Источники финансирования НКО: где найти деньги? Финансирование деятельности некоммерческих организаций Способы бюджетного финансирования автономных некоммерческих организаций

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

В России законодательством определены следующие возможные источники формирования финансовых ресурсов рассматриваемых некоммерческих организаций: 1. Поступления от учредителей, членов, участников; 2. Добровольные взносы и пожертвования; 3. Доходы от предпринимательской деятельности; 4. Доходы, получаемые от собственности организаций; 5. Средства бюджетов; 6. Прочие доходы, не запрещенные законодательством. Перечень названых доходов и финансовых ресурсов является общим для всех некоммерческих организаций и не учитывает специфики организационно-правовых форм. В зависимости от источников финансирования некоммерческие организации подразделяются на: - осуществляющие свою деятельность за счет членских взносов (общественные организации, нотариальная палата, политические партии, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы); - осуществляющие свою деятельность за счет пожертвований, доходов от целевого капитала (религиозные организации, благотворительные организации, общественные организации и фонды); - осуществляющие свою деятельность за счет международных и федеральных грантов (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и фонды); Некоммерческие организации, использующие в качестве основного источника своего развития бюджетные ассигнования (автономные учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения). По результатам исследования автор выделяет в структуре финансовых ресурсов некоммерческих организаций четыре части (таблица 1). Таблица 1 Структура финансовых источников некоммерческой организации в зависимости от платности источника Наименование Источники финансирования Признак платности Собственные средства Складочный капитал, доходы от предпринимательской деятельности Безвозмездный источник Заемные средства Банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг Возмездный источник Бюджетные ассигнования Бюджетные субсидии Безвозмездный Целевые средства Спонсорские средства, членские взносы Возмездный источник Благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и др. Безвозмездный Источник: Ларина Л.Р. Источники финансирования некоммерческих организаций, и управление ими. М.: Наука, 2014. Для некоммерческой организации привлечение различных источников финансирования связано с некоторыми затратами, возникает возможность выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости. В результате привлечения различных источников складывается определенная их структура и возникает общая цена источников финансирования, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования. Поступления от учредителей (участников, членов) принимают форму регулярные и единовременные взносы. Регулярными могут быть учредительские и членские взносы, а единовременными - опять же, учредительские, а так же вступительные и паевые взносы. Учредителями могут выступать и юридические, и физические лица. Добровольные взносы и пожертвования уплачиваются юридическими и физическими лицами для осуществления уставной деятельности некоммерческих организаций. Эти источники организаций занимают значительную долю всех финансовых ресурсов общественных организаций и фондов, а также религиозных организаций. Законодательством установлено норма, согласно которой не менее 80% денежных благотворительных пожертвований должно непосредственно направляться на благотворительность. Доходы от предпринимательской деятельности различаются в зависимости от вида деятельности и организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Наиболее распространённым разновидностями доходов от предпринимательской деятельности являются: выручка от реализации товаров, выполнения работ и оказание услуг, дивиденды, проценты и другие доходы, получаемые по ценным бумагам и др.. Широкими возможностями получения доходов от предпринимательской деятельности обладают потребительские кооперативы. Они осуществляют разнообразную заготовительную, производственную, торговую и иную деятельность через сеть учреждаемых ими предприятий, которые получают выручку от реализации товара, работ и услуг. Это основной источник доходов потребительской кооперации. В то же время предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и использование доходов от нее в определенной степени ограниченны законодательством. Например таким общественным организациям, как профессиональные союзы, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, они могут осуществлять ее только через учрежденные ими предприятия. Кроме того, предпринимательские доходы общественных и религиозных организаций должны использоваться только на введение уставной деятельности и не могут распределяться между их членами. Доходы получаемые от собственности некоммерческих организаций, могут поступать им в форме доходов, полученных от сдачи имущества в аренду другими организациями (арендная плата), от участия в других организациях (доли, паи), от реализации имущества, находящегося в их собственности и др. Бюджетные средства предоставляются некоммерческим организациям для финансирования государственных (муниципальных) программ, проектов и мероприятий, в которых участвуют эти организации. Данные средства могут быть выделены в виде бюджетных субсидий. Использование финансовых ресурсов (доходов) некоммерческих организаций осуществляется по следующим направлениям: 1. Расходы по осуществлению основной деятельности; 2. Расходы по выполнению целевых программ и мероприятий; 3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. 4. Расходы по выполнению целевых программ и мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств и целевых поступлений от других организаций и физических лиц. 5. Расходы на осуществление предпринимательской деятельности учитываются некоммерческой организацией отдельно от других расходов. Оптимизировать структуру источников финансирования можно следующим образом: Рис. 1. Модель оптимизации структуры источников финансирования некоммерческой организации Основным показателем является средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации, который характеризует уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а исходными являются два показателя - цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации. Некоммерческая организация может сформировать несколько целевых капиталов, в зависимости от целей определенных договором пожертвования или завещанием. На 1 октября 2013г. в России зарегистрировано 110 фондов целевого капитала (из них 50 принадлежат вузам). Общая сумма денежных средств, размещенных в целевых капиталах, составляет 24 млрд. рублей. Также на сегодняшний день в России преобладающим механизмом благотворительности является прямая передача денежных средств непосредственно нуждающимся в помощи благополучателям.

