Как становятся капитанами корабля. Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно. Отзывы о профессии

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Дек 4, 2017

Обучение яхтингу – первый шаг в захватывающий и динамичный мир водного спорта. Вы получите права на самостоятельное управление судном, и перед вами откроется морская Вселенная. Поговорим о некоторых особенностях обучения.

Выберите инструктора.

Прежде чем обучаться яхтингу, важно выбрать хороших инструкторов. От их профессионализма зависят ваши навыки, уверенность в себе, способность принимать верные решения в процессе управления судном. Вы будете учиться не тому, что они говорят, а тому, как они выполняют необходимые действия. Только пошаговая стратегия, поддержка инструктора на каждом этапе обучения – вне зависимости от того, планируете вы получать права Всероссийской Федерации парусного спорта или международный диплом IYT, – сделают из вас настоящего капитана. Вам предстоит получить большой объем информации, и инструктор должен давать упражнения и проверять усвоение материала буквально на каждом шагу. Тогда вы довольно быстро сможете пройти все этапы обучения.

Работа в команде.

Компании, обучающие яхтингу, часто предлагают новичкам поучаствовать в гонках. Зрелище увлекательное: огромное число яхт собираются вместе, и каждый экипаж стремится обогнать соперника и выйти в лидеры. Командная работа позволяет почувствовать себя частью единого коллектива. Однако новичку важно понять, кто именно будет с ним рядом, совпадают ли его интересы с другими участниками команды. Не сможете наладить контакт – вряд ли ваш экипаж займет даже последнее место. Любая регата – это в первую очередь слаженная работа всего экипажа, где нужно думать не о себе, а о своих товарищах по команде.

Перед выходом в море обязательно попросите у компании-организатора список необходимой яхтенной одежды. Для ее правильного выбора уточните, в каких условиях будет проходить гонка: в закрытой акватории, где нет волны, или в открытой, где возможно заливание яхты водой. Стоит также уточнить предполагаемую температуру воздуха и уже в зависимости от этого подбирать яхтенную экипировку.

Наперегонки со страхом.

Яхтенные регаты в открытой акватории морей или прибрежных зонах океана – одно из направлений, где проверяется ваша выносливость, и вы боретесь со своими скрытыми страхами, со стихией. Иногда достаточно пройти одну такую гонку – и вы раз и навсегда поменяете взгляд на привычные вещи и станете совершенно другим человеком. В оффшорных гонках, в отличие от прибрежных, все работает на пределе: команда, яхта, капитан. Только совместная работа команды, уверенность капитана и взаимная поддержка друг друга в любой, даже самой незначительной работе способны повлиять на результат. Победа в таких регатах дает невероятное чувство уверенности в себе, которое помогает в обычной жизни.

В качестве испытания вам могут предложить гонки на швертботах. По сравнению с крейсерскими яхтами швертботы не имеют стационарного киля, а вся работа здесь происходит за счет веса спортсмена. Захватывающие скорости, драйв, способность мгновенно решать задачи – качества, которые вырабатываются у спортсмена. Скорости здесь вполне сравнимы со скоростями автомобиля, и победа, бывает, зависит от доли секунды. Опрокидывание яхты на таких гонках – обычное дело. Поэтому гидрокостюм, спасательный жилет, неопреновая обувь, перчатки и очки являются обязательными атрибутами снаряжения.

В крейсерский поход.

Выносливость, умение хорошо разбираться в картах и портах захода вырабатывают длительные переходы на яхтах. Крейсерские походы – это новые места, интересные люди, новые впечатления. В походе проверяется человеческий характер, и если вы с кем-то пройдете хотя бы один длительный поход, то научитесь отлично разбираться в людях. Совместное длительное проживание на ограниченном пространстве требует выработки таких качеств, как умение любить людей, делить с ними трудности. Зато наградой станут абсолютная уверенность в себе и совершенно новое ощущение жизни. За время крейсерского похода вы получите серьезные практические навыки и, что немаловажно, тут же закрепите их на практике. Именно в походах способные ученики становятся настоящими капитанами, способными справиться с любой яхтой.

Рано или поздно наступает момент, когда мы принимаем решение, меняющее жизнь навсегда: хватит мечтать, пора действовать – хочу выучиться на капитана. Люди, далекие от индустрии яхтенного спорта, часто полны иллюзий об этом волнующем мире. Данная статья призвана помочь сориентироваться в море заманчивых предложений.

