О боевой эффективности эсминцев «Дэринг» и «Кассар. Драконы на службе Её Величества Эсминец деринг

В этом году совершил свой первый океанский поход один из современных боевых кораблей мираэсминец«HMS Daring » бортовой номер D32. принадлежит Королевским ВМС Великобритании, и открыл новый класс «Type 45 », который будет состоять из шести эсминцев стоимостью 1 миллиард фунтов стерлингов каждый. Этот класс эсминцев должен заменить устаревающий «Type 42 », который состоит на вооружении Королевских ВМС с 1978 года. К 2014 году должны вступить в эксплуатацию все .

Все надводные корабли будут построены на судостроительной верфи «Scotstoun Shipyard » в городе Portsmouth. Строительство эсминца «HMS Daring », что значит «смелость» было начато еще в 2003 году. После спуска на воду в 2007 году боевой корабль начал ходовые испытания в апреле 2008 года, на которых проверялась работоспособность всех радиолокационных систем и вооружения. Эсминец будет принят в эксплуатацию летом 2009 года.

Строительство второго эсминца «HMS Dauntless » бортовой номер D33 было начато в августе 2004 года, а в ноябре 2008 года он начал ходовые испытания и проверку всех систем. В состав Королевских ВМС боевой корабль вступит в 2010 году.

Эсминец «HMS Diamond » (D34) и «HMS Dragon » (D35) будут спущены на воду в 2011 году. Другие же эсминцы «HMS Defender » (D36) и «HMS Duncan » (D37) находятся в стадии отработки проектно-технической документации.

фотографии эсминца «HMS Daring»

строительство эсминца «HMS Daring»

эсминец проекта 45

Великобритания вышла из состава стран нуждающихся в строительстве фрегатов и начала постройку своих эсминцев способных действовать на удалении 7000 миль от своих баз с грозным оружием на борту. Главной задачей эсминцев является защита заданного района от возможных ракетных ударов, а также обнаружение воздушных и надводных целей на больших расстояниях. Кроме этого обеспечение боевого охранения авианосцам, которые планируются к спуску в 2015 году « » и «Prince of Wales ». У боевых кораблей Type 45 существует возможность управления самолетами и координация их действий в составе групп во время воздушных операций.

вертикальный запуск ракеты «Aster»

эсминец «HMS Dauntless»


К основному вооружению эсминца «HMS Daring » относится зенитно-ракетная установка «PAAMS » с ракетами «Aster-15 » и «Aster-30 » дальностью действия до 80 километров. Также на боевом корабле размещены шесть систем «Sylver » для вертикального запуска восьми ракет «Aster » каждой установкой. Кроме этого оснащен артиллерийским вооружением одной установкой калибра 114 мм для нанесения ударов по береговым укреплениям и двух 30 мм орудий по живой силе противника. Конструкция корабля предусматривает установку «Phalanx ».

На борту боевого корабля установлена система, которая обеспечит автоматическое предупреждение о торпедной атаке, разворачивает ложные цели для отражения и дает тактический совет о маневрировании судна.

Эсминец «HMS Daring » оснащен системами позволяющие отслеживать до 1000 целей одновременно и способные перехватить крылатые ракеты, идентифицируя их.

на борту боевого корабля может разместиться вертолет типа «Merlin»

На борту боевого корабля может размещаться вертолет Королевских ВМС типа «Merlin », который в свою очередь поможет обнаружить .

Эсминец «HMS Daring » оборудован интегрированной системой коммуникаций «FICS», которая является современной системой коммуникации, включая видеоконференцсвязь, станции спутниковой связи и цифровые радиостанции всех диапазонов и внутрикорабельную связь.

Эсминцы этого класса оснащаются двумя газотурбинными двигателями «WR-21 » компании «Rolls-Royce » с системой рециркуляции выхлопных газов для увеличения мощности. Каждый двигатель способен развивать мощность до 34000 л.с.

Испытания боевого корабля , проведенные 28 сентября 2008 года, успешно завершены и показали прекрасный результат работы всех систем и оборудования.

Технические характеристики эсминца класса «HMS Daring»:
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 7350 тонн;

Скорость - 27 узлов;
Дальность плавания - 7000 миль;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Пусковые установки «Sylver VLS» - 6;
Ракеты «Aster 15» - 16 ед., «Aster-30» - 32 ед.;
Артиллерийская установка 114 мм - 1;
Артиллерийская установка 30 мм - 2;
Торпедные аппараты - 4;
Вертолет «EH101 Merlin» - 1;

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Тактико-технические характеристики

Тип «Дэринг» (Daring)
Водоизмещение: 2830 т. стандартное, 3580 т. полное.
Размерения: длина 118,8 м., ширина 13,1 м, осадка 4,1 м..
ЭУ: двухвальная паротурбиная мощностью 54 000 л. с. с двухступенчатым ТЗА.
Скорость хода: 34,75 уз.
Дальность плавания: 3450 миль при 20 уз.
Вооружение: три спаренных 114-мм АУ Mk III, две-шестъ 40-мм зенитных АУ «Бофорс», трехствольный бомбомет «Скуид».
РЭВ: РЛС - ОВЦ/целеуказания типа 293, навигационная, две-три управления стрельбой (одна типа 903 для 114-мм АУ и одна-две типа 262 для 40-мм АУ); две подкильные ГАС - поисковая типа 174/177 и управления стрельбой из бомбомет типа 170.
Экипаж: 297-330 человек.

