнем хозяйстве, которые также впоследствии украшались знаменитой росписью, изготавливались из лиственных пород деревьев: березы, липы или осины. На первом этапе работ древесину распиливают и просушивают, затем из нее вытесывают заготовки, так называемые болванки, которые в свою очередь под умелыми руками мастера приобретали задуманные очертания. Готовое изделие еще раз просушивают и отдают на отделку.

Поскольку древесина является пористым материалом, необходимо было создать водонепроницаемый слой. Для этого заготовку обмазывали глиной, в большом количестве добываемую у берегов Волги, например в Городце. Глину разделяли на маленькие кусочки и растворяли в теплой воде до получения густоватого раствора. Затем при помощи кусочка овечьей шкуры обмазывали стенки предмета полученным раствором и оставляли для просушки. После повторяли эту операцию еще раз.

На следующем этапе изделие пропитывали льняным маслом и выдерживали до полной пропитки. После наступала очередь шлифовки. Она нужна была, для того чтобы полностью закрыть все поры дерева промасленной массой, а также убрать все излишки и шероховатости. Шлифовка состояла из двух стадий. Вначале поверхность обрабатывали лычным мочалом, затем более мелкую шлифовку производили при помощи льна, точнее отходами, которые оставались после его обработки. После шлифовки изделие оставляли на несколько часов в истопленной печи.

После просушки предмет осматривали для выявления дефектов и неровностей, а затем обрабатывали шпаклевкой. Шпаклевка представляла собой смесь глины и олифы. После удаления всех неровностей изделия заново сушили, а затем для получения масляной пленки, несколько раз покрывали олифой.

На последнем этапе изделие на несколько часов оставляли в печь и обмазывали алюминиевым порошком, который впоследствии, окрашивал поверхность в золотистый цвет. Этот процесс назывался лужением. Теперь изделие было готово к росписи.

Хохлома наносилась на предметы ярким орнаментом вручную, при помощи кисти. Как правило, в мастерских работали целыми семьями. Расписанные изделия оставляли в печи для закалки. Именно под действием жара олифа желтела и появлялась золотая хохлома.

Современные технологии хохломской росписи несколько отличаются. Готовые деревянные заготовки сушат в течение нескольких дней при комнатной температуре. Сушка прекращается при достижении древесиной уровня влажности в районе 6-8 процентов. Затем просушенный полуфабрикат шпаклюют. Для этого применяют как специализированные современные шпаклевки, так и старый проверен способ – раствор глины. Шпаклюют изделия дважды с обязательно сушкой, которая длится около семи часов.

После этого, при помощи льняного масла заготовку грунтуют и оставляют на пропитку. Через некоторое время остатки масла аккуратно убирают кусочком ткани, а саму заготовку на несколько часов помещают в сушилку. После просушки изделие остужают, а его поверхность шлифуют.

После шлифовки поверхность покрывают двумя слоями олифы. В этих целях использовали только натуральную олифу. Ее варили по-старинному рецепту из конопляного и льняного масла. Затем изделие еще раз просушивали и покрывали алюминиевым порошком, который стали применять взамен оловянного порошка. В заключении остается последний самый ответственный этап — сама хохломская роспись.

Краски, применяемые в хохломе, проходят довольно жесткий отбор и должны отвечать очень высоким требованиям. Они должны быть термостойкими. Широко используют в хохломской росписи: охру, кармин, сурик и сажу.

Для нанесения основных элементов и простого узора используют штампы, изготовленные из шляпного войлока. В красильных цехах в большинстве случаев работают женщины. Роспись производят на весу. Работницы выполняют орнамент правой рукой, при этом, опирая расписываемый предмет на колено, и придерживая его левой рукой. Такая техника нанесения рисунка позволяет легко поворачивать предмет в ту или иную сторону.