Выбираем судно.

Для начала определимся с целями. Поиск оптимальной системы обучения начинается с принятия решения о корабле своей мечты. Каким судном вы хотите управлять – парусным или моторным? Это разные обучающие курсы, навыки и даже философия. Вам придется сделать важный выбор, который определит весь дальнейший образ вашей морской жизни.

Размер имеет значение.

Яхты преимущественно относятся к категории «маломерное судно». В России его длина ограничивается 20 метрами. За рубежом стандарты другие – до 24 м. Для абсолютного большинства людей освоение управления этой категорией судов и означает исполнение мечты о капитанском статусе.

Необходимые документы.

Право управления маломерными судами в российских водах вам предоставляет удостоверение ГИМС – Государственной инспекции по маломерным судам. Эта инспекция принимает экзамены по компьютерным программам и выдает удостоверение. Подготовкой новых капитанов ГИМС не занимается, школу придется искать.

Пламенные моторы.

На сегодняшний день ГИМС открывает по результатам экзаменов следующие категории:

\/ гидроцикл,

\/ мотолодка,

Выделяются районы плавания:

\/ ВП (внутренние пути),

\/ ВВП (внутренние водные пути),

\/МП (морские пути).

Лучше открывать все возможные категории по всем районам плавания. Отличие от прав по 1–2 категориям для вас будет заключаться всего в нескольких дополнительных вопросах на экзамене. Удостоверение действует 10 лет.

Белые паруса.

Вариант для будущих российских капитанов парусных яхт – свидетельство общественной организации «Всероссийская федерация парусного спорта». Это наиболее известная компания подготовки капитанов таких судов. Федерация проводит аккредитацию российских парусных школ.

Свидетельство ВФПС признается многими зарубежными чартерными компаниями и федерациями парусного спорта. Однако стоит учесть, что данный документ не дает 100% гарантии признания за рубежом, и некоторые иностранные организации могут счесть его недействительным.

Дальние моря.

Если вас манят другие страны, вам потребуется удостоверение международной яхтенной школы. Как правило, они имеют обучающие программы по управлению как парусными, так и моторными судами. Самая известная организация с отличной репутацией – Британская Королевская яхтенная ассоциация (Royal Yachting Association).

Ей более 130 лет, она уполномочена правительством Великобритании регулировать деятельность яхтсменов, и ее школы по праву считаются одними из лучших в мире. Но есть одна немаловажная особенность: обучение проводится только на английском языке.

Другая крупная система обучения, широко известная уже во всем мире – американская интернациональная школа (International Yachtmaster Training). Открылась она лишь в 1998 году, и с тех пор ведет глобальную политику по продвижению своих сертификатов и признанию их во всем мире.

Благодаря грамотному маркетингу, это самая популярная школа, и именно диплом IYT предлагает подавляющее большинство российских обучающих центров. Принципиальных различий программы RYA и IYT не имеют.

Учеба в мегаполисах.

Не обязательно родиться у моря, чтобы чувствовать его зов. Капитанами становятся жители разных городов, но больше всего предложений обучения – в Москве: от 15 000 рублей до 15 000 евро (за недельное практическое обучение на 22-метровой яхте Princess, не считая стоимость топлива и стоянок).

Обучающие организации:

\/ яхтенные клубы и школы (преимущественно учат по международным программам, выдают свои свидетельства);

\/ центры и курсы подготовки судоводителей (готовят к экзаменам в ГИМС по всем категориям и для всех районов плавания.

В Петербурге аналогичные предложения обучающих услуг, но верхняя ценовая планка будет существенно ниже: от 15 000 до 70 000 рублей. На первый взгляд выбрать есть из чего – профильных центров и курсов в Петербурге множество, как и полагается морской столице России. Вот только уровень обучения в них стремится к нулю, в чем убедился автор статьи на собственном опыте.

История одного «просвещения».

После активного мониторинга предложений было решено идти учиться в ВОСВОД Санкт-Петербурга – Всероссийское общество спасения на водах. Все-таки солидная организация, столько лет работы, наверняка, накоплен огромный опыт. Учебный курс – 5 недель. Ходишь, ходишь в школу, и недоумение растет с каждым днем.

Никаких лекций, никаких практических занятий – вам предложат сесть за компьютер и начать выполнять экзаменационную программу, ответы на вопросы которой, вы, естественно, не знаете. Конечно, что-то вы угадаете, до чего-то додумаетесь, а ответы на непонятные вопросы вам предоставит преподаватель. Ваше дело – записать их в тетрадочку и запомнить. Почему так? Иногда вам пояснят, но чаще предложат выучить наизусть.