Восемь эсминцев типа «Дэринг» стали первыми кораблями этого класса, построенными в Великобритании после Второй мировой войны, хотя разрабатывались они уже в конце этой войны. В конструкции этих эсминцев был отражен весь опыт, накопленный ВМС Великобритании за шесть долгих лет войны, хотя присутствовал и отход от традиций в том, что они были крупнее и обладали более высокими возможностями по сравнению с остальными британскими эсминцам, за исключением почти что современников типа «Бэттл». Несмотря на то что в других странах корабли таких размеров считались эсминцами, Адмиралтейство в 1953 году решило, что корабли этого типа на самом деле являются легкими крейсерами, а не большими эсминцами.

Эти эсминцы были заложены в период с декабря 1945 по июль 1948 года, спущены на воду в 1949-1952 годах и переданы флоту между февралем 1952-го и мартом 1954 года. Корабли строились на семи верфях и делятся на две группы. «Дэйнти», «Дэринг», «Дефендер» (бывший «Догстар») и «Дилайт» (бывший «Дисдейн» и «Ипр») имели бортовое питание напряжением 220 В. постоянного тока, а «Дикой» (бывший «Дрэгон»), «Даймонд», «Диана» (бывший «Друид») и «Дачис» - 440 В переменного тока, которое позднее стало стандартом в ВМС Великобритании.
Начиная с 1963 года эти эсминцы прошли модернизацию. Кормовой 533-мм пятитрубный ТА к тому времени был уже снят, а теперь были демонтированы еще один такой же ТА и зенитные АУ с наведением по РЯС (каждая из двух 40-мм пушек «Бофорс») на крыльях мостика, Автомат стрельбы Mk 6М был заменен на MRS3, а на четырех кораблях с бортовой сетью постоянного тока были установлены две более надежные спаренные зенитные 40-мм АУ Mk 5 «Бофорс». Корабли с сетью переменного тока получили одноорудийные 40-мм АУ Mk 7 «Бофорс».



В 1963 году на эсминце «Дикой» за второй трубой была установлена ПУ с четырьмя направляющими для ЗУР ближнего действия «Си Кэт». Для управления стрельбой этими ракетами использовалась БИУС MRS8 (Medium-Range System Mk 8) с радиолокационным управлением, которая была создана на основе системы управления огнем CRBF (Close-Range Blind Fire) с заменой баллистических вычислителей компьютером. Испытания этой системы прошли успешно, но Адмиралтейство решило не ставить ее на корабли типа «Дэринг», поэтому ПУ ЗУР и БИУС с РЯС были демонтированы.
Некоторое время после постройки у эсминцев «Диана» и «Дэринг» был отличный от других кораблей кожух кормовой дымовой трубы. Это было сделано по личной просьбе адмирала лорда Маунтбэттена и значительно улучшало внешний вид кораблей. Однако кожух ограничивал сектора обстрела кормовых зенитных АУ, поэтому через несколько лет на этих эсминцах установили стандартный для всех кораблей серии кожух.
Корабли этого типа несли службу во многих районах Мирового океана, где присутствовал британский флот. Но к тому времени бурное развитие новых технологий привело к быстрому росту боевых возможностей надводных кораблей, и даже на более крупных кораблях, чем эсминцы типа «Дэринг», не хватало места для установки новых видов оружия и радиоэлектронной аппаратуры.

В 1964 году «Дачис» был передан ВМС Австралии для замены ЭМ «Вояджер» (головной корабль в серии из четырех на основе кораблей типа «Дэринг»), затонувшего в результате столкновения с авианосцем «Мельбурн», и сохранил свое название до момента вывода из боевого состава флота в 1979 году. В 1970 году эсминцы «Дикой» и «Диана» были проданы Перу и стали называться «Ферре» и «Паласьос» В 1975 году они были оборудованы вертолетной площадкой. Первый из них до сих пор находится в строю, а второй был выведен из состава флота в 1993 году. Вооружение ЭМ «Ферре», оснащенного усовершенствованной РЛС, включает шесть 114-мм АУ, две спаренных 40-мм АУ «Бреда» (пушки «Бофорс») с РЛС управлением стрельбой и возможность установки до восьми ПКР ММ.38 «Экзосет». Эсминец «Даймонд» с 1971 по 1980 год служил учебным судном. Остальные британские эсминцы этого типа были исключены из состава флота в начале 1970-х годов.