Техника хохломской росписи подразумевает специфическом держании кисти. Особенность заключается в том, что в процессе письма принимают участие не только пальцы, а вся кисть. Во время нанесения орнамента кисть располагается практически перпендикулярно к поверхности предмета. Она закрепляется между средним и указательным пальцами и придерживается подушечкой большого пальца. Для нанесения рисунка в хохломе используют небольшие, тоненькие кисти, имеющие волосяной кончик.

После завершения росписи, краски дают время полностью высохнуть, а затем изделие покрывают несколькими слоями лака

Хохлома. Посуда росписанная под хохлому.

Пожалуй, наибольшую популярность хохломская роспись получила именно изображенная на посуде. Деревянные чашки, ложки, тарелки и другая посуда пестрили ярким орнаментом хохломы. Помимо очевидной красоты и богатства, которые придавала золотая хохлома, казалось бы, обычным предметам, она также делала их более прочными. Посуда расписанная под хохлому очень практичная, она не боится ни жара, ни стужи.

Основным мотивом в украшении хохломской посуды, является «травная роспись». Тарелки украшены цветами, ягодами рябины, листьями и изогнутыми веточками. И это не случайно, издавна на Руси изображения плодов и цветущих кустов считалось пожелание достатка, добра и благополучия. Зачастую изображение тех или иных мотивов напрямую была связана с типом и размером посуды.

Например, роспись на чашах, тарелках и блюдцах основывалась на круговом орнаменте. Наиболее ярко обозначалось дно или центр тарелки. Там мастера, расписывали розетку, с отходящими от нее в разные стороны линиями. На крупных предметах использовалась роспись «пряник», которая умело, сочеталась с травным орнаментом. Таким образом, статичный геометрический центр эффектно контрастировал с динамичными и изогнутыми стеблями.

Посуда, хохлома которой сочетет в себе два вида техники (хохломская роспись «под фон» и травные узоры), получала особую яркость и богатство. На золотистом фоне умело выделялись композиции листьев и ягод, выполненные сочными красными или черными мазками. Любая роспись посуды под хохлому представляла собой полет творческой фантазии мастера. Основные мотивы росписи служили лишь отправной точкой, поэтому любой предмет посуды, выполненный золотой хохломой представлял собой поистине уникальное и неповторимое произведение искусства. Отдельное внимание стоит уделить хохломским деревянным ложкам, которые поражают воображения своими причудливыми мотивами. Роспись на ложках выполнялась в двух вариантах. Либо золотым на красном или черном фоне, либо красным или черным цветом на золотой поверхности. Эти яркие предметы интерьера украсят ваш дом и привнесут в него уют и нотки народного этноса. К тому они замечательно подойдут для маленьких детей. Рисунок на них наносится специальными пищевыми красками. А поскольку такая ложка несколько глубже обычной, она прекрасно подойдет для тех, кто еще не научился уверенно держать в руках столовые приборы.

Немногие знают, что хохломские ложки также используют в качестве музыкальных инструментах. Впервые ложки стали использовать в качестве музыкальных инструментах еще в 18-м веке, а сейчас есть даже специализированные школы обучающие игре на них, Как правило, комплект для игры состоит из 3-5 ложек различного размера. Звук извлекают ударами друг о друга задних частей черпаков.

Хохлома в интерьере.

Раньше золотая хохлома встречала исключительно на деревянных предметах. Это и посуда и всевозможные аксессуары, и предметы интерьера. Спустя века золотая хохлома перебралась и на другие поверхности: пластмассу, металл и текстиль. Все большую популярность хохлома приобретает в украшении домашнего интерьера. Однако здесь следует помнить одно «золотое» правило – не стоит перегружать обстановку расписными предметами. Для придания национального колорита подойдут один-два ярких предмета.

Как правило, золотая хохлома в интерьере встречается на кухне. Здесь посуда, представленная декоративными расписными тарелками, разделочными досками, подносами; текстиль, в виде штор и скатертей с причудливым орнаментом, а также яркие предметы домашней утвари. Например, расписной фартук или прихватка для горячего.