Потому что нет времени объяснять – курс скоро закончится, надо взимать деньги со следующей группы! Во время экзамена вы будете выполнять программу в зависимости от выбранных категорий. Количество вопросов – от 10 до 16. Все категории во всех водных путях – это программа из 16 пунктов, из них две навигационные задачи.

Одна – с картой. Задания, снабженные картой, не объяснили и после отдельной просьбы. Ведь не обязательно знать правильные ответы на все вопросы, два раза можно ошибиться! Не важно понимать, важно заучить. Вопросы не меняются от экзамена к экзамену. Они вовсе не тайна и есть в открытом доступе на многих сайтах – например, motorka.org.

Заявленная актуальность – апрель 2013 года, но эта информация действительна и сейчас. Проштудировав материал, можно было бы сдать экзамены в ГИМС с гарантией 100%, если бы инспекция не требовала документ о прохождении обучения в судоводительской школе. По сути, именно за него вы платите деньги, потому ничего другого вам взамен не предложат.

В зависимости от договоренностей обучающего центра, экзамены проходят в городской или в одной из областных ГИМС. Необходимые документы у вас возьмут в школе и отправят в ГИМС сотрудники школы. Вам останется только явиться на экзамен. Он длится максимум 10 минут – вы быстро отвечаете на вопросы, и вам тут же сообщают результат: зачет/незачет.

Если итог провальный, следует обращаться в школу, где вы учились. Она повторно подает документы в ГИМС – на пересдачу. После получения зачета необходимо сдать практику. Причал находится недалеко, в шаговой доступности. Для многих это хорошая возможность впервые сесть за штурвал!

Экзаменующих такой вариант событий вовсе не смущает. Вас будет сопровождать инспектор. Сделаете круг почета и благополучно вернетесь на причал, причем отходить и подходить к нему будет инспектор, вам катер не доверят. Через 10 дней вам должны будут выдать документы, за которыми надо будет приехать в ГИМС самостоятельно.

И целого мира мало.

Какой путь выбрать тем, кому нужны международные документы? Сергей Захаров, шкипер RYA с 2008 года, участник клуба яхтенных капитанов «Морские медведи», давно бороздящий дальние моря и океаны, отвечает на это вопрос так: «В мире есть две школы с высокой репутацией, чьи выпускники без проблем получают яхты в любых уголках планеты – это RYA и YIT, но школа YIT в лихие 90-е раздавала лицензии в России и СНГ без меры и контроля, чем подорвала свой авторитет.

Я рекомендую RYA, потому что сам проходил там обучение». Захаров уверен: нет смысла проходить обучение в России. По его мнению, большинство российских школ, призывающих вас стать яхтенным капитаном с их помощью – либо низкого качества, либо шарлатаны. Конечно, есть редкие исключения, но давайте рассмотрим самые распространенные случаи.

Итак, личный пример Сергея Захарова из «бизнеса по-русски» в далеком 2007 году. «В ноябре того года я решил получить сертификат международного образца. В интернете нашел школу Сергея Моисеева «Капитан», где стоимость обучения – 36 000 рублей. За эти деньги вы получаете следующее: два дня в неделю вы приходите в класс, где вам рассказывают о том, что нарисовано в брошюрке.

Иногда преподаватель что-то рисует на доске. Уровень материала – пятый класс средней школы. Прослушав этот курс, вы еще не капитан! Зато вы можете приблизиться к яхте Сергея Моисеева. Как результат – получаете сертификат школы о прохождении курса даже без ламинирования. Надо сказать, что мимикрировал господин Моисеев под RYА.

Знаменитая аббревиатура означает Royal Yacht Association, а у Сергея Моисеева RYA – Russian Yacht Association! В общем, я расцениваю обучение в школе «Капитан» как обман клиентов. Послушав, как хорошо живется лектору на море, я получил книжку – копию английской брошюры RYA и сдал экзамен по компьютерной программе английской школы.

Осваивать практический курс в этом заведении я не стал, а поехал в солнечную Турцию, где прошел курсы CC и DS у двух английских морских волков – Кевина и Пита в школе Колина Пирсона Yuksel Yachting. Стоимость обучения – 1100 евро за две недели.