Фирсов А.

В отношении государственной власти к некоммерческим организациям (НКО) и благотворительности как в капле воды отражается отношение власти к собственному народу

Как работают некоммерческие организации (НКО)

Россияне мало знакомы с некоммерческими организациями. А в тех случаях, когда они получают какую-то помощь от НКО, они часто даже не знают об этом.

Некоммерческие организации потому и называются некоммерческими, что их цель – максимально эффективно (с максимальной пользой для граждан) реализовать имеющееся финансирование или гуманитарную помощь.

То есть, главная цель некоммерческой организации – с помощью минимума денежных средств достичь максимальной реализации тех программ, для которых создана эта организация.

Такие организации создаются и регистрируются в государственных органах для реализации определенных общественно-значимых целей, которые по тем или иным причинам нуждаются в отдельном финансировании, или до которых централизованная помощь еще не дошла:

Беженцы,
- пострадавшие от стихийных бедствий,
- беспризорные дети,
- инвалиды,
- памятники культуры и искусства,
- экологически грязные зоны,
- новые научные разработки,
- заключенные,
- правозащитники,
- военнопленные и т.п.

Объединения по защите прав животных,
Наблюдатели на выборах,
Экологические организации,
Программы по тестированию товаров и продуктов,
Социальные программы для отдельных категорий граждан,

И многое другое.

Такие организации могут получать средства от граждан и юридических лиц, иностранных фондов и под контролем попечительских советов (работающих на безвозмездной основе) максимально эффективно реализовывать нужные обществу программы.

В мире количество некоммерческих организаций постоянно растет, поскольку это –быстрый и эффективный способ решить наиболее сложные проблемы. Такой способ помощи гораздо более эффективен, чем финансирование из государственного бюджета по определенным, утверждаемым раз в год программам.

Во всем мире это хорошо понимают. И потому в любой цивилизованной стране исполнительная и законодательная ветви власти делают все возможное, чтобы упростить работу НКО и помощь своим гражданам.

НКО никогда не существуют сами для себя. За ними всегда стоят определенные люди, для которых это НКО создано, и которым оно помогает. И эти люди, как правило, нуждаются в конкретной целевой помощи или финансировании.

Кто финансирует НКО

Теоретически, НКО могут получать средства из разных источников:

От юридических лиц в своей стране,
- от своих и иностранных граждан,
- от других НКО,
- от иностранных фондов.

Государство, которое является формой самоуправления людей, на практике не может управлять всем, что только существует в современной жизни. Это просто нецелесообразно. Не все проекты заслуживают того, чтобы осуществлять их за счет государственного бюджета. Но государство должно оставлять возможность для реализации отдельных проектов за счет инициативы отдельных лиц. Как это будет происходить и за счет каких средств – это не дело государства. В идеале оно устанавливает рамки для получения средств некоммерческими организациями на осуществление своих уставных целей, предполагая определенный контроль для того, чтобы НКО не использовались для отмывания доходов, подрывной деятельности, получения определенных привилегий для своего руководства, и т.п.

