Хозяйственная деятельность. Хозяйственная деятельность предприятия Что входит в хозяйственную деятельность

Деятельность предприятия – это процесс, включающий в себя не только непосредственно производство товаров или предоставление услуг, но и финансово-экономическую деятельность, снабжение, сбыт продукции, использование трудовых и материальных ресурсов, оборудования и техники. Предприятие – структурированный и живой организм.

Структура любого предприятия включает в себя административно-управленческий аппарат, производственный отдел, финансово-экономический и отдел бухгалтерского учета и отчетности. Кроме этого, в структуру могут входить и другие подразделения, в задачи которых входит обеспечить непрерывный процесс выпуска и изготовления продукции, которая была бы конкурентоспособной и отвечала по количеству, качеству и срокам поставки требованиям рынка. При этом основным требованием и критерием эффективности работы предприятия является минимизация издержек производства, т.е. снижение себестоимости производимых товаров и услуг.

Факторы, определяющие производственно-хозяйственную деятельность предприятия

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь, зависит от таких факторов, как обеспеченность производственными мощностями, состояние производственно-технической базы, ее технический и организационный уровень, то, насколько организация производства и труда отвечает современным требованиям конъюнктуры и рынка.

Большое значение для деятельности предприятия имеет и такой фактор, как финансово-экономическое планирование. Это не только бесперебойное обеспечение необходимыми ресурсами, но и постоянный контроль над текущей деятельностью предприятия, оперативная корректировка управленческих решений с целью достижения плановых результатов.

Контроль осуществляется с помощью анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия путем сравнения основных результатов этой деятельности с расчетными и запланированными показателями. К таким показателям, характеризующим эффективность работы предприятия, например, относятся:
- прибыль от реализации товаров и оказанных услуг;
- совокупные затраты на производство;
- рентабельность;
- уровень оплаты труда работающих на предприятии людей;
- величина суммы денежных средств на расчетных счетах предприятия;
- имеющаяся кредиторская и дебиторская задолженность.

Хозяйственная деятельность – деятельность, которая направлена на производство или обмен товара, материальных и нематериальных благ. Существует несколько видов хозяйственной деятельности, каждый из которых возник в разное время и имел свой собственный путь развития.

Сельскохозяйственная деятельность

Сельское хозяйство заключается в удовлетворении потребностей населения в продовольствии. Сельское хозяйство можно разделить на две отрасли: животноводство и растениеводство. Растениеводство зародилось, когда человек осознал, что еду можно не только добывать, осваивая все новые и новые территории, но и самому заниматься разведением пищевых культур. Животноводство появилось в свою очередь в тот момент, когда человек стал одомашнивать диких животных с целью получения молока, мяса и шерсти.

Рис. 1. Сельское хозяйство.

Главным средством производства сельскохозяйственной деятельности является земля.

Промышленность

В эту сферу деятельности входят добывающая и обрабатывающая отрасли. Формирование промышленности происходило в эпоху первобытнообщинного строя. Она была неотделима от натурального хозяйства. Позже промышленность становится совершенно самостоятельной отраслью, которая стремительно развивается, особенно в период становления и зарождения капитализма. В промышленной отрасли можно выделить топливную, легкую, пищевую, лесную промышленность, а также черную и цветную металлургию.

Рис. 2. Добыча полезных ископаемых.

Транспортное хозяйство

Для стабильной работы аграрных и производственных предприятий необходима стабильная работа транспорта.
Транспортное хозяйство можно разделить на 3 вида:


Согласно ст. 3 ХКУ под ХД понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

ХД характерны следующие признаки:

1) эта деятельность направлена на производство продукции (товаров), выполнение работ и предоставление услуг с целью удовлетворения потребностей других субъектов;

2) она осуществляется, как правило, на профессиональных началах;

3) результаты этой деятельности имеют форму товара, а значит и стоимостное выражение;

4) в процессе организации и осуществления этой деятельности объединяются как частные интересы производителя, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Согласно ст. 3 ХКУ ХД, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли является предпринимательством, а субъекты, осуществляющие эту деятельность – предпринимателями. ХД, которая осуществляется без цели получения прибыли является некоммерческой ХД.