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























В структуре почти всех флотов мира эсминцы рассматривались как основные корабли эскорта крейсеров, линкоров и авианосцев, решающие задачи ПЛО и ПВО ядра крупных соединений. Это актуально по сей день. Но наряду с относительно универсальными эсминцами создавались и специализированные, у которых в одной из сфер боевые возможности явно преобладают.

Таковы противолодочные корабли. У них есть «одноклассники» с выраженным противовоздушным предназначением – британский тип 45 «Дэринг» и французский «Кассар». Они относятся к разным поколениям: «Кассар» – к последним кораблям первого послевоенного, «Дэринг» – к первым образцам второго. «Француз», к примеру, еще не имеет УВП. Однако обоих объединяет одно: они корабли ПВО. При этом «Дэринг» полноценным судном второго поколения считать нельзя, поскольку противокорабельного или иного ударного вооружения у него нет, только оборонительное. Так что выбор этих кораблей для сравнения вполне корректен.

Как и ранее, сопоставление будем проводить не только на основе анализа состава вооружения и иных тактико-технических данных, но и по критерию соответствия прогнозируемым условиям боевого применения. Это обеспечит сравнимость результатов анализа кораблей внутри класса эсминцев, а также сопоставимость с аналогичным исследованием применительно к другим классам кораблей. В соответствии с этой методикой сопоставление начинается с ТТХ.

Списки достоинств

В настоящее время в ВМС Франции имеются два эсминца типа «Кассар» , построенных в 1982–1991 годах. Полное водоизмещение – около 4500 тонн. Энергетическая установка представлена четырьмя дизельными двигателями суммарной мощностью 42 300 лошадиных сил и позволяет развивать около 29 узлов максимум. Для эсминца немного. Дальность хода на экономической скорости 17 узлов – около восьми тысяч миль.

Основное противовоздушное вооружение представлено одной одинарной ПУ Mk13 для ЗУР SM-1MR «Стандарт-1» американского производства (боекомплект 40 единиц) и двумя шестиконтейнерными ПУ для ракет Mistral ЗРК Sadral (39). У зенитных SM-1MR дальность – до 75 км, минимальный интервал схода ракет с ПУ – восемь секунд. Mistral с инфракрасной ГСН имеет дальность до 6 км при досягаемости по высоте всего 3 км. Система самонаведения делает этот комплекс малоэффективным в сложных метеоусловиях. И существенно снижает его возможности по поражению ПКР, атакующих корабль: стрельба будет вестись в переднюю полусферу цели, где ее инфракрасное излучение минимально.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны имеется две 20-мм АУ F2 «Эрликон». В интересах ПВО может быть использована универсальная одноствольная 100-мм АУ CADAM Mk 68-II с дальностью стрельбы до 20 километров. Управление этой АУ осуществляется СУАО с РЛС и оптоэлектронным визиром, а также инфракрасным датчиком. Эта же установка используется для поражения надводных и береговых целей.

Обнаружение СВН осуществляется с применением РЛС DRBJ-11B и Thales SMART-S или -L. Для обеспечения наведения ракет есть две РЛС подсветки целей AN\SPG-51C. То есть основной ЗРК средней дальности эсминца имеет два целевых канала. Управление средствами ПВО корабля выполняется с использованием автоматизированной системы DRBC-33A. Кроме этого, есть активные и пассивные средства РЭБ.

Французский эсминец ПВО «Кассар»

Ударное вооружение представлено восемью ПУ для ПКР «Экзосет» ММ.40 с дальностью стрельбы около 180 км и боевой частью весом 165 кг. Полет к цели проходит на малых и предельно малых высотах. Как и у «Жоржа Леги», у «Кассара» нет собственных средств загоризонтного целеуказания. Его источником может быть находящийся на борту вертолет AS565 – многоцелевая машина с дальностью полета около 900 км при максимальной скорости 300 км/ч.

Для борьбы с подлодками корабль оснащен двумя 550-мм торпедными аппаратами с боекомплектом 10 торпед L5. Для поиска субмарин имеется подкильная ГАС DUBV 24С, по своим характеристикам соответствующая американской ГАС AN/SQS-26. В сравнении с эсминцем «Жорж Леги» можно заметить, что ПВО «Кассара» усилена ЗРК средней дальности ценой существенного снижения противолодочных возможностей.

Шесть эсминцев «Дэринг» тип 45 строились с 2003 по 2013-й и в настоящее время все находятся в составе британского флота. От своего предшественника тип 42 существенно отличается на концептуальном уровне. Полное водоизмещение – около 8100 тонн. Энергетическая установка – два ГТД «Роллс-Ройс WR-21», два дизель-генератора и два электродвигателя суммарной мощностью 55 тысяч л.с. Максимальная скорость – около 29 узлов. Дальность хода 18-узловой скоростью – примерно 7 тысяч миль.

