Напряженность трудового процесса это. Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть и напряженность труда Какие основные критерии определяют напряженность труда

Эмоциональные нагрузки - это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю "эмоциональные нагрузки" в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

  • - "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
  • - "степень риска для собственной жизни"- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
  • -"степень ответственности за безопасность других лиц" - возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
  • - "количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену"- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю "эмоциональные нагрузки" представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

  • - количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену - отсутствует.

Таблица 2.3 Классы условий труда по показателю "эмоциональные нагрузки"

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

1 степени

2 степени

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Отсутствуют

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу "эмоциональные нагрузки" (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

  • - характер работы - вспомогательная;
  • - степень риска для собственной жизни - отсутствует;
  • - степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • - количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену - до 2.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

По показателю "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" согласно п. 3.1. - работа относится к классу 2;

  • - по показателю "степень риска для собственной жизни" согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "степень ответственности за безопасность других лиц" согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену" согласно п. 1.3. - работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу "эмоциональные нагрузки" (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

  • - характер работы - основная;
  • - степень риска для собственной жизни - отсутствует;
  • - степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • - количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену - до 8.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

  • - по показателю "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" согласно п. 3.1. - работа относится к классу 3.1;
  • - по показателю "степень риска для собственной жизни" согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "степень ответственности за безопасность других лиц" согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену" согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (Р 2.2.2006-05. прил. 16).

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели.

Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения нервно-эмоционального состояния (перенапряжения).

Все показатели (факторы) имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

Интеллектуальные:

2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» - поступающая при работе информация сравнивается с нормальными значениями, необходимыми для хода трудового процесса.

3. «Распределение функций по степени сложности задания» - любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность труда.

4. «Характер выполняемой работы» - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности невысок. Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается. Если большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени. Наибольшая напряженность характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации.

Сенсорные:

5. «Длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность.Общее время рабочей смены принимается за 100%;

6. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число сигналов, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности;

7. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему внимания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях;

8. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» - чем меньше размер предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда;

9. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

10. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДМ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня, чем больше время фиксации взора на экран ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

11. «Нагрузка на слуховой анализатор». Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие слуховые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы.

12. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные:

13. «Степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки» - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. По данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции.

14. «Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступление нежелательного события. На рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих, и определяют возможную зону их влияния. Данным показателем характеризуют те рабочие места, где существует прямая опасность (взрыв, удар, самовозгорание).

15. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

16. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

17. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и

18. «Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данные показатели наиболее выражены при конвейерном труде. Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, но также их однообразие и низкая информационная содержательность.

19. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно монотонность нагрузок.

20. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены» - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Режимные:

21. «Фактическая продолжительность рабочего дня» - выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8ч (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда;

22. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок дня на данном предприятии, организации;

23. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных производственных документов. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хропометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Оценка напряженности трудового процесса проводится на основе учета всех 23 показателей. При этом сначала устанавливают класс по каждому оцененному показателю, а окончательная оценка напряженности труда устанавливается но наиболее чувствительному показателю, получившему наиболее высокую степень напряженности:

  • класс 1 (оптимальный ) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному);
  • класс 2 (допустимый ) устанавливается в следующих случаях: когда шесть и более показателей отнесены к классу 2, а оставшиеся -

к классу 1,

  • - когда от одного до пяти показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и (или) 3.2, а остальные показатели имеют оценку классов 1 и (или) 2;
  • класс 3 (вредный) устанавливается в случаях, когда шесть или более показателей отнесены к классу 3 - условие обязательное.

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1) устанавливается:

  • когда шесть показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2;
  • когда от трех до пяти показателей относятся к классу 3.1, от одного до трех показателей отнесены к классу 3.2, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается:

  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более шести показателей отнесены классу 3.1;
  • когда от одного до пяти показателей отнесены к классу 3.1, а от четырех до пяти показателей - к классу 3.2;
  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от одного до пяти показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Показатели напряженности трудового процесса оцениваются последовательно.

В группу показателей «нагрузки интеллектуального характера» входят следующие показатели: содержание работы, распределение функций по степени сложности заданий, работа по инструкции - работа по серии инструкций, восприятие сигналов (информации) и их оценка, характер выполняемой работы.