В главах 4 и 5 ХКУ закреплены общие положения относительно предпринимательства и некоммерческой хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 42 ХКУ предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск ХД, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) для достижения экономических и социальных результатов с целью получения прибыли.

Согласно ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование - это осуществляемая субъектами хозяйствования самостоятельная, систематическая ХД, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. НХД осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в сферах (видах деятельности), в которых согласно ст. 12 этого Кодекса запрещено предпринимательство.

НХД может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление ХД в форме предпринимательства запрещается законом (товарные и фондовые биржи).

Согласно ст. 52 ХКУ запрещается осуществление НХД органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам. В ХКУ определяются: организационные формы осуществления НХД (ст. 53); положения относительно ее регулирования (ст. 54).

    Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Государственное регулирование ХД является объективной необходимостью, которая приобретает все новые черты и особенности, направленные на становление рыночных отношений, разгосударствление, предпринимательство, развитие различных форм хозяйствования. Государство осуществляет регулирование ХД по двум причинам. Во-первых, государство осуществляет управление имуществом, которое является объектами государственной собственности, а, во-вторых, государственное воздействие на ХД обусловлено рядом требований относительно защиты публичных интересов, связанных:

    с формированием государственного бюджета;

    с охраной окружающей среды и пользования природными ресурсами;

    с обеспечением обороноспособности страны;

    с реализацией свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

С соблюдением правопорядка как во внутренней ХД, так и при осуществлении ВЭД и иностранного инвестирования;

С обеспечением занятости населения и др.

Кроме того, государство обязано:

Обеспечивать субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности) одинаковые правовые и экономические условия хозяйствования;

Способствовать развитию рынка, осуществлять его регулирование, используя экономические законы и стимулы, реализуя антимонопольные меры;

Обеспечивать льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места и др.

Государственное регулирование ХД представляет собой совокупность мер относительно принятия и надлежащего исполнения хозяйственного законодательства, а также определения системы органов государственного руководства, которые непосредственно осуществляют функции регулирования и управления этой сферыой экономики.

Согласно ст. 12 ХКУ к основным средствам регулирующего воздействия государства на ХД относятся:

    государственный заказ, государственное задание (ст.13 ХКУ и ЗУ от 22 декабря 1995 г. «О поставках продукции для государственных потребностей» ЗУ от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства»);

    лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ и ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов ХД», «О патентовании некоторых видов ПД», «О ВЭД»);

    сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ, ЗУ «О стандартизации», «О подтверждении соответствия»);

    применение нормативов и лимитов;

    регулирование цен и тарифов (ХКУ глава 21, ЗУ «О ценах и ценообразовании»);

    предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот (ст. 17, ЗУ «Об ИД», «О режиме иностранного инвестирования» и др.);

    предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ).

Принципы государственного регулирования ХД представляют собой основные положения, определяющие наиболее общие и наиболее существенные особенности экономической политики государства. К ним относятся:

Согласованность и координация действий субъектов хозяйствования различных форм собственности;

Хозяйственная самостоятельность;

Равноправие всех форм собственности;

Объединение экономических и социальных целей.

В процессе осуществления регулирования ХД государство использует определенные методы государственного регулирования ХД, которые представляют собой совокупность способов и приемов, используемых в процессе регуляторной деятельности государственными органами для решения задач в сфере экономики с целью достижения определенных результатов.

Среди таких методов следует выделить:

Метод убеждения, разрешения;

Метод прямых указаний;

Административные и экономические методы.

В современных условиях метод убеждения и разрешения является одним из основных методов. В ХКУ определен принцип добровольности создания СХ, их равенство независимо от формы собственности и с учетом личных и общественных интересов.

Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений применение метода убеждения и разрешения изолировано от метода прямых указаний не дает положительных результатов. Поэтому для обеспечения порядка в ХД в предусмотренных законом случаях применяется метод прямых указаний, устанавливающий требования относительно качества продукции, охраны окружающей среды, ведения учета и отчетности, соблюдения техники безопасности и др.

Административные методы - это прямое влияние на поведение, деятельность СХ с помощью обязательных указаний, а экономические методы - это непосредственное влияние с помощью экономических стимулов (цен, дотаций, кредитов и др.). Административные методы чаще всего применяются в случаях, когда для реализации управленского решения необходим приказ или запрет.

