Ковалев сергей никитич. Вопрос: Как же это случилось

Санкт-Петербург - город выдающихся корабелов и художников. И один из них, Сергей Ковалев потомственный петербуржец, разделил судьбу своих земляков буквально на всех поворотах истории города.

Утром 1957 года президент США Эйзенхауэр, чувствовал себя великолепно. Он еще ничего не знал, когда вдруг, как гром среди ясного неба грянуло: «Русские в космосе - спутник». Это был шок. Если запущен спутник, то может быть запущена атомная бомба. Американцы принимают быстрое и неожиданное решение переделать почти готовую торпедную атомную подводную лодку в ракетную субмарину. Подлодку разрезали пополам и вставили ракетный отсек. Ее назвали в честь первого президента Америки «Джордж Вашингтон». Ракетоносец оснастили 16 твердотопливными ракетами Polaris с подводным стартом и отправили к берегам Англии, чтобы оттуда держать под прицелом Москву, Ленинград и другие стратегические города.

Ничего подобного в СССР еще не было. Очень скоро наступит время, когда атомные мускулы сверхдержав могли быть пущены в дело. Все чем располагали советы на то время, это 5 субмарин, которые могли понадобиться к моменту Карибского кризиса. У американцев тоже было 5 лодок, но по ракетам счет был 15 советских, против 80 американских ракет. Причем американцы «дежурили» у берегов Великобритании под прикрытием авиации и флота и даже стреляли из-под воды. А советским подлодкам, чтобы атаковать, нужно было подойти поближе к берегам Америки, ведь дальность их ракет составляла всего 650 км. Мало того, для стрельбы им надо было появиться на поверхности воды и вести долгую предстартовую подготовку. Но еще одной проблемой был реактор.

Низкая надежность реакторной установки не позволила командованию военно-морского флота СССР направить атомные подводные лодки в район Кубинского конфликта, поэтому патрулирование вели дизельные субмарины. Это стало уроком. Буквально через год подлодки переделали, которые начали производить запуск ракет из-под воды. Но ракетная мощь все равно оставалась в 6 раз меньше американской.

«Догнать и перегнать », - скомандовал Хрущев и поставил немыслимо малые сроки к 7 ноября 1967 года. Главным конструктором этой задачи под секретным шифром «Навага» был назначен Сергей Никитич Ковалев, у которого и отец и дед отслужили на флоте.

Он родился 15 августа 1919 года в Петрограде. Учился в Ленинградском корабельно-строительном институте, а затем практиковался на Балтийском заводе. Во время войны пережил блокаду. В 1943 году, находясь в эвакуации в Пржевальске, окончил Николаевский кораблестроительный институт и был направлен в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), где работал старшим конструктором. Он участвовал в создании быстроходных подводных лодок проекта 617 с парогазовой турбинной установкой. На испытаниях первый атомный ракетоносец впервые достигнул скорости подводного хода 20 узлов. Вскоре на него свалилась новая задача Генерального секретаря Никиты Хрущева. На эксперименты времени не было, нужно было строить все сразу.


Головной корабль заложили 4 ноября 1964 года. На лодку предусматривалось 16 шахт для баллистических ракет, но тут таилась главная проблема. Сергей Ковалев спроектировал лодку под твердотопливную ракету, а в конструкторском бюро Макеева делали только жидкостные ракеты, которые грозили взрывами, пожарами и токсической опасностью. Помимо этого они требовали так называемого «мокрого старта», означающего заполнение шахты водой перед запуском, что производило шум, делающий лодку мишенью. Твердотопливная ракета обещала быть надежной и безопасной, и ее поручили сделать конструкторскому бюро «Арсенал».

Однако позже выяснилось, что жидкостная ракета летит в два раза дальше и это оказалось решающим. был готов на 30 процентов, когда было решено установить жидкостные ракеты. Пришлось срочно вносить изменения в конструкцию субмарины. Ракетоносец строили в бешеном темпе, специалистов не хватало, а виной этому было огромное количество нововведений, таких как новые реакторные установки, боевая информационно-управляемая система, телевизионная система обзора отсеков и многое другое.

