Информационные технологии как инструмент юридической деятельности. Перспективные информационные технологии в юриспруденции. Лидирующие позиции на рынке технологий, предлагаемых для данного сегмента занимают

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПОРОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "РИНХ"

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Информатики и математики

" Компьютерные технологии в юридической деятельности"

Выполнила

студентка ЮФ гр. № 623,дневной формы обучения

Научный руководитель:

Введение

Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинули перед правовой наукой и практикой России целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест, пожалуй, занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации.

Свое конкретное выражение решение этих проблем должно найти в разработке и широком внедрении компьютерных и иных информационных технологий во все виды правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также в сфере правового образования и воспитания граждан. При этом информатизация всех этих видов деятельности должна опираться на надлежащее их правовое обеспечение.

Этим термином принято обозначать технику, математические методы и специальное программное обеспечение, применяемые для сбора, хранения и переработки информации, используемой в различных процессах управления, для обучения, а также для получения различного рода информационных и вычислительных услуг .

Сегодня практически нет вида человеческой деятельности, где бы в той или иной форме не использовалась вычислительная техника (компьютеры). Оценивая ситуацию в 1972 году, американский социолог О. Тоффлер писал: "... Происходящее ныне, судя по всему, - нечто большее, чем промышленная революция… Нынешний момент представляет собой не больше и не меньше, как второй великий водораздел в истории человечества, сравнимый по своему значению лишь с первым великим разрывом исторической преемственности - переходом от варварства к цивилизации... Появление принципиально новых машин (речь в книге идет о компьютерах) - Я. Я) не только подсказывает идеи изменения других машин - оно также подсказывает новые решения социальных, философских и даже личных проблем... " . Сегодня можно с уверенностью утверждать - новая, научно-техническая, революция совершилась, и мы вкушаем ее плоды.

При этом следует учитывать, что человечество находится лишь в начале пути. Как утверждает Г.Р. Громов: "... Весь отрезок времени, в течение которого люди начали регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и 1% от возраста человеческой цивилизации" .

Глава 1. Компьютерные технологии в юридической деятельности: сущность, предпосылки и значение использования

1.1 Компьютеризация юридической деятельности - одно из направлений повышения ее эффективности

Человек - непременный субъект юридической деятельности. Следователь и судья, судебный эксперт и адвокат, работники уголовного розыска и сотрудники информационных центров - могут рассматриваться как главные компоненты сложно организованных правоприменяющих систем (прокуратуры, органов юстиции, МВД и др.). Распространение компьютеров, как показывают последние десятилетия, действительно "... стимулировало великое множество новых идей о человеке как взаимодействующей части более крупных систем, о его психологии, о том, как он обучается, запоминает, принимает решения... " . Происходящее представляет двуединый процесс: человек совершенствует компьютерные системы, которые, в свою очередь, совершенствуют человека. Совершенствование отношений в человеко-машинных системах в области юриспруденции - одна из важнейших задач современной юридической деятельности.

В различные исторические эпохи эта проблема решалась по-разному, в результате чего сегодня сложилась целая система подходов к ее разрешению, средств и методов, которые в основе своей базируются на закономерностях развития и совершенствования познавательной и производственной деятельности людей. Учитывая, что из всего разнообразия видов человеческой деятельности здесь рассматривается лишь юридическая деятельность, можно выделить в качестве ведущих направлений ее совершенствования рационализацию, механизацию и компьютеризацию.

Рационализация, т.е. действия по совершенствованию способов и приемов деятельности, в том числе совершенствованию способов обмена информацией, всегда сопутствовала любому виду юридической деятельности. Рационализация является основой научной организации труда. Идеи в этой области сводятся к известной пословице: "Поручите работу ленивому, и он выполнит ее с наименьшим количеством движений". Если говорить серьезно, то правильная организация управленческого труда, в том числе и юридической деятельности, приносит весьма существенные результаты.

Механизация - самостоятельное направление совершенствования и повышения эффективности человеческой деятельности вообще, а юридической в частности, за счет применения различного рода механизмов для облегчения человеческого труда и сокращения (устранения) рутинных операций. В широком смысле слова под механизацией понимается и использование устройств, способных преобразовать один вид энергии в другой, например тепловую энергию в механическую, механическую в электрическую, электрическую в звуковую и механическую и т.п.

Возможность использовать в сфере юридической деятельности телефонную и радиосвязь, механические и электрические печатающие устройства, фото-, кино - и видеосъемку, звукозапись и другие средства получения, фиксации и передачи информации, имеющей правовое значение, безусловно, способствовали ее оптимизации и повышению эффективности.

Принципиально новые возможности для совершенствования организации юридической деятельности открылись на базе ее компьютеризации. Это собирательное понятие. Оно включает в себя, объединяет в единое целое процессы использования логики, математического аппарата (в частности, для формализованного описания объектов и алгоритма решения правовых задач), теории информации и информационных систем и, наконец, самих компьютеров (как технических средств автоматизации информационных процессов).

Фактически известная история развития средств вычислительной техники - во многом это процесс взаимовлияния развивающихся технических средств и индустрии программного обеспечения в области систем обработки информации. Тенденции этого развития на всех его этапах определяются в основном целями обеспечения задач, возникающих в правовой практике. Одновременно с этим имеющийся опыт эффективного использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в праве и правоприменительной деятельности также значительно стимулирует дальнейшие разработки в области создания специализированных программно-технических комплексов или их соответствующих компонентов. При этом исключительное многообразие задач, возникающих в юридической практике, и, как следствие, подходов к их разрешению позволяют как нельзя более полно задействовать весь спектр наработок в области информационных технологий (от всевозможных текстовых процессоров до автоматизированных информационных систем и "систем-консультантов"), уточняя, специализируя, дорабатывая их в зависимости от специфики конкретной области юридической деятельности.

В современных условиях практически во всех сферах юридической деятельности - от сугубо научной до самых многообразных форм правоприменительной деятельности - юристу будут доступны те или иные возможности из арсенала компьютерных технологий. Становление специализированных правовых компьютерных технологий в свою очередь служит толчком к развитию как информационных потоков, участвующих в решении юридических задач, так и подходов к их корректному формированию и использованию.

Использование математического аппарата в сфере юридической деятельности началось задолго до изобретения компьютера. Но особое значение математического аппарата проявилось в компьютеризации юридической (как, впрочем, и любой другой) деятельности. Значение применения математических средств и методов в процессе познания определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, их использование способствует повышению объективности и точности проводимых исследований и получаемых при этом результатов, на основе которых принимаются юридически значимые решения.

Во-вторых, как известно, важнейшими принципами научного познания являются полнота и всесторонность исследования его объекта (например, в уголовном судопроизводстве - полнота и всесторонность исследования события преступления и сопряженных с ним обстоятельств). А это означает, что наряду с качественными должны быть выявлены и изучены количественные и структурные характеристики объекта познания, а также его функциональные связи и отношения с другими объектами. Здесь математические методы играют весьма важную роль, ибо их применение расширяет рамки чисто качественного подхода, делает исследование комплексным, многогранным. Заметим, что использование математических средств и методов для обеспечения работы компьютера не низводит его на уровень простого технического средства, позволяющего лишь вычислять количественное значение того или иного параметра объекта познания. При надлежащем математическом обеспечении компьютер способен реализовать и логические операции.

Использование математических средств и методов весьма существенно влияет на качественное развитие теории и практики в той области человеческой деятельности, где они применяются. Дело в том, что перевод понятий и представлений на математический язык существенно уточняет, совершенствует и развивает систему этих понятий и представлений. Практическое значение этого применительно к правовым наукам и правовым исследованиям проявляется в совершенствовании их языка.

Язык, как известно, есть не только средство общения, но и средство описания объекта познания, а также достигнутых в ходе его изучения результатов.

Структурно язык любой науки представляет собой систему специфических для данной науки понятий, определений, образов, а также знаков, с помощью которых они выражаются.