Практическое применение экономических методов осуществляется с помощью следующих рычагов: ценообразование, льготное кредитование, финансирование и др.

Согласно ст. 8 ХКУ государство, ОГВ и ОМС не являются субъектами хозяйствования. Решения этими органами в сфере ХД принимаются в пределах их хозяйственной компетенцией, закрепленной в Конституции Украины, в ЗУ «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении» и др.

Центральным ключевым понятием в изучении хозяйственного права является понятие «хозяйственная деятельность». Одновременно в нормах права (экономической и юридической литературе) используются такие понятия, как «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Объединяет все эти понятия термин «деятельность», который означает «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям».

Любой вид деятельности человека состоит в максимально возможном удовлетворении существующих и будущих потребностей человека, которые могут быть использованы для достижения указанной цели. Круг таких потребностей очень широк - от потребностей индивидуального характера, связанных с обеспечением необходимых условий жизни, до потребностей, связанных с общественной безопасности, обороны и т.д.

Под хозяйственной деятельность следует понимать деятельность физических лиц и организаций со статусом юридического лица по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначена для реализации другим лицам. Как видно, приведенные выше примеры свидетельствуют об отсутствии каких-либо оснований для разграничения понятий «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность». Хозяйство и экономика имеют одинаковое содержание.

При этом под экономической деятельностью понимается процесс воспроизводства материальных и духовных благ, а содержание хозяйственной деятельности необоснованно расширяется за счет таких составляющих, как организация и руководство хозяйственной деятельностью, и как следствие в число субъектов хозяйственной деятельности включаются органы государственного управления.

Таким образом, деятельность, которую человек вынужден осуществлять для удовлетворения различных потребностей, можно именовать как экономической, так и хозяйственной.

Основным видом экономической деятельности является предпринимательская деятельность, под которой понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2 ст. 1 ГК). Основным признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, а условием ее осуществления - государственная регистрация ее участников в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Для осуществления же экономической деятельности не всегда требуется государственная регистрация, а прибыль не всегда является целью такой деятельности (например, промышленные, строительные, транспортные и другие организации создаются и осуществляют хозяйственную деятельность не только в целях получения прибыли).

Следующее понятие - коммерческая деятельность. Слово «коммерческий» означает торговлю. Часто данное слово «коммерческий» используется в словосочетании «коммерческая организация» для определения правового статуса таких субъектов, как унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы. Следует также учитывать, что граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность законодатель именует индивидуальными предпринимателями, но не коммерсантами, а организации, осуществляющие эту же деятельность - коммерческими, но не предпринимательскими.

Таким образом, понятие «коммерческая деятельность» в настоящее время используется в значении отличном от первоначального и максимально приближается к значению понятия «предпринимательская деятельность. Но с юридической точки зрения ставить знак равенства между этими понятиями нельзя, по той причине, что предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только коммерческие, но и не коммерческие организации, создаваемые для решения социальных задач (п.3 ст. 46 ГК).

Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, суть которой состоит в продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также в выполнении работ, оказании услуг, связанных с продажей товаров (ст. 2 Закона РБ от 28.07.2003г. «О торговле»).

Право как отрасль права - это совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в интересах общества и государства.

Предмет хозяйственного права составляют отношения, складывающиеся в ходе осуществления хозяйственной (экономической) деятельности. Данные отношения можно разделить на три группы.

  • 1-я группа - это, хозяйственно-производственные отношения, складывающиеся в процессе производства товаров с целью извлечения прибыли.
  • 2-я группа - это, организационно-управленческие хозяйственные отношения по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью; хозяйственная деятельность административно-территориальных единиц. Такая деятельность непосредственно не преследует цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей.
  • 3-я группа - отношения государственного управления экономикой, состоящие в воздействии на субъекты хозяйствования, регулировании хозяйственной деятельности, ее контроле, реализации публичных интересов общества в сфере экономической жизни.

Предмет хозяйственного права неразрывно связан с хозяйственно-правовым методом. Характерной чертой хозяйственно-правового метода регулирования является сочетание свободы при реализации частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества.

Отношения, возникающие между субъектами хозяйствования, регулируются в основном нормами права, которые носят диспозитивный характер. Эти отношения подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон, установление их прав и обязанностей на основе договора (диспозитивный метод правового регулирования).

Отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой, императивный характер, и строятся на основе власти и подчинения, здесь отсутствует юридическое равенство сторон.

В качестве частных приемов правового регулирования хозяйственных отношений следует выделить метод применения рекомендаций при воздействии на поведение субъектов, метод необходимости согласования соответствующих действий при реализации права.

Принципы хозяйственного права - это основополагающие правовые нормы, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности и обусловливающие содержание и форму правоотношений на всех уровнях.

К ним относятся:

  • 1. принцип законности;
  • 2. принцип многообразия и равенства форм собственности;
  • 3. принцип экономической свободы, защиты экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • 4. принцип государственного воздействия на экономику в тех случаях, когда это диктуется интересами общества и государства;
  • 5. принцип свободы договора;
  • 6. принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Классификация хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:

  • 1) Вертикальные - отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой - орган государственного управления;
  • 2) Горизонтальные - отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.

Составляющими элементами хозяйственного правоотношения являются субъект, объект, содержание, юридические факты.

Субъекты, участники хозяйственных правоотношений - это лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Объектом хозяйственного правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, действия обязанных субъектов, собственная деятельность субъектов права, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Ключевым понятием хозяйственного права является понятие хозяйственной деятельности, которое мы находим в различных нормативно-правовых актах. В частности, в Законе Украины от 16.04.1991 г. "О внешнеэкономической деятельности" в ст. 1 определено: "хозяйственная деятельность - любая деятельность, в т. ч. предпринимательская, связанная с производством и обменом материальных и нематериальных благ, выступающих в форме товара"; в Законе Украины от 01.06.2000 г. "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" под хозяйственной деятельностью законодатель понимает любую деятельность, в т. ч. предпринимательскую юридических лиц, а также физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, связанную с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

В свою очередь, в Налоговом кодексе Украины (далее - НК) определено, что хозяйственная деятельность - это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п. 14.1.36 ст. 14).

Причем необходимо отметить, что последнее определение фактически нивелирует субъектный состав хозяйственной деятельности.

В части 1 ст. С ГК (п. 14.1.36 ст. 14) закреплено унифицированное понятие хозяйственной деятельности. Под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

В этом определении можно выделить несколько признаков хозяйственной деятельности.

Само слово "деятельность" означает систематические действия членов общества, их объединений, направленные на достижение определенного результата.

Целью является удовлетворение общественных потребностей в соответствующих благах, которые должны иметь ценовую определенность, то есть функционировать как товар.

Особенностью хозяйственной деятельности являются ее субъекты - не любые лица, а лишь те из них, что согласно требованиям ГК Украины признаются субъектами хозяйствования (ст. 55 ГК). Деятельность таких лиц осуществляется не только в их собственных интересах (с целью получения прибыли), но и в интересах общества (для удовлетворения определенных потребностей общества в продукции, работах и услугах).

Удовлетворение общественных потребностей в определенных благах требует от производителя соответствующих знаний, навыков, организации, средств, что предопределяет профессиональные принципы осуществления хозяйственной деятельности. При этом интересный разновидность хозяйственной деятельности выделяет НК Украины (п. 14.1.46 ст. 14): деятельность в сфере развлечений - хозяйственная деятельность юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, заключающаяся в проведении лотерей, а также развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности, бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п. Несмотря на свою особенность, этот вид деятельности относится к хозяйственной сферы.

Итак, признаками хозяйственной деятельности являются: сфера осуществления - общественное производство (хозяйственная сфера); содержание - производство и реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг происходит не для собственных нужд производителя, а для удовлетворения потребностей других лиц - потребителей в широком разменные (граждан как конечных потребителей, субъектов хозяйствования и различных организаций, которые используют указанные блага для удовлетворения своих хозяйственных или иных нужд); передача указанных благ другим лицам на платной основе, то есть функционирование в форме товара; профессиональные принципы хозяйственной деятельности; специальный субъект, который должен обычно иметь статус субъекта хозяйствования; сочетание частных интересов производителя (в получении прибыли или других выгод/преимуществ от хозяйственной деятельности) и публичных интересов (общества в лице широкого круга потребителей - в получении определенных благ; государства - в получении прибыли и других обязательных платежей от субъектов хозяйственной деятельности; территориальной общины: а) в обеспечении занятости членов общины; б) в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции, работах, услугах; в) участие субъектов хозяйственной деятельности в решении задач территориальной общины в благоустройстве; г) в уплате местных налогов и сборов).