Наконец 9 июля 1967 года под руководством главного конструктора Сергея Ковалева первый крейсер вышел на ходовые испытания. Это была «Анушка» подводная лодка проекта 667А. А уже 5 ноября советский военно-морской флот, как было обещано, пополнил корабль нового класса, который позднее станет отцом семейства всех стратегических подводных лодок, и которые будут создавать до 90-х годов. Подводный крейсер нес на себе разрушительную силу равную 100 Хиросимам. Это заставило США отказаться от политики диктатора в отношении СССР.

Через 5 лет после создания подводных крейсеров стратегического назначения американцы уже как с равными подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1. Это была победа, и военная, и политическая. Но с научно-технической точки зрения СССР предстояло сделать еще один рывок. Дальность новых ракет была 2500 км, поэтому ракетоносцам приходилось ходить в Атлантику к берегам США мимо Гренландии и Исландии, где к тому времени ВМС США установили чувствительные подводные гидрофоны, улавливающие звуки моря.

Очень скоро с помощью мощнейших компьютеров были созданы шумовые портреты всех советских подводных лодок, проходящих по этому маршруту. Система работала четко. Сразу после обнаружения отечественной подлодки, к ней устремлялась американская субмарина-истребитель, готовая по первому приказу уничтожить лодку.

Новые советские были хороши, за исключением шумности. В спешке об этом просто не думали. Было сделано много исследований, изучено все, что могло давать шум и все-таки сумели в 30 раз уменьшить уровень шума. Этим самым сделать невидимыми даже для самых чувствительных гидрофонов.

Тем временем, на Урале Макеевым были созданы морские баллистические ракеты межконтинентальной дальности. Теперь советским подлодкам не надо было ходить к дальним берегам, преодолевая рубежи противолодочной обороны. На тех же лодках Сергей Ковалев опередил американцев в скорости. В 1990 году были произведены испытания и выпущены одним залпом 16 ракет с интервалом 10 секунд каждая. До сих пор никто в мире этого не повторил.

За десять лет жидкостные ракеты при всех их высочайших достоинствах не стали менее опасными, и по-прежнему выдавали подлодку перед пуском. Выход был - ракету необходимо переводить на твердое топливо. Вскоре конструкторское бюро разработало ракету, но с весом около 100 тонн, которую теперь нужно было решить, как разместить на подводной лодке. И решение было найдено - необходимо создать лодку-катамаран, состоящую из двух корпусов, а между ними расположить 20 ракет.

В 1971 году Сергей Никитич Ковалев приступил к проектированию и постройке атомного подводного крейсера проекта 941 «Акула» системы «Тайфун», вооруженного 20 твердотопливными баллистическими ракетами.

Весной 1981 года первая «Акула» выходила из цеха Северного машиностроительного предприятия. В этот момент создателя Сергея Ковалева пугала неизвестность и в голове не оставлял вопрос: как она себя поведет? Но лодка успешно прошла государственные испытания, и была принята на вооружение. Это была . Длина корпуса составляла 175 метров. Высота корпуса с девятиэтажный дом. Сергею Ковалеву тогда было 62 года. По этому проекту было построено 6 , которые стали основой ядерного могущества СССР на море, а также одним из решающих факторов в прекращении «холодной» войны и установлении новых политических отношений между ведущими странами мира.


В 1986 году началась эпоха гласности и перестройки, а также канун встречи СССР и США в Рейкьявике. В эти дни на последних страницах центральных газет между новостями спорта и погоды появилось маленькое сообщение ТАСС. В Атлантическом океане терпит бедствие атомная подводная лодка. Это была очередная авария жидкостной ракеты - агрессивный компонент ракетного топлива вылился в шахту. Лодку спасти не удалось. Опять трагедия, снова потери.

Макеев все равно усовершенствовал свою жидкостную ракету и добился своего, сделав уникальную по своим характеристикам и максимально безопасную систему.