Вооружение носит оборонительный характер, что соответствует главному предназначению этих эсминцев – ПВО корабельных соединений. В этой связи наиболее развитой подсистемой эсминца «Дэринг» является именно его ПВО. Ее основу составляет ЗРК PAAMS совместной разработки с Францией и Италией. Британская версия отличается от франко-итальянской применением новейшего радара Sampson. Эсминец располагает одной пусковой установкой Sylver A50 на 48 ячеек для Aster 15 с дальностью стрельбы до 30 км и Aster 30 большого радиуса действия – до 120 км. Обе ракеты имеют комбинированную систему наведения, включающую инерциальную с радиокомандной коррекцией курса по сигналам РЛС Sampson на маршевом участке полета и активную ГСН на завершающем, что позволяет применять эти ракеты для поражения СВН за пределами радиогоризонта, однако только по данным внешних источников целеуказания. Эти ЗУР универсальны. В определенных условиях они могут быть использованы для поражения надводных целей.

Для уничтожения СВН в зоне самообороны корабль имеет две одноствольные 30-мм АУ DS-30B «Эрликон» и две шестиствольные 20-мм АУ «Вулкан-Фаланкс» американского производства. Обнаружение воздушных целей осуществляется с применением РЛС с активной ФАР S1850, расположенной на кормовой мачте. РЛС обеспечивает обнаружение и одновременное отслеживание до тысячи целей на дистанции до 400 километров.

Наведение зенитных ракет выполняется с помощью РЛС Sampson на носовой мачте эсминца. За счет высокого расположения антенны Sampson обладает большой дальностью обнаружения низколетящих целей, значительно превосходя в этом отношении американский «Иджис». Одновременно обеспечивается выдача целеуказания по 16 объектам.

Британский эсминец ПВО тип 45 «Дэринг»

Противолодочное вооружение представлено мощным сонаром MFS-7000 с антенной в носовом обтекателе, но собственных бортовых средств поражения субмарин корабль не имеет. Их уничтожение возлагается на палубные вертолеты. Ангар корабля позволяет обеспечить базирование одного большого Merlin или двух легких Linx. Эти вертолеты располагают ОГАС, РГАБ, противолодочными торпедами Stingray. Кроме того, способны наносить удары по легким силам флота ракетами Sea Skua (дозвуковые, дальность стрельбы – 25 км, вес боевой части – 35 кг).

Эсминцы оснащены системой противоторпедной обороны SSTD. Помимо огневых средств ПВО имеют высокоэффективный комплекс РЭБ – пусковые установки для различных типов ложных целей и имитаторов и активные станции постановки помех Mk.251. Для поражения надводных и наземных целей, а также СВН эсминец располагает одной 114-мм АУ BAE Systems Mark 8. Дальность стрельбы – до 22 километров, скорострельность – 22–26 выстрелов в минуту. Боекомплект – 800 снарядов.

Сопоставляя ТТХ обоих кораблей, можно отметить, что «Кассар» имеет превосходство только по противокорабельному и противолодочному вооружению. В части основного комплекса средств ПВО значительно уступает «британцу».

Боевые возможности

Для сравнения возможностей эсминцев в прогнозируемых условиях боевого применения, как обычно, рассмотрим два варианта: в локальном конфликте против слабого в военно-морском отношении противника и в крупномасштабной войне. Оба корабля будут решать следующие основные задачи, по которым и станем их сопоставлять:
— уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок,
— отражение средств воздушного нападения,
— нанесение ударов по наземным объектам противника.

Коэффициенты значимости задач определяются характером военного конфликта, вероятным составом привлекаемых группировок ВМС, оперативными и тактическими задачами, а также спецификой боевого предназначения рассматриваемого класса кораблей.

Распределение коэффициентов в локальном конфликте для английского и французского эсминцев примерно одинаково : уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, подводных лодок – 0,05, отражение ударов средств воздушного нападения – 0,5, удары по наземным целям в оперативной глубине – 0,2, а по объектам противодесантной обороны – 0,15.

В крупномасштабной войне весовые значения задач «Дэринга» и «Кассара» различаются . Для первого их можно оценить следующим образом: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,15, отражение средств воздушного нападения – 0,55, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам противодесантной обороны – 0,1.

Для «Кассара»: уничтожение групп надводных кораблей – 0,15, подводных лодок – 0,25, отражение средств воздушного нападения – 0,5, нанесение ударов по наземным целям в оперативной глубине – 0,05, по объектам ПДО – 0,05.