Хозяйственная деятельность невозможна без взаимодействия ее субъектов, вступления в хозяйственные отношения. Именно в процессе руководства и осуществления хозяйственной деятельности возникают хозяйственные отношения по горизонтали и по вертикали, а также внутрихозяйственные отношения.

Общими принципами хозяйствования в Украине (ст. 6 ГК) являются: обеспечение экономического многообразия и равную защиту государством всех субъектов хозяйствования; свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом; свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины; ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства; защита национального товаропроизводителя; запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Итак, с учетом указанных признаков можно дать следующее доктринальное определение хозяйственной деятельности: хозяйственная деятельность - это общественно полезная деятельность субъектов хозяйствования по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью их реализации за плату (как товара), что основывается на сочетании частных и публичных интересов и осуществляется профессионально.

Хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным признакам.

1. По критерию цели осуществления (ч. 2 ст. С ГК) хозяйственная деятельность может быть коммерческой - с целью получения прибыли; некоммерческой - для достижения определенных экономических и социальных результатов, однако цель получения прибыли отсутствует.

2. За предметом хозяйственной деятельности различают: производственную; торговую; банковскую; страховую; инновационную; концессионная деятельность; совместное инвестирование и др.

3. В зависимости от рынка (внутренний или внешний), национальной принадлежности субъектов хозяйственной деятельности (отечественные товаропроизводители/резиденты или иностранные инвесторы и нерезиденты) различают хозяйственную деятельность с участием: отечественных товаропроизводителей (резидентов); внешнеэкономическую деятельность (с участием резидентов и нерезидентов), в том числе иностранное инвестирование (с участием иностранного инвестора).

Специфика осуществления определенных видов хозяйственной деятельности учитывается в процессе ее правового регулирования в отдельных главах ГК Украины.

Следует учитывать также то, что хозяйственное право регулирует отношения по государственному регулированию экономики (организационные отношения), которое осуществляется в определенных правовых формах и с помощью определенных методов.

Обобщенное понятие предпринимательской деятельности приводится в ст. 42 ГК Украины: "Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли".

Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики в областях (видах деятельности), в которых в соответствии со ст. 12 ГК Украины запрещается предпринимательство, на основе решения соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться также другими субъектами хозяйственной деятельности, прежде всего в тех случаях, когда осуществление определенного вида хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается законом (например, биржевая деятельность). Некоммерческая деятельность присуща казенным предприятиям (ч. Из ст. 76, статьи 77,78 ГК) и коммунальным некоммерческим предприятиям (ч. Из ст. 78 ГК). Финансирование их деятельности в случае убыточности осуществляется за счет соответствующего бюджета.

Осуществление некоммерческой деятельности обуславливает зависимость ее субъекта от учредителя и собственника имущества, который обеспечивает соответствующее финансирование, а также применение в отношении имущества субъекта некоммерческой деятельности-права оперативного управления (ч. Из ст. 78, ст. 137 ГК), что предполагает целевое использование имущества в определенных собственником пределах.

От некоммерческой хозяйственной деятельности необходимо отличать хозяйственное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляется нехозяйственными субъектами. В части 3 ст. С ГК Украины отмечается, что деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которое осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования, является хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов. По этому интересной является точка зрения М. Л. Шелухина, который среди видов хозяйственной деятельности выделяет: предпринимательскую (коммерческую) деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли; некоммерческую деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли; хозяйственное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, которой является деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий ее функционирования, которая осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования. В свою очередь, В. С. Щербина приводит такой пример хозяйственного обеспечения деятельности нехозяйствующих субъектов: "...ремонт общежитий университета как силами привлеченных ремонтно-строительных организаций, так и собственными силами; закупка оборудования, учебников, мебели и т.д. для их использования в учебной и научно-исследовательской работе".

Сравнивая обе мысли, мы позволим себе не согласиться с точкой зрения М. Л. Шелухина, как такой, что, во-первых, не соответствует требованиям ч. 3 ст. 3 ГК Украины, а именно, хотя хозяйственное обеспечение и является хозяйственно-правовой категорией, оно не является видом хозяйственной деятельности. Во-вторых, это связано со стилистической противоречием, а именно - не может хозяйственное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов считаться деятельностью нехозяйствующих субъектов.