А Ковалев создал для нее специальный подводный крейсер на базе своей любимой «Анушки», той самой лодки, которая догнала и перегнала американскую субмарину класса «Джордж Вашингтон». Он закончил работу над последней лодкой для жидкостных ракет через год после мирового триумфа «Акулы».

Макеев успел увидеть, как уходит в небо его последнее детище и скоро ушел сам - навсегда. А затем навсегда не стало и СССР. Работы по жидкостным ракетам были окончательно закрыты. Многие предприятия поставщики вдруг оказались за границей, производство подлодок практически прекратилось. То были трудные времена.


Чтобы выжить ЦКБ «Рубин» начало проектировать морские нефтегазодобывающие платформы и тут понадобился талант конструктора Сергея Ковалева, работой которого заинтересовались за океаном. Однажды случилось так, что день рождения Сергея Никитича совпало на время его командировки в США. Американцы знали, кто такой Ковалев и преподнесли ему торт в виде подводной лодки. Сергей Никитич Ковалев никогда не надеялся встретить день рождения в главной точке своего прицеливания.

В 2002 году после реконструкции на воду была спущена подводная лодка «Акула» с наименованием «Дмитрий Донской», и строятся новые лодки. Сегодня уже построены ракетоносцы 4-го поколения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

Из своих 85 лет Сергей Ковалев более полувека отдал военно-морскому флоту. По его восьми проектам (658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ) построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тысяч тонн, вооруженных баллистическими ракетами.

Вскоре выдающийся талант Сергея Ковалева, кроме инженерной и научной деятельности, удивительно щедро проявился в живописи. Его творчество в этой области наглядно продемонстрировало несомненную причастность инженерного труда к искусству. Но, к сожалению, сердце талантливого человека Сергея Никитича Ковалева остановилось 25 февраля 2011 года.

Думаю, что со мной согласятся многие, именно благодаря этому конструктору подводных лодок Советский Союз получил мощнейшее стратегическое оружие сдерживания.

Родился 15 августа 1919 г. в Петрограде. Его отец - Никита Назарович, был офицером военно-морского флота, некоторое время служил под командованием Александра Колчака. После отставки в 1924 г. работал электриком, преподавателем. Автор двух учебников по минному делу и ряда статей по радиосвязи и радиопеленгации. Мать - Анастасия Ивановна, родилась на хуторе Костюки недалеко от Полтавы.

В 1937-1942 гг. учился на кораблестроительном факультете Ленинградского кораблестроительного института. Весной 1943 г. защитил диплом в Николаевском кораблестроительном институте (эвакуированном в г. Пржевальск в Киргизской ССР), получил специальность инженера-кораблестроителя.

Доктор технических наук (1973), действительный член Академии наук СССР (1981).

В 1942 г. был эвакуирован из Ленинграда по "дороге жизни".
В 1943 г. направлен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (ныне ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"), где работал конструктором, затем старшим конструктором.
В 1947 г. находился в командировке в Германии для изучения немецких технологий строительства подводных лодок.
В 1948 г. был переведен в Специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143, сформировано для проектирования первой советской атомной подводной лодки, ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит") на должность помощника главного конструктора.
В 1948-1958 гг. в качестве помощника, заместителя, затем главного конструктора руководил разработкой и постройкой подводной лодки проекта 617 с парогазовой турбинной установкой.
С мая 1953 г. вновь работал в ЦКБ-18, куда перевели весь коллектив конструкторов, занимавшихся проектом 617. Был заместителем главного конструктора, главным конструктором проектов.
Участвовал в разработке первой советской атомной подводной лодки (проекта 627). возглавил работы по созданию первой атомной подводной лодки, несущей баллистические ракеты (проект 658).
С 1958 г. главный конструктор ЦКБ-18 (с 1966 г. Ленинградское проектно-монтажное Бюро "Рубин", ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). Это КБ разрабатывало, в частности, все советские атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами. С 1983 г. - генеральный конструктор "Рубина" (получил такой статус первым из военных кораблестроителей СССР).
Руководил созданием стратегических атомных подводных ракетоносцев проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. В 1970-х гг. под его руководством была разработана самая большая подводная лодка в мире - проект 941 "Акула" (подводное водоизмещение - 49,8 тыс. т.) Затем участвовал в проектировании субмарин проекта 09550 "Борей".
В 1990-х годах принимал участие в создании ледостойких нефтегазовых платформ для шельфовых месторождений.
В ходе различных испытаний многократно выходил в море на борту различных субмарин. В частности, в 2000-х годах, буду старше 80 лет, лично участвовал в опытных пусках ракеты "Булава", находясь на подводной лодке "Дмитрий Донской".
Скончался 24 февраля 2011 г. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