Показатель «содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «при выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения» - класс 1 (оптимальный), «решение простых задач по инструкции» - класс 2 (допустимый), «решение сложных задач с выбором но известным алгоритмам (работа по серии инструкций)» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

На практике при оценке показателя «содержание работы» можно пользоваться некоторыми достаточно простыми оценочными критериями - для разделения на классы 2 и 3.1 можно использовать оценочный критерий «решение простых (класс 2) или сложных задач с выбором по известным алгоритмам (класс 3.1)» или оценочный критерий «решение задач по инструкции (класс 2) или работа по серии инструкций (класс 3.1)».

В случае применения оценочного критерия «распределение функций по степени сложности задач» можно воспользоваться некоторыми характерными признаками простых задач (не требуют рассуждений, имеют ясно сформулированную цель, отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях, план решения содержится в инструкции (инструкциях), может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий, последовательность действий известна либо она не имеет значения) и сложных задач (требуют рассуждений, цель сформулирована только в общем, необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях, решение необходимо полностью планировать, включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи, последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи).

Так как любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, то чем больше функциональных обязанностей возложено на работника, тем выше напряженность его труда.

Распределение показателя «распределение функций по степени сложности заданий» по классам напряженности труда следующее: «обработка и выполнение задания» - класс 1 (оптимальный), «обработка, выполнение задания и проверка результата» - класс 2 (допустимый), «обработка, проверка и контроль за выполнением задания» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке данного показателя следует учитывать, что трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные только на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Поэтому такая деятельность оценивается классом 1.

Напряженность возрастает, когда осуществляются не только обработка и выполнение задания, но и последующая проверка выполнения задания. В этом случае показателю присваивается класс 2.

При этом по данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются но двум характеристикам - наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам.

Классом 3.1 оценивается работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания другими лицами. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывают на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам, поскольку предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам - это наиболее сложная функция.

При применении оценочного критерия «работа по инструкции - работа по серии инструкций» следует иметь в виду, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не всегда является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок. Поэтому следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность необходимо как работу по серии инструкций.

При разделении на классы 3.1 и 3.2 используется лишь один оценочный критерий - решаются задачи по известным (класс 3.1) либо по неизвестным (эвристические приемы) (класс 3.2) алгоритмам. Основной признак при этом - наличие или отсутствие гарантии получения правильного результата. Дополнительным признаком класса 3.2 может быть «единоличное руководство в сложных ситуациях». При этом необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые могут возникнуть внезапно, а также в тех случаях, когда руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией.

Основным признаком показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса по этому показателю является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «не требуется коррекция действий» - класс 1 (оптимальный), «с последующей коррекцией действий и операций» - класс 2 (допустимый), «с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «с последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» различие между классами 1 и 2 заключается в отсутствии или наличии необходимости коррекции действий и операций. При этом под действием понимается элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель, а под операцией - законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологическая цель.

Классом 3.1 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями. Под сигналами в том числе могут пониматься промежуточные или конечные производственные показатели, которые сравниваются с эталонными или плановыми. Коррекция (сравнение с эталоном) производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информационной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием интеллекта, т.е. умственных способностей исполнителя.

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой всей производственной деятельности.

Основными характеристиками для оценки показателя «характер выполняемой работы» являются дефицит времени и информации и повышенная ответственность за конечный результат. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «работа по индивидуальному плану» - класс 1 (оптимальный), «работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности» - класс 2 (допустимый), «работа в условиях дефицита времени» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Критериями для отнесения работ по данному показателю к классу 3.1 является работа в условиях дефицита времени. При этом оценку условий труда следует выполнять при проведении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. Поэтому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд класса 3.2 характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. Понятие дефицита времени было определено выше. Дефицит информации в дополнительных пояснениях не нуждается. А повышенная ответственность за конечный результат должна быть не только субъективно осознаваемой, поскольку на любом рабочем месте исполнитель такую ответственность должен осознавать и нести, но и возлагаемой на исполнителя должностной инструкцией. Степень ответственности должна быть высокой - это ответственность за нормальный ход технологического процесса, за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования и (или) за безопасность людей.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера представлены в табл. 3.7.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера

Таблица 3.7

Определение

характеристики

Значения характеристики

При выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения

Решение простых задач по инструкции

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях

Восприятие сигналов (информации)

