К основным видам провалов рынка относятся. Какие другие провалы рынка можно назвать? Понятие «рынка» и «государства»

Рынок - это комплекс экономических взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг, который носит зачастую твердо сформировавшийся массовый характер.

Рынок образуется там, где продавец и покупатель находят друг друга и выражают свои обоюдные желания. Кому-то нужен товар, кому-то - деньги. Таким образом, рынок может возникнуть там, где встречаются спрос и предложение. Производитель хочет продать товар настолько дорого, как это только возможно, а покупатель - купить как можно дешевле. Эти разнонаправленные интересы, формирующиеся на рынке, уравновешиваются ценой. Цены являются источником информации об интересах и потребностях потребителей и стимулируют производителей снижать издержки производства и наиболее эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в ограниченном количестве.

Если в экономической системе, взаимодействуя с натуральным хозяйством и государством рынок имеет наибольший вес по отношению к этим двум подсистемам, значит, такая система является рыночной.

Поскольку рынок интегрирует сферы производства и потребления, стимулирует наиболее эффективное производство, информирует своих участников о взаимоположении спроса и предложения на рынке товаров и услуг он является саморегулирующейся системой, наиболее эффективной и гибкой в решении основных экономических вопросов. Поэтому экономика современных развитых стран носит именно рыночный характер. Вероятно, он же и будет определять будущий характер экономик во всех странах мира.

Итак, к достоинствам рынка относят:

1) эффективность системы в распределении и использовании ограниченных ресурсов в обществе.

Излишки благ и их дефициты имеют тенденцию к самоликвидации. Например, если имеется излишек какого-либо товара, он не найдет спроса, на него будет снижена цена. Производство станет менее выгодным и сократится, а лишние товары постепенно распродадутся. А отсутсвтие излишков и дефицитов свидетельствует об эффективности системы: все имеющиеся ресурсы расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

  • 2) гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства
  • 3) стимуляция к быстрому внедрению достижений науки и техники в производство
  • 4) экономическая свобода потребителей и предпринимателей в принятии решений. Она способствует формированию инициативы, развитию. Но предполагает и большую ответственность. Россияне сталкивались с этим ни один раз. Каждый волен вкладывать деньги в любые коммерческие организации. Одним из ярких примеров стала организация "МММ", которая принесла одним богатство, а другие вкладчики напротив потеряли свои вклады после прекращения её существования и не получили никакой компенсации.
  • 5) быстрая саморегуляция равновесия.
  • 6) целостность системы

Реагируя на внешние изменения, она в тоже время остается самой собой, что способствует стабильному общественному развитию. Не случайно страны, в которых развита рыночная экономика обычно обладают и политической стабильностью.

Однако у рыночной экономики имеются и недостатки, которые зачастую являются продолжениями его достоинств. Случаи, в которых рынок не способен обеспечить эффективного функционирования, использования ресурсов, называются "провалами" (фиаско) рынка.

Обычно выделяют четыре вида так называемых "провалов" рынка:

1) Монополия. В условиях рыночной экономики продавцы или покупатели зачастую вступают в сговор между собой или объединяются, чтобы таким образом манипулировать результатами якобы конкурентной борьбы. Рынок при этом больше не может выполнять свою регулирующую функцию.

Монополии возникают за счет развития рынка и конкуренции. Монополия не позволяет новым фирмам входить в отрасль, контролирует определенный вид ресурса, имеет исключительные права к примеру на патент или лицензию, всеми силами стремится поддерживать свое монопольное положение (нечестная конкуренция).

Фирма-монополист производит меньше продукции, но продает её по более высокой цене, рынок перестает распределять ресурсы и продукцию так, как это действительно необходимо обществу. Кроме того, при отсутствии конкурирующего товара монополист не стремится улучшать свою продукцию, поэтому отсутствие выбора так же не в интересах покупателя.

2) Несовершенная (асимметричная) информация. Ассиметричная информация вызывает возникновение так называемых издержек поиска информации, которые входят в число трансакционных издержек (издержек в сфере обмена). Это означает, что неполнота и неравномерность распределения информации, предоставляемой участникам рынка, вынуждает потребителей и производителей тратить время и деньги на поиск потенциальных продавцов и покупателей. Потребители часто вынуждены покупать товары по цене, не соответствующей равновесной, покупать товары-субституты, а производители производят товары в слишком большом или наоборот недостаточном количестве.

Из-за неравномерности в распределении информации некачественные товары могут вытеснять с рынка качественную продукцию.

3) Внешние эффекты. К числу проблем, которые не решает рыночный механизм относятся так называемые внешние эффекты - экстерналии, термин, введенный в 1920 г. Артуром Пигу в книге "Теория благосостояния". При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз", нарушается эффективность по Парето. Внешние эффекты включают в себя издержки (выгоды) от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект характеризует ситуацию, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При его наличии экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками и частными издержками.

Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Наиболее известные отрицательные внешние издержки производства - это загрязнение среды обитания, расточительное отношение к невоспроизводимым природным ресурсам.

Внешние издержки потребления иллюстрируют вредные привычки человека (потребление табака и алкоголя).

Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты. В результате этого выпускается слишком мало товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами.

Рис.1.

4) общественные блага. Общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно, всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Но на рынке отсутствуют стимулы для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения. Такими товарами услугами являются: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, общественный транспорт, предоставление коммунальных услуг и т.д.

Они обладают рядом свойств:

  • - их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);
  • - отсутствует конкуренция в их потреблении (например, надежная оборона или хорошая экология);
  • - участие государства в производстве этих благ.

Чистые общественные блага можно рассматривать как блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность.

Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам.

Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага.

Условия эффективности для чистого общественного блага таковы:

Где MSC -предельные общественные издержки производства единицы блага, MSB - предельная общественная полезность единицы блага, MB - сумма предельных полезностей, получаемых каждым из потребителей этой дополнительной единицы.

Невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов.

Все эти случаи свидетельствуют о необходимости вмешательства в экономику государства.

1. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции
рост цен на энергоносители
начало разработки обширного угольного бассейна
повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования)
отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц

2. При снижении темпа инфляции выиграют
кредиторы и работники с фиксированной заработной платой
должники и работники с фиксированной заработной платой
кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату
должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату

3. Допустим, что ссуда в размере 100 предоставлена банком на один год при условии, что уровень инфляции составляет 12 % в год, а сумма долга, подлежащая возврату в реальном выражении, равна 105. Какова в данном случае номинальная ставка процента по кредиту
12%
5%
18%
17,6%
13,3%

4. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада — это
рост процентных ставок по ссудам банка
сокращение государственных расходов для снижения безработицы
сдерживание дополнительного кредитования
снижение налоговых ставок

5. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение
потребителей общественными товарами и услугами
условий конкуренции
полной занятости
экономической свободы

6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего

отсутствием необходимой базы для их реализации

диспропорциональностью в народном хозяйстве

7. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными
фискальная политика
разработка национальной системы стандартизации и сертификации
антимонопольное регулирование
создание государственных заказников

8. К «провалам рынка» относят такие процессы как
производство общественных благ
побочные эффекты от перелива ресурсов
эффективность использования ресурсов

9. Производство общественных благ убыточно, так как
цена предложения больше цены спроса
цена спроса больше цены предложения
цена спроса = 0
цена предложения = 0

10. Общественный сектор – это часть экономического пространства, где
рынок не срабатывает
осуществляется производство общественных благ
действуют некоммерческие организации
все перечисленное

11. Внешние эффекты – это
побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага
увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага
воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

12. «Провалами рынка» называются
ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично
когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ
верно все перечисленное
наличие «внешних эффектов»

13. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего
чрезмерной развитостью рыночного механизма
отсутствием необходимой базы для их реализации
недоразвитостью личного потребления населения
диспропорциональностью в народном хозяйстве

14. Проявление несостоятельности рынка – это
повышение темпа инфляции
уменьшение маржинальной отдачи
внешние (побочные) эффекты

15. Антициклическое регулирование экономики направлено
на сокращение кризисного падения производства
на ускорение экономического роста
на стабилизацию экономического развития

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.


7. «Провалы (фиаско) государства».

Провалы государства - это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.



Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор - это только один из экономических субъектов рынка.

Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен-9твами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе - доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.



Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным секторами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным секторами в решении соответствующих задач, будет эффективным только в том случае, если оно не сопровождается ростом трансакционных издержек.

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

Оптима́льность по Паре́то - такое состояние некоторой системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением» [ источник? ] . Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето-оптимальных альтернатив». Используются также термины «компромиссные», «неулучшаемые» альтернативы.

В экономике ситуация, когда достигнута эффективность по Парето - это ситуация, когда все выгоды от обмена сторон исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая и Вторая теоремы благосостояния.

Одним из приложений парето-оптимальности является т. н. парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.

Экономический анализ показывает, что добавленная стоимость секторов экономики и доходы трудовых масс находятся в противоречии, что в физике аналогично хорошо известным уравнением теплопроводности, движением частиц газа или жидкости в пространстве. Эта аналогия даёт возможность применить физические методы анализа в отношении экономических задач по дрейфу экономических параметров.

Оптимум по Парето подразумевает, что суммарное благосостояние общества достигает максимума, а распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

Парето-оптимальное состояние рынка - ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных.

Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Провал (несовершенство, изъян) рынка - эта такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение субъектов рынка, реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает Парето-эффективного распределения ресурсов (см. гл. 2). Главными причинами провалов рынка являются:

монополия (а также монопсония);

асимметрия и недостаток информации;

внешние эффекты.

1. В условиях монополии цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери. Различают ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение на рынок. В первом случае ограничение заключается в недостаточности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором - в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе на рынок, а в третьем - в запретах, устанавливаемых государством. Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всем объемом некоторого ресурса, необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, расположенные в уникальных местах гостиницы, санатории и т.д. Государство, если это возможно, борется с ситуационной монополией, используя право принуждения. Так, корпорация, монополизировавшая рынок какого-либо товара, может быть разделена в соответствии с антимонопольным законодательством (например, корпорация «Майкрософт»). Естественная монополия возникает, когда в силу особенностей производственного процесса имеется существенная экономия на масштабе, в результате чего оптимальный объем производства одной фирмы-монополиста может превышать объем рынка при совершенной конкуренции. В этом случае демонополизация обычно затруднена технически. Например, водопровод в городе должна эксплуатировать какая-либо одна компания. Технический прогресс иногда создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, при появлении сотовой связи. Легальная монополия имеет место, когда государство целенаправленно наделяет отдельных лиц или организации исключительными правами в сфере производства определенных продуктов. Примером служит монополия, возникающая в результате патентования изобретений. Тех, кто не обладает законным правом, государство не допускает к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть экспорт, импорт, торговля какими-либо товарами на внутреннем рынке, например винная монополия и др. Поскольку никакая монополия небезвредна, государство обычно ликвидирует исключительные права патентовладельцев по прошествии некоторого времени.

2. Асимметрия информации - другая причина провалов рынка. Примеры асимметрии информации дают сферы здравоохранения и образования. Здесь покупатель услуги не имеет возможности контролировать производителя, поскольку он вынужден выбирать производителя, прежде чем реальная услуга будет оказана, а оценка качества будущей услуги строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте. Проблема асимметрии информации часто решается на основе учета репутации. Однако в некоторых случаях полезным оказывается вмешательство государства в форме лицензирования, прямого производства определенных товаров и услуг, а также государственного контроля за их производством и сбытом. Недостаток информации, как и ее асимметрия, также порождает неэффективность рынка. В частности, эффективное функционирование рынков капитала возможно при известных параметрах рынков будущих благ. На практике функционируют фьючерсные рынки (от англ. future- будущее). Но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, невелики. Государство не может преодолеть общий недостаток информации, но оно способно распределить риск между гражданами, чего не могут делать частные инвесторы. Поэтому государство финансирует и осуществляет долгосрочные проекты, страхует банковские вклады и предпринимает другие действия, которые улучшают общий инвестиционный климат в стране.

3. Причиной провалов рынка также являются внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии) Положительный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.

внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.

По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления

По результату воздействия на внешний субъект: отрицатель­ные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными - увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязнение воздуха и воды), при положительных они полу­чают внешнюю экономию (обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщая вакцинация населения).

По характеру воздействия на внешний субъект: технологические и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства и т.д.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.

Особенностью данных эффектов является то, что они не приво­дят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функ­цию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опо­средованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).

По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздей­ствием государства, и эффекты, которые могут интернализо­ваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внеш­них, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производ­ства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.

По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление».