Базовой основой языка любой юридической науки является язык права. Наряду с этим при взаимодействии той или иной юридической науки с математикой язык последней, а точнее, отдельные его элементы, ассимилируются с языком взаимодействующей с ней науки. Чаще всего это математические понятия, числа и действия над ними, символические обозначения таких действий, графические построения и их преобразования. С возникновением вычислительной математики и использованием для решения правовых задач ЭВМ к этим элементам языка математики добавился язык алгебраических формул и анализа, а также алгоритмов и программ.

Как показывает практика, использование средств и методов математики, а также ее языка, приводит к тому, что понятия, которые применяются для описания хода правового исследования, становятся более определенными, а взаимосвязь их в рамках системы совершенствуется.

Что же касается формы выражения достигнутого знания, то при математизации процесса познания может использоваться математическая символика и логические выражения, что (как и при описании объекта познания) позволяет перейти с естественного языка на искусственный или, иными словами, на язык знаков.

Чаще всего знаки - это определенные символы (математические, логические, буквенные). Такого рода знаки и их совокупности (знаковые системы) способны выполнять очень важную функцию - замещать собой многословные и к тому же не всегда однозначные повествовательные и (или) побудительные высказывания, излагаемые на естественном языке. Полностью передавая при этом содержание высказывания, такие системы всегда более компактны. Происходит как бы "сжатие" информации по форме при полном или достаточно полном сохранении ее объема.

Примером тому может служить такая знаковая система, как основная и дополнительная части десятипальцевой дактилоскопической формулы. Так, в соответствии с принятой индексацией, формула

заменяет следующее описание: у лица, подлежащего уголовной регистрации, ни на одном из десяти пальцев рук нет завитковых узоров (основная часть формулы 1/1).

Имеющиеся на правой руке узоры (числитель дополнительной дроби) распределяются так:

на большом пальце - радиальная петля (2);

на указательном - дуговой узор (1);

на среднем - ульнарная петля, причем между центром узора и дельтой меньше 10 папиллярных линий (3);

на безымянном - ульнарная петля, у которой между центром узора и дельтой меньше 14 (но больше 9) папиллярных линий (4);

на мизинце - дуговой узор (1).

Информацию об особенностях строения папиллярных узоров на пальцах левой руки несут знаки, стоящие в знаменателе дополнительной дроби.

В данной системе в качестве знаков использованы натуральные числа, которые легко переводятся в двоичную систему счисления, а последняя, как будет показано ниже, является одним из важнейших способов формализации информации, что обеспечивает ее ввод в память машины. Важно подчеркнуть, что в знаковых системах знаки несут и передают информацию не о самих себе, а о том, что обозначено каждым из них и их совокупностью. Именно это свойство знаков и знаковых систем позволяет использовать их для решения любых познавательных задач, в том числе правовых. В современных условиях значение знаковых систем определяется еще и тем, что они являются необходимым атрибутом всякого исследования, реализуемого с использованием ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных информационных систем (АИС). Последние являются главным звеном в современной концепции информатизации юридической деятельности, которая представляет собой комплекс мер, направленных на ее полное и своевременное обеспечение информацией об объектах и задачах правового исследования.

1.2 Информация и информационные процессы в структуре юридической деятельности

1.2.1 Понятие информации и ее современные концепции

Вплоть до середины XX века термин "информация" и в обиходе, и в научной литературе обычно употреблялся для определения сообщения, осведомления кого-либо о чем-либо или" сведений, передаваемых одними людьми другим, что близко к этому по смыслу.

С развитием технических средств передачи сведений и, особенно с изобретением компьютеров, позволяющих реализовать обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и машиной (компьютером), понятие информации существенно трансформировалось.

Одно из первых определений информации, относящихся к "компьютерной эре", принадлежит К. Винеру: "Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде" .

Нельзя не заметить, что в отличие от определения информации как сообщения о чем-то, что было характерно для "докомпьютерной эры", в определении Н. Винера во главу угла ставится содержание того, о чем мы получаем сообщение и что уже существует во внешнем мире. Однако в данном определении не отражено, содержанием чего является информация, каковы ее природа и материальная основа возникновения.

В этом смысле более продуктивна концепция информации, базирующаяся на философской категории отражения как всеобщего свойства материи"

Используя для уяснения сущности информации категорию отражения, следует учитывать, что она тесно связана с другими философскими категориями, такими, как движение, пространство, время, а, кроме того, с проблемой первичности материи и вторичности ее отображения в живой и неживой природе.

Важным условием уяснения сущности информации и правильного решения ряда информационно-познавательных задач, к числу которых относится и большинство правовых, является использование принципа адекватного отображения объекта отображающим его объектом.

Познать механизм отображения можно лишь путем анализа философской категории движения материи, в частности такой его формы, как взаимодействие одного материального образования с другим. Результатом их взаимодействия являются отображения, а данные, образующие их содержание, и есть информация.

Заметим, что при такой концепции информации под данными, образующими содержание отображения, понимаются любые реальные изменения любой природы, которые наступают в результате взаимодействия объектов и воспроизводят свойства, черты одного объекта в другом.

Итак, в рамках изложенной концепции информация понимается как средство, позволяющее "снять неопределенность" (энтропию) того или иного события, того или иного объекта познания.

Безусловно, это чрезвычайно важный аспект анализа сущности и значения информации. Однако для комплексного решения проблемы информации одного такого подхода недостаточно, поскольку он не раскрывает в полной мере ни условия и "механизм" восприятия информации познающим субъектом, ни методологические основы процедур, связанных с ее обработкой с помощью средств вычислительной техники.

Более плодотворен для этой цели подход, получивший наименование "разнообразностной" концепции информации. В основе этого подхода лежит общенаучное понятие разнообразия, базирующееся на философских категориях различия, отражения и законе необходимого разнообразия.

Отражение, как уже отмечалось, - это свойство всей материи. Оно присутствует всегда, когда налицо взаимодействие двух или более объектов (применительно к познавательной деятельности - субъекта и объекта познания).

Первым актом познания, как известно, является восприятие объекта познания, ибо нельзя познать то, что нельзя воспринять тем или иным способом. Воспринять же можно лишь такой объект, который по каким-либо параметрам (цвет, размер, форма, положение, содержание и т.п.) отличается от окружающей его среды.

Иными словами, пользуясь языком логики, можно сказать, что различие есть отрицание неразличимости, а сообщение, позволяющее ликвидировать состояние неразличимости, есть информация. Поэтому информацию можно трактовать как "снятую" неразличимость, как разнообразие. "Информация налицо там, где имеется разнообразие, неоднородность. Информация "появляется" тогда, когда хотя бы два "элемента" в совокупности различаются, и она "исчезает", если объекты "склеиваются", "отождествляются" .

Отправляясь от "разнообразностной" концепции информации, можно утверждать, что процесс ее выделения состоит в установлении разнообразия объекта познания, проявляющегося в разнообразии характеризующих его признаков, а это возможно тогда, когда такое разнообразие реально имеется и отображается, воспринимается познающим субъектом.

Добавим к сказанному, что информация об объекте познания может быть не только воспринята познающим субъектом или техническим устройством (при соответствующей ее обработке), но и как бы отделена от ее первоисточника - отображения объекта познания.

Из этого следует, что она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству (например, ЭВМ), подвергнута иным операциям, совокупность которых называют информационными процессами

1.2.2 Информационные процессы как непосредственный объект компьютеризации

Несмотря на то, что само по себе понятие "информация" относится к числу абстрактных (подобно понятиям "вещество", "энергия" и т.п.), проявляется информация всегда в материально-энергетической форме, в частности в виде сигналов.

Сигнал может иметь самую различную физическую природу; в информационном процессе он выполняет функцию переносчика информации от ее источника к приемнику и далее к адресату.

В самом общем виде этот процесс показан в виде следующей блок-схемы (см. рис.1).

ПЕРЕДАВАЕМЫЙ СИГНАЛ

Шумы
Шумы

ПРИНИМАЕМЫЙ СИГНАЛ

Декодирование сигнала

Рис. 1. Сигнал в информационном процессе

В зависимости от конкретных условий (особенности исходной информации, количество промежуточных ее приемников и потребителей и т.п.) процесс передачи информации, ее движение от источника к конечному адресату может быть многоступенчатым: информационный сигнал и каждый из промежуточных элементов этой, цепи могут менять свою физическую природу и характер устройства.