С 1984 г. занимал пост заместителя председателя президиума Ленинградского научного центра АН СССР.
Избирался депутатом Совета национальностей Верховного Совета СССР. Являлся действительным членом Петровской академии наук и искусств, почетным членом Союза художников Санкт-Петербурга.

Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965, за разработку подводной лодки проекта 658М), лауреат Государственной премии СССР (1978, за разработку субмарины проекта 667БДР). Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий "за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев" (2007). Награжден четырьмя орденами Ленина (1963, 1970, 1974, 1984 гг.), орденами Октябрьской революции (1978), "За заслуги перед Отечеством" II степени (2009), "За морские заслуги" (2003), медалями.

Действительный член Петровской академии наук и искусств, почетный член Союза художников Санкт-Петербурга. Почетный гражданин Северодвинска.

Автор многочисленных научных трудов в области проектирования и теории подводного кораблестроения, строительной механики кораблей, а также мемуаров "О том, что есть и было…" и поэтического сборника "Письма внукам". Также был издан альбом картин Сергея Ковалева "Душой исполненный пейзаж".

Жена Тамара Васильевна (девичья фамилия - Урвачева) работала в ЦНИИ-45 Минобороны СССР. Сын Алексей.

Увлекался походами на байдарках, подводной охотой, живописью.

Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.

Биография

После окончания школы, в 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Находясь в эвакуации в период Великой Отечественной войны, закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.

В 1943 году, после окончания института, направлен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (ныне именуемое Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.

С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» по его проектам было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по восьми проектам Ковалева были построены 92 подводные лодки.

Сергей Никитич Ковалёв умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни. Вечером, 24 февраля 2011 года он почувствовал себя плохо. Родственники вызвали «Скорую помощь», смерть наступила по пути в больницу.

Первого марта состоялись гражданская панихида в ЦКБ МТ «Рубин» и отпевание в Никольском соборе. Похоронили Ковалева на Красненьком кладбище.

Награды

Почётные звания

  • 1963, 1974 - дважды Герой Социалистического Труда
  • 7 июля 2003 года - Почётный гражданин Северодвинска

Ордена и медали

  • 1963, 1970, 1974, 1984 - четыре ордена Ленина
  • 1978 - Орден Октябрьской Революции
  • 1997 - Золотая медаль имени В. Г. Шухова
  • 2003 - Орден «За морские заслуги»
  • 2009 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

Премии

  • 1965 - Ленинская премия - за руководство работами по созданию лодок проекта 658в.
  • 1978 - Государственная премия СССР - за руководство работами по созданию кораблей проекта 667БДР.
  • 2004 - Премия имени А.Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга - за большой вклад в развитие отечественного судостроения и укрепления связей промышленности с Российской академией наук.
  • 2006 - Государственная премия Российской Федерации - за разработку, создание и развитие трёх поколений атомных подводных ракетоносцев.

