Нарушение клятвы врача. Дает ли доктор клятву Гиппократа? Нужна ли этика медицине

Клятва Гиппократа, пожалуй, одна из самых узнаваемых среди различного рода клятв. Но мало кто из людей, непосвященных в медицину, да и некоторых врачей, знают, о чем клятва Гиппократа. Немногие догадываются, что данной клятвы современные врачи после выпуска из ВУЗа не дают. Здравствуйте, уважаемые читатели блога “Сахар в норме!”. После небольшого перерыва я снова с вами. Я – это автор данного блога, а также врач-эндокринолог по совместительству))

Смотрю, что читателей у меня собралось около 1000 человек, и большинство из вас люди не с медицинским образованием. А также большинство испытывает трудности при встрече с реалиями нашей медицины. И наверняка некоторые пытаются найти правду, призвать внимание мед. персонала, апеллируя к якобы данной клятвой Гиппократа, но многие попросту тихо проглатывают свое недовольство, хотя и вспоминают о некой клятве.

Друзья, я хочу открыть вам одну большую тайну: клятвы Гиппократа из всех ныне живущих и работающих врачей никто не давал и не подписывался. Я также в их числе. Но спешите бросать в меня помидоры, у меня нет задачи выгораживать ни своих коллег, ни поддерживать самих пациентов. Статью я решила написать с целью рассказать вам о самой клятве, откуда она взялась, почему вокруг нее столько разговоров и в чем же тогда клянутся молодые врачи?

История клятвы Гиппократа

На самом деле, врачи давали свою клятву еще во времена древнего Египта, но тогда она еще не имела этого названия. Раньше текст клятвы передавали из уст в уста, а записал его впервые тот самый Гиппократ в 300 г. до н.э. С тех пор текст клятвы Гиппократа многократно менялся, переводился на разные языки, и конечно, менялся истинный смысл клятвы.

Представляю вам оригинал клятвы, после чего вы поймете, что использование ее в нашей жизни неактуально:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

Чем клянутся врачи России?

В настоящее время в нашей стране врачи клянутся, произнося “Клятву врача России”, но никак не “Клятву Гиппократа”. В советские времена врачи произносили “Присягу врача Советского Союза “. В каждой из клятв присутствуют основные постулаты оригинальной клятвы Гиппократа с добавлением пунктов, соответствующих своему времени.

Итак, “Клятва врача России” была изменена последний раз в 2011 году согласно статье 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 и по настоящее время звучит так:

“Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека
  • быть всегда готовым
    • оказать медицинскую помощь
    • хранить врачебную тайну
    • внимательно и заботливо относиться к пациенту
    • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту
  • доброжелательно относиться к коллегам
  • обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента
  • никогда не отказывать коллегам в помощи и совете
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство
  • беречь и развивать благородные традиции медицины”

К слову, в США и в Европе нет такой клятвы, у них действует “Профессиональный кодекс врача”, а в Израиле – “Клятва еврейского врача”.

Врачи-бессеребреники – кто они?

Обсуждая данную тему, я не могла не затронуть и жизнь самого клянущегося, т. е. врача. Наверняка вы со мной согласитесь, что в настоящее время в нашем социуме сформировался образ эдакого врача-бессеребреника, хотя во всех клятвах не сказано, что он должен влачить жалкое существование, а также отдавать всего себя обществу, забывая при этом о своих родных и о себе самом.

Почему же так получилось? Оказывается, корни растут с советских времен, когда уважаемый товарищ Семашко обронил такую фразу: “Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны”. С этого времени началась активная пропаганда, что врач должен быть заложником своей профессии – отдавать все и не ждать ничего взамен. Хотя все тот же Гиппократ и его ученики были очень богатые и почитаемые люди своего времени.

У Гиппократа есть такое напутствие молодым врачам:

“И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы”.

Т. е. он советует коллегам брать вознаграждение за работу согласно сословию и достатку человека, а бедных и неимущих иногда лечить бесплатно в качестве благотворительности.

Привожу еще одно изречение Гиппократа, которое характеризует его отношение к вознаграждениям:

“Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании – быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности”

Как выйти из данной ситуации? Конечно, нужно решать все прежде всего на государственном уровне. Платить достойные зарплаты и врачам, и пациентам, которые могли бы оплачивать качественные медицинские услуги, которые не могут быть бесплатными. Ведь нет страшнее голодного врача, потому что он уже не думает о работе, он думает о том, чем будет кормить свою семью.