Фактически, если посмотреть на то, как государственная власть относится к НКО, можно понять, как власть относится к своему народу.

НКО и налог на прибыль/доходы

В западных странах получение некоммерческой организацией денежных средств освобождается он налога на прибыль по определению.
В России все сделано с точностью до наоборот. От налога на прибыль освобождаются только те организации, которые оказывают помощь только по одному из трех направлений: культура, наука, здравоохранение.

Причем освобождаются только те организации, которым это разрешит соответствующее министерство. И не просто разрешит, а внесет в соответствующий список, утверждаемый в высших эшелонах власти.
И чтобы получить это освобождение, организация должна задолго до получения какой-либо помощи:

Доказать свою преданность действующей власти,
- подать заявление в соответствующее министерство,
- приложить к заявлению большой пакет документов, доказывающий, что деньги будут расходоваться только на такие программы, которые уже реализуются в рамках бюджета, т.е. доказывающий, что иностранная помощь будет дополнять финансирование из российского бюджета и не выделяться на его фоне.

В результате, получение гранта из-за рубежа российской некоммерческой организацией в ста случаях из ста попадает под 25% налогообложение налогом на прибыль.

Но это не все. На западе, грант, выделенный некоммерческой организацией физическому лицу освобождает это лицо от налога на доходы физического лица. Если налог на доходы составляет, скажем, 13%, как в России, то государство не берет с людей, получающих гранты, соответствующие налоги, таким образом, государство делает все возможное, чтобы целенаправленная помощь в максимальном объеме дошла до тех людей, кто гранты получает (ученые, писатели, правозащитники, врачи, археологи, художники, артисты). В России такое освобождение не предоставляется. И люди, получающие гранты, вынуждены платить подоходный налог с полученных сумм.

Поскольку законопроекты в России пишут не депутаты Госдумы, а профильное министерство, то в этом случае, видимо, бумага родилась в соответствующем подразделении Администрации президента, потом перекочевала в Минфин, после чего была проштемпелевана в Госдуме и Совете федерации, и потом попала на подпись к Путину. Любопытно, что с «субъектом регулирования», т.е., с некоммерческими организациями, никто встречаться и не подумал. Да и зачем?

Если у МВД есть цель собрать дополнительные деньги или просто сократить количество машин на дорогах, оно присылает в Госдуму законопроект о том, что теперь все машины и днем должны ездить с включенными фарами. С этого дня можно штрафовать всех, кто ездит без фар, или с габаритами, или с дальним светом. Также и с законом о налогообложении НКО. Если была цель прекратить безобразие с финансированием какой-то деятельности, неподконтрольной тем, кто за нее не платит, не осуществляет, и не несет ответственности, то она сразу же достигнута.

Потому что если бабушка отдаст своих 30 рублей (с которых уплачены все налоги) на то, чтобы оплатить телефон группе активистов, которые хотят заселить белок в городской парк (или помочь семьям, оставшимся без кормильца, или купить Оку инвалиду), то активистам нужно будет отчислить государству долю в виде налогов. На прибыль. Поскольку в России все денежные средства, получаемые НКО, попадают под налогообложение по налогу на прибыль.

НКО и отчетность

В западных странах НКО освобождаются от излишней отчетности и подают в государственные органы только упрощенную отчетность о полученных и израсходованных средствах. В России под нажимом международных организаций ввели такую отчетность для НКО. При этом, однако, забыли законодательно отменить необходимость подавать в Налоговую отчетность в соответствии с обычным российским законодательством.

В результате российские НКО подают в налоговые инспекции два комплекта отчетности: отдельно упрощенную, о полученных и израсходованных средствах, и отдельно стандартную российскую отчетность по всем видам российских налогов (в том числе с привлечением организаций, оказывающих бухгалтерские услуги в Санкт Петербурге).

Налог на тех, кто осуществляет пожертвования

В западных странах государство поощряет пожертвования в некоммерческие организации и фонды, освобождая жертвующих от подоходного налога.
Если иностранный гражданин или юридическое лицо делает пожертвование в некоммерческую организацию или фонд своей страны, то государство с помощью налога поощряет тех, кто это делает.