В связи с этим в общей проблематике оптимизации информационных процессов весьма актуальны такие вопросы, как изоморфность (взаимная однозначность) информации и ее сигнала, полнота и объективность передачи, возможность (способность) ее восприятия принимающим субъектом или техническим устройством и др.

Но передача информации - лишь одна из фаз информационного процесса, характеризующего ту или иную информационную систему. Общая же его структура показана на рис.2.

Нельзя не заметить, что собственно информационный процесс начинается с восприятия (и фиксации) информации, содержащейся в том или ином источнике.

Именно в этой стадии происходит формирование первичного образа воспринимаемого объекта, отделение полезной (так называемой прагматической) информации от шумов, т.е. любых помех, мешающих восприятию важной для нас (применительно к конкретной задаче) информации.

Завершается она формированием сигнала, с помощью которого и передается информация. Это становится возможным в силу того, что любой сигнал, представляя собой какой-либо материальный процесс (например, импульс электрического тока, электромагнитное колебание, запах, звук, цвет), характеризуется определенной структурой, которую можно выразить в дискретной форме, то есть в виде суммы сменяющих друг друга положений (состояний).

На принципе передачи информации с помощью сигналов, подвергшихся дискретизации , и основана работа цифровых электронно-вычислительных машин (компьютеров), некоторые современные типы которых способны выполнять определенные формально-логические операции и "опознавать" зрительные образы. Однако такую способность машина приобретает лишь после того, когда она этому специально "обучена", то есть когда в ее память предварительно был введен класс объектов, признаки которых были выражены в той или иной искусственной системе обозначений, или, иными словами, закодированы.

Отсюда и принципиальное различие в восприятии объекта человеком и вычислительной машиной: человек субъективно воспринимает образ объекта, а машина - код различных признаков объекта, которые выделены и необходимы для решения машиной определенной задачи.

Однако, независимо от принципиального различия в результатах, информационный процесс в любой системе начинается с восприятия и выделения нужной для нас информации, а сама информация представляет собой содержание сигнала, который был бы удобен для его передачи по соответствующим каналам. Каналы могут иметь самую различную физическую природу, в частности быть механическими, оптическими, акустическими, электрическими.

Поэтому передача информации как фаза информационного процесса есть не что иное, как перенос информации на расстояние, ее движение во времени и пространстве посредством того или иного сигнала. Прием же информации является вторичным ее восприятием другим субъектом или другим принимающим техническим устройством.

Соответственно обработка информации тоже может осуществляться человеком или техническим устройством, в частности электронной вычислительной машиной.

Однако реализуется эта стадия информационного процесса человеком и машиной по-разному. Сущность обработки информации машиной заключается в аналоговых или цифровых преобразованиях поступающих величин и функций по жесткой системе формальных правил, выработанных человеком .

Человек же, осуществляя смысловую и логическую обработку информации и ее оценку, не связан какой-либо жесткой системой формализованных правил. Именно этим прежде всего мышление человека отличается от способности ЭВМ осуществлять некоторые логические операции, а сам человек, в отличие от машины, может принимать правильные решения при неполной или представленной в ином виде информации.

Не снимает этого различия и наделение ЭВМ "глазами" и "ушами" (по терминологии Н. Винера), т.е. разнообразными датчиками, измерительными приборами, с помощью которых ЭВМ, казалось бы, приобретает способность не только преобразовывать символы, но и содержательно взаимодействовать со средой. Однако эта способность кажущаяся, ибо большинство приборов несопоставимо с органами чувств. Приборы, как правило, - это лишь искусственные элементы рецепторов. Они фиксируют значение заранее отобранных переменных и в силу этого не способны или почти не способны к самостоятельной целенаправленной фильтрации информации, которая содержится в среде. Также мало способны они к сжатию информации. Отдельные датчики не объединены во взаимодействующие системы, и ЭВМ, базирующиеся на них, не могут воспринимать целостные объекты и реагировать на них. Этого удается достигнуть лишь там, где объект (процесс) весьма прост и может быть представлен значениями нескольких переменных.

Для более успешного использования ЭВМ как средства решения той или иной задачи предпочтительно, чтобы поступающая в нее информация, подлежащая обработке, была представлена сравнительно небольшим набором переменных. Общее же их число может быть сколь угодно большим, так как современные ЭВМ характеризуются, в отличие от человека, огромной скоростью действия (десятки и сотни миллионов операций в секунду).

Завершается цепь информационного процесса (применительно к управляемой информационной системе) представлением информации ее потребителю и принятием им решения. Сущность этой стадии состоит в демонстрации перед потребителем различного рода изображений (в широком смысле), содержащих характеристики выходной информации. Они могут быть как качественными, так и количественными, что достигается использованием различных технических устройств, в частности индикаторов (цифровых, графических, регистрирующих приборов), электронно-лучевых трубок с экранами (так называемые дисплеи). Последние в настоящее время получают все большее распространение, поскольку позволяют решать проблему создания информационной человеко-машинной системы, в которой представляется возможным использовать ЭВМ в так называемом диалоговом режиме.

В особую стадию информационного процесса на рис.2 выделено хранение информации. Данная стадия является промежуточной между другими и может реализовываться практически на любом этапе информационного процесса. Стадия хранения имеет особое значение: на способности ЭВМ и других технических устройств хранить в неизменном виде и в полном объеме введенную в них информацию строятся все автоматизированные информационные системы, в том числе правового характера.

1.3 Информационные системы

Понятие "система" широко распространено как в научной литературе, так и в повседневной жизни. Обычно оно используется в качестве синонима совокупности, комплекса определенных реальных объектов. Не являются исключением в этом смысле право и юридическая деятельность.

Юристы привыкли к выражениям "система норм права", "система доказательств" и т.п. Под ними понимается упорядоченное определенным образом (для каждой системы по-своему) множество элементов, которые связаны между собой и в совокупности образуют нечто целое.

С такого рода понятием системы тесно соприкасается другое понятие - "структура", которым обычно обозначают способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в некое целостное образование.

Каждый элемент системы обычно качественно обособлен, самостоятелен в рамках целого. Вместе с тем он во многом зависит от других элементов системы и связан с ними, чем и определяется его место в целостном образовании (системе), а также его качественные и количественные характеристики. Наиболее сложные системы называют кибернетическими.

Есть ряд определений понятия системы. Однако наиболее универсальным следует признать то, в котором под системой понимается совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды. Структура и функционирование системы определяются поставленными перед ней целями и задачами 1 .

система представляет собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность элементов. Поясним этот признак системы примером: подобно тому, как совокупность всех деталей, из которых состоит автомобиль, будучи сложена в кучу, не образует автомобиль как систему, так и совокупность всех норм, определяющих условия и размер наказания за различные виды преступлений, без соответствующей их систематизации не образует систему, именуемую "Уголовный кодекс" (УК);

элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами. Каждый элемент системы, будучи подсистемой, характеризуется самостоятельностью, качественной обособленностью, в силу чего может рассматриваться как самостоятельная система другого уровня;

система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее элемента;

элементы системы (как подсистемы) могут взаимодействовать как в рамках определенной системы, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение.

Под средой в данном случае понимаются внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п. В результате взаимодействия этих объектов с системой они воздействуют тем или иным образом на ее организацию или функционирование, изменяясь при этом и сами. Так, если обратиться к нашему примеру с УК и рассматривать последний как элемент системы "человек - закон", то лицо, совершившее определенное противоправное деяние, "вступает во взаимодействие" с определенной нормой, которая при определенных условиях (например, установление ее малой эффективности) может быть изменена. Вместе с тем взаимодействие происходит и с системой в целом, т.е. с УК, поскольку помимо конкретных норм он содержит и общие принципы их применения.