Подводя итог, я хочу сказать, что неважно, в чем клянется или не клянется врач. Если у человека имеется крепкое чувство ответственности, искреннее желание помочь, человеческая порядочность и внимательность к людям, то ему вовсе не нужна никакая клятва, потому что он и без нее будет хорошо работать.

А если вы встретите прохладное отношение врача, не спешите относить его к “плохим”, возможно, у него проблемы в семье или с начальством, а может, он болен или всю ночь пробыл на тяжелом дежурстве. Попробуйте взглянуть на врача как на человека, а не как на очередного исполнителя определенных услуг. Я тоже обращаюсь за медицинской помощью, и бывает, что сталкиваюсь с хамством и беспределом, но что я могу сделать в этом случае? Написать жалобу, наорать? Что это даст? Я просто разворачиваюсь и иду к другому. Еще заметила, что если обращаться за помощью более вежливо и учтиво, а не входить в кабинет с видом, что вы мне все должны, то отношение куда более приятное.

Напоследок приведу слова всем известного офтальмолога С. Федорова:

“Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» – это все фикция. А на самом деле, есть реальная жизнь – кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях – абсурд!”

С теплотой и заботой, эндокринолог Лебедева Диляра Ильгизовна

ОТВЕТ: Согласно ст. 60 «Клятва врача» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. 20.12.99 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 214-ФЗ, где впервые приводится текст следующего содержания:

«Лица, окончившие высшие медицинские образовательные заведения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно выполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советами, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача дается в тожественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Росийской Федерации.

Кроме этого официального текста, интерес представляют содержание Клятвы российского врача, утвержденный Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г., и текст, предложенный национальным этическим комитетом МЗ РФ на Пироговском съезде в Москве (1997 г.).

ВОПРОС 137: Что следует понимать под врачебной, или медицинской, тайной?

ОТВЕТ: Под врачебной тайной следует понимать все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском его обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного. Это сам факт обращения в медицинское учреждение, информация о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления или удочерения, состояние здоровья родственников. Сюда относят также сведения и немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Обязательным условием квалификации разглашения информации как врачебной тайны является получение ее при исполнении профессиональных обязанностей, независимо от того, получена ли она в лечебном учреждении или вне его при оказании экстренной помощи.

Следует отметить, что врачебная тайна сохраняется и после смерти больного, она может быть оглашена только при получении разрешения его законных представителей или близких родственников.

В медицинской литературе иногда к врачебной тайне относят также сведения о тяжелом состоянии больного в отношении его самого, скрывая истинный диагноз при неизлечимом заболевании или неблагоприятном прогнозе, то, что принято называть «святой ложью». Кстати, такая деликатная информация ему выдается только по его желанию. Однако эта важная информация больного, составляющая часть врачебной этики, не входит в понятие врачебной тайны. Субъектами этого правонарушения, с тех пор как медицина из индивидуальной стала коллективной, являются не только врачи разных специальностей, средний и младший медперсонал (медсестра, акушерка, регистратор, санитарка), но и работники, выполняющие в медучреждении и за его пределами профессиональные, служебные и должностные обязанности. Это фармацевтические и технические работники, инженеры, регистраторы, сотрудники органов дознания, следствия, суда, научные работники, преподаватели высших и средних медицинских учебных заведений. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан все эти лица наряду с врачами также несут ответственность за разглашение врачебной тайны. Поэтому логичней это привычное и ясное медикам понятие называть врачебной тайной.

ВОПРОС 138: Когда впервые для медика возникло понятие врачебной тайны и как изменялось это обязательство врача в последующем?

ОТВЕТ: Впервые понятие врачебной тайны четко сформировалось в клятве Гиппократа:

«Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Однако в прошлом веке в России государственного закона об ответственности за нарушение врачебной тайны не было. Отношение к этой проблеме было выражено лишь в тексте торжественного обещания, которое давали выпускники медицинских факультетов университетов при получении диплома. Они клялись, «помогая страждущим, свято хранить семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия». Эта фраза лишь затрагивала проблему.

История проблемы врачебной тайны с точки зрения требований правосудия и врачебной этики затронута в 1894 г. в докладе на V съезде Российского Пироговского общества врачей. Отметив, что все западноевропейские законодательства, за исключением российского, налагают на врачей юридическую ответственность за разглашение врачебной тайны и дают право врачу отказываться от свидетельских показаний на суде, было призвано свято выполнять это благородное профессиональное обещание, имеющее не только личный, но и общественный интерес.