Память

  • В 1985 году на Аллее Героев в Санкт-Петербурге установлен бюст Сергея Никитича (скульптор А. М. Игнатьев, архитектор В. И. Ковалева).
  • В 2011 году набережной на Севмашпредприятии присвоено имя С. Н. Ковалёва.
  • В Северодвинске на предприятии «Звёздочка» строится морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ «Академик Ковалёв».
Ковалев Сергей Никитич (15.08.1919 г. - 25.02.2011 г.)
Дважды Герой Социалистического Труда
Главный и генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин"


Создатель отечественных подводных лодок. Главный конструктор следующих лодок:
- ;
- ПЛАРБ пр.658 / 658М;
- ПЛАРБ пр.667А;
- ПЛАРБ пр.667Б;
- ПЛАРБ пр.667БД;
- ПЛАРБ пр.667БДР;
- ;
- ;
- ;
Сергей Никитич Ковалев - генеральный конструктор атомных подводных крейсеров стратегического назначения, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской Академии наук, доктор технических наук, профессор.

Родился 15 августа 1919 г. в Петрограде. Учился в ленинградском кораблестроительном институте в 1937-1942 г.г.

В 1943 г., находясь в эвакуации в г. Пржевальске, окончил Николаевский кораблестроительный институт и был направлен в ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"), где работал конструктором, затем старшим конструктором. В период с 1948 по 1958 гг. в качестве помощника, затем заместителя и, наконец, Главного конструктора руководил разработкой и постройкой подводной лодки проекта 617 с парогазовой турбинной установкой. На испытаниях этой подводной лодки впервые была достигнута скорость подводного хода 20 узлов.

С 1958 г. возглавил работы по созданию атомной подводной лодки проекта 658, вооруженной баллистическими ракетами, и с этих пор является Главным, а затем Генеральным конструктором всех атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных баллистическими ракетами (проекты 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ).

В 1971 г. С.Н.Ковалев приступил к проектированию и постройке тяжелого атомного подводного крейсера проекта 941, вооруженного 20 твердотопливными баллистическими ракетами. Эти самые большие в мире и самые эффективные по мощи своего оружия подводные лодки стали ядром морской составляющей ядерных сил России, одним из решающих факторов в прекращении "холодной" войны. Всего по 8 проектам С.Н.Ковалева построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тыс. тонн.

Многочисленные научные труды С.Н.Ковалева в области проектирования, теории подводного кораблестроения и строительной механики кораблей, успешная разработка сложнейших проблем в области гидродинамики и энергетики стали существенным вкладом в отечественную науку и технику. С 1973 г. - доктор технических наук, с 1981 г. - действительный член Академии наук СССР, с 1984 г. - заместитель Председателя Президиума Ленинградского научного центра АН СССР. С 1983 г. - генеральный конструктор (первый Генеральный конструктор в военном кораблестроении).

Огромный вклад С.Н. Ковалева в развитие отечественного кораблестроения высоко оценен государством. За разработку новых подводных лодок Сергей Никитич дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1963 г. и в 1974 г.). Разработка проекта 658М в 1965 г. отмечена присуждением Ленинской премии, а проекта 667БДР в 1978 г. - Государственной премии СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина (в 1963 г., в 1970 г., в 1974 г. и в 1984 г.), Орденом Октябрьской революции (в 1979 г.), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (в 1999 г.), орденом "За морские заслуги" (в 2003 г.). Лауреат Государственной премии РФ (в 2007 г.).

В 2010 г. С.Н.Ковалев работал над дальнейшим развитием системы морских стратегических вооружений - строительством серии подводных ракетоносцев проекта 955. Наряду с этим по программам конверсии Сергей Никитич активно осуществляет научное руководство работами по созданию морских ледостойких нефтегазовых платформ для шельфовых месторождений в интересах топливно-энергетического комплекса нашего государства. Уникальный опыт С.Н.Ковалева помогает развивать новую, важную для России индустрию шельфовой морской нефтегазодобычи. Выдающийся талант Сергея Никитича Ковалева, кроме инженерной и научной сфер деятельности, удивительно щедро проявляется в живописи. Его творчество в этой области наглядно продемонстрировало несомненную причастность инженерного труда к искусству. Увлечение живописью значительно расширило возможности самовыражения многогранной и яркой личности Сергея Никитича Ковалева. Написанные в часы отдыха пейзажи принесли ему заслуженное признание любителей живописи. С.Н.Ковалев являлся почетным членом Союза художников.

Источники :