Однако характеристика кибернетической системы будет неполной, если не добавить к сказанному, что она является информацией в рамках пространства и времени. Поэтому она может быть рассмотрена, во-первых, с позиций ее прошлого (возникновение, эволюция), настоящего (тип, внутреннее строение, организация) и будущего; во-вторых - с позиций ее "репертуара* и "календаря". При этом под репертуаром системы понимаете" множество ее состояний в данное время; под календарем же - множество моментов времени, каждый из которых соответствует какому-либо из состояний репертуара системы.

Кроме того, каждая информационная система существует в рамках не только времени, но и пространства, т.е. взаимодействует с окружающей ее средой (или другой системой). В основе такого взаимодействия лежат информационные процессы и способность системы через свои входы и выходы воспринимать и выдавать информацию.

Помимо отмеченных выше, характерной особенностью сложных динамических информационных систем является их способность изменять свое состояние, т.е. значение определенных параметров, которые характеризуют систему в целом или отдельные ее элементы (подсистемы). Перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на параметры ее элементов и есть управление системой.

Задача (цель) управления либо ставится в самом начале управления, либо вырабатывается в процессе его.

Из сказанного вытекает ряд весьма важных положений.

Во-первых, всякое управление предполагает наличие управленческого воздействия, которое должно исходить от субъекта управления.

Во-вторых, кроме субъекта управления должен быть объект управления.

В-третьих, воздействие субъекта управления на объект управления должно быть целенаправленным.

Поскольку и субъект и объект управления сами по себе обычно являются Сложными системами, то их совокупность, рассматриваемая в аспекте управления, именуется сложной системой управления. При этом субъект управления называют управляющей системой, а объект управления - управляемой системой. Что же касается цели воздействия, которую преследует субъект управления, то она образует задачу управления.

Задачи управления могут быть различными как по характеру, так и по объему. Весьма важна также сфера управления.

Обычно в литературе, посвященной управляемым системам, выделяют три основные сферы управления:

управление орудиями труда, системами машин, производственными и иными процессами;

управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;

управление процессами, происходящими в живых организмах.

Анализируя сущность сложных информационных систем управления, необходимо также иметь в виду, что они могут быть классифицированы и по характеру составляющих их элементов.

При такой классификации выделяются следующие виды (классы) систем:

Совершенно очевидно, что приведенные выше системы различны по своей природе. Вместе с тем в них есть определенная общность, что и позволяет подойти к их изучению с некоторой общей точки зрения. Таковой в компьютерных системах являются общие закономерности протекания информационных процессов, которые лежат в основе управления системами любой природы. В зависимости от направления воздействующих сигналов такие процессы протекают по принципу прямой и обратной связи.

Прямой связью называется связь между выходом элемента (А) системы и входом какого-либо другого элемента (В, С) той же системы. В зависимости от структуры системы могут быть различные варианты прямой связи между ее элементами, в частности простая прямая связь; параллельная распределительная; параллельная соединительная.

Обратной связью называется связь между выходом и входом определенного элемента системы. И здесь могут быть различные варианты.

Обычно для сложных компьютерных систем характерны комбинации связей, которые тоже могут иметь различную структуру. При этом в разомкнутых системах управления используются только прямые связи. В замкнутых же системах могут быть как прямые, так и обратные связи.

Обратные связи являются важнейшим атрибутом функциональных систем любой природы, в том числе систем государственно-правового характера.

1.4 Правовая информация и функциональные информационные системы государственно-правового характера

В научной литературе и практике юридической деятельности термин "правовая информация" начал активно использоваться лишь в конце 60-х годов, что хронологически совпадает с периодом развития исследований по использованию компьютеров для решения конкретных правовых задач.

В нем как бы аккумулировались такие понятия, как "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.

В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Множественность таких задач и комплексность функций права с одной стороны предопределяют многообразие видов правовой информации и ее источников, с другой - порождают определенные трудности в ее отграничении от иных типов информации (научной, экономической, политической и др.). Этим и объясняется тот факт, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе можно встретить различные трактовки термина "правовая информация".

Многое зависит от того, какой аспект этой проблемы выдвигается на первый план, поскольку правовая информация, как, кстати, и любая другая, может рассматриваться как в ее семантическом (смысловом), так и прагматическом аспектах. Обычно правовой информацией признается смысловое содержание правовых норм. При этом считается, что последние содержатся не только в актах высших и местных органов власти и управления, но и в ведомственных нормативных актах. В качестве источника правовой информации рассматривают также судебную, арбитражную и нотариальную практику.

Такой подход к анализу правовой информации правилен, но явно недостаточен. Смысловое содержание правовой информации весьма существенно влияет и на ее прагматический аспект, ибо общеобязательность правовых норм априори предопределяет ценность, практическую значимость правовой информации. Кроме того, в сфере юридической деятельности, в частности при решении конкретных правовых задач, используется информация, содержащаяся не только в правовых нормах, не и в ряде других источников. Возьмем, например, такой вид юридической деятельности, как раскрытие и расследование преступлений. Здесь наряду с информацией, содержащейся в нормах УПК, которые регулируют процессуальный порядок данного вида деятельности, весьма широко используется информация, содержащаяся в источниках, именуемых следами преступления и преступника, а также в образах, запечатлевшихся в сознании людей (потерпевшего, свидетеля и самого преступника). Это источники криминалистической информации, которая есть не что иное, как разновидность правовой информации, поскольку именно на ее основе решаются задачи раскрытия и расследования преступлений.

Самостоятельным видом правовой информации является криминологическая информация. Она выявляется и анализируется при производстве криминологических исследований, представляющих собой одну из разновидностей юридической деятельности. Но предметом исследования здесь является не механизм конкретного преступления и его криминалистическая характеристика, как это имеет место в криминалистических исследованиях, а преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, противоречащим требованиям уголовного закона, причины преступности, т.е. социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на преступность в целом и на совершение конкретных преступлений.

Совершенно очевидно, что в качестве источников информации здесь будут использоваться как нормы уголовного законодательства, определяющие понятие преступления и его виды, так и источники, в которых содержатся количественные и качественные характеристики преступности, ее состояние, структура, динамика, территориальное распределение и другие параметры. Если рассматривать такого рода информацию лишь с семантической точки зрения, она имеет социально-правовой характер. С позиций же прагматического ее анализа это правовая информация, так как используется в одном из видов юридической деятельности.

Таким образом, конкретный вид юридической деятельности налагает определенный отпечаток на используемую в нем информацию и предопределяет источники, из которых она может быть получена.

Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Что же касается собственно правовой информации, то она подразделяется на документальную и не документальную.

К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания (данные) о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К не документальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные высказывания свидетеля преступления).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т.п.). Им предшествовали специфические виды бумажных носителей (перфокарты, перфоленты и распечатки). Кроме того, правовая информация может закрепляться и храниться на фотопленках для последующего ее размножения в виде фотокопий. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т.е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И, наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

1.4.2 Правовая информация как основа функционирования правовых систем

Юридическая деятельность во всем ее многообразии реализуется через совокупность систем государственно-правового характера.

Такие системы, как правило, имеют сложную организацию, то есть состоят из комплекса подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. В тех случаях, когда та или иная подсистема выполняет функцию управления, ее именуют функциональной системой управления. Если функции подсистемы ограничены информационным обеспечением юридической деятельности, ее называют системой информационного обеспечения.

Системы государственно-правового характера относятся к числу Целенаправленных механизмов управления. Они тесно связаны с правом и в силу этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они имеют субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей, посредством которых и осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации и в конечном итоге процессы управления.

Таким образом, функциональные государственно-правовые системы - достаточно сложный вид общественных образований. Как часть общества, как его правовая надстройка функциональные государственно-правовые системы представляют собой живой организм в его функционировании и развитии. В связи с этим указанные системы иногда определяют как более или менее значительные объединения государственных органов, норм права, актов поведения субъектов правоотношений и других объектов и явлений. В качестве системных образований здесь могут выступать глобальные социально-правовые образования (государственно-правовая система общества в целом, правовая надстройка как часть политической системы) и их различных подсистем, элементами которых могут быть, скажем, органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, механизмы правосознания, правотворчества, поддерживания правопорядка. Важнейшими системами такого рода являются механизмы правового регулирования хозяйственных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений.