Нс требуется коррекция действий

С последующей коррекцией действий и операций

С последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров

С последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности

Распределение функций по степени сложности задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и проверка результата

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания

Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выпол- няемой работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

В группу показателей «сенсорные нагрузки» входят следующие показатели: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы, число производственных объектов одновременного наблюдения, размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процентах от времени смены), работа с оптическими приборами (микроскоп, луна и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену), нагрузка на слуховой анализатор и нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Показатель «длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)» характеризует степень напряженности - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Основной характеристикой для данного показателя является сосредоточение, т.е. концентрация внимания на каком-либо реальном или идеальном объекте. Эта характеристика существенно отличается от пассивного характера наблюдения за ходом технологического процесса, когда исполнитель периодически, время от времени контролирует состояние какого-либо объекта.

Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо на рабочих местах, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность работника заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся информации.

При оценке этого показателя наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заключается в том, что этим показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности работника эта характеристика ярко выражена.

Показатель «плотность сигналов (световых , звуковых) и сообщений в среднем за один час работы » - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) - позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, гем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников). При оценке этого показателя существенных ошибок можно избежать, если ему не присваивать высоких значений во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы.

Показатель «число производственных объектов одновременного наблюдения» (при увеличении числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда) характеризуется требованиями к объему внимания и его распределению как способности одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Основным критерием для оценки работы по этому показателю является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до выполняемых действий. Если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет значительная ошибка), то работу необходимо оценивать как напряженную по числу ироизводственных объектов одновременного наблюдения. Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и (или) выполнения действий, то такую работу следует оценивать по данному показателю как оптимальную или допустимую.

Показатель «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания » характеризуется тем, что чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». При этом необходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. В ряде случаев, когда размеры объекта малы, применяются оптические приборы, увеличивающие эти размеры. Если оптические приборы применяются эпизодически, для уточнения информации, объектом различения является непосредственный носитель информации. В случае если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно, должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

Показатель «работа с оптическими приборами {микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения». На основе хронометраж- ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта, - лупы, микроскопы, дефектоскопы либо используются для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации, в которых оптика не используется, - различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

Показатель «наблюдение за экраном видеотерминала». Согласно этому показателю фиксируется время непосредственной работы пользователя видеотерминала с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя видеотерминала, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Данный показатель следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума.

Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют» - класс 1 (оптимальный); «разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м» - класс 2 (допустимый); «разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых работник в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы.

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Характеристики сенсорных нагрузок представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Характеристики сенсорных нагрузок

Определение

Значения характеристики

Длительность сосредоточен- ного наблюдения (в процен- тах от времени смены)

Плотность сигналов (свето- вых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы

Число производственных объектов одновременного наблюдения

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процен- тах от времени смены)

Более 5 мм - 100%

5-1,1 мм - более 50%, 1-0,3 мм - до 50%, менее 0,3 мм - до 25%

1 -0,3 мм - более 50%, менее 0,3 мм - до 26-50%

Менее 0,3 мм - более 50%

Определение

Значения характеристики

Работа с оптическими прибо- рами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в про- центах от времени смены)

Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) при буквенно-циф- ровом (графическом) типе информации

Более А (6)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%, помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%, имеются помехи, на фойе которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

В группу показателей «эмоциональные нагрузки» входят следующие показатели: степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; степень ответственности за безопасность других лиц и количество конфликтных производственных ситуаций за смену.

Показатель «степень ответственности за результат собственной деятельности , значимость ошибки» указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

По этому показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. При этом следует пользоваться следующей классификацией:

  • класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно - не правильно»;
  • класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом технологического процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний «как необходимо сделать правильно»;
  • класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или деятельность, ошибка исправляется всем коллективом, если это не влечет более тяжелых последствий;
  • класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением, или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования либо к возникновению опасности для жизни других людей.

Показатель «степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли. Поэтому на конкретном рабочем месте анализируется наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работников, и определяется возможная зона их влияния. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работника.

Показатель «степень ответственности за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), т.е. такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Показатель «количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий существенно увеличивает эмоциональную нагрузку и подлежит количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражиых наблюдений.

Характеристики эмоциональных нагрузок представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Характеристики эмоциональных нагрузок

Определение

Значения

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания; влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, может возникнуть опасность для жизни

Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

Степень ответ- ственносги за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

Количество конфликтных производствен- ных ситуаций за смену

Отсутствуют

В группу показателей «монотонность нагрузок» входят следующие показатели: число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций, время активных действий (в процентах к продолжительности смены), монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, в процентах от времени смены).