Интересно, что после Октябрьской революции в нашей стране были сторонники отмены врачебной тайны, считая ее пережитком буржуазной медицины. Первый нарком здравоохранения М. А. Семашко в 1925 г. писал: «Держа твердый курс на уничтожение врачебной тайны - пережитка буржуазной медицины, каждый советский врач должен быть чутким общественным работником, а не понимать свою задачу формально, буквоедски, головотяпски».

Под влиянием постреволюционных взглядов, не считающихся с интересами личности, врачебная тайна рассматривается, в частности, и в работе профессора Ф. А. Вальтера (1926), который считал, что вопрос о врачебной тайне - вопрос государственной целесообразности. Признавая необходимость сохранения врачебной тайны в отдельных случаях, автор подчеркивает: «Если бы закон считал целесообразным, чтобы те или иные сведения, касающиеся частной жизни граждан, стали известными определенному кругу лиц и даже достоянием широкой гласности, следует это сделать, ибо обосновывать профессиональную обязанность медперсонала на интересах отдельной человеческой личности - принципиально недопустимо».

В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» от 1924 г., а затем в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом в 1969 г., врачебная тайна признавалась только в отношении врача. Будучи свидетелем в суде, врач обязан был сообщать (особенно в случае частной практики) сведения, ставшие ему известными. Так, Ю. Д. Сергеев приводит случай, когда хирург, повторно проводивший операцию, желая скрыть дефект в работе первого хирурга, отказался от дачи показаний в суде, ссылаясь на положение врачебной тайны. В своем определении суд квалифицировал это как уклонение от дачи показаний и заведомо ложное показание, возбудив против него уголовное дело.

ВОПРОС 139: В каких нормативных документах содержится правовая регламентация врачебной тайны?

ОТВЕТ: Прежде всего в ст. 23 Конституции РФ, в которой записано, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семей- ную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения.

В ст. 24 Основного Закона РФ отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В развитие этих статей Конституции был издан Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6.03.97 г.. Интересно, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну.

Наконец, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан имеется ст. 61 «Врачебная тайна», в которой подробно рассматриваются вопросы, связанные с сохранением врачебной тайны, приводятся условия допустимости ее разглашения. Кроме того, в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан среди различных прав пациента упоминается и право на сохранение в тайне факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья, диагноза и иных сведений.

Представляет собой ценный документ, освещающий нам врачебный быт медицинских школ в эпоху Гиппократа. Здесь, как и в других сочинениях Гиппократова сборника (а также у Платона), никакого отношения врачей к храмовой медицине усмотреть нельзя; врачи— хотя и асклепиады, в том смысле, что ведут происхождение от Асклепия и клянутся им, но не жрецы асклепейона.

В древние времена медицина была семейным делом; она культивировалась в недрах определенных фамилий и передавалась от отца сыну. Затем рамки ее расширились, врачи стали брать учеников со стороны. Так свидетельствует Гален. И у Платона есть указания, что врачи в его время обучали медицине за плату; для примера он берет как раз Гиппократа (см. Введение). Правда, об этой стороне дела в «Клятве» не упоминается; там ученик должен войти как бы в семью учителя и помогать ему в случае, если он будет нуждаться, но денежный договор мог составляться особо. Вступая во врачебный цех или корпорацию, врач должен был вести себя соответственным образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Формулированные в «Клятве» правила врачебной этики оказали большое влияние на все последующие времена; по образцу ее составлялись факультетские обещания, которые произносили доктора медицины при получении степени в Парижском университете и еще недавно у нас, в старой России. Несомненно, Гиппократова клятва была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и знахарей, которых, как мы узнаем из других книг, в те времена было немало, и обеспечить доверие общества врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

О «Клятве» писали немало: см. Литтре, IV, 610; в последнее время Кернер (Кörnеr О., Der Eid des Hippocrates, Vortrag. München u. Wiesbaden, 1921); у него же приведена литература.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей 1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении 2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом 3 . В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной 4 . Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому 5 .