Простой пример. Гражданин, выходя за рубежом из театра после спектакля, практически в любой цивилизованной стране может пожертвовать деньги в НКО, фонд культуры или конкретного театра. Если он дает деньги НКО, скажем 100 долларов, то на месте получает соответствующую номерную бумажку с указанием того, куда, когда и сколько было пожертвовано. Этот документ является официальным освобождением от налога на доходы. Он позволяет гражданину не платить налоги с этой суммы, т.е. уменьшить свой налогооблагаемый доход. Т.е., если доход гражданина в месяц равен 1000 долларов, его налог должен быть 130 долларов (если считать, что налог – 13%, как в случае России). Если же он документально подтвердил, что он пожертвовал 100 долларов, то налогом облагаются только 900 долларов, полученные им в этом месяце (т.е. 117 долларов).

Культура приобретает 100 долларов. Получивший деньги фонд государству налоги не платит. Гражданин теряет 87 долларов (платит 100 долларов, уменьшает налог на 13 долларов). Государство теряет 13 долларов.

Из этих 100 долларов иностранный фонд может с разрешения своего попечительского совета выделить грант не только своим культурным центрам, но и дать грант нуждающимся театрам за рубежом, например, театру Константина Райкина.

На практике в России происходит следующее. Я, как гражданин России, плачу государству 13 процентов налога из своих заработанных 100 долларов. Государство из полученных 13 долларов выделяет 1% бюджета, т.е. 0.13 доллара на культуру. Театр Райкина из этих 13 центов получает после распределения хрен на палочке.

В России благотворительность фактически запрещена.

Например, если российское юридическое лицо на свой страх и риск решится заняться благотворительностью, скажем, начав систематическую раздачу супа бездомным, то оно должно будет зарегистрировать всех, кто воспользовался благотворительностью., заплатить с розданного супа подоходный налог, и, самое главное, в конце года подать в налоговую инспекцию подробную информацию о тех, кому досталость благотворительности больше чем на 2000 руб.

В подаваемых сведениях необходимо указать на каждого человека следующее:

Фамилия, Имя, Отчество,
- Дата рождения,
- Место рождения,
- Место жительства,
- Паспортные данные,
- Индекс место жительства,
- Номер ИНН,
- Номер пенсионного свидетельства.

Неподача сведений ведет к штрафам.

Потраченные средства не будут освобождены от налога на прибыль (с них придется заплатить не только подоходный налог в размере 13%, но и налог на прибыль в размере 25%).

Аналогичная ситуация происходит в случае, если юридическое лицо осуществляет пожертвования в фонд или НКО. В этом случае благотворитель не получает освобождения от 25% налога на прибыль (заплатит 25% с благотворительных сумм). Кроме того, 25% налога на прибыль заплатит НКО со стоимости бесплатно раздаваемого, и, высока вероятность, что НКО предъявят претензии о неподаче индивидуальных сведений о тех, кто воспользовался благотворительностью.

Расходы НКО

Вы можете себе представить, чтобы, скажем, фирма, продавшая или подарившая НКО мебель или компьютеры, заплатила налог на прибыль со стоимости проданного/подаренного, но не заплатила государству налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18% от стоимости проданного или подаренного?

В России такая неуплата - преступление. В Западных странах это – норма.

НКО в западных странах приобретают товары и услуги. И те, кто продает им эти товары или оказывает услуги, освобождаются от уплаты НДС государству с сумм продажи/стоимости услуг. Таким образом, НКО имеют возможность приобретать для своих программ оборудование и материалы дешевле, чем они продаются на рынке.

В западных странах государство заботится о том, чтобы это правило соблюдалось, и с помощью НДС помогает НКО уменьшить свои расходы.

Почему Путин борется с НКО

Однажды по РТР была передача про то, как группа молодых немцев выбрала (добровольно) альтернативную службу вместо военной, и поехала работать в гуманитарную организацию, которая занималась тем, что помогала бомжам в Петербурге (Россия) не умереть от холода и голода. Они приезжали с передвижной кухней и кормили бомжей горячим супом. Корреспондент сунул микрофон довольному бомжу с тарелкой супа, и тот сказал: «Я не знаю, кто это и почему тут помогает, но большое спасибо Путину!!!»