Показатель «число элементов (приемов ), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов, тем выше монотонность нагрузок.

Показатель «продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций» - чем короче время выполнения простых производственных заданий, тем выше монотонность нагрузок.

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, и продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций характеризуют так называемую моторную монотонию. Высокие значения этих показателей наиболее выражены при конвейерном труде (классы 3.1, 3.2).

Показатель «время активных действий». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем соответственно выше монотонность нагрузок.

Показатель «монотонность производственной обстановки». Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, что может наблюдаться и при других работах, но и их однообразие и, самое главное, их низкая информационная содержательность, когда действия и операции производятся автоматически и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т.е. практически не задействуют «интеллектуальные» функции.

Характеристики монотонности нагрузок представлены в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Характеристики монотонности нагрузок

Определение

Значения

Число элементов (приемов), необ- ходимых для реализации простого задания или многократно повторяю- щихся операций

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций

Время активных действий (в процен- тах к продолжительности смены)

20 и более

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологиче- ского процесса, в процентах от врс- мсни смены)

В группу показателей «режим работы» входят следующие показатели: фактическая продолжительность рабочего дня, сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва).

Показатель «фактическая продолжительность рабочего дня» выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 до 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность труда.

Показатель «сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации.

Показатель «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и др.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Характеристики режима работы представлены в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Характеристики режима работы

Определение

Значения

Фактическая продол- жительиость рабочего дня, ч

Сменность работы

Односменная работа (без ночной смены)

Двухсменная работа (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа в ночную смену)

Нерегулярная сменность с работой в ночное время

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обе- денного перерыва)

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени

Перерывы нс регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени

Перерывы отсутствуют

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Пример: наиболее простые задачи решают лаборанты* (1 класс условий труда* *), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).

1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка” - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-у классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров , телефонистов и телеграфистов и др . (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.)

* - В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда.

* * - В скобках указаны классы условий труда в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями”.

1.3. “Распределение функций по степени сложности задания”. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс 3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

1.4. “Характер выполняемой работы” - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

2.1. “Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)” - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(более 75% смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25% от общего времени смены).

2.2.“Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы ” - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1 класс.

2.3. “Число производственных объектов одновременного наблюдения” - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (1 класс).

2.4. “Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.

2.5. “Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)”. На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. “Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)”. Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.п.

2.8.“Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)”. Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

3.1. “Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки” - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Пример. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1.): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2 “Степень риска для собственной жизни” и

3.3. “ Степень ответственности за безопасность других лиц” отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) - их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

4.1. “Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций” - чем меньше число выполняемых приемов, чем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2).

4.1.1. “Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций” - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2).

4.1.2. “Время активных действий (в % к продолжительности смены)”. Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к “активным действиям”. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).

4.1.3.“Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)” - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.

5.1. “Фактическая продолжительность рабочего дня” - выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 часов (телефонисты, телеграфисты и т.п .) до 12 часов и более (руководители промышленных предприятий ). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, мед.сестры и т.п.) . Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2.“Сменность работы” определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (мед.сестры, врачи и др.).

5.3 “Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)”. При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Пример. Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т.д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя, перечисленные в таблице 4.11.9. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

6.2.По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.

6.3.При окончательной оценке напряженности труда:

6.3.1. “Оптимальный” (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

6.3.2. “Допустимый” (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

· когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;

· когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

6.3.3. “Вредный” (3) класс устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.При этом труд напряженный 1-й степени (3.1) в тех случаях:

· когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

· когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

· когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

· когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

· когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;

· когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

ПРОТОКОЛ

оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Ф.И.О. ___________Сидоров В.Г пол ___м

Профессия _____мастер Производство ____Машиностроительный завод

Краткое описание выполняемой работы _____Осуществляет контроль за работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает наличие материалов и контролирует эффективность использования оборудования, осуществляет работу на станках и с измерительными приборами, проводит работу с технической документацией, составляет отчеты и т.п. ________________________________

_____________________________________________________________________

Показатели

Класс условий труда

1. Интеллектуальные нагрузи

2. Сенсорные нагрузки

3. Эмоциональные нагрузки

4. Монотонность нагрузок

5. Режим работы

Количество показателей в каждом классе

Общая оцен ка напряжен ности труда

Примечание: более 6 показателей относятся к классу 3.1, поэтому общая оценка напряженности труда мастера соответствует классу 3.2 (см. п. 6.3.)