В качестве подсистемы функциональных государственно-правовых систем могут выступать и процессы, например принятие законов, разрешение хозяйственных споров, рассмотрение дел в судах.

Итак, функциональные системы в сфере юридической деятельности выступают как материализованные целостные механизмы для решения задач, возникающих в связи с необходимостью достижения установленных целей. Поэтому их структура и функции увязаны со структурой целей. В свою очередь цели различных элементов, подсистем государственно-правовых систем определенным образом увязаны между собой. В этом смысле вся совокупность целей социальных систем образует некое иерархическое "дерево" целей, реализация которых и составляет содержание того или иного вида юридической деятельности.

Заключение

Все управляемые системы, функционирующие в сфере юридической деятельности, структурно можно подразделить на субъектов и объекты управления или на управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие подсистемы осуществляют управляющие, регулирующие и иные воздействия. К ним относятся соответствующие органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, общественные организации и т.д. Управляемые системы подвергаются управленческим воздействиям. Объектом управления (управляемой подсистемой) служит поведение субъекта - предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и т.д. Управляющие и управляемые подсистемы имеют каналы прямых и обратных информационных связей. Каналы прямых связей идут от управляющей подсистемы к управляемой, а обратной связи - от управляемой подсистемы к управляющей. Вне информационного обмена невозможно ни функционирование системы, ни управление ею.

Поясним это на примере такой государственно-правовой системы, как система "Юстиция".

Одна из задач этой системы - борьба с правонарушениями. Как целостный механизм она имеет следующую структуру: специфические государственные органы, объединенные понятием гражданской, уголовной и административной юстиции; юридические и иные нормы; действия людей.

Субъектами этой системы являются органы внутренних дел, прокуратуры, суда и др.; объектом воздействия - поведение людей. Выполняя свою функцию, данная система взаимодействует с другими функциональными системами, с такими, в частности, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества.

Связи между субъектами и объектами воздействия этой системы - информационные. Органы юстиции имеют специфические программы функционирования - юридические и иные нормы. В этих нормах содержится информация о целях и задачах органов юстиции, о формах и методах их деятельности, о порядке рассмотрения дел, о неправомерном поведении граждан и др.

Органы системы "Юстиция" руководствуются этими программами в своей непосредственной деятельности. Осуществляя ежедневно свои функции, эти органы выявляют преступления, административные проступки, неправомерные акты и др. Следовательно, по каналам прямой связи к субъекту воздействия поступает разнородная социально-правовая информация, касающаяся поведения людей Органы юстиции (каждый по своей линии и в пределах своей компетенции) собирают и обрабатывают поступающую информацию, на ее основе возбуждают и расследуют уголовные дела, проводят дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство, рассматривают административные проступки и т.п. По каналам обратной связи в систему поступает информация о результатах ее деятельности. Таким образом, функционирование любой системы правового характера "всегда связано со сбором, обработкой и использованием информации

Ознакомившись с важнейшими понятиями правовой информатики, рассмотрим детально технические средства, обеспечивающие процесс компьютеризации юридической деятельности и являющиеся важнейшими элементами современных информационных технологий.

Литература

1. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 2004, с.243, 248.

2. Винер Н Кибернетика и общество М, 1998, с.31.

3. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 2003, с.9.

4. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 2001, с.5.

5. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. М., 1999, с.66.

6. Урсул "АД Отражение и информация М., 2003, с 114.

7. Шалютин С.М. Об объективных предпосылках кибернетики и ее перспективах. В кн.: Кибернетика и диалектика. М., 2000, с.36.


См, например: Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. М., 1989, с. 66.

Информационные технологии (ИТ, от англ. informationtechnology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники.

Применение информационных технологий в юриспруденции.

Основные возможности юридических информационных систем.

Возможность компактного хранения большого объема информации - одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация действительно характеризуется большими объемами. Только информационный правовой комплекс Консультант Плюс: Эксперт ежемесячно в систему поступает более двух тысяч актов. Ежемесячное введение в базу данных двух тысяч документов не представляет особого труда. Но если при этом вводимые документы связываются сотнями и тысячами ссылок как с документами, введенными ранее, так и между собой, если для них готовятся новые редакции, примечания, комментарии и т.д., то процесс параллельной обработки такого количества документов становится серьезной проблемой. Для ее решения программная технология должна быть хорошо продуманной и увязанной с организацией работы десятков людей в информационном отделе компании-разработчика.

На практике обычно применяются информационные комплексы, которые включают в себя не одно программное средство, а набор программных средств, объединенных в систему как программно, так и аппаратно. Но главная роль всегда остается за человеком.

Характерным примером могут служить информационные комплексы для нотариусов, которые обязательно включают следующие программные средства:

СПС по законодательству;

Текстовые редакторы;

Базы данных для хранения и поиска документов;

Программные средства (СУБД) для ведения журналов, реестров, книг, архивов, составления статистической отчетности;

Электронно-коммуникационные системы (факс-модем, электронная почта).

2. Различные подходы к определению понятия «информация».

«Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»: 1Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

В информатике: Информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Можно выделить, по крайней мере, четыре различных подхода к определению понятия «информация».

В первом, «обыденном», слово «информация» применяется как синоним слов: сведения, знания, сообщения.

Во втором, «кибернетическом» (кибер – рулевой, кибернетика – наука об управлении), слово «информация» используется для характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.

В третьем, «философском», слово «информация» связано с понятиями взаимодействие, отражение, познание.

B четвертом, «вероятностном», слово «информация» вводится как мера уменьшения неопределенности и позволяет количественно измерять информацию

3. Свойства и виды информации. Что такое информационные ресурсы?

графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами,

Начало 21-го века ознаменовало собой бурное развитие индустрии современных информационных технологий. И сегодня продукцию этой отрасли можно встретить практически во всех сферах общественной жизни.

Примеры информационных технологий разнообразны. Возьмем гаджеты. Эти достижения современных технологий прочно обосновались в повседневной жизни любого человека. Сложно сегодня представить себе служащего или бизнесмена, не использующего компьютер или мобильный телефон для осуществления своей деятельности.

Определение понятия

Так что же такое информационные технологии? В современных публикациях можно найти несколько различных подходов к определению данного понятия. Одно из них, по мнению большинства ученых самое верное, дано в трудах Е.В. Надыгиной. По утверждению этого автора, информационные компьютерные технологии являются технологиями, основанными на достижениях компьютерной техники, а также средств коммуникации. При этом они представляют собой совокупность процессов, воздействующих на информацию, и являются инструментарием для ее получения. Такие технологии позволяют осуществлять взаимодействие между людьми и являются способом создания законодательства, принятия совместных решений и развития государственной правовой системы.

Задачи информационных технологий в юриспруденции

Последние достижения науки и техники применяются в различных Также широкое использование нашли информационные технологии в юридической деятельности. Здесь они позволяют решать определенные задачи, возникающие при исполнении профессиональных обязанностей.

В первую очередь, информационные технологии в юридической деятельности помогают значительно ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сведениями, а также для предоставления данных, востребованных государственными органами, в том числе и в границах судебных процедур.

В юридической деятельности призваны помочь в получении сотрудником не только правовых сведений. Они позволяют найти различные аналитические и статистические данные, необходимые для решения того или иного вопроса. Юристу также становится доступной и информация в любой из смежных сфер общественной деятельности. Такие данные можно получить из специализированных баз предоставления данных, справочных правовых программ или сети Интернет.

Развитие информационных технологий позволяет юристу значительно снизить время на анализ многочисленных вариантов, которые допускаются обстоятельствами дела, чтобы из их числа выбрать единственный верный. Это способствует более обоснованному принятию решения в рамках конкретного правового случая.

Сегодня каждое рабочее место юрисконсульта или адвоката оснащено компьютерной техникой, позволяющей производить оперативный поиск в той или иной правовой системе. Для обеспечения бесперебойного доступа к таким системам создается отдел информационных технологий. Его сотрудники сопровождают правовые программы, обеспечивая реализацию единой технической политики учреждения.