Неравенство доходов предопределяется неравномерным распределением материальных благ. В условиях рыночной экономики распределение доходов происходит на рынках разнообразных производственных факторов: капитала, природных ресурсов, труда. В зависимости от степени обладания этими видами ресурсов и происходит перераспределение благ, вследствие чего возникает неравенство доходов. Среди основных причин этого явления выделяют следующие: Различное распределение собственности. Это наиболее фундаментальная причина указанного неравенства. Она является следствием того, что для создания материальных благ любого рода (а следовательно и доходов) необходимы средства производства: в крупных масштабах таковыми могут быть фабрики и заводы, в мелких – вплоть до рабочих инструментов. Так или иначе, изначальная частная собственность на средства производства и их неравномерное распределение среди населения являются причиной, порождающей неравенство доходов. Банальнейшим примером могут быть начальные отличия стартовых возможностей отпрысков олигархов, получающих крупные средства воспроизводства капитала в наследство, и наследников среднестатистических граждан. И если это является негативной особенностью самой капиталистической системы, то большинство следующих причин вытекают из индивидуальных качеств. Различные способности. Не является секретом, что люди имеют отличные интеллектуальные и физические способности. Кто-то, обладая исключительными физическими данными, реализует их в спортивной отрасли, кто-то хорош в финансовой сфере и так далее. Эти особенности приводят людей в разные сферы общественной деятельности, в каждой из которых свой средний уровень и потолок заработка. Различный уровень образования. Помимо индивидуальных способностей, люди имеют различия и в образовании. Кардинальное отличие этой причины от предыдущей в том, что образовательный уровень зачастую является результатом сознательного выбора каждого человека (не всегда, но обычно это так). Разумеется, имеющий больший запас профессиональных и общих знаний, имеет и больше шансов выгоднее реализовать собственный труд, за чем последует неравенство доходов. Различный профессиональный опыт. В условиях современного отечественного рынка труда весьма высоко ценится профессиональный опыт. Как правило, на практике это означает более низкую оплату труда среди молодых работников и ее увеличение с профессиональным ростом и накоплением опыта. Неравенство доходов могут порождать и некоторые дополнительные факторы. Такие как удача или неудача, доступ к ценным ресурсам и так далее. Неравенство доходов. Кривая Лоренца Для графического изображения степени неравенства в обществе экономисты применяют кривую Отто Лоренца. Она является изображением функции распределения доходов, в котором аккумулируются все численные доли и доходы населения. То есть она отображает доходы конкретной категории населения относительно ее численности. Неравенство доходов и его последствия Среди последствий этого явления различают экономические и социальные. К первым, например, относится нарастающее расслоение категорий населения: то есть небольшое количество населения сосредотачивает в своих руках все большее количество ресурсов, отбирая их у бедных. Следствием этого является недовольство в обществе, социальное напряжение, беспорядки и так далее.

Провалы рынка

К провалам рынка относятся:

· естественные монополии - одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;

· информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;

· внешние эффекты - ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;

· общественные блага - блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.

· "Провалы" рынка. Функции государства в рыночной экономике

"Провалы" (фиаско) рынка (market failures) - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1) монополия,

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями Бо-

лее того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

Наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

Создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

Хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

Предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства. Однако о них мы расскажем в следующей главе.