В остальных помещениях золотая хохлома может присутствовать в виде изображений на стенах. Нанести подобные хохломские узоры можно краской, используя специальные трафареты или купить виниловые наклейки с изображение причудливого узора хохломы. Мебель под хохлому может быть выполнена как одноцветная роспись, так представлена в традиционной цветовой гамме. Хохлома прекрасно подойдет для комнаты ребенка. Ведь все дети любят яркие вещи. К тому же мебель и предметы интерьера, расписанные золотой хохломой, с детства знакомят их маленького обладателя с культурным наследием своей страны и прививают ему индивидуальный и самобытный вкус. В детской комнате прекрасно будут смотреться небольшой столик со стульчиками расписанные узорами золотой хохломы или вместительная деревянная коробка для игрушек.

Интерьер спальне можно украсить при помощи постельного белья. Кровать в ярком убранстве золотой хохломы будет смотреться по-королевски роскошно и богато.

И, конечно же, разнообразные солнечные аксессуары привнесут в ваш дом тепло и уют. Это могут быть как, казалось бы, привычные для нас расписные шкатулки и сувениры, так и совершенно обычные предметы обихода. Сейчас роспись под хохлому появляется даже на компьютерных мышках и мобильных телефонах.

При использовании хохломских предметов в интерьере не стоит смешивать их с другими направлениями народного промысла (гжель, жостово и другие) иначе это будет смотреться неуместно и слишком аляписто.

Мировая известность хохломских узоров.

Со времен своего появления золотая хохлома пользовалась большим спросом на различных ярмарках. Хохломские узоры можно было встретить и на базарах Городца, в Нижегородской области, и на самой большой в те времена - Макарьевской ярмарки. Золотая хохлома получила свое признание не только в России, но и заграницей. Из Макарьевской ярмарки хохлома сначала развозилась по всем уголкам России, а в XIX веке добралась и до соседних стран: Ирана, Индии, Турции и некоторых стран Средней Азии и Европы. В начале прошлого столетия узоры хохломы получила всемирную известность. Красоту этих, казалось бы, простых предметов оценили художники, ученые и простые жители. Хохломские изделия покупали во Франции, Бельгии, Америки и даже Африки.

Посуда, мебель и сувениры, украшенные яркими, самобытными узорами и по сей день, выставляются и пользуются огромным спросом на международных ярмарках во многих странах.

Наверное, каждый иностранец, побывавший в нашей стране, будет рад посещению какой-либо народной ярмарки. На которой он сможет в полной мере познакомиться с наследием русской культуры. И конечно не забываемым подарком будет являться известный русский символ – матрешка, расписанная хохломой.

Золотая хохлома – это самобытное и уникальное русское творчество, насчитывающее в своей истории уже более трехсот лет. За это время она не только ни утратила свою популярность, но и стала одним из символов России в глазах иностранцев. Хохломская роспись не только неповторима и роскошна, она привносит в нашу обычную жизнь красоту и солнечное тепло и имеет также и символическое значение. Ведь основные мотивы золотой хохломы обозначают богатую гармоничную жизнь и несут в себе свет и добро.

Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.

История промысла

Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.

https://flic.kr/p/WrFMnj

Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.

В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.

https://flic.kr/p/5ToGao

Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.

Особенности промысла

Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.

Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.

https://flic.kr/p/9o1mBk

Для хохломской росписи характерны следующие черты:

  • Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
  • Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
  • Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
  • Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
  • Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
  • Специальные технологии нанесения рисунка.
  • Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.

Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.

https://flic.kr/p/EHSkwc

Технология создания

Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.

Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.

После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.

https://flic.kr/p/bDyLE3

Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.

Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.

Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.

Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.

https://flic.kr/p/naLKpi

Виды росписи

Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.

Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:

  • Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
  • Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.

https://flic.kr/p/bzSKSU

  • Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.

Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .

Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.

https://flic.kr/p/oWQTmj

Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.

Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.