СПС

Самым первым и наиболее значимым достижением информационных технологий, облегчившим жизнь каждого юриста, является создание справочно-правовой системы. К 60-70-м годам прошлого столетия был накоплен значительный по своим объемам бумажный массив информации, касающийся документов внутреннего, а также международного права и многих других. С течением времени все сложнее и сложнее становилась систематизация этих бумажных носителей.

В этот же период началось развитие информационных технологий, что и побудило юристов обратиться к специалистам в компьютерной области, которые успешно выполнили свою задачу. Уже в 1967 г. программа по компьютерному поиску юридической информации появилась в Европе. В нашей стране первую СПС внедрили в 1975 г., но на начальном этапе доступ к ее информации был ограничен. Лишь в 80-90-х годах прошлого столетия ситуация коренным образом изменилась. Появились многочисленные правовые системы, предназначенные для широкого круга пользователей. С 2011 г. стали внедрять и мобильные СПС. Работа с ними возможна с КПК и мобильных устройств.

АИС

В юридической деятельности получили свое дальнейшее развитие с внедрением На сегодняшний день АИС успешно применяются в сфере государственного управления, судопроизводстве, экспертной, правоохранительной и иной деятельности. Примеры информационных технологий данного плана различны. Так, существуют АИС:

  • для использования в правоохранительной деятельности;
  • позволяющие проводить электронное доказывание (АГИПС, АДИС и т. д.);
  • для розыскных мероприятий (АГИПС «Сова», ГИС «Зеркало»);
  • позволяющие проводить экспертизу;
  • для судебной системы.

Для удобства использования АИС с 2005 года в правоохранительных органах широко стали распространяться автоматизированные рабочие места (АРМ). Это позволило уже к концу 2006 г. далеко продвинуться в создании Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД РФ. С ее помощью стала возможной деятельности следователей и руководителей следственных органов.

Внедренное программное обеспечение, используемое в качестве средства информационных технологий, призвано оказать поддержку сотрудников любого уровня при расследовании преступлений.

Электронный документооборот

Роль информационных технологий в работе правовых органов значительно усилилась после введения ЭДО. Электронный документооборот совместно с его электронной подписью (ЭП), были разработаны и внедрены в результате выполнения целевой программы «Электронная Россия».

На сегодняшний день ЭДО постоянно совершенствуется, трансформируясь в электронные доказательства и систему их оценки. Это допускается такими нормативными документами, как ГПК, УПК, а также АПК России.

Электронный документооборот в юридической сфере выступает в форме:

  • электронных доказательств;
  • электронной системы, оценивающей эти доказательства.

Электронными доказательствами являются аудио- и видеозаписи, электронные переписки, SMS-сообщения и т. д. К рассмотрению они принимаются в том случае, когда несут на себе следы каких-либо правонарушений. Это могут быть письма с угрозами, SMS-мошенничество и т. д.

Безопасность электронных документов

ЭДО и ЭП представляют собой элементы, создающие защитное обеспечение информационных технологий. Это позволяют сделать и антивирусные программы, система логинов и паролей и т. д.

Технические устройства

Некоторые средства информационных технологий оказали сильное влияние на юридическую сферу, предоставив возможность фиксации, добывания, а также исследования доказательств. В их перечне находится техника, позволяющая делать аудио- и видеозаписи и т. п. Органами госбезопасности такие средства используются с момента их изобретения. Добывать доказательства помогают мобильные устройства информационных коммуникаций. В их числе планшетные ПК и мультимедийные смартфоны.

Новейшими техническими возможностями обладает мобильное средство для Оно является целым комплексом технических устройств, в который входят:

  • web-камера;
  • плазменная панель;
  • колонки;
  • микрофон;
  • прибор, изменяющий голос свидетеля.

Видеоконференцсвязь

ВКС относится к тем информационным технологиям, которыми юристы пользуются уже давно. На сегодняшний день видеоконференцсвязь способна обеспечить рассмотрение дел в суде в случае удаленного нахождения свидетелей, осужденных или потерпевших. Эффективность таких технологий очевидна.

Они экономят время, средства и силы. ВКС позволяет отказаться от этапирования подсудимого, находящегося в другом городе, ради уточнения лишь некоторых открывшихся обстоятельств дела.

Правовые порталы

На сегодняшний день насчитывается несколько наиболее востребованных интернет-сайтов, содержащих информацию юридического плана. Ценность таких порталов заключена в наличии на них автоматизированных систем оперативной информации (сводок), судебных актов и т. д. В западноевропейских странах реализуется специальная программа, находящаяся на правовых государственных порталах. Она позволяет подавать документы в арбитражный суд юридическим и физическим лицам.

Использование цифровой информации

В качестве доказательств совершенного правонарушения нередко берутся данные регистрирующих приборов, установленных на работу в автоматическом режиме. Это могут быть:

  • авторегистараторы, находящиеся в транспортных средствах;
  • видеокамеры, установленные на дорогах, возле банкоматов, в подъездах и т. д.

Вся информация, полученная из таких банков данных, принимается в качестве доказательств.

Бурное развитие научно-технического прогресса позволяет постоянно совершенствовать методы и средства борьбы с преступностью. Так, соединение абонентных устройств уже может быть принято во внимание для открытия уголовного дела. Получение же конкретных доказательств возможно только после принятия соответствующего решения судом. Такие следственные действия стали возможны после принятия Федерального закона № 143-ФЗ от 01.07.2010 г.

Учет

Развитие информационных технологий позволяет органам внутренних дел производить регистрацию поступившей первичной информации о преступлениях и совершивших их лицах. Такая система позволяет охватить 95% криминальных эпизодов, что, в свою очередь, характеризует оперативную обстановку в регионах и в стране.

Информация, содержащаяся в таком учете, за последние годы позволила раскрыть от 19 до 23 процентов преступлений. Этот каждое четвертое из тех правонарушений, которыми занимался уголовный розыск.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Письменное контрольное задание

Информационные технологии в юридической деятельности

Новосибирск 2014г.

1. Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Обеспечение информационной безопасности РФ

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

Список использованных источников

Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Права граждан на доступ к информации государства регулируются рядом действующих нормативных правовых актов, а также являются в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов.

Рассмотрим основные принципы технологического обеспечения и регулирования доступа граждан к информации государства:

"Концепция государственного учета". Согласно данной концепции, хранить и собирать информацию можно только в соответствии с нормативными актами. Неофициальное хранение и неофициальный сбор государству запрещен. В данной концепции определены требования и принципы для хранения, сбора и предоставления информации государства. А так же определены принципы получения информации непосредственно из систем государственного учета, который осуществляется на основании идентификации получающего информацию лица.

"Концепция информационного регулирования". Согласно данной концепции, информация может быть с ограниченным кругом доступа или правом получения которой обладают любые лица.

"Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства". В данной концепции установлены требования к предоставлению информации неопределённому кругу лиц в тех случаях, когда законодательство определяет предоставляемую информацию как информацию, правом получения которой обладают любые лица.

Часть государственной информации систематизируют и собирают государственные органы, а часть порождается самими государственными органами и используется непосредственно в процессах административного управления.

Права доступа граждан к различным типам информации могут различаться. Доступ к учетной информации, которая содержит персональные данные определенных лиц, как правило, ограничен. В свою очередь, граждане имеют право на доступ к информации о самом государстве, о его деятельности (включая административную информацию). Исключение составляют специальные случаи отнесения данной информации к информации с ограниченным доступом.

Рассмотрим цели предоставления доступа:

Обеспечить юридическую силу информации. Информация государства должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод. Одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования является публикация.

Обеспечить потребности управления. Предоставление гражданам доступа к информации (в основном - к информации, связанной с правами и обязанностями граждан) является способом повлиять на поведение людей путём доведения управленческих решений, принятых органами власти и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. Как правило, индивидуальные или нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после того, как лица, к которым применяются вводимые ими нормы, ознакомятся с ней.

Обеспечить информированность граждан. Предоставление в распоряжение граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, необходимо для принятия гражданами решений по вопросам, входящим в круг их интересов.

Обеспечить прозрачность государства. Предоставление гражданам возможности получить информацию о деятельности государства необходимо для функционирования всех демократических механизмов государственной власти, а также для механизмов гражданского контроля деятельности государства.