Начнем с уничтожения групп надводных кораблей. Для корректности будем рассматривать такой же состав корабельной группы, что и для эсминцев США и Китая. Соответственно возьмем типовую КПУГ (КУГ) в составе трех-четырех фрегатов. При этом в качестве объекта атаки в крупномасштабном конфликте рассматриваются наиболее современные российские корабли этого класса – проекта 22350, которые с началом войны с НАТО вполне могут оказаться в Средиземном море, а в локальном – группа из трех-четырех катеров.

Английский эсминец не имеет собственных ПКР, поэтому может наносить удары по надводным целям вертолетом с применением либо ракет Sea Skua, либо универсальных ЗУР Aster 30. При радиусе действия носителя около 250 километров возможен упреждающий удар по фрегатам. Однако малая дальность Sea Skua вынудит вертолет войти в зону досягаемости средств ПВО, и шансов достичь рубежа пуска ракеты у него практически нет.

Что касается ЗУР, ее дальность более чем вдвое меньше нашего «Оникса» или «Калибра» в противокорабельном варианте, поэтому при равных условиях группа из трех-четырех таких фрегатов не оставляет одиночному английскому эсминцу, несмотря на мощь его ПВО, шанса не то что добиться какого-либо результата, но даже просто выжить. Поэтому эффективность решения задачи борьбы с надводными кораблями в крупномасштабной войне у «Дэринга» будет нулевая. Показатель француза не лучше – его ПКР «Экзосет» примерно в полтора раза уступают ракетам, которыми располагают российские фрегаты.

В локальных войнах объектом удара обоих эсминцев будут группы из трех-четырех катеров или малых кораблей ближней морской зоны с ПКР ограниченной дальности и без эффективных средств ПВО. Соответственно результативность «Кассара» против надводных кораблей и катеров в локальных войнах будет примерно такая же, как и у ранее рассмотренного «Жоржа Леги», – 0,6–0,7. У «Дэринга» – лишь 0,15–0,2, что определяется гораздо меньшей дальностью стрельбы ЗУР Aster 30, незначительным могуществом ее боевой части, а также малым запасом ракет Sea Skua на вертолете.

В ударах по наземным объектам оба эсминца имеют примерно равные возможности. По вероятной типовой задаче – вывод из строя одного крупного важного объекта или группы из трех-четырех небольших в полосе шириной 10–15 километров от берега – их эффективность составляет 0,014–0,022. При поражении объектов противодесантной обороны эсминцам может ставиться задача подавления одного ротного опорного пункта. «Кассар» и «Дэринг» смогут решить ее с вероятностью 0,45–0,5.

Оценку рассматриваемых кораблей в борьбе с подлодками проведем по критерию вероятности обнаружения и уничтожения субмарины противника в заданном районе КПУГ из двух кораблей. У «англичанина» два противолодочных вертолета, что позволяет группе, располагающей четырьмя машинами, иметь одну из них в воздухе для поиска ПЛ на вероятных курсах уклонения от КПУГ. Это существенно увеличивает возможности. У «Кассара», напомним, вертолет один. Дисбаланс поисковых возможностей усиливается тем, что английский эсминец обладает ГАС, существенно превосходящей «кассаровскую». В свою очередь у француза больше шансов поразить подлодку.

Для обеспечения сравнимости результатов примем размер района и время поиска такими же, как при сопоставлении китайского и американского эсминцев (). В этом случае вероятность обнаружения и уничтожения российской атомной подводной лодки КПУГ из двух эсминцев типа «Дэринг» будет равна 0,18–0,23. Эффективность КПУГ из двух «Кассаров» – 0,15–0,2.

Остается оценить возможности кораблей по противодействию средствам воздушного нападения. За основу возьмем отражение типового наряда СВН в 24 ПКР с размахом залпа три минуты по ордеру из двух эсминцев. Тут, безусловно, лидирует английский «Дэринг» – вероятность сохранения боеспособности обоих кораблей, то есть группы, отражающей удар ПКР «Калибр», оценивается в 0,9–0,92. У двух «Кассаров» шансы гораздо ниже – 0,18–0,21.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральные показатели соответствия обоих кораблей. У «Дэринга» они составляют: применительно к локальным войнам – 0,61, к крупномасштабной – 0,58. У «Кассара» – 0,25 и 0,17 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению «Дэринг» превосходит «Кассар» почти в 3,5 раза в крупномасштабных войнах и в 2,5 раза в локальных.

Такой результат обусловлен прежде всего абсолютным превосходством системы ПВО «англичанина» над устаревшим к настоящему времени американским комплексом «Стандарт», которым располагает «француз». А эти системы главные для кораблей, ориентированных преимущественно на задачи ПВО. Если бы «Дэринг» имел хоть в минимальном количестве собственные средства уничтожения подлодок, а также противокорабельные ракетные комплексы, разрыв оказался бы еще разительнее.