Многих может испугать то, что учеба идет на английском языке, но так как все ровно вы будете яхту принимать и сдавать на английском, это только плюс! Выучите минимальный набор терминов для общения и понимания, а также сможете понять, о какой части яхты говорит вам менеджер чартерной компании.

В остальном одни преимущества: стоимость ниже, чем в России, а качество и методика преподавания у англичан на высшем уровне. Хотелось бы предложить еще одну альтернативу: не ходите на теоретические курсы, узнайте все самостоятельно! Как? Вы без труда можете найти в интернете достаточно теории, набив в поисковиках:

\/ устройство парусной яхты,

\/ навигационные огни,

\/ МППСС 72 – там будут картинки, видео и все, что нужно знать,

\/ морские узлы,

\/ правила поведения на яхте,

\/ техника безопасности на парусной яхте,

\/ правила радиоэфира на море.

Вы не поленились и посмотрели видео, почитали статьи, распечатали информацию? Поздравляю! Вы сэкономили 36 000 рублей. Затем связывайтесь со школами за рубежом. Могу порекомендовать две – Юксель в Турции и Yacht Club на Канарах. В чем отличие? У каждого региона есть свои особенности навигации, швартовки, свои обычаи. Если вашим основным регионом для хождения на яхте будет Средиземное море (оно одно из самых лучших мест для яхтинга), то выбирайте Юксель (Турция).

Рекомендую начать с него. Единственный нюанс: ваш сертификат Day Skipper будет иметь пометку NON Tidal (документ не предполагает управление яхтой в приливной зоне, где влияние приливов и отливов будет критичным для навигации), но спустя пару дней на Канарах вы можете получить Coastal Skipper Tidal, как сделал я. Ловите ветер всеми парусами!»

Итак, ситуация с обучением на капитана маломерного судна в РФ плачевная. Но откуда же берутся все эти уверенные парни на капитанских мостиках? Опыт и еще раз опыт. Можно начать с аренды яхты и вести себя за штурвалом, как начинающий водитель за рулем – осторожно, внимательно, крутя головой на 360 градусов. Рация будет вам серьезным помощником.

Частное обучение у профессионала. Сейчас весьма востребована услуга преподавания от опытных капитанов. Без рекомендаций здесь не обойтись, и лучше искать их не у сотрудников яхтенных клубов, а на независимых форумах любителей яхтенного спорта.

Наемный капитан. Это хорошее временное решение, при условии, что вы не будете сидеть в каюте с рюмкой коньяка, а станете помощником специалиста. Учитесь у профи, задавайте вопросы, требуйте знаний за свои деньги – и вскоре вы будете главным на корабле.


Советы Эксперта - Консультанта по вопросам Работы и Карьеры

Фото по теме


Кто из мальчишек не мечтает о морских просторах? Для большинства из них мечты так и остаются мечтами, но те, кто не мыслит себя вне моря, стараются воплотить их в действительность. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Краткое пошаговое руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1
Следует знать, что капитан не управляет судном непосредственно – этим занимается рулевой. В задачи капитана входит организация работы на судне, он руководит судовой командой и обслуживающим персоналом. Капитан судна следит за погодными условиями, выбирает курс и маршрут движения, определяет точное местоположение судна при помощи навигационного оборудования и карт. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
На капитане лежит ответственность за все, что происходит на судне и с самим судном. Поэтому тому, кто мечтает о дальних плаваниях, следует определиться с тем, что он хочет – непосредственно управлять судном или все-таки быть его капитаном. От этого зависит выбор места обучения и получаемой специальности. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Также следует подумать о том, в каком флоте хочет служить будущий капитан, военно-морском или гражданском. Если в военно-морском, то ему следует подавать документы в Нахимовское военно-морское училище. Принимаются юноши в возрасте 14-15 лет, граждане Российской Федерации, успешно окончившие в год поступления 8 классов средней школы и годные по состоянию здоровья. Обязательным условием для поступления является изучение в средней школе английского языка. Те, кто изучал другой язык, не принимаются. Более подробную информацию вы можете получить здесь:
http://nvmu.ru/pages/spbnvmu.htm Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Если вы решили связать свою жизнь с гражданским флотом, то оешите, какой именно флот вас привлекает – речной или морской. Если первый, то поступите в ближайшее к месту вашего жительства речное училище. Их достаточно много, вы можете найти подходящее вам учебное заведение в интернете. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
В том случае, если вас манят морские просторы, ваш путь лежит в мореходное училище. Список морских учебных заведений вы можете посмотреть здесь: http://www.korabel.ru/crewing/marineuniversity.html
Надеемся ответ на вопрос - Как стать капитаном корабля - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам в Работе и Карьере!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Добрый день! Меня зовут Юрий Фадеев, я директор парусной школы RYA, яхтенной компании ‘Кабестан’. Нас постоянно спрашивают, как стать капитаном или квалифицированным матросом, и что делать помимо обучения. Так родилась эта статья.