Вот вам и НКО. Немецкий призывник кормит в зимнем Петербурге бомжей, а спасибо Путину. Кстати, есть ли хоть в одном российском городе хоть одна социальная программа, которая нацелена на то, чтобы накормить бомжей супом, а не их отлов и кастрацию?

К сожалению, даже от такой помощи Путин старается отказаться всеми силами. Почему?

От помощи можно отказываться по разным причинам.

Так, в фильме «Девчата» бригадир лесорубов (в исполнении Николая Рыбникова) отказывался от обедов в столовой, для того, чтобы наказать повариху, отказавшуюся с ним потанцевать, а вовсе не потому, что обеды были невкусными.

Из-за личной обиды герой фильма наказывает всю свою бригаду.

Контрразведка различных стран старается предотвратить нелегальное поступление денежных средств в свою страну, передаваемых резидентам на их подпольную деятельность. Чтобы купленные на эти деньги оружие, боеприпасы и оборудование не могли быть использованы для диверсионной деятельности, разведки и подкупа.

И это понятно. Нелегельные средства – основной источник финансирования противоправной деятельности.

В России же Путин борется с официально оформляемым и легальным финансированием НКО из-за рубежа не потому, что на шпионские деньги будут реализовываться политические программы, и не потому, что хочет наказать иностранные фонды.

К сожалению, он борется с ними потому, что фонды эти оказывают помощь гражданам России.

Он борется с ними просто потому, что они есть. Что они действительно оказывают помощь.

И помощь эта:
- не уходит полностью в карман чиновников,
- адресно доходит до нуждающихся,
- не дает откатов тем чиновникам, кто контролирует расходы бюджета,
- не разворовывается, а целевым методом распределяется под контролем добровольцев, попечительского совета, грантодателей и государственных органов,
- оказывается очень эффективной,
- дает людям возможность почувствовать реальную заботу о себе.

Но, в результате оказывается, что помощь от какого-то мецената Сороса на восстановление культурных памятников России в десятки и сотни раз превышает то, что выделяется на те же цели в бюджете России. Что инвалидных колясок в России на деньги иностранцев делается в десяток раз больше, чем на деньги из бюджета, что иностранные инвалидные коляски гораздо лучше отечественных, что их раздают бесплатно, а не продают из бюджета инвалидам за деньги.

И российские граждане начинают задавать непростые вопросы о том, почему это какой-то иностранец из своего кармана может помогать бездомным детям, инвалидам, деятелям культуры и искусства, очищать от мусора российские парки, реставрировать памятнику культуры, финансировать российские научные разработки, проводить интернет в ВУЗы, помогать исчезающим народам Севера, строить дома для военнослужащих, лечить больных СПИДом, и наркоманов, а Путину и его окружению до этого дела нет.

Когда-то наше государство раздавало социальную помощь из-за рубежа самостоятельно. Но вскоре иностранцы поняли, что НКО справляются с помощью гораздо лучше, поскольку:
- быстрее работают,
- меньше воруют и не оставляют часть помощи себе или своим близким,
- действуют точечно,
- легче контролируются,
- несут меньшие издержки,
- своевременно и в необходимом объеме представляют отчетность грантодателям и меценатам.

Помощь из-за рубежа стала поступать в различные российские НКО.
Были созданы массы примеров того, как можно работать не для себя, а для общества и без помощи государства.

Если пример присутствует перед глазами, то со временем могут произойти перемены в сознани не только у тех, кто получает помощь, но и у тех, кто обладает достаточной властью, и может распоряжаться аналогичными государственными финансами. Многие из тех представителей российской власти, кто впервые столкнулся с малой, но эффективной помощью от негосударственной (некоммерческой) организации, делают довольно неожиданные выводы – в первую очередь, их это озлобляет. Они не хотят, чтобы о наших проблемах стало известно там, «на Западе». Если мы тут сами справиться не можем со своими беженцами, голодающими и беспризорными, так лучше сдохнут пусть, но останутся без помощи. Так думают не те, кто эту помощь получает, а те, кто наблюдает, ничего не делая. Однако есть и такие люди с гражданской позицией, кто находит в себе силы задавать вопросы о том, почему практически все культурные, экологические, некоммерческие научные, правозащитные, медицинские центры финансируются из-за рубежа, а не из России.

