Основы полиграфического производства лекции. Основы полиграфии. Методика выполнения работы

Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослу­шателю рукопись (итог творческой, порой напряженной рабо­ты) начинает с помощью техники, по технологическим цепоч­кам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секрета­риат, в котором ответственный секретарь читает и редактиру­ет материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, конт­ролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспе­чивает прохождение газеты через типографию... А телерадио­передачи готовятся совместными усилиями сценариста, режис­сера, оператора, звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т. д.

О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудова­ние, призванное обслуживать журналистику, как развиты ти­пографии и полиграфические комплексы, технические телецен­тры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобрете­ние, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. А на пороге XXI века открываются новые без дальнейшего их совершенствования.

С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гутенберга, создавшего печатную форму из под­вижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с це­лых деревянных или металлических досок, на которых и выреза­лись буквы. В последующие годы {после Гутенберга) оборудова­ние для набора и тиражирования изданий постоянно модернизи­ровалось. Научно-технический прогресс всегда коренным обра­зом влиял на развитие производства газет. Так, применение парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изоб­рел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изме­нение пробелов) строк, их отливка и разбор-матриц. В 1897 г. Т. -Лэнстон сконструировал монотип - наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ - число­вым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов - фак­симильных аппаратов, позволяющих передавать газетные стра­ницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая лино­типная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы из­бавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фо­тонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х - оптико-ме­ханическая, а в конце того же десятилетия -- электронная техно­логия. В начале семидесятых две трети полиграфических предпри­ятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

2-е изд., перераб. - М. : Книга, 1991. - 350 с.
Данная версия книги имеется только на этом сайте. Разрезан постранично, выровнен, очищен.

Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства». Оно отличается от первого издания (Н.Н. Полянский «Технология полиграфического производства» - Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

Раздел первый. Общие сведения о полиграфии и продукции поли-графического производства
Общие сведения о полиграфии
Основные понятия
Общие сведения из истории развития полиграфии
Характеристика издательской продукции
Единицы измерения, используемые при выпуске изданий.
Основные виды издательской продукции
Особенности полиграфического воспроизведения текстовой н изобра-зительной информации
Воспроизведение текстовой информации
Особенности полиграфического воспроизаедения изобразительной ин-формации
Основные этапы выпуска издательской продукции
Раздел второй. Изготовление фотоформ для плоской офсетной,
высокой и глубокой печати
Изобразительные фотоформы для однокрасочной печати
Общие сведения
Изготовление штриховых и тоновых фотоформ
Изготовление растровых фотоформ
Текстовые -фотоформы
Фотонаборные автоматы
Технология фотонабора по упрощенным схемам
Электронный автоматизированный фотонабор
Тексто-изобразительные фотоформы
6Л. Верстка полос и монтаж фотоформ
Изготовление текстовых и изобразительных фотоформ в автоматизи-рованных системах
Факсимильная передача и прием изображений полос по каналам связи
Раздел третий. Производство печатных форм. -
Печатные формы плоской офсетной печати
Общие сведения

Изготоаление печатных форм электрофотографическим и лазерным спо-собами
Печатные формы высокой печати
Изготовление печатных форм с использованием копирования и элект-ронно-механического гравированияI
Изготовление наборно-отливных текстовых печатных форм.
Изготовление стереотипов
Печатные формы глубокой печати
Изготовление печатных форм с использованием копирования.
Изготовление печатных форм гравированием
Основы полиграфического воспроизведения многоцветных изобрази-тельных оригиналов
ЮЛ. Общие понятия о цвете и синтезе цветов
Основные процессы полиграфического воспроизведения многоцветныхизобразительных оригиналов
Особенности изготовления фотоформ и печатных форм для много-красочной печати
Раздел четвёртый. Печатное производство
Общие сведения о печатных материалах, печатном процессе и
оборудовании
Печатная бумага
Печатные краскиL
Основы печатного процесса
Печатные машины и агрегаты
Печатание с форм плоской офсетной печати
Печатные машины плоской офсетной печати
Подготовительные операции к печатанию тиража
Печатание тиража
Печатание с форм высокой печати
Печатные машины высокой печати

Печатание с форм глубокой печати
Печатные машины глубокой печати
Подготовительные операции и печатание тиража
Специальные способы печати
Основные сведения
Флексографский и трафаретный способы печати
Раздел пятый. Брошюровочно-переплетное производство.
Отделка полиграфической продукции и общие сведения о брошю-
ровочно-переплетном производстве
Отделка полиграфической продукции
Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве.
Производство брошюр и книжно-журнальных изданий в обложках
Производство изданий на операционном оборудовании
Автоматизированное поточное производство изданий в обложках. . .
Производство книг в переплетных крышках на операционном обору-довании
Изготовление й обработка книжных блоков
Изготовление и оформление переплетных крышек
Вставка блоков в переплетные крышки и завершающие операции из-готовления книги
Автоматизированное поточное производство книг в переплетных
крышках
Книги с блоками, сшитыми потетрадно нитками. .
Книги с блоками, скрепленными клеевым способом
Основные направления развития полиграфического производства
Печатная продукция и способы печати
Улучшение экологических условий полиграфического производства
Тенденции научно-технического развития полиграфии в СССР

Скачать файл

  • 25.85 МБ
  • добавлен 15.04.2010

Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2005. - 194 с.