Итак, с чего начать. Самое первое, спросите себя, что вас больше интересует. Ответа обычно 2:

1) Стать продвинутым матросом, качественно умеющим настраивать паруса, заниматься базовой навигацией на борту, становится на якорь, работать на баке, помогать швартовать яхту находясь в нужном месте и так далее, но без ассоциированой ответственности за экипаж и судно. Это доля капитана и далеко не все хотят ее разделять. В этом случае, максимум что вы хотите это, иногда, роль старпома и человека на которого можно положиться и который знает, что делать что бы помочь капитану с тем или иным вопросом.

2) Быть высшей властью на яхте. Со всеми вытекающими последствиями и ответственностью. Ответственность за судно и экипаж подходит не всем, но если вы к этому готовы, то читайте дальше, мы вам расскажем, как этого добиться.

И сразу же кавеат, уважаемые. Статья описывает лучшие варианты с позиции человека управляющего школой, то есть исходя из личного опыта многих сезонов подготовки курсантов. На такой личный опыт есть миллион других личных опытов, так что информация as is, у каждого свой путь к заветным знаниям.

Первым делом, что это значит ‘быть капитаном’ и что это вообще такое. В моем определении капитан это человек, имеющий:

а) Нужные навыки, опыт и знания в управлении яхтой и экипажем во время переходов. Я подчеркиваю здесь слово ‘экипаж’ и специально не разделяю слово переходы в подвиды оффшорных, прибрежных, дальних и так далее. Разницы, в моих глазах, никакой. Прибрежные походы зачастую требуют гораздо больше знаний чем переходы через океан.

б) Обладающие всеми требуемыми документами подтверждающие квалификацию. Грубо говоря права на яхту соответствующие планируемому переходу. Права эти, конечно же, должны быть получены тяжелым трудом в процессе обучения, а не в результате подарка на день рождения.

в) Желание брать на себя ответственность и способности это делать когда что-то идет не так. А это очень не просто. Море рано или поздно начинает выбрасывать игрушки из манежа, к этому надо быть готовым. Капитан это не фуражка на макушке и шампанское

Здесь в силу вступает концепция 10000 часов, как и в любом хобби/занятии/профессии. Если вы хотите стать профи, для этого надо работать. Возможно не 10000 часов, но концепция вам понятна. Иначе ответственность за судно и за людей очень быстро вам надоест, не смотря на роскошные бухты и красивые закаты. Что бы получать удовольствие от последних, надо туда еще безопасно дойти, что бы и экипаж от них получил удовольствие, а не запивал валидол коньячком, как иногда случается, или в экстренном порядке списывался на берег. О чем я тоже, периодически, слышу.

Итак, вы хотите соответствовать пунктам а, б и в, но в море вы никогда не были и, первым делом, хотите понять, надо ли вам там быть. Все просто. Вам нужен начальный курс RYA Competent Crew. Цель этого курса следующая:

а) Познакомить человека с морем. Дать ему/ей понять что это такое и подходит ли это кандидату.

б) Научить базовым знаниям и стандартным маневрам/процессам/командам на борту.

5 дней на воде дадут вам именно это. Это метод полного погружения, вы живете на борту и с утра до вечера работаете и учитесь в море, под присмотром инструктора. Уникальный курс и очень полезная штука для начинающих яхтсменов.

Очень часто к нам приходят люди с опытом одной регаты или похода с друзьями, которые хотят сразу получить корочки шкипера, без курса RYA Competent Crew. Мы их изо всех сил отговариваем, советуем начинать с RYA Competent Crew, но у нас не всегда это получается. Но результат всегда предсказуем, они или не сдают, или сдают, но в голове остается каша. Невозможно быть капитаном не зная 100% как быть матросом. Это на всю вашу яхтенную карьеру задаст неправильное начало, так что даже если вы считаете, что у вас все получится с первого раза, все равно пройдите курсRYA Competent Crew. И будет вам счастье.