Вот этих то российских граждан с их проблемами, с их непростыми вопросами больше всего и боятся Путин с окружением. Боятся, что в стране все больше становится людей, которые могут прийти к власти и спросить с нее за все: за перекрытые для эскортов дороги, за голод и холод, за нищету и бесправие, за мизерные зарплаты и пенсии, за подтасованные результаты выборов, за отсутствие финансирования культуры и здравоохранения

Путинская команда изо всех сил борется с теми, кто понимает ситуацию, кто пытается ее улучшить, кто реально помогает гражданам России. И не иностранных фондов она боится, не их денег, а своего народа.

Путь разрешения и путь запрета

В тех странах, где власть действует для своего народа, деятельность НКО всячески поощряется, этой деятельности оказывается всемерное содействие. Государство верит своим гражданам и присоединяется к тем пожертвованиям, которые делают граждане. Политические деятели, думающие о благе своего народа всеми силами развивают НКО, содействуют их деятельности и всемерно им помогают. Там отношения с НКО строятся по пути РАЗРЕШЕНИЯ.

В тех странах, где народ только мешает государственной власти осуществлять свою деятельность (выкачивать за рубеж природные ресурсы, превращать свою страну в мировую свалку, перекачивать государственный бюджет в свой карман через локальные войны и конфликты), руководство стран идет по пути ЗАПРЕТА и всяческих помех в деятельности НКО, перекрывая им любой «кислород», как в виде финансирования от своих граждан и юридических лиц, так и из-за рубежа.

Если бы российская власть заботилась о своем народе, она бы сделала все возможное, чтобы российские НКО могли существовать на пожертвования от своих граждан и юридических лиц. Чтобы эти пожертвования были максимально беспрепятственны.

Если бы российское руководство реально беспокоилось о своем народе, а не о сохранении своей власти, то оно сделало бы все возможное, чтобы российское финансирование НКО было настолько простым, доступным и объемным, чтобы российским НКО и в голову не приходило идти выпрашивать гранты у зарубежных спонсоров.

Послесловие.

Путину не нравятся российские НКО. Особенно ему не нравятся те из них, которые получают финансовую поддержку из-за рубежа (увы, из-за определенной внутренней политики России, таких в России из ста – сто). Из зарубежной финансовой поддержки ему больше всего не нравится поддержка из Соединенных Штатов Америки. Из американской поддержки он больше всего не любит Агентство по международному развитию США (US AID), потому что эта организация получает деньги от Государственного департамента США. Путин не может себе представить, чтобы деньги американского бюджета шли не во вред России, а на благое дело или на пользу России.

Может быть, он и прав.
Но, поскольку я иногда выглядываю на улицу, эта мысль у меня в голове не приживается.
Проезжая часть моей улицы и многих соседних уже много лет освещается фонарями, на которых наклеен значок US AID.

Это значит, что освещение улиц делалось не за счет московских властей, а благотворительной некоммерческой организацией за счет средств, полученных по гранту от Агентства по международному развитию США (US AID). Фактически на деньги того самого агентства, которое Путин считает виновным в существовании российской оппозиции.

Каждый раз, когда я задумываюсь о путинской политике по отношению к российским НКО и их зарубежному финансированию, меня мучает вопрос: к чему мы идем, и остановится ли Путин на достигнутом или пойдет дальше?

Он будет бороться только с помощью россиянам из-за рубежа? Или он будет чуть более последователен, и будет бороться не только с тем, что сейчас делается на иностранные гранты, но и перейдет к уничтожению того, что уже сделано? Т.е. перейдет к разбиванию уличный фонарей, установленных за счет иностранной помощи.

Или, может быть, он будет последователен до конца в своей борьбе и снесет все уличные фонари в России?