Несостоятельность (провалы) рынка Джон Ледьярд

Наилучший способ понять феномен несостоятельности рынка заключается в том, чтобы сначала рассмотреть феномен успешного функционирования рыночного механизма, т.е. условия, при которых набор идеализированных конкурентных рынков способен обеспечить равновесную аллокацию ресурсов, оптимальную по Парето. Данная способность рынков, смутные догадки о которой были высказаны еще Адамом Смитом, получила наиболее четкое выражение в теоремах современной экономической теории благосостояния. Преимущественный интерес для нас представляет первая из них, именуемая «первой фундаментальной теоремой^ экономической теории благосостояние" В упрощённойфоршГее можно изложить следующим образом: (1) если соблюдается условие полноты рынков, (2) если поведение потребите- i лей и производителей является конкурентным и (3) если существует | состояние равновесия, то аллокация~ресур~сбв в условиях данного рав- 1 новесия будет оптимальной по Парето (см.: Arrow, 1951 или Debreu, 1959). Считается, что несостоятельность рынка имеет место в том случае, если вывод данной теоремы не соответствует действительности, т.е. аллокация ресурсов, достигнутая на рынках, не является эффективной. Наличие несостоятельности рынка часто рассматривается как оправдание государственного вмешательства в рыночные процессы (одна из точек зрения по этому поводу содержится в работе: Bator, 1958, section V). Стандартные доводы состоят в том, что в случае неэффективности рыночной аллокации ресурсов благосостояние субъектов может и должно быть повышено. Чтобы понять возможность и желательность такого вмешательства, повышающего благосостояние по критерию Парето, необходимо добиться более глубокого осознания причин несостоятельности рынка. Поскольку они неизбежно должны быть связаны с нарушением хотя бы одного из трех условий «первой фундаментальной теоремы», мы последовательно рассмотрим каждое из этих условий. Первое условие требует полноты рынков. Хотя четкие критерии «гюлноть1»^тсутствую1^1^бщий принцип состоит в том, что, если некий субъект в экономике испытывает потребность в получении како- i го-либо блага (или в прекращении вынужденного потребления анти- ; 501 блага), причем данная потребность может быть удовлетворена только посредством взаимодействия по крайней мере с еще одним субъектом, то для данного блага (или антиблага) должен существовать рынок и_на него должна устанавливаться цена (Arrow, 1969). Это услог^шГдолжно выполняться для любого блага (антиблага), будь то хлеб, фабричный дым или национальная оборона. В первом случае мы имеем дело со стандартным частным благом, во втором - с внешним эффектом, в третьем - с общественным благом. Чтобы было достигнуто оптимальное по Паре-то распределение ресурсов, на все перечисленные блага (антиблага) должны устанавливаться цены; в случае отсутствия рынков этих благ (антиблаг) субъекты могут оказаться не в состоянии информировать других субъектов о возможности заключения взаимовыгодных сделок, обеспечивающих повышение благосостояния обеих сторон. Информационная роль рынков четко раскрывается в классическом примере несостоятельности рынка, проанализированном Т. Ситовски (Scitovsky, 1954). В данном примере вновь создаваемая сталелитейная отрасль может оказаться прибыльной лишь в том случае, если в ближайшие пять лет начнет функционировать железнодорожный транспорт. Железнодорожный же транспорт будет прибыльным лишь в том случае, если в момент начала его функционирования будет работать сталелитейная отрасль. Разумеется, каждая из отраслей заинтересована в функционировании другой и обе могут работать эффективно; сталелитейная отрасль должна начать работу в данный момент времени, а железнодорожный транспорт - несколько позже. Тем не менее, в случае отсутствия фьючерсного рынка стали железнодорожному транспорту трудно с помощью рыночного механизма довести до сталелитейной отрасли информацию о своих интересах. Невозможность обмена информацией о желательном направлении взаимодействия и координации времени осуществления конкретных шагов представляет сооой пример несостоятельности рынка, который часто использовался для оправдания государственного вмешательства в процессы экономического развития, т.е. для оправдания государственного планирования. Однако, если мы признаем, что в реальности некоторых рынков не хватает, мы с легкостью можем найти альтернативное решение, которое заключается в создании фьючерсного рынка стали. Если предприятия железнодорожного транспорта могут сегодня заплатить за поставку стали в оговоренный момент времени в будущем, то как сталелитейная, так и железнодорожная отрасль окажутся в состоянии информировать друг друга о своих интересах через рыночный механизм. Легко показать, что при конкурентном поведении хозяйственных субъектов и при наличии равновесия развитие фьючерсных рынков может устранить данный вид несостоятельности рынка. Совершенно иной пример информационной роли рынков относится к случаю, когда рыночные субъекты обладают асимметричной информацией об истинном положении дел в условиях неопределенности. Классический пример здесь - фондовый рынок, на котором инсайдеры могут обладать определенной информацией, недоступной аутсайдерам. Даже если получение информации, которой обладает инсайдер, 502 важно и потенциально прибыльно для аутсайдеров, условие полноты рынков, необходимое для достижения эффективной аллокации ресурсов, может не выполняться. Чтобы лучше понять суть дела, предположим, что существуют только два возможных состояния мира. Предположим далее, что имеются два потребителя, один из которых осведомлен об истинном состоянии мира, а другой рассматривает оба состояния как равновероятные. Если существует только рынок готовых продуктов, то распределение ресурсов в общем случае не будет оптимальным по Парето. Один из вариантов решения проблемы заключается в создании pьIHJcaJ?Л0I^ньIX^^ быть заключен «страховоиТкШтракт, в котором поставка и получение установленного количества товара поставлены в зависимость от истинного состояния мира. Если обе стороны ex post могут определить, какое состояние мира было характерно для периода выполнения контракта, то при конкурентном поведении субъектов и существовании равновесия это равновесие при описанной структуре информации будет оптимальным по Парето. Более общую и точную формулировку данной теоремы можно найти в работе Р. Раднера (Radner, 1968). Дальнейший анализ рассматриваемого случая показывает, что в состоянии равновесия товарные цены для не реализованного в действительности состояния мира стремятся к нулю (или равны нулю), поскольку при положительном значении указанных цен информированный субъект будет готов заключить обусловленный «ложным» состоянием мира контракт на поставку неограниченного количества товара, заранее зная, что реального осуществления поставок не потребуется. Если неинформированный субъект окажется сообразительным и поймет данную закономерность, он может получить информацию о том, какое состояние мира истинно, понаблюдав, для какого именно состояния мира цены условных обязательств равны нулю. Если далее он будет использовать эту информацию, бесплатно полученную им благодаря действию рыночного механизма, то будет достигнуто оптимальное по Парето равновесие при полной информации. Такова - в очень упрощенной форме - идея, которая лежит в основе концепции рациональных ожиданий (см.: Muth, 1961). При наличии «сообразительных» конкурирующих субъектов условие полноты рынков не является обязательным для достижения оптимальной по Парето равновесной аллокации ресурсов. Обеспечение полноты рынков представляется простейшим способом корректировки несостоятельности рынка. На нем непосредственно основаны предложения по ее устранению с использованием налогов и субсидий (Пигу, 1985), а также путем перераспределения прав собственности (Коуз, 1993). Однако создание таких рынков иногда приводит к непредвиденным последствиям.