Следует отметить, что обеспечение доступа граждан к правовой информации влияет на соответствие административных решений требованиям граждан. Прозрачность государства можно обеспечить только с помощью прозрачности информации государства для его граждан.

Необходимость идентификации получающего доступ к информации государства лица регламентируется законодательством, ограничивает или предоставляет права граждан на получение информации.

Согласно "Концепции информационного регулирования" различают два вида доступа к информации.

Доступ к информации на основании предварительной идентификации лица, которое получает доступ. Здесь идет речь о доступе к любой информации с ограниченным кругом доступа. Например, к информации, которая содержит государственную тайну или персональные данные.

Идентификация необходима для получения определенным лицом информации, которая имеет непосредственное отношение к этому лицу. Иными словами, когда граждане или организации хотят получить доступ о них самих или когда административная информация может повлиять на их обязанности и права.

Кроме того, идентификация необходима для получения информации, которая необходима определенному лицу для исполнения его должностных обязанностей. Следует отметить, что использование данных одной государственной учётной системы для пополнения данных другой государственной учётной системы может использоваться только при наличии прямого законодательного дозволения такого использования. К примеру, данные о месте проживания не могут быть исправлены жилищными органами на основании данных медицинского страхования.

Необходимо идентифицироваться для получения информации, которая необходима аудитору и контролеру для проведения проверки деятельности органов государственной власти и управления.

Помимо всего вышеперечисленного, есть случаи доступа к информации, основанные на предварительной идентификации. В данном случае получить информацию может любое лицо, но только после идентификации.

К примеру, данная модель применима при организации доступа к адресам организаций и граждан (справочная служба). Информацию может получить любое лицо, но перед этим необходимо идентифицироваться. В свою очередь, тот, о ком наводились справки, может получить информацию о лицах, которым она предоставлялась.

Вторым видом доступа к информации является доступ, не требующий идентификации лица, его получающего. Для данного вида характерна информация, которую имеет право получить любой человек. В этом случае, предоставление информации является обязанностью государства.

Вне зависимости от вида доступа к информации, ее предоставление может быть осуществлено в следующих формах:

Устное предоставление информации

Предоставление информации в виде выписки, справки или другого печатного документа, который заверяется подписью ответственного лица

Предоставление информации в виде электронного документа, который обладает всеми необходимыми реквизитами

Предоставление информации в виде аудиовизуального электронного сообщения, которое содержит в записи всю необходимую информацию.

Доступ к информации государства может быть предоставлен следующими способами: путем опубликования в печатных изданиях, трансляции по радио или телевидению, размещения информации на стендах, плакатах и прочих общественно доступных местах, размещения в информационных системах, доступных через телефонную сеть, интернет или специальные точки доступа, а так же путем предоставления информации в виде печатного или электронного документа по запросу в месте расположения органов власти и управления.

Те способы, которые связаны с публикацией материала, доступны неопределенному кругу лиц. Некоторые из перечисленных способов требует определенной степени вовлеченности сотрудников органов власти и управления. В свою очередь, при размещении информации государства в информационных системах участие чиновника может сводиться к минимуму.

2. Обеспечение информационной безопасности РФ

Информационная безопасность РФ - это состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных социальных интересов государства, общества и личности.

Общие методы обеспечения безопасности РФ принято разделять на организационно-технические, экономические и правовые.

Правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: разработка нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения в информационной сфере, а так же нормативных методических документов, связанных с вопросами обеспечения информационной безопасности страны.

Рассмотрим наиболее значимые направления данной деятельности:

Внесение дополнений и изменений в законодательство РФ, которое регулирует отношения в области обеспечения информационной безопасности, с целью совершенствования и создания системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в законодательстве, а так же с целью конкретизации правовых норм, которые устанавливают ответственность за правонарушения, связанные с обеспечением информационной безопасности страны.

Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти РФ.

Принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, которые устанавливают ответственность физических и юридических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение, копирование, использование, распространение недостоверной информации, а так же использованием в своих корыстных целях информации, которая содержит коммерческую тайну или является служебной.

Уточнение статуса средств массовой информации, иностранных информационных агентств и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

Определение статуса и правовое регулирование организаций, которые предоставляют услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории страны.

Создание правовой базы с целью формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности РФ: совершенствование и создание системы обеспечения безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти; разработка, совершенствование и использование средств защиты информации, а так же методов контроля эффективности данных средств; создание систем предотвращения несанкционированного доступа к информации; выявление технических устройств и программ, которые представляют опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации, применение средств защиты при обработке, хранении и передаче информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны; подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности и контроль за работой персонала в защищенных информационных системах.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ: разработка программ обеспечения информационной безопасности страны и определение порядка финансирования данных программ; совершенствование системы финансирования работ, которые связаны с реализацией организационно-технических и правовых методов защиты информации, а так же создание системы страхования информационных рисков юридических и физических лиц.

Основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов страны в информационной сфере определяет государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ.

Рассмотрим основные принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

Соблюдение законодательства, Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.

Открытость органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов, общественных объединений при информировании общества об их деятельности (с учетом тех ограничений, которые установлены законодательно).

Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их социального, политического или экономического статуса.

Производство программных и технических средств, которые могут обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, развитие отечественных технологий в данной области.

Таким образом, государство проводит анализ возможных угроз информационной безопасности, принимает меры по ее обеспечению, а так же организует работу всех органов государственной власти с целью нейтрализации данных угроз. Помимо этого, государство способствует предоставлению юридическим и физическим лицам доступа к информационным ресурсам и сетям, проводит необходимую политику в области защиты, экспорта, импорта информации, а так же организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ.

При правовом обеспечении информационной безопасности РФ, следует соблюдать принципы законности, баланса интересов граждан, государства и общества. Таким образом, важнейшей задачей государства в области информационной безопасности является реализация конституционных прав и свобод человека, которые касаются различной деятельности в информационной сфере.

Рассмотрим основные элементы организационной основы обеспечения информационной безопасности российской Федерации. К ним относятся: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти, государственные и межведомственные комиссии, которые создаются Президентом и Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы судебной власти, местного самоуправления, общественные объединения и граждане, которые согласно законодательству участвуют в решении задач обеспечения информационной безопасности страны.

Президент Российской Федерации руководит органами по обеспечению информационной безопасности страны и санкционирует их действия, определяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по их реализации. Кроме этого, Президент формирует, упраздняет и реорганизует органы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности формируют Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Деятельность исполнительных органов власти координирует Правительство, которое так же предусматривает выделение средств, которые необходимы для реализации программ в области обеспечения информационной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности и обеспечивают исполнение законодательства и решений Правительства и Президента в данной области.

Государственные и межведомственные комиссии решают поставленные перед ними задачи обеспечения информационной безопасности. В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в данной области.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют непосредственно с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства, решений Президента и Правительства в области обеспечения информационной безопасности страны. Кроме того, они вносят свои предложения, связанные с совершенствованием системы обеспечения информационной безопасности РФ. Правосудие по делам о преступлениях, которые связаны с информационной сферой, осуществляют органы судебной власти.

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Известно, что к основным функциям юриста относится подготовка шаблонов основных документов предприятия и юридическое сопровождение сделок. Следовательно, автоматизированное рабочее место должно включать в себя такие компоненты как:

методическое обеспечение - распорядительная и организационная документация, инструкции, обучающие и методические средства, методики определения эффективности, проектирования и создания приложений и др.

эргономическое обеспечение - предметы, средства, пространственно-структурная организация рабочего места, условия труда.

лингвистическое обеспечение - языки программирования, включая языки СУБД, визуальные средства реализации приложений, специальные языковые средства, языки разметки, а также средства поддержания дружественного диалога юриста с модулями АРМ и др.

программное обеспечение, которое поддерживает устойчивое функционирование работу приложений и аппаратно-программных средств.

Организационное обеспечение - организационная структура хозяйствующего субъекта и его подразделений, порядок взаимодействия с внешними организациями, соответствующие схемы управления.