Легендарный британский пират Сэр Фрэнсис Дрейк утверждал, что лучшая эмблема для боевого корабля – прибитый к форштевню труп врага. Форштевень нового британского корабля HMS Dragon украшает не менее символичный знак – красный валлийский дракон. Национальный герб Уэльса. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта. Неусыпный страж, день и ночь стерегущий вверенные ему сокровища.


Средневековая мистика удивительным образом сплетается с современными технологиями. «Всевидящий магический кристалл» приобрел черты трехкоординатного радара с активной ФАР, способного на дистанции 100 км разглядеть альбатроса. А «стрелы Робин Гуда», пролетев сквозь семь столетий, превратились в 48 зенитных ракет семейства Aster, без промаха бьющих на 120 километров.

HMS Dragon – четвертый корабль в серии из шести эскадренных миноносцев Королевских ВМС Великобритании, принадлежащих к типу «Дэринг» (Daring, Dauntless, Diamond, Dragon, Defender, Duncan). Специализированные эсминцы ПВО, «заточенные» под обеспечение защиты корабельных соединений от любых средств воздушного нападения в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана.


Дыхание Дракона


Корни эсминцев «Дэринг» (также встречается обозначение «тип 45» или «тип D») уходят в 1990-е годы, когда европейские страны задумали создать собственный боевой корабль нового поколения, ничуть не уступающий американских эсминцам УРО типа «Орли Берк». Результатом совместной англо-франко-итальянской программы CNGF (common new generation frigate) стало появление фрегатов-переростков типа «Горизонт» (приняты на вооружение ВМС Италии и Франции), а также их более совершенной версии – британских эсминцев ПВО типа «Дэринг».

Замысел определенно удался: благодаря своей совершенной конструкции и сверхсовременной «начинке», «Дэринги» и «Горизонты» по ряду важнейших характеристик превзошли американские Иджис-эсминцы. Особенно впечатляюще выглядит «Дэринг»: даже последние модификации американских «Берков» вежливо расступаются при виде британского паладина.

Внешне, «Дэринг» представляет собой типичный современный эсминец полным водоизмещением около 8000 тонн. Чарующие линии надстроек и корпуса. Минимум внешних декоративных элементов лишь подчеркивают стать и благородство «Дэринга», чей облик целиком подчинен технологии «стелс». Подпалубное размещение , установки вертикального запуска ракет, стройные мачты, вертолетный ангар и посадочная площадка на корме…


На этой иллюстрации хорошо чувствуются размеры "Дэринга". Эсминец весьма велик.


Но главные секреты корабля кроются внутри – под блеском начищенных палуб и радиопрозрачными колпаками антенн скрывается НЕЧТО, что бросило вызов всем существующим технологиям и канонам морского боя в формате «поверхность-воздух».

Британские ученые, в сотрудничестве со своими итальянскими и французскими коллегами из MBDA и Thales Group сыграли «ва-банк», сумев создать первую в мире зенитную ракету с полностью автономным наведением на цель, по принципу «выстрелил – и забыл».

Разумеется, это не исключает возможности внешнего управления ракетой: все ЗУР семейства Aster 15/30 оснащены перепрограммируемым автопилотом: на среднем участке траектории с ракетой можно связаться посредством радиоэлектронных средств корабля и скорректировать её полет - вплоть до полной отмены выполнения задания.

Но настоящий фокус происходит на финальном отрезке полета: ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН).

Все! Больше никаких ограничений и мытарств, связанных с необходимостью внешней подсветки цели – активная ГСН самостоятельно излучает радиоволны и принимает отраженный сигнал. Эсминец «Дэринг» может, как из пулемета, «лупить» по воздушным целям, не задумываясь о количестве находящихся в воздухе ракет и количестве радаров управления огнем на его борту – они ему попросту не нужны.

Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля. Выпущенная ракета Aster-30, невозмутимо последует за нарушителем в любую сторону – увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы».

Великолепные летные характеристики Aster 30, отличная маневренность и высокая скорость полета, достигающая 4,5 скоростей звука, позволяют осуществлять перехват любых аэродинамических целей в диапазоне высот от 5 до 20 000 метров: самолетов, сверхзвуковых крылатых ракет, а также боевых блоков баллистических ракет малой дальности.


Немаленькая игрушка. Длина Aster 30 достигает 5 метров. Стартовая масса 450 кг


4 апреля 2012 года был поставлен очередной рекорд – французский фрегат «Форбин»* смог поразить зенитной ракетой Aster 30 сверхзвуковой дрон GQM-163A Coyote, мчащийся над гребнями волн на скорости 2,5 Маха.
В тот раз GQM-163A Coyote имитировал перспективную российско-индийскую противокорабельную ракету «Брамос». Сообщается, что высота полета дрона составляла всего 15 футов (5 метров) – таким образом, зенитная ракета Aster 30 впервые в мире продемонстрировала реальную возможность перехвата сверхзвуковых целей, идущих на предельно малой высоте.