В некоторых случаях «добавление» новых рынков ведет к нарушению второго и третьего условий «первой фундаментальной теоремы». Устранение одного вида несостоятельности рынка может привести к возникновению другого вида. Чтобы понять, почему это происходит и чем вызвано нарушение второго условия (которое требует, чтобы поведение субъектов было конкурентным), рассмотрим поведение информированного потребителя в 503 предыдущем примере. Если он осознает, что неинформированный потребитель собирается делать выводы, косвенно основанные на наблюдении за его поведением, он не будет придерживаться конкурентного поведения, поскольку, притворяясь неинформированным, он сможет повысить свое благосостояние. Он может по стратегическим соображениям ограничивать предложение информации (монопольным владельцем которой он является) и добиться более высокого уровня благосостояния, чем в случае конкурентного поведения. Раскрытие информации о действительном состоянии мира связано исключительно с его желанием заключать контракты на поставку неограниченного количества товаров. Предложение по низкой цене небольшого количества товара, обусловленное наступлением «ложного» состояния мира, не позволит неинформированному субъекту сделать какие-либо выводы и обеспечит информированному субъекту возможность получить прибыль, обусловленную его монопольной позицией. Данный пример лишь незначительно отличается от стандартного примера нарушения условия (2), связанного с монопольным предложением товара. Другой случай непредвиденных результатов возникает при создании рынков для аллокации общественных благ. Теперь широко известно, что использование частных цен (цен Линдаля) в качестве индивидуальных цен спроса на общественные блага (т.е. цен, обеспечивающих единогласие по поводу объема спроса на общественное благо в условиях добровольного обмена) действительно ведет к установлению оптимального по Парето распределения ресурсов, если поведение потребителей является конкурентным (см.: Foley, 1970). Однако в рамках данной схемы каждый субъект становится монопсонистом на одном из вновь созданных рынков и поэтому заинтересован в том, чтобы занижать свой объем спроса и не рассматривать цены в качестве заданных. В этом заключается суть «проблемы безбилетника», которая часто рассматривается в качестве объяснения, почему метод создания новых рынков для преодоления провала рынка является неэффективным. Чтобы понять это утверждение, рассмотрим второе условие «первой фундаментальной теоремы» более подробно. Это условие предусматривает, что поведение всех рыночных субъектов является конкурентным. Это означает, что каждый из них должен действовать так, как если бы он не имел возможности повлиять на уровень цен и следовал бы оптимизационной стратегии, принимая цены в качестве заданных. Потребители максимизируют степень удовлетворения потребностей при данных бюджетных ограничениях, а производители максимизируют прибыль, причем и те и другие рассматривают цены как фиксированные параметры. Это условие нарушается, когда субъекты имеют возможность повлиять на равновесные значения цен и благодаря этому повысить свое благосостояние. Стандартным примером провала рынка, связанного с нарушением этого условия, является случай монополии, когда имеется только один поставщик товара. Путем искусственного ограничения предложения он может повысить цены и добиться для себя более высокого уровня благосостояния, хотя равновесие аллокации ресурсов при этом будет неэффективным. 504 Можем ли мы исправить несостоятельность рынка, возникшую в связи с неконкурентным поведением? Для получения ответа на данный вопрос следует сначала определить условия, при которых субъекты рынка сочтут, что конкурентное поведение соответствует их интересам. В работе Робертса и Постлуэйта (Roberts and Postlewaite, 1976) показано, что, если каждый агент обладает лишь незначительной долей совокупного количества ресурсов, он, как правило, окажется не в состоянии манипулировать ценами в сколько-нибудь существенной степени и будет принимать цены как заданные. Центральную роль в данном случае играет «глубина» рынков*. Аналогичные рассуждения применимы и тогда, когда в роли товара выступает информация. Если каждый субъект обладает лишь незначительной долей совокупной информации, т.е. его знания либо слишком малы, либо не представляют особой важности для остальных, то его потери, связанные с выбором конкурентного поведения, незначительны (Postlewaite and Schmeidler, 1986). С другой стороны, если он обладает большой долей информации (как в предыдущем случае), у него может возникнуть стимул к неконкурентному поведению. Ключевым фактором является отношение объема ресурсов (как реальных, так и информационных), которыми располагает субъект, к размеру соответствующего рынка. В связи с этим, как представляется, преодоление несостоятельности рынка, обусловленной неконкурентным поведением, может быть достигнуто в том случае, если субъекты будут контролировать незначительную долю совокупного объема ресурсов и информации. Разумеется, для достижения такого положения дел необходимо прямое государственное вмешательство, как это имеет место в случае антитрестовского законодательства или регулирования фондового рынка в США; однако такое вмешательство не всегда возможно. К примеру, невозможно устранить данный тип несостоятельности рынка путем простого предписания субъектам придерживаться конкурентного поведения. Для этого можно было бы принять правило, обязывающее фирмы устанавливать цены на уровне предельных издержек. Однако, если прямой мониторинг издержек и технологии производства на фирме невозможен, монополист может без каких-либо затруднений сделать вид, что он устанавливает цены на уровне предельных издержек, ориентируясь при этом на фиктивную кривую издержек. Без прямого мониторинга кривой издержек сторонний наблюдатель был бы не в состоянии отличить указанный тип неконкурентного поведения от конкурентного. Если бы в роли монополиста выступал потребитель, предпочтения которого не поддаются наблюдению, то и мониторинг не помог бы. В общем случае несостоятельность рынка, вызванную неконкурентным поведением, трудно исправить без вмешательства в рыночный механизм. Ниже мы обсудим некоторые возможные альтернативы. Увеличение числа рынков может также привести к нарушению третьего условия «первой фундаментальной теоремы». Рассмотрим для * Под «глубиной» рынков имеется в виду невозможность влияния на них отдельного продавца или покупателя. - Примеч. ред. 505 иллюстрации три примера. Первый и простейший из них касается случая возрастающей отдачи от масштабов производства. Классический случай - производство продукта при определенных начальных затратах и постоянных предельных издержках. (В более общем случае мы можем рассматривать невыпуклый набор производственных возможностей.) Если фирма, функционирующая в такой отрасли, придерживается конкурентного поведения, а цена превышает предельные издержки, то объем производства данной фирмы будет бесконечно большим. Если же предельные издержки равны цене или превышают ее, объем производства будет нулевым. Если при цене, равной предельным издержкам, потребители готовы купить некоторое конечное количество товара, то цены, уравновешивающей спрос и предложение, вообще не существует. Равновесие не может быть достигнуто. Реально такая ситуация проявляется не в том, что спрос на рынке не равен предложению или сделки полностью отсутствуют, а в том, что имеет место естественная монополия. В данной отрасли может эффективно функционировать лишь одна фирма. И вновь мы видим, что в конечном счете нарушается условие конкурентного поведения. Второй пример, рассмотренный в работе Д.Старретта (Starrett, 1972), связан с отрицательными внешними эффектами. Предположим, что некая фирма загрязняет реку, а другая фирма, расположенная ниже по течению, нуждается в чистой воде для осуществления своего производственного процесса.