В хозяйственном законодательстве (ст. С ГК) определяются лишь общие расплывчатые признаки негосподарюючого субъекта и, на наш взгляд, (статьи 52-54 ГК) неполная, ограниченная регламентация и определение некоммерческого хозяйствования. Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГК Украины, некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в областях, в которых запрещается предпринимательство. Однако в ст. 157 НК Украины (п. 157.15) введен термин "основная деятельность" о деятельности неприбыльных организаций, под которым следует понимать деятельность неприбыльных организаций, которая определена для них законом как основная, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации, в том числе по предоставлению реабилитационных и физкультурно-спортивных услуг для инвалидов (детей-инвалидов), благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных, социальных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (негосударственные пенсионные фонды и другие подобные организации").

К основной деятельности такой неприбыльной организации также включается продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые пропагандируют принципы и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация, и которые являются тесно связанными с ЕЕ основной деятельностью, если цена таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг является ниже обычной или если такая цена регулируется государством. Кабинет Министров Украины может вводить временные ограничения на продажу неприбыльными организациями отдельных товаров или услуг в случае, если такая продажа угрожает или противоречит правилам конкуренции на рынке определенного товара, при существовании достаточных доказательств, предоставленных лицами, которые облагаются этим налогом и предоставляют аналогичные товары, выполняют работы, предоставляют услуги, о таком нарушении. Уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности, которые не предусматривают получения прибыли согласно нормам законов, регулирующих их деятельность.

Указанное свидетельствует, что деятельность общественных организаций, благотворительных фондов, профессиональных организаций относится к некоммерческой хозяйственной деятельности.

в Соответствии с Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях" (ст. 2) некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага. Они существуют в форме общественных объединений, фондов, государственных корпораций, некоммерческого партнерства, заведений или учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений юридических лиц.

В законодательстве Украины, так же как и в законодательстве РФ четко не разграничена деятельность субъектов некоммерческого хозяйствования и нехозяйствующих субъектов. В любом случае их нельзя считать тождественными. При этом деятельность как предпринимательских субъектов хозяйствования, так и субъектов некоммерческого хозяйствования вместе с нехозяйственными субъектами подлежит хозяйственно-правовому регулированию.

Отдельно в НК Украины (п. 14.1.226 ст. 14) определена так называемая независимая профессиональная деятельность - участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, другой подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом - предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц. Указанная деятельность фактически имеет все признаки хозяйственной деятельности, но не нуждается в государственной регистрации как субъекта хозяйствования и по законодательству не признается хозяйственной деятельностью. При этом согласно ч. 2 п. 65.1 ст. 65 НК Украины частные нотариусы и другие физические лица, условием ведения независимой профессиональной деятельности которых согласно закону является государственная регистрация такой деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получение свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т.п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, в течение 10 календарных дней после такой регистрации обязаны встать на учет в органе государственной налоговой службы по месту своего постоянного проживания. Для постановки на учет физического лица, которое намеревается осуществлять независимую профессиональную деятельность (п. 65.3 ст. 65), такое лицо должно подать заявление и документы лично (направить заказным письмом с описанием вложения) или через уполномоченное лицо в орган государственной налоговой службы по месту постоянного жительства.

Не относится к хозяйственной деятельности несистематическая деятельность физических лиц, которые не зарегистрированы должным образом как физические лица - предприниматели, которая заключается в продаже произведенных, переработанных и купленных вещей, товаров, а также выращенных в подсобном хозяйстве. Необходимо отметить, что частично эти виды деятельности подпадали под действие декрета Кабинета Министров Украины "О налоге на промысел", что утратил силу в связи с принятием НК Украины. Этим же документом было определено такое понятие, как "промысел", к нему принадлежала деятельность в виде продажи вышеуказанных товаров не более четырех раз в течение календарного года. В связи с отменой этого понятия возникает риск нивелирования разницы между предпринимательской деятельностью физического лица - предпринимателя и деятельностью других физических лиц, которые не желают регистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности, но при этом осуществляют деятельность, которая имеет признаки предпринимательской деятельности.