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Понятие финансирования некоммерческих организаций

Ранее в параграфе 1.2 мы кратко останавливались на рассмотрении видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций и подчеркивали, что их наличие является основным условием функционирования некоммерческих организаций. В связи с этим встает вопрос об обеспечении некоммерческой организации финансовыми ресурсами. Под "обеспечением" в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Под "финансовым обеспечением" понимается покрытие затрат некоммерческих организаций за счет финансовых ресурсов, переданных учредителями и самостоятельно полученных некоммерческой организацией в процессе деятельности, приносящей доход. Словосочетание "финансовое обеспечение" ближе всего по содержанию к термину "финансирование", под которым понимается направление денежных средств на определенные цели. Финансовое обеспечение некоммерческой организации осуществляется посредством финансирования.

Финансирование – это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности. В английском языке для обозначения процесса "финансирования", т.е. снабжения денежными средствами, используются разные термины. В частности, funding – означает финансирование только за счет внутренних источников, a financing – допускает использование внешних или заемных источников.

Финансовое обеспечение некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

  • – финансирование учредителями (участниками, членами);
  • – финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями;
  • – самофинансирование;
  • – кредитование.

Финансирование некоммерческой организации учредителями

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка , являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

Согласно распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп "Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" выделено субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, в размере 4 228 200 тыс. руб. Список некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, представлен в Приложении 2.

Бюджетные ассигнования в виде субсидий могут предоставляться по итогам конкурса на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере или по итогам уже осуществленных инициатив. Субсидии распределяются операторами в рамках Конкурса государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, и в рамках поддержки социально ориентированных НКО. На федеральном уровне субсидии также распределяют ряд министерств и ведомств (Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.).

Увеличение государственного финансирования некоммерческих организаций, принятие на государственном уровне целевой программы развития некоммерческих организаций в долгосрочной перспективе, реализация государственно-частного партнерства, создание механизма возмещения расходов на социальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, будут способствовать повышению финансово-экономической устойчивости некоммерческих организаций.

Финансирование некоммерческих организаций учредителями является основополагающим, так как осуществляется в момент образования некоммерческой организации. Дальнейшее финансирование учредителями предполагает повысить финансовую устойчивость некоммерческой организации при выполнении ею уставных задач.

  • Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ банке развития", вступившим в силу 04.06.2007.

Казалось бы, создание некоммерческой организации не может быть чревато сложными денежными вопросами, но именно с ними приходится сталкиваться любому учредителю . Он занимается не только созданием общественных благ, но и поиском ресурсов, распределением расходов. О том, что собой представляют финансы некоммерческих организаций и откуда они берутся, читайте в нашем материале.

Общие правила

Деятельность некоммерческих организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ . Цель НКО – создание социальных, культурных благ, достижение самых разных общественно полезных результатов – от спорта и образования до здоровья и благотворительности. То есть получение прибыли – как раз не цель НКО. По идее, она не зарабатывает деньги и не распределяет прибыль между участниками организации.

Однако, чтобы достичь своих целей, НКО разрешается дополнительно заниматься (кроме ассоциаций). То есть НКО может заниматься производством товаров и услуг, ценными бумагами, имущественными и неимущественными правами – и все должно соответствовать целям создания организации.

Отношения, связанные с формированием и использованием денежных ресурсов, и называются финансами НКО.

Для осуществления своих целей организации нужен или, в самой оптимальной форме, бюджет. В нем содержится информация об объеме ресурсов НКО, их состав, отображаются основные источники финансирования и то, как они будут использоваться. Чтобы составить бюджет, нужно проанализировать данные предыдущей деятельности, оценить потребность в каких-либо ресурсах, спланировать расходы на деятельность в ближайший период.

Прежде чем взяться за бюджет, выберите нужный вид: по основным средствам, касающийся крупных расходов, бюджеты грантов и контрактов, наличных денег или текущий – самый полный и многосторонний.

Финансовый механизм организации

Разные виды и формы финансовых отношений в совокупности с организационно-правовыми формами НКО образуют свои финансовые механизмы, основывающиеся на общей правовой базе, учредительных документах, договорах. Финансовый механизм организации зависит от того, в какой форме денежные ресурсы приходят в нее и уходят.