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός , римск. Aesculapius , Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια , дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια , всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι , praecepta , заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις , состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις . «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) — операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, — нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая — о врачебных секретах и тайных средствах — является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Гиппократ и современная медицина

В наше время часто, говоря о работе врачей, вспоминают о существовании Клятвы Гиппократа, причем вспоминают о ней как о тех особых обязательствах, которые берет на себя врач, заканчивая свое обучение в медицинском университете и начиная свою трудовую деятельность. Клятва Гиппократа стала историческим символом высокой профессиональной морали врача. Но именно текст Клятвы Гиппократа давно не звучит на торжественных церемониях в связи с окончанием студентами медицинских вузов.
История медицины - это история изменения не только медицинских технологий диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, но история медицинской этики. Клятва Гиппократа неоднократно видоизменялась за многовековую историю развития медицины, но ее главные моральные принципы и нормы в основном сохранялись. Сохранялись в связи с их непреходящей ценностью не только для медицины, но и всего человечества.
В истории медицины каждой страны были свои Присяги, Обещания, Клятвы врачей… В России тоже своя история Клятвы Гиппократа.

Клятва Гиппократа

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ними своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоздмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных у их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. - Мн.: Современный литератор, 1998.

In Hippocratic Sacramentum

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

Клятвы врачей в истории отечественной медицины

В России текст Клятвы Гиппократа был переведен на русский язык великим отечественным врачом Матвеем Яковлевичем Мудровым (1776 - 1831). В адаптированном для российской действительности виде («Факультетское обещание») она стала даваться выпускниками медицинских факультетов российских университетов.Принимая «диплом доктора медицины и права врача», выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание», которое «припечатывалось на обороте диплома». Его текст был принят в 1845 г. в связи с утверждением «Врачебного устава». На торжественной церемонии выпуска врачей декан факультета или ученый секретарь высшего учебного заведения зачитывали «Факультетское обещание». Принятие обещания не влекло за собой каких-либо административных или юридических последствий.

ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права Врача и, постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.
Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.
Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.
Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.
Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам - Врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия.
В важных случаях обещаю прибегать к советам Врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В конце 60-х гг. XX в. был разработан текст «Присяги врача Советского Союза». В 1971 г. (26 марта) этот текст был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР. В последующие годы "Присягу врача Советского Союза" давали все выпускники медицинских институтов страны.

Присяга врача Советского Союза

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предуп¬реждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы обще¬ства;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо отно¬ситься к больному, хранить врачебную тайну;
постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, спо¬собствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по про¬фессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих дей¬ствиях руководствоваться принципами коммунистической морали, ответственностью перед народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

После распада Советского Союза в 1994 г. на 4-й Конференции Ассоциации врачей России была принята «Клятва российского врача»


КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

“Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством”

В 1999 году Государственная Дума РФ приняла текст «Клятвы врача», который составил статью 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)

Все лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача давали "Клятву врача". В статье ФЗ РФ говорилось: "Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

В 2011 году был принял новый ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (№323-ФЗ от 21 ноября 2011г), в котором текст Клятвы врача был сохранен без изменений в статье 71.

КЛЯТВА ВРАЧА

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

Нужна ли этика медицине?

Вокруг слышны возгласы: "Они же Клятву Гиппократа давали!...".

Расхожими стали фразы в рефератах и докладах "О Гиппократе знает каждый...", "Нет такого человека, который не слышал бы имя великого врача, отца медицины - Гиппократа...."...

Жизнь, общение с медиками и немедиками говорит о том, что и не Клятву Гиппократа наши врачи дают, и имя Гиппократа многим не знакомо...

Может ли быть профессиональная деятельность медицинского работника - врача, фельдшера, медсестры, лаборанта - без знания, признания и соблюдения в своей жизни моральных норм медицинской этики? Насколько они актуальны в сегодняшней действительности? Насколько допустимы изменения моральных норм, провозглашенных в Клятв Гиппократа древнегреческими врачами?

Реальная практика современных врачей показывает, что это эадеко не праздные вопросы.

В наши дни когда интернет просто пестрит всякого рода информацией по симптоматике, диагностике и советами по лечению того или иного вида заболеваний, я — решив завести свой небольшой блог, не смог посчитать по иному, что первым постом должен быть именно пост о клятве Гиппократа. Ведь заканчивая мед.вуз будущие врачи дают именно ее — клятву. Обещая служить, быть полезным и главное, не навредить.

Клятва Гиппократа — текст на русском языке

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменил принятый Государственной думой Российской федерации в 1999 новый вариант «Клятвы врача», которую дают выпускники медицинских вузов при получении диплома.

Клятва врача Российской федерации

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»