В учебном пособии изложены основы проектирования современных полиграфических предприятий с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной техники и технологии полиграфического производства.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по с...

  • 161 КБ
  • добавлен 30.09.2011

БГТУ, Издательское дело и полиграфия, Минск 2011. - 10 с.
Указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование технологических процессов полиграфического производства»

Структура курсового проекта. Содержание основных разделов проекта. Технологические расчеты полиграфического производства.

  • 2.44 МБ
  • добавлен 08.05.2010

М.: "Книга", 1981.- 320 с.

В учебнике излагаются основные вопросы, предусмотренные программой курса "Организация полиграфического производства", утвержденной Учебно-методическим управлением по высшему образованию Мнивуза СССР.
Учебник содержит основные теоретические положения курса. В нем освещены вопросы организаци...

  • 7.83 МБ
  • добавлен 13.10.2011

М.: Книга, 1982. – 336 с.

Издание представляет собой энциклопедический справочник, в котором изложены научные основы, технологические принципы и технические средства, на которых базируются современные процессы полиграфического производства, а также представлены
сведения о способах переработки применяемых в п...

    рефераты

  • 219.5 КБ
  • добавлен 22.11.2011

Самара СГАУ преподаватель Яковлева Т.А.; Институт печати; специальность: технология и дизайн полиграфического производства; предмет: Основы производственных процессов. год.2009 стр.16

Введение
Достоинства технологии CtP
Факторы, тормозящие внедрение CtP
Оборудование CtP
Пластины для CtP
Характери...

  • 1.9 МБ
  • добавлен 22.11.2010

Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Северо-Западный институт печати
2009 г. , 80 с в файле
Кафедра технологии полиграфического производства

для специальностей:
261202 – Технология полиграфического производства
...

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати

кафедра «Технология допечатных процессов»

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Основы полиграфии»

Вариант № 26

выполнила: Румянцева Д.Т.

ФПТиТ, 2 курс, гр. ЗТ-2

шифр ПЗ-056 n

Москва

Вопрос 1. Составить возможный вариант общей схемы технологического процесса изготовления книги в обложке, содержащей штриховые однокрасочные внутриполосные изображения. Объем книги –

8 физ. п.л., тираж 300 тыс. экз., формат 70 х 108/16.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» - специализированное предприятие, выпускающее свою продукцию способом офсетной печати.

Ассортимент выпускаемой продукции: книги бесшвейного скрепления и сшитые нитками в мягкой обложке; книги сшитые нитками в переплетной крышке; брошюры и журналы накидкой и вкладкой; календари на спирали и проволоке; изопродукция (этикетки, листовые календари, открытки…). Осуществляется выпуск трудоемких, сложных в полиграфическом исполнении книг большого объема и формата, энциклопедий.

Книга состоит из 128 стр.

Усл. п.л.: 11,2

Операции

Применяемые основные

материалы и растворы

Применяемое основное

оборудование

Получение карты заказа Карта заказа, эл/материалы издательства

Эл/носитель (CD, DVD), эл/почта, FTP-сервер

Входной контроль файлов

Многопроцессорный компьютер Intel Pentium 4 540, 3200 Asus P5P800, сист. память 2048 Мб, операционная система Windows 2000Pr

Изготовление эл/спуска полос и эл/монтажа обложки
Копирование эл/монтажей на пластины и изготовление печатных форм 1.входной лоток 2.выходной конвейер 3. онлайновая проявочная машина (опция) Позитивные термальные пластины FujiFilm Brillia LH-PCE, проявитель/подкрепитель Fuji HD-P7, кондиционер для обжига BC-7, гуммирование FN-6 (готов к использованию) FN-6CWE (1:1), очиститель пластин MultiCleaner MC-E

Устройство экспонирования Avalon VLF

Печать листов (1.1) и обложки (1.2):

1.1 Подготовка фальцаппарата

Фальцаппарат печатной машины ПОК-2-84-III

Подготовка печатного аппарата Резино-тканевые пластины, щуп, печатная форма, раствор для смывки резиновых валиков и офсетной резины

Печатный аппарат

Подготовка увл. аппарата Динамометр УНИИППа (для равномерного прижима увл. валиков). Увлажняющий и подкисляющий раствор для создания PH-среды