Информационное обеспечение - информационное пространство конкретной предметной области в совокупности с инструментальными средствами поддержки его продуктивного функционирования.

Техническое обеспечение АРМ юриста есть совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных технических средств, которые предназначены для автоматизированной обработки информации, результаты которой используют в процессе принятия управленческих решений. Итак, АРМ включает в себя следующие виды аппаратуры:

средства непосредственной программной обработки данных (серверы, компьютеры)

периферийные устройства, которые обеспечивают ввод-вывод, документирование информации на различных носителях

устройства оперативной связи (передача информации к месту ее обработки и далее потребителям)

внешние запоминающие устройства (электронные библиотеки, хранилища данных)

технические средства телекоммуникационного доступа и связи, которые обеспечивают функционирование и организацию сетевой информационной системы, поддерживающей работоспособность АРМ юриста;

устройства, которые обеспечивают коммуникационное взаимодействие с технологическим оборудованием

периферийные устройства подготовки текста программ и данных на различных носителях без использования компьютера.

Основными компонентами информационного обеспечения являются:

распределенные и/или локальные базы данных и базы знаний как структурированные сущности централизованного накопления и корпоративного использования;

технологии, которые обеспечивают не избыточное хранение данных, средства и методы прямого доступа пользователей и/или приложений к информации, а также технологии, обеспечивающие независимость приложений от способа хранения данных.

Программное обеспечение, которое поддерживает функционирование РАМ, имеет иерархическую структуру. Операционная система может быть любой (Windows 95, NT, 2000-2003, ХР, и др.). Любыми могут быть и программные оболочки. Однако, они должны быть совместимы с соответствующей операционной системой.

Что касается инструментальных средств, то здесь могут применяться различные экспертные системы, системы управления базами данных, системы программирования и пр. Инструментальные средства, которые поддерживают АРМ, представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Компоненты инструментальных средств

На рисунке 1 видно, что программное обеспечение АРМ строиться по модульному принципу, каждый модуль соотносится с однородными функциями, выполняемыми по мере необходимости.

Интеллектуальные возможности АРМ, полноту реализаций функций управления, профессиональную направленность и эффективное использование возможностей аппаратуры определяет, как правило, программное обеспечение. Программные продукты АРМ должны предусматривать сохранность информации, гарантировать надежность функционирования, исключать несанкционированный доступ к данным, обеспечивать неукоснительную защиту информационных ресурсов и каналов.

Следовательно, в состав АРМ юриста необходимо включить личную информационную систему (органайзер), текстовый процессор, СУБД, программу электронной почты, Веб-браузер, специализированную справочно-правовую систему (к примеру, Гарант, Консультант Плюс и т.д.)

Лингвистическое обеспечение - это совокупность языковых средств, которые применяются для написания модулей, поддерживающих автоматизированный процесс управления и принятия решений. Помимо этого, должны быть языковые средства, которые предназначены для общения специалиста с компьютером. При этом, данный класс должен быть ориентирован на профессионального исполнителя. Основой общения специалиста с компьютером должен служить определенный набор терминов из лексических единиц конкретной предметной (юридической) области, а также описание способов, с помощью которых могут вводиться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Так же должен быть упрощенный синтаксис для задания языковых конструкций разной степени сложности, включая разнообразные запросы.

Эргономическое обеспечение АРМ связано с созданием оптимальных условий труда юриста на рабочем места. Следовательно, основное внимание необходимо уделить созданию комфортных условий работы, учитывая, при этом все эргономические параметры. К таким параметрам принято относить: удобную для работы пространственную структуру рабочего места, оптимальный набор предметов и средств труда, нормальные условия труда (освещенность, уровень шума и пр.), соблюдение техники безопасности.

Методическое обеспечение АРМ включает в себя все необходимые документы, методики обучения, инструкции, обучающие средства, средства проектирования и пр.

Организационное обеспечение АРМ включает штатные расписания, инструкции, положения, схемы функционирования хозяйствующего субъекта и пр.

На сегодняшний день в основу функционирования АРМ положены понятия работы как основной единицы обработки информации и потока работ. Одним из главных достоинств АРМ является возможность максимального встраивания элементов новой информационной технологии в процесс управления (сложившийся, новый или трансформированный) без нарушения естественного хода выработки и принятия конструктивных управленческих решений. Программно-технические средства АРМ предоставляют пользователю-юристу возможность в режиме диалога с компьютером учитывать трудно формализуемые факторы путем отслеживания процесса обработки данных, при необходимости вмешиваясь в его ход и внося необходимые корректировки. При этом можно производить многократные расчеты, моделируя возможные варианты и реализуя различные ситуации, что повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений.

4. Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

№КритерииСПС "ГАРАНТ"СПС "Консультант Плюс"1Поддержка операционных системWindows XP, Windows Vista, Windows 7Windows NT, Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 72Сетевые версииФайл-сервер, клиент-серверФайл-сервер3Виды поискаПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словамПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словам4Количество реквизитов, по которым можно отыскать документ15 реквизитов12 для поиска по разделам "Законодательство", из них 7 общих для всех разделов5Поиск в нескольких базах данных одновременноДа, поиск можно осуществлять по любому количеству баз одновременно. Список документов будет единымТолько если пользователь находится в разделе "Законодательство" и в область поиска включена, хотя бы одна законодательная база. Результат поиска - отдельные списки документов для каждой базы.6СортировкаСортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения, сортировка по юридической силеКомплексная сортировка, сортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения7Наложение фильтра (дополнительных условий)Возможно (15 атрибутов (аналогично карточке поиска по реквизитам))Возможно, но только по одному атрибуту за раз и действует только для активного списка документов (либо для группы ИР, но при этом доступны только атрибуты "Название документа" и "Текст документа")8Сравнение двух списковВозможноНевозможно9Помещение в папкуВозможно (папки многоуровневые)Возможно (папки многоуровневые)10Перенос в WordДаДа11Сохранение в файлДа, форматы Windows текст, Dos текст, *.RTF, htmlДа, форматы *.txt (текст, текст MS DOS, текст в кодировке Unicode), *.RTF12ПечатьДа Да 13Многоэкранный режим работыНе предусмотренПредусмотрен14Вставка комментариев пользователяДаДа15Расширенная интеграция с MS OfficeСпециальная панель "Гаранта" в текстовых редакторах Word, Open Office и в почте Outlook позволяет, не отрываясь от решения текущих задач, искать необходимые документы, открывать систему или отдельные ее разделы, а также ставить ссылки в своих письмах и текстах на материалы из "Гаранта".Интеграция с MS Office реализована с ограниченными возможностями.

Список использованных источников

правовой информация безопасность российский

1.Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие / П.У. Кузнецов, А.А. Стрельцов, А.В. Морозов и др. - Юрайт-Издат, 2012. - 422 с.

2.Чубукова С.Г. Основы правовой информатики: (юрид. и мат. вопр. информатики): учеб. пособие для студентов юрид. и иных вузов / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Контракт: Инфра-М, 2009. - 276 с.

Тихомиров С.Г. Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика: учеб.-практ. пособие / С.Г. Тихомиров, О.Н. Нишонов и др. - СПб.: Издательство "Кодекс", 2004. - 144 с.

ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/.

КонсультантПлюс. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

15.02.2016

Наш век недаром назван «информационным», ведь он характеризуется тем, что в жизнь человека плотно вошли современные технологии, которые глубоко интегрировались во все возможные сферы жизни общества. Можно даже сказать, что люди попали в своеобразную зависимость от своих гаджетов: не найдется человека, который в повседневной деятельности не пользовался бы планшетом, компьютером или мобильным телефоном.
Все эти технологии позволяют оптимизировать деятельность, сэкономить время и получить новые знания. Тому, какую роль современные технологии играют в деятельности юриста, посвящена данная статья.

Роль современных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.

Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения . Они дают возможность быстро отыскать статистические данные , без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.

Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.

Справочные правовые системы

Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.

Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.

В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.

Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.

Автоматизированные информационные системы

Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.

В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.

Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть . В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.

Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.

Технические средства в юридической деятельности

Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.

Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.

В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.

Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.