Финансовые отношения зависят от того, с кем взаимодействует НКО:

  • Члены организации, которые вносят членские взносы.
  • и благотворители, которые помогают финансами.
  • Органы власти, государственные и муниципальные, которые взимают налоги и сборы, а также помогают денежно и размещают заказы.
  • Работники НКО, которые получают зарплату и рассчитывают на социальную помощь и получение дохода за свою работу.
  • Банки, которые дают кредит.
  • Коммерческие организации, с которыми ведется сотрудничество в рамках предпринимательской деятельности.
  • Государственные внебюджетные фонды, которые ждут ваших обязательных страховых взносов.

Финансовый оборот организации исходит из ее . Например, члены общественной организации или движения и религиозной организации безвозмездно передают средства в собственность НКО, теряя права на них. Они также не разделяют обязательства организаций, чего нельзя сказать о членах потребительских кооперативов. Зато они получают часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую ведет кооператив, и должны покрывать его убытки дополнительными взносами. Ассоциация, которая объединяет только юридические лица, не может заниматься предпринимательской деятельностью. Ее члены сохраняют свои права, а ассоциация не отвечает по их обязательствам.

Фонды собирают добровольные , которые переходят в его собственность. Правами на имущество владеет фонд, но не его учредители. Создатель учреждения и финансирует его, выполняя его обязанности с помощью собственных ресурсов. Если у НКО денежные трудности – это проблемы учредителя.

Как правило, учреждения бывают государственными или муниципальными. Их финансирует соответствующий бюджет. Некоммерческое партнерство позволяет при выходе или получить обратно финансовые ресурсы, которые член внес при входе.

Рамки финансовой деятельности

В бюджете также отражается, каковы источники формирования ресурсов, в числе которых могут быть:

  • Взносы. Их делают учредители, создавая организацию, члены НКО – регулярно и при вступлении.
  • Добровольные безвозмездные имущественные пожертвования и взносы любого размера, не зависящие от положения жертвователя.
  • Целевое финансирование. Осуществляется учредителями для выполнения задач НКО.
  • Доход от предпринимательской деятельности. Сюда же относится доход от реализации товаров и услуг. Нужно помнить, что прибыль из этого источника остается собственностью НКО, а не распределяется между участниками (кроме потребительского кооператива).
  • Доход от финансовых операций. Это займы, кредиты, депозиты, операции с ценными бумагами, вклады. Правда, таким источником могут пользоваться не все – например, бюджетным учреждениям нельзя практически ничего из вышеперечисленного.
  • Бюджетные инвестиции. Речь идет о бюджетах органов государства или местного управления. Это основа финансирования бюджетных, автономных и казенных организаций, но ассигнования могут получать и негосударственные учреждения – например, если они заключают с государством договор на выполнение определенных работ.
  • . Это финансовая база, которая состоит из пожертвований и имущества НКО, используемого для получения дохода.
  • Доходы от собственности НКО и другие правомерные способы финансировать ее деятельность.

Основная часть доходов уходит на административные и хозяйственные нужды. Это зарплата и отчисления за нее, плата за аренду и коммунальные услуги, за ремонт и хозяйственное обслуживание, за командировки и представительства. В целом средства расходуются на содержание и управление НКО, и спланировать их относительно просто: они постоянны, так как не зависят от изменений в деятельности организации. Немало денег уходит на предпринимательскую деятельность, в основном на закупки и рекламу.

Основная часть доходов уходит на административные и хозяйственные нужды.

Еще одна графа расходов – реализация целевых поступлений и бюджетных инвестиций. Эти средства нужно потратить на осуществление деятельности, для которой НКО была создана. Также нужно учесть расходы на создание фонда экономического стимулирования. Он понадобится для социального и материального развития, а также в случае непредвиденных ситуаций.

При планировании расходов будьте аккуратнее с деньгами бюджета: они должны быть потрачены только на ту деятельность, для которой они предназначены. Если вы распорядитесь ими по-другому, придется возвращать в бюджет.