Гигиеной труда называется область в медицине, которая занимается изучением трудовой деятельности и условий работы с учетом их воздействия на организм. Также данное направление занимается разработкой гигиенических нормативов и мер, которые призваны предотвращать появление профессиональных патологий и делать условия труда более безопасными.

К основным задачам гигиены труда относятся:

  1. Установка допустимого воздействия вредных факторов на организм работника.
  2. Классификация напряженности труда, исходя из условий процесса.
  3. Определение напряженности и тяжести рабочего процесса.
  4. Организация режима отдыха и труда, а также рабочего места согласно рациональным нормам.
  5. Исследование психофизических параметров труда.

Оценивая качество окружающей работника обстановки, нужно не только исследовать воздействие различных факторов, их влияние друг на друга, но и условия труда по напряженности трудового процесса. Также необходимо разработать комплексные показатели, которые и будут считаться нормой. Методы гигиены труда могут быть как инструментальными, так и клиническими, физиологическими. Применимы также и методики медицинской статистики и санитарного обследования.

Классификация разных видов тяжести и напряженности труда имеет особое значение для рациональной организации и оптимизации условий работы. Подобные классификации, а также выделение факторов условий труда дают возможность оценивать различные виды работ. К тому же это позволяет находить методы для осуществления оздоровительных мероприятий с учетом оценки тяжести и напряженности труда.

Довольно часто напряженность труда классифицируется с учетом затрат энергии человека в процессе осуществления рабочей деятельности. Такой показатель, как затраты энергии, определяется степенью коэффициента напряженности труда мышц, а также нервно-эмоционального состояния человека во время выполнения работы. Еще один важный показатель - условия трудовой деятельности. На умственный труд человек затрачивает 10-12 МДж в сутки, а работники, выполняющие тяжелую физическую работу, тратят от 17 до 25 МДж.

Тяжесть и напряженность труда можно определить как степень напряжения организма функционального плана, возникающего в ходе выполнения рабочих задач. В зависимости от мощности работы при физическом или умственном труде во время информационной перегрузки возникает функциональное напряжение. Физической тяжестью труда называют нагрузку на организм при осуществлении деятельности, которая требует напряжения мышц и соответствующих энергозатрат.

Эмоциональная нагрузка возникает во время выполнения интеллектуальных задач при обработке информации. Часто данный вид нагрузки называют нервной напряженностью труда.

Факторы производственной среды: общий обзор

Вредное влияние на организм работника определяется факторами производственной среды. Гигиена труда выделяет два главных фактора - вредный и опасный. Опасным называется фактор тяжести и напряженности труда, который может вызвать острое заболевание или резкое ухудшение показателей здоровья сотрудника или летальный исход. Вредный фактор может в процессе работы и в совокупности определенных условий стать причиной профессионального заболевания, снижения работоспособности временного или хронического характера, увеличить количество инфекционных и соматических патологий и привести к проблемам в репродуктивной функции.

Вредные производственные факторы

Условия, влияющие на напряженность условий труда, можно разделить на несколько групп:

  1. Физические. К ним относятся влажность, температурный режим, электромагнитные и неионизирующие излучения и поля, скорость передвижения воздуха, постоянные магнитные поля, электростатические поля, тепловое и лазерное излучение, производственный шум, ультразвук, вибрации, аэрозоли, освещение, аэроионы и т.д.
  2. Химические. Биологические и химические вещества, включая гормоны, антибиотики, ферменты, витамины, белки.
  3. Биологические. Живые споры и клетки, вредоносные микроорганизмы.
  4. Факторы, которые характеризуют тяжесть труда.
  5. Факторы, которые характеризуют напряженность труда.

Оценка тяжести и напряженности

Тяжесть труда чаще всего определяется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и различные системы организма. Оценка тяжести и напряженности труда характеризуется энергетическим компонентом и определяется рядом показателей.

Показатели тяжести процесса

К таковым относятся:


Напряженность труда характеризует трудовой процесс. Также понятие проецирует нагрузку на центральную нервную систему, эмоциональную область и органы чувств.