После этого курса вы поймете две вещи: а) надо ли вам это вообще и б) куда двигаться дальше. Задача любого инструктора это не только научить, но и подробно и правильно рассказать, как двигаться дальше, для достижения нужной цели.

Следующий шаг – поход. Очень часто люди думают, что следующий шаг – это курс RYA Day Skipper. Формально да, но лучше с этим курсом не торопиться. Сходите в поход. На выходные, на неделю, не важно. Главное, под присмотром инструктора. Выбор большой, много яхтенных компаний предоставляет походы, но вам надо будет сделать немного ‘домашней работы’, а именно, распросить школу о формате похода. Должно быть следующие минимальные характеристики:

а) Профессиональный, коммерческий инструктор, с соотвествующими корочками и разрешениями. Не стесняйтесь спрашивать у компании прислать вам коммерческие и инструкторские корочки шкипера, а так же опыт. Индустрия наша полна клоунов, и нормальные компании иногда сложно определить. Задавайте много вопросов и вам все станет понятно.

б) Собственный флот. Если компания владеет своим флотом, все сразу становится гораздо серьезней. Яхта должна иметь коммерческую аккредитацию той страны, под чьим флагом она оперирует. Не стесняйтесь спрашивать.

Такой поход даст вам максимальную пользу и вы будете в надежных руках. Не надо на этой стадии ходить в поход с другом Васи, который в прошлом году отучился в Турции и теперь на чартерной лодке идет по Греции, слупив с вас 700 евро за удовольствие. Может все будет и хорошо, но пользы лично для вас особой не будет. Учебный поход с аккредитованым инструктором на борту и на коммерчески аккредитованой яхте дороже вам стоить не будет, а толка сильно больше.

Итак, вы откатали поход, посмотрели как это все происходит на самом деле, вне учебной яхты официального курса, а именно в обычных переходах. Ведь на месте шкипера-инструктора рано или поздно хотите оказаться уже вы сами, так что очень полезно посмотреть на процесс как можно раньше. Что делать после похода?

Учить теорию. Это можно сделать самостоятельно, набрав книжек, или же, если вы не уверены, что хватит усидчивости, то тогда или заочно, по удаленным курсам, или же очно, в аудитории. Лучше всего работают курсы в аудитории, это самый продуктивный, но и самый дорогой вариант. Доступность инструктора – самое важное здесь. Всегда можно спросить и посмотреть в глаза

Если такой возможности нет, то тогда заочный курс, всегда можно спросить инструктора по телефону или по электронной почте.

Ну а если вы супер-усидчивый и десциплинированый ученик, то тогда покупайте книжки и учитесь самостоятельно. Вам понадобятся следующие материалы. Опять же, их много, это те, которые рекомендую я:

  • Alison Noice – Day Skipper for Sail and Power
  • Alison Noice – Exercises

ОК. Курс теории пройден, базовый курс RYA Competent Crew пройден, поход возможно тоже увековечен в лог буке, и теперь самое время идти учиться на капитана! И тут вам понадобится курс RYA Day Skipper. Этот курс начнет подготовку к самостоятельному чартеру. Формально, права RYA Day Skipper позволят вам брать яхту на Средиземном море и других акваториях. Но, и это большое но, после этого курса, для того что бы стать нормальным шкипером, вам надо будет продолжать учиться, самостоятельно или по следующим ступеням RYA. Итак, что дает курс?

Подготовка к выходу, работа на палубе/такелаж/рангоут, навигация, лоцманские навыки/проводка, метеорология, правила “дорожного движения”, бортовые системы, двигатели, провиант, экстренные ситуации, управление яхтой под двигателем и управление яхты под парусами, планирование перехода и базовая ночная навигация.

Что он дает на самом деле? Возможность все это применить на практике, под присмотром инструктора. Кстати, выбирая школу, не стесняйтесь спрашивать, является ли инструктор официально аккредитованым! И яхта. Как в выборе походов! Так же, курс дает отличную возможность проверить свои навыки управления командой. Четкие команды, правильная последовательность действий, подготовка к швартовке, сама швартовка, ну и так далее. Все по многу раз, что бы все устаканилось в голове. Ну и еще немного теории по вечерам и если у вас все получается, заветный сертификат ваш!