Легко показать, что в данном случае, если вторая фирма имеет возможность не функционировать вообще (т.е. не использовать воду, не производить продукцию и не нести издержки), то совокупный набор производственных возможностей в экономике не может быть выпуклым. (Формальное доказательство этого утверждения см. в работе: Ledyard, 1976.) Если же набор производственных возможностей в экономике не является выпуклым, то, как и в предыдущем примере, конкурентное равновесие может не существовать. Увеличение числа рынков с целью устранить неэффективность, вызванную отрицательными внешними эффектами, может привести к ситуации, когда конкурентное равновесие отсутствует. Последний пример, на который впервые было обращено внимание в работах Дж. Грина (Green, 1977) и Д. Крепса (Kieps, 1977), характерен для ситуаций с асимметричной информацией. Вспомним один из предыдущих примеров, где первый субъект обладает полной информацией о реальном состоянии мира, а второй рассматривает каждое из двух возможных состояний как одинаково вероятное. Предположим, что предпочтения субъектов и объем имеющихся у них ресурсов при каждом состоянии мира таковы, что, если бы оба они знали реальное состояние мира в данный конкретный момент времени, равновесные цены, соответствующие каждому из состояний, были бы одинаковы. Допустим далее, что если неинформированный субъект не делает никаких выводов о реальном состоянии мира на основании наблюдений за поведением информированного субъекта, то уровни цен при каждом из состояний будут разными. При описанных условиях равновесие (основанное на рациональных ожиданиях) будет отсутствовать. Если информирован 506 ный субъект предпримет попытку делать выводы на основании сложившихся цен, они ничего не скажут ему; если же неинформированный субъект не будет пытаться делать выводы на основании сложившихся цен, они дадут ему ценную информацию. Достаточно несложно показать далее, что при создании рынка информации (если абстрагироваться от стимулов к ее сокрытию) итоговый набор производственных возможностей в общем случае окажется невыпуклым. При всех перечисленных вариантах равновесие будет отсутствовать. Как представляется, большинство примеров отсутствия равновесия в конечном счете ведут к ситуации неконкурентного поведения. В примере, когда причиной отсутствия равновесия является асимметрия информации, естественной формой поведения информированного субъекта является монополистическое поведение в информационной сфере. В примере с отрицательным внешним эффектом возникновение рыночных отношений между расположенными на реке фирмами привело бы к тому, что каждая из них заняла бы монопольное положение. Если имеется только одна фирма, загрязняющая реку, и много фирм, страдающих от такого загрязнения, то фирма-загрязнитель заняла бы позицию, сходную с позицией монопсониста. Проблема отсутствия равновесия, обусловленная невыпуклостью набора производственных возможностей (которая, в свою очередь, вызвана использованием рыночного механизма для устранения отрицательного внешнего эффекта), в случае принятия одной или несколькими сторонами неконкурентной линии поведения приобретает лишь более утонченный характер. Искомый результат достигается, однако он не является конкурентным, а следовательно, и эффективным. Несостоятельность рынка, т.