Показатели напряженности труда

Рассматриваемые данные включают в себя:

  1. Сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  2. Монотонность нагрузки.
  3. Режим работы.
  4. Интенсивность и длительность интеллектуальной нагрузки.

Век киберпространства

Научно-технический прогресс не только провоцирует создание новых профессий, но и новых патогенных факторов. За последние годы существенно выросло значение психофизиологических показателей тяжести и напряженности труда, что обусловлено развитием компьютерных технологий.

Безопасными считаются такие условия труда, при которых влияние производственных факторов минимизировано и не превышает гигиенических норм. Последние включают в себя ПДК, или предельно допустимые концентрации, и ПДУ, или предельно допустимые уровни.

Классификация труда по нагрузке

Нагрузка в зависимости от тяжести выполняемого труда регламентирована в санитарно-гигиенических требованиях, которые соответствуют ГОСТу. В них все физические виды работ подразделяются на три категории в зависимости от показателей тяжести и напряженности труда и от энергетических затрат организма на их выполнение.

  • Затраты энергии до 139 Вт. Работы, выполняемые в сидячем положении, которые не включают значительных физических факторов напряженности труда. Это ряд профессий, связанных с точным приборостроением, на швейном производстве, в сфере управления. Также сюда входят часовщики, слесари, граверы, вязальщицы и т.д.
  • Затраты энергии до 174 Вт. Работа, выполняемая стоя или требующая много ходить. К данной категории относятся работники полиграфической промышленности, предприятий связи, маркировщики, переплетчики, фотографы, подсобные рабочие в сельском хозяйстве и т.д.

Третья категория. Включает в себя работы, требующие более 290 Вт энергозатрат. Это профессии, которые не предполагают снижение напряженности труда и включают большую физическую нагрузку, перенос тяжестей более 10 килограмм, работа в кузнечном и литейном цехах, деятельность почтальонов, работников сельского хозяйства, а именно: трактористов, скотников, животноводов и т.д.

Дополнительные особенности условий труда

Условия, в которых работает человек, и их тяжесть можно определить по ряду показателей, а именно:

1. Поза и положение тела при выполнении работы. Подразделяется данный показатель на следующие виды:

  • Горизонтальное положение тела. Сюда относятся монтажники-высотники, сварщики, горные рабочие и т.д.
  • Полусогнутое или согнутое положение. В данном случае необходимо уточнить временное пребывание в данной позе в процентах от всего рабочего времени.
  • Однотипные движения. Высчитывается количество движений одного типа, которые совершает работник за смену. Принимается во внимание не только локальная нагрузка, но и региональная.

2. Время пребывания на ногах. Для отнесения условий работы к тяжелым данное состояние должно быть постоянным и включать не только статическое нахождение в вертикальном положении, но и ходьбу.

3. Наклоны туловища. Типичны для работников сельского хозяйства при сборке урожая, прополке, а также на молочной ферме и строительных площадках при укладке полов и облицовке стен. В данном случае уточняется количество наклонов в течение смены.

4. Темп, с которым выполняются требуемые действия. Сюда входит работа на полуавтоматических станках, конвейерах и в ткацком производстве.

5. Режим работы. Обычно тяжелыми условиями труда признаются сменные графики работы или вахтовый метод, ночные смены и частые смены ритма жизни.

6. Воздействие вибрации. Влияние может быть не только общим, но и локальным. Трактористы, комбайнеры, обрубщики, бульдозеристы, а также сотрудники железнодорожного и городского транспорта подвергаются воздействию вибраций.

7. Метеорологические условия труда. Аномально низкие или высокие температурные условия работы, высокая влажность или резкие перепады, скорость движения воздуха и сквозняки.

8. Воздействие излучения любого вида. Это может быть магнитное поле, лазерное или ионизирующее излучение, инсоляция, влияние статического электричества и электрических полей.

9. Взаимодействие с токсинами, а именно ядами и другими вредными для человека веществами.

10. Профессиональные вредоносные особенности.

11. Загрязненный воздух на рабочем месте, высокий уровень шума и атмосферного давления.

12. Довольно часто в одной профессии встречается сразу несколько факторов, по которым условия труда можно отнести к тяжелым.

Разновидности интеллектуального труда

Кроме условий труда, необходимо также рассмотреть напряженность и тяжесть работы. Многие сферы деятельности совмещают умственный и физический аспект. Однако в современных профессиональных областях превалирующими являются сенсорные, умственные и эмоциональные нагрузки. Это обусловлено тем, что умственному труду придается особенно большое значение.