Сможете ли вы после этого сразу брать яхту в чартер? Формально – да. Хорошая ли это идея? Категорически нет, или во всяком случае, если брать, то только под присмотром опытного товарища. И уж тем более, не надо тянуть туда семью. Если вы планируете впоследствии привить семье радость и желание ходить с вами под парусом, в первый свой самостоятельный чартер с ними идти не надо. Это будет очень нервное время для вас и это передастся семье. Гораздо лучше еще немного потренироваться и предстать перед ними морским полу-волком, с небольшими, но уже ярко выраженными ракушками в нужном месте. А первый чартер надо проводить с кем-то, чьи нервы – канаты и кто уже прошел свой первый чартер

И это плавно приводит нас к следующей ступени. Вы получили корочку RYA Day Skipper, что позволяет вам управлять яхтой в светлое время суток, в знакомой акватории, в прибрежных водах. Что делать дальше? По системе RYA, следующая ступень это RYA Coastal Skipper. Это более сильно продвинутая ступень обучения, которая действительно начинает подготавливать человека к роли капитана. Основной уклон на управление яхтой под парусами. Швартовка/Человек за бортом/Подход к буйку, а так же слепая навигация и другие прелести морского дела. Что дает этот курс? Больше уверенности в своих силах. Вы сможете нормально встать на якорь или пришвартоваться даже если у вас полетел движок. Это не будет концом света. И если придет туман, вы справитесь. И если кто-то вывалился за борт, а вы под спиннакером – будете знать что делать. Доведет ли этот курс все до автоматизма? Конечно нет. Но расскажет как. А дальше вы уже сами.

Но просто так на курс RYA Coastal Skipper не попасть. Ведь есть ценз! А он представляет из себя ценз в 300 миль и 15 суток на воде. Где накатать этот ценз? Походами, так же как и после RYA Day Skipper.

Здесь, так же, будет правильным обратить ваше внимание на разницу курсов и прав полученых в приливных и неприливных акваториях. Сертификаты RYA Day Skipper и RYA Coastal Skipper имеют категорию Tidal или Non-Tidal. Если вы учились на Средиземке, то получите сертификат Non-Tidal, если в Англии, то сертификат Tidal. Разница между курсами крайне существенная и отражена во всем: прокладке курса, швартовке, навигации, etc. Течения играют огромную и иногда самую важную роль в навигации, и сертификаты отражают это. Если вы получили сертификат Non-Tidal, то вы сможете конвертировать его в Tidal за 2-3 дня на курсе Tidal, в школе RYA в приливной акватории.

Что касается времени, если оно вам очень дорого, вы всегда сможете объединить два практических курса в один, 11-дневный — Day Skipper Intensive и Coastal Skipper Intensive.

Ну а что делать дальше? 99% наших курсантов останавливаются на уровне RYA Coastal Skipper. Дальше идут те, кто хочет стать ниндзей 70-го уровня или работать коммерчески на парусных яхтах или инструктором. Для следующей ступени вам надо будет накатать около 2500 миль. И ступень эта называется RYA Yachtmaster Offshore. Это коммерческая аккредитация, подразумевающая разрешение на работу на яхте. Экзамен принимается независимым экзаменатором RYA. Школы могут лишь подготовить курсанта к экзамену, но затем инструктор уходит с борта а экзаменатор принимает командование парадом. Неделя подготовки к этому экзамену бесценна, даже если вы не планируете работать в индустрии. Чакры откроются и вы узнаете очень много нового. Ну, а если вы решили работать в индустрии, то несколько дополнительных бумаг, например мед. осмотр и несколько однодневных курсов (первая помощь, выживание в море), и плюс разрешение на работу в нужной для вас стране – и можете смело принимать командование платными экипажами.

Сдав на RYA Yachtmaster Offshore и откатав пару сезонов, возможно у вас начнут появляться идеи в сторону океана. Это нормально, многие идут этим путем. И тогда вам на помощь придет RYA Yachtmaster Ocean. Совершив квалификационный переход включающий в себя замеры, по прибытию на сушу вы смело можете связываться с любой школой RYA и договариваться об экзамене. По результатам собеседования и анализам ваших вычислений, вам выдадут заветную корочку. Ну, а если вы не знаете как делать замеры и рассчеты, то курс теории RYA Yachtmaster Ocean Theory вам помочет. Курс 5 дней, не для слабонервных

Ну, а после этого – инструкторские курсы, а это уже тема другой статьи! Удачи вам!

Юрий Фадеев

Яхтенная Компания “Кабестан”