Печатная машина

Подготовка красочного аппарата Спец. смывка для валиков красочного аппарата непосредственно в машине. Смывка дукторных и передаточных валиков происходит вручную. Щуп для установки валиков, печатная краска, сиккативы.
Подготовка бумагопроводящей системы Роль бумаги, бумажное полотно, нож для среза забитых краев и освобождения роля от амбалажа

нож для бумаги

Печатание контрольных оттисков Тиражная бумага, печатная краска, пробный оттиск, оригинал, увл. раствор

измерительная линейка, лупа

Печатание тиража Контрольный оттиск (эталон, по которому оценивают качество тиражных оттисков), печатная краска, увл. раствор, тиражная бумага
Фальцовка Тиражная бумага
Контроль качества Визуально

измерительная линейка

Запрессовка в пачки Фанера, ремни

Прессовальное устройство печатной машины

Складирование продукции на стеллаж Стеллаж, Пачки печатной продукции
Передача полуфабрикатов в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

1.2. Печать обложки Тех.карта, пробный оттиск (оригинал), калиброванный картон, тиражная бумага, печатная краска, печатная форма, увл. раствор, пасты, сиккативы, аэрозоли (по мере необходимости)

измерительная линейка, лупа,

Разрезка на экземпляры Тех.карта

Резальная машина

Senator E-Lrine-115

Передача обложки в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

Комплектовка блока подборкой

Листоподборочная машина модель 210

Выравнивание подборки по головке

Машина бесшвейного скрепления «Джет-Биндер» модель 211

Срезка и торшонирование фальцев
Удаление бумажной пыли Щетки
Заклейка корешка и боковая промазка вдоль корешка Термоклей, предварительно разогретый до 140-150°С
Биговка обложки Обложка

«Джет-Биндер»

(механизм биговального устройства, настраив. в 4 бига)

Крытье блока обложкой и формирование корешка книги Блок, обложка
Охлаждение корешка книги
Складирование привертками на стеллаж Паллеты или стеллажи
Обрезка книг в мягкой обложке с трех сторон Тех.карта

Трехножевая резальная машина «Воленберг-А43Е»,

измерительная линейка

Упаковка в пачки Коробочный картон

Упаковочная машина

Шишкин Олег Витальевич

Традиции: за каждую буковку "н" на зачете/экзамене к билету по дополнительному вопросу; исключений не будет.

Я вам сразу буду давать материал по вопросам зачета.

Литература:

1. Полянский Николай Николаевич «Основы полиграфического производства»

2. «Технологии обработки текстовой информации», Волкова Людмила Александровна

3. Кипхан «Энциклопедия по полиграфии» (огромный фолиант, ≈1200 стр. или электронный вариант в виде pdf-файлов)

(дам представление о том, какие стадии проходит информация или задумка автора книги, или мысль дизайнера до воплощения в готовом виде; ложное впечатление, что операций не так уж и много – некоторые виды изданий проходят до 100 различных операций)

13.02.06 (лекция №1)

Вопрос № 1. ПОЛИГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

Полиграфия – это размножение информации каким-либо полиграфическим способом.

Соответственно, полиграфическое производство – это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства – полиграфическая промышленность.

Печатание – это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал (в полиграфии запечатываемым материалом мы называем: бумага, картон, полимерная пленка, жесть и т.д. – т.е. то, на что переходит краска в процессе печатания; любой материал, на котором печатают).

К полиграфическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала, например, тиснение на картоне.

Остаточная деформация у обрабатываемого материала – имеется в виду, что из металла, например, делается какая-то рельефная форма, которая под большим давлением вдавливается, в итоге получается рельефное изображение, но без использования краски (тиснение).

Печатная форма – это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

Обычно печатная форма представляет собой пластину (реже цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и непечатающие элементы (пробельные).

Печатающие элементы – это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

Пробельные элементы – это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

С печатной формой все понятно. На ней всегда есть 2 элемента: печатающий и непечатающий. Практически у любой печатной формы (для разных способов печати) существует основание.

Основа и 2 типа элементов (буква "о" и то же в разрезе).

Краска в основном на печатных машинах накатывается валиком, то слой краски ляжет именно на выпирающие участки (см. рис.). Пробельные – на которые краска не попала. 

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов.

1 – допечатные процессы (процессы допечатной подготовки)

2 – печатные процессы

3 – послепечатные процессы (брошюровочно-переплетные процессы)

Вопрос №3. (№2 очень скучный) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ. ИХ ОСОБЕННОСТИ

(3 основных: высокая, плоская, глубокая)

Шпаргалка!!! Способы печати подразделяются (называются) по пространственному положению печатающих элементов. (высокую печать уже рисовал; там печатающие элементы находятся выше пробельных)

(в глубокой печати печатающие элементы углублены)

В плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости.