*D 620 Forbin - фрегат типа «Горизонт». Практически полный аналог «Дэринга», лишь с той разницей, что британский эсминец еще круче и совершеннее

Помимо «дальнобойной» Aster 30 в боекомплект эсминцев входит «короткая» Aster-15, являющаяся полным аналогом Aster 30, но без стартового ускорителя (бустера). Несмотря на худшие летные характеристики (дальностью стрельбы всего 30 км, максимальная скорость полета не более 3,5 М), «короткая» Aster 15 обладает одним важным преимуществом: меньшим временем реакции, а, следовательно, большими возможностями для перехвата целей в ближней зоне («мертвая зона» составляет всего 1 милю от борта корабля) – надежное средство для самообороны корабля от низколетящих крылатых ракет.

Все это – европейский морской зенитный комплекс PAAMS (Principal Anti-Air Missle System), включающий, помимо ракет семейства Aster, установки вертикального пуска типа SYLVER и систему управления огнем на основе мультифункциональных радиолокаторов EMPAR или SAMPSON.

В отличии от итальянских и французских фрегатов, использующих мощный, но, в целом, ничем не примечательный трехкоординатный радар EMPAR, «Дэринг» оснащен куда более причудливым девайсом – РЛС с активной фазированной антенной решеткой SAMPSON (модификация PAAMS S, также известная, как Sea Viper).

Проектируя свой супер-эсминец, британские ученые посчитали неоптимальной американскую схему, принятую на Иджис-крейсерах и эсминцах «Берк» (четыре плоские неподвижные антенные решетки радара AN/SPY-1, размещенные по квадрантам с интервалом 90°). Подобная схема, при своей кажущейся простоте и эффективности, имеет ряд недостатков: например, она неэффективна при отражении массированных атаках с одного направления – это перегружает решетку, тогда как задействовать три остальные не представляется возможным. Другой важный недостаток – американское решение не позволяет установить четыре тяжеленные ФАР высоко над поверхностью воды (действительно, не монтировать же под каждую из четырех антенн дополнительную мачту?) – в результате антенны попросту крепятся к внешним стенам надстроек, будто картины в Третьяковской галерее, что несколько ограничивает радиогоризонт и дальность обнаружения низколетящих целей.

У британских моряков все иначе.
На вершине фок-мачты «Дэринга» сияет в солнечных бликах радиопрозрачный колпак, под которым вращается платформа с двумя активными ФАР, по 2560 излучающих элементов в каждой.

Излучающие элементы сгруппированы в 640 приёмопередающих модулей, по 4 элемента в каждой, способных реализовать 64 различные градации сигнала по фазе и амплитуде. Связь с центральным компьютером осуществляется по оптоволоконной сети со скоростью передачи данных 12 Гбит/с. Масса антенного поста 4,6 тонн, частота вращения - 60 об/мин. Диапазон излучаемых частот 2-4 ГГЦ (Short-band диапазон на стыке сантиметровых и дециметровых волн). Имеется система охладения антенны для снижения тепловой сигнатуры эсминца. В перспективе возможна установка третьей антенной решетки, обращенной в зенит.

Как уже отмечалось выше, фантастический прибор способен разглядеть птицу с дистанции 100 км – на небольших дистанциях зоркость SAMPSON поражает воображение. В теории, энергетические возможности SAMPSON позволяют контролировать воздушное пространство на дальности в несколько сотен километров, впрочем, это уже не его задача – см. следующий абзац.

В кормовой части надстройки «Дэринга» смонтирован второй радар дальнего обнаружения (черт возьми, один лучше другого!) с активной ФАР – BAE Systems S1850M, работающий в диапазоне дециметровых волн. Антрацитово-черная антенна S1850M массой 6 тонн ежеминутно совершает 12 оборотов вокруг своей оси и способна в автоматическом режиме отслеживать положение до 1000 воздушных целей в радиусе 400 км от борта корабля.

Новый «Дредноут»

Усилия инженеров увенчались успехом: 1 февраля 2006 года, величественно покачиваясь на волнах реки Клайд, на воду ступил эсминец «Дэринг» - головной корабль в серии из шести эскадренных миноносцев. Непобедимый Астерион, чьи бьющие без промаха стрелы «приземлят» любого, рискнувшего прорваться к нему по воздуху.

На сегодняшний день HMS Daring - самый совершенный в мире корабль противовоздушной (противоракетной) обороны, чьи возможности при отражении воздушных атак «заткнут за пояс» любой американский «Берк» или российский атомный крейсер «Петр Великий».

Ровно за 100 лет до «Дэринга», 10 февраля 1906 года похожую революцию в кораблестроении совершил другой британский корабль HMS Drednought – легендарный линкор, чье появление мгновенно сделало устаревшими все существующие на то время линкоры и броненосцы.