е. неэффективная рыночная аллокация ресурсов может иметь место в том случае, если набор рынков неполон, поведение субъектов не является конкурентным или отсутствует рыночное равновесие. Многие предлагавшиеся рецепты исправления несостоятельности рынка - такие, как использование налогов и субсидий, перераспределение прав собственности и принятие специальных правил ценообразования, - являются инструментами, направленными на создание прежде отсутствовавших рынков. Если это может быть достигнуто с сохранением выпуклости набора производственных возможностей и с обеспечением глубины рынков, эти рецепты окажутся благотворными, а новая аллокация ресурсов будет оптимальной. С другой стороны, если вследствие создания новых рынков набор производственных возможностей теряет свойство выпуклости или же сокращается глубина рынков, то попытки преодолеть несостоятельность рынка, вызванную неполнотой рынков, приведет к несостоятельности, вызванной монополистическим поведением. В последнем случае несостоятельность рынка носит фундаментальный характер. В качестве примеров можно привести случаи естественной монополии, отрицательного внешнего эффекта, общественных благ и монополии на информацию. Чтобы достичь эффективной аллокации ресурсов при наличии этих фундаментальных видов несостоятельности рынка, необходимо смириться с тем, что субъекты руководствуются собственным интересом, и воспользоваться нерыночными 507 вариантами решения проблемы. Данное направление исследований, которое иногда называют теорией имплементации, а иногда - теорией механизма стимулирования, опирается на работу Л. Гурвича (Hurwicz, 1972); обзор литературы, посвященной данному направлению, можно найти в работе Т. Гроувса и Дж. Ледьярда (Groves and Ledyard, 1986). БИБЛИОГРАФИЯ Коуз Р. Проблема социальных издержек // Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993. С. 87-141. Лигу А.С. Экономическая теория благосостояния. Т. I-II. М.: Прогресс, 1985. Arrow К. An Extension of the Basic Theorems of Classical Welfare Economics. In: J.Neyman (ed.). Proceedings of the Second Berkeley Symposium on Mathematical Statistics and Probability. Berkeley: University of California Press, 1951. Arrow K. The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of Market versus Non-Market Allocation. In: Joint Economic Committee. The Analysis and Evaluation of Public Expenditures: The PPB System. Washington, DC: Government Printing Office, p. 47-64. Bator F. The Anatomy of Market Failure // Quarterly Journal of Economics, 1958, p. 351-379. Debreu G. Theory of Value: An Axiomatic Analysis of Economic Equilibrium. Cowles Foundation Monograph, no. 17. New York: Wiley, 1959. Foley D. Lindahl"s Solution and the Core of an Economy with Public Goods // Econometrica, 1970, vol. 38, p. 66-72. Green J. The Nonexistence of Informational Equilibria // Review of Economic Studies, 1977, vol. 44, p. 451-463. Groves T. and Ledyard J. Incentive Compatibility Ten Years Later. In: T.Groves, R.Radner and S.Reiter (ed.). Information, Incentives, and Economic Mechanisms. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. Hurwicz L. On Informationally Decentralized Systems. In: C.B. McGuire and R. Radnered (ed.). Decision and Organization. Amsterdam: North-Holland, 1972. Kreps D. A Note on «Fulfilled Expectations* equilibria // Journal of Economic Theory, 1977, vol. 14, p. 32-43. Ledyard J. Discussion of «On the Nature of Externalities*. In: S.Lin (ed.). Theory and Measurement of Economic Externalities. New York: Academic Press, 1976. Muth J. Rational Expectations and the Theory of Price Movements // Econometrica, 1961, vol. 29, p. 315-335. Postlewaite A. and Schmeidler D. Differential Information and Strategic Behavior in Economic Environments: A General Equilibrium Approach. In: T.Groves, R.Radner and S.Reiter (ed.). Information, Incentives, and Economic Mechanisms. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. Radner R. Competitive Equilibrium under Uncertainty // Econometrica, 1968, vol. 36, p. 31-58. Roberts J. and Postlewaite A. The Incentives for Price-Taking Behavior in Large Exchange Economies // Econometrica, 1976, vol. 44, p. 115-127. Scitovsky T. Two Concepts of External Economies // Journal of Political Economy, 1954, vol. 62, p. 70-82. Starrett D. Fundamental Non-Convexities in the Theory of Externalities // Journal of Economic Theory, 1972, vol. 4, p. 180-199.