Интеллектуальными считаются профессии, которые связаны с обработкой большого количества информации. Осуществление такого рода деятельности требует напряжения памяти, сенсорного аппарата, внимания, эмоций и мышления.

Гигиена труда идентифицирует пять основных видов интеллектуальной деятельности:

  1. Труд операторов. Подразумевается управление оборудованием, технологическими процессами и машинами. Данная сфера предполагает большую ответственность и напряжение нервно-эмоционального характера.
  2. Управленческая работа. В данную группу входят преподаватели и учителя, а также руководители организаций и предприятий. Данная сфера деятельности предусматривает возрастающий объем информации, малое количество времени на ее обработку и личную ответственность за принятые решения. Нагрузка носит нерегулярный характер, и решения зачастую нестандартные. Иногда возможно возникновение конфликтов, для решения которых также требуется определенное эмоциональное напряжение.
  3. Творчество. К таким профессиям, как правило, относят писателей, артистов, композиторов, художников, конструкторов, архитекторов и других. Данная деятельность предполагает создание нестандартных алгоритмов с опорой на многолетнюю подготовку и квалификацию. В данных сферах необходимо обладать инициативностью, хорошей памятью, умением сосредоточиться. Все это становится причиной повышенного нервного напряжения.
  4. Медицинские работники. Типичными для всех работников данной сферы считаются следующие черты: недостаток информации, близкий контакт с больными людьми, высокая степень ответственности перед пациентами.
  5. Учебная сфера. Студентам и учащимся требуется постоянно напрягать внимание, память, восприятие, быть устойчивыми к стрессовым ситуациям при сдаче экзаменов, зачетов или контрольных работ.

Напряжение нервно-эмоционального характера характеризуется в зависимости от загрузки и плотности рабочего графика, количества выполненных действий, сложности и объемов информации для усвоения, времени, потраченного на осуществление операции.

Виды условий труда по напряженности рабочего процесса

Выделяется несколько классов, которые показывают степень оценки напряженности труда:

  • Первый класс. Легкая степень напряженности. Критериями данного класса являются: работа в одну смену без ночных выходов на рабочее место, отсутствие необходимости принимать решение в авральном режиме, индивидуальный план труда, реальная продолжительность рабочего дня до 7 часов, исключение риска для жизни, исключение ответственности за других лиц. К данной категории относятся те профессии, которые не претерпевают резких изменений и не требуют концентрации внимания на более чем одном предмете. Сама работа небольшого объема, например, секретарь, табельщица, машинистка и т.д.
  • Второй класс характеризуется как допустимый и имеет оценку напряженности труда средней степени. Данная категория предполагает умеренное нервное напряжение и выполнение задач средней степени сложности. Ответственность несется только за конкретные виды действий, типичных для данной сферы деятельности. Ко второму классу относятся экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, инженеры, библиотекари и врачи.
  • Третий класс обозначает напряженный труд. Данные сферы деятельности предполагают сильное психическое напряжение, большой объем производственной деятельности, нагрузку на внимание в течение продолжительного времени, умение быстро обрабатывать большое количество информации. К данному виду работ относятся руководители больших организаций и предприятий, ведущие специалисты отделов, например, главные бухгалтера, конструкторы и технологи. Кроме того, сюда входят виды деятельности, которые предусматривают беспрерывный поток информации и моментальную реакцию на нее. Это могут быть диспетчеры в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, дежурные и операторы метро, работники телевидения, телефонистки и телеграфистки, а также врачи скорой помощи, палат интенсивной терапии и т.д. Последняя категория также подразумевает работу в условиях цейтнота, повышенной ответственности за принятые решения при недостатке информации. Продолжительность рабочего дня не нормирована и составляет, как правило, более 12 часов. Высокая степень риска и ответственность за жизни других людей также являются показателями напряженности труда.
  • Четвертый класс включает в себя экстремальные условия труда. Под ними подразумевается наличие факторов, которые могут создать угрозу жизни во время работы или привести к развитию серьезных осложнений для здоровья работника. К таким особо опасным видам деятельности можно отнести горноспасателей, пожарных, ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и т.д. Это самый тяжелый и напряженный труд, который не проходит бесследно для состояния человека. Работа в таких условиях допустима только в случае чрезвычайной ситуации. Обязательным условием является использование индивидуальных средств защиты.