Но, несмотря на повторение успеха и впечатляющие ПВО-способности, не обошлось без обязательной порции дегтя: одним из главных недостатков «Дэринга» называют его чересчур узкую специализацию.
Зенитные ракеты это хорошо, но где же ударное вооружение? Где противолодочные средства? Где системы ближнего боя, подобные российским «Кортикам» или американским «Фаланксам»? И почему так мал зенитный боекомплект – всего 48 ракет Aster 15/30?


USS Barry (DDG-52) - Иджис-эсминец ВМС США типа "Орли Берк"


При беспристрастном сравнении с американским одноклассником – Иджис-эсминцем типа «Орли Берк», британский «Дэринг» смотрится, как заправский бездарь. «Американец», при схожем водоизмещении (9000…9700 тонн против 8000 «Дэринга») и равной стоимости несет 96 вертикальных пусковых установок, в каждой из которых может находиться зенитная ракета семейства «Стэндерд», КРМБ «Томагавк», противолодочная ракето-торпеда или ракеты самообороны ESSM (по 4 в одной ячейке). Малогабаритные торпеды Mk.46, больший калибр универсальной артиллерии и наличие на борту систем самообороны («Фаланксы», SeaRAM) можно даже не принимать в расчет – и без этих «мелочей» совершенно ясно, что «Берк» является более эффективным и сбалансированным кораблем, а относительно слабые возможности в плане ПВО компенсируются огромным количеством построенных эсминцев (62 «Берка» против 6 «Дэрингов») – радаров и ракет хватит на всех.

Однако...
Очевидное преимущество «Берка» перед «Дэрингом» совсем неочевидно, если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.

Критически настроенные эксперты обычно не учитывают, что «Дэринг» конструктивно недогружен – на нем, как и на большинстве кораблей европейских стран, по экономическим соображениям отсутствует ряд первоначально запланированных систем и оборудования. В настоящее время британским морякам попросту не требуется надводный корабль с крылатыми ракетами морского базирования, а установка ПКР была бы напрасными тратами ввиду отсутствия какой–либо возможности применить все это оружие.

При возникновении необходимости, мнимая слабость «Дэринга» может быть исправлена в кратчайшие сроки: на эсминце предусмотрена возможность установки двух 8-зарядных модулей УВП - французской SYLVER A-70 или американской Mk.41 VLS в «ударном» варианте – для размещения 16 крылатых ракет «Томагавк» или перспективных европейских SCALP Naval.

Модернизация облегчается модульной конструкцией эсминца и изначальной унификацией систем корабля с европейским и американским вооружением.
Также, имеется зарезервированное пространство под установку ПУ Mk.141 для запуска противокорабельных ракет «Гарпун». В дополнение к двум, уже имеющимся, скорострельным артиллерийским установкам «Эрликон» DS-30B c оптико-электронными системами наведения, возможна установка автоматизированных зенитных автоматов Phalanx CIWS.

Как и любой современный корабль, «Дэринг» в меру универсален и позволяет решать множество насущных задач, возникающих перед Военно-Морским Флотом в наши дни.

«Дэринг» трудно назвать беззубым в плане противолодочной борьбы: как и полагается современному эсминцу, он оснащен подкильным гидролокатором MFS-7000, а отсутствие ПЛУР и малогабаритных торпед частично компенсируется двумя противолодочными вертолетами Westland Lynx (или одним тяжелым многоцелевым AgustaWestland Merlin с макс. взлетной массой 14,6 тонн).

Имеется универсальная артиллерия – «Дэринг» способен оказать скромную огневую поддержку своим 4,5-дюймовым (114 мм) морским орудием Mark 8 или отбить возможную атаку террористов (как, например, подрыв эсминца ВМС США «Коул» в порту Адена, 2000 г.) с помощью двух вышеупомянутых установок «Эрликон» DS-30B.

Специальные возможности включают в себя флагманский командный пост, полужесткие моторные лодки и возможность применения мини-БПЛА. Комфортабельные внутренние помещения эсминца с кондиционерами, ЖК-панелями и Wi-Fi могут быть в мгновение ока превращены в современный госпиталь или центр по эвакуации и оказания помощи пострадавшим в результате различных ЧС.

Примечательно, что для управления немалым по своим размерам кораблем хватает экипажа всего из 190 человек (для сравнения – экипаж американских эсминцев «Берк» состоит почти из 400 моряков).

Новый британский корабль достоин искреннего восхищения. Вновь над морскими просторами зазвучит старинный гимн «Правь, Британия, морями!», однако, в этот раз стоит признать, что несмотря на всю свою британскую чопорность и протяжные звуки волынки, фантастический эсминец «Дэринг» является кооперацией усилий лучших специалистов со всех концов Европы.