В первом и третьем способах разделение печатающих на пробельные элементы чисто пространственное , т.е. краска куда-то попадает и потом переходит на бумагу, а куда-то нет, т.е. попадает на печатающие.

В плоской печати (см. рис. ниже) все сложней, если взять в разрезе печатную форму плоской печати, ее основание (когда она вытаскивается из пачки; я на семинарах покажу) то можно увидеть, что она полностью покрыта специальным тончайшим слоем, который изначально очень хорошо воспринимает на себя краску (копировальный слой). Если мы валиком закатываем, то краска идеально тонким слоем ложится на этот слой (он называется "копировальный слой").

Но в процессе подготовки такой печатной формы к печати (там много этапов), но в итоге там, где должны быть пробельные элементы, этот копировальный слой разрушается разными способами, и он снимается в нужных местах (где должны быть пробельные элементы), а поскольку основание алюминиевое, то краска к нему не пристает. Тем более, что перед тем, как накатать краску сначала тонким слоем, грубо говоря, водой закатывается печатная форма; получается, что вода очень хорошо закрывает пробельные элементы, т.е. алюминиевую поверхность. Затем, когда валик с краской идет …, то краска пристает (краска на масляной основе, а масло с водой не контактирует), остается только на печатающих элементах. Это называется – плоская офсетная печать с увлажнением. С увлажнением – чтобы жирная краска не запечатывала металлическую основу. (когда вам скажут "плоская печать" вы сразу понимаете, что там речь идет о таких вещах как "форма, печатающие элементы, и т.д.") К каждому из этих способов применим такой термин как "офсетная печать".

Офсетная печать – подразумевает опосредствованный перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал с помощью промежуточной поверхности, т.е. практически каждый, особенно №1 и №2 (глубокая – реже). А если вы слышите "плоская офсетная печать с увлажнением", то сразу понимаете, что печатная машина имеет такие вещи как: формный, офсетный и печатающий цилиндры.

(перед тем как нанести краску на печатающий элемент, увлажняют пробельные)

Печатный аппарат машины плоской офсетной печати в разрезе (см. рис)

Формный цилиндр – (называется так, потому что на него крепится наша форма);

Офсетный цилиндр – (потому что его резиновая оболочка, которая берет на себя краску и переносит на бумагу?)

Печатный цилиндр (служит для того, чтобы создать давление, потому что краска переходит на запечатываемый материал только под определенным давлением)

Глубокая печать

Металлический цилиндр, на котором резцом выгравирован рисунок (утрированно). Цилиндр в разрезе:

Он погружен в емкость с жидкой краской, и вращаясь забирает краску в эти ячейки, т.е. печатающие элементы. Потом, здесь есть такой очень гибкий, и очень тонкий нож, который остатки краски с поверхности снимает и они опять стекают в емкость. А на выходе краска остается только лишь в этих ячейках, т.е. в печатающих элементах. Подается запечатываемый материал и печатный цилиндр металлический, который …… прижимает очень сильно бумагу к поверхности этого печатного цилиндра и под давлением за счет того, что у бумаги …-водородные связи, краска переходит ……на бумагу.

Высокая печать

Печатные формы высокой печати имеют пространственное разделение печатающих и пробельных элементов: рельефные печатающие элементы находятся в одной плоскости, а пробельные углублены на различную величину в зависимости от их площади (чем больше площадь пробела , тем глубже пробельный элемент).

Т.к. поверхности всех печатающих элементов расположены в одной плоскости, то в процессе печатания они покрываются равномерным по толщине красочным слоем. В результате чего на всех участках оттиска толщина красочного слоя получается практически одинаковой.

высокая печать (лак, реактивы, кислоты)

Плоская печать:

На печатных формах плоской печати печатающие и пробельные элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства. Печатающие называются – олеофильные, а пробельные – олеофобные или гидрофильные. (у краски масляная основа, поэтому от лат. олео)

Печатающий элемент притягивает краску, а алюминиевая основа она очень хорошо притягивает воду, которая не дает краске закатывать пробельные элементы краски. (см. рис. ниже)

Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала происходит увлажнение печатной формы определенным водным раствором (увлажняющий раствор), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска, которая прилипает только к олеофильным печатающим элементам.

Толщина красочного слоя также одинакова, и на печатной форме и на оттиске.

Глубокая печать:

Формы глубокой печати имеют также пространственное разделение пробельных и печатающих элементов. Печатающие элементы углублены на различную или одинаковую величину. Это зависит от способа изготовления этих самых «ячеек». Существует много способов и некоторые позволяют глубину ячеек варьировать, соответственно толщина красочного слоя именно в конкретной ячейке может регулироваться.

Печатные элементы представляют собой (независимо от характера изображения) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками – пробелами. Эти пробельные элементы возвышены и находятся на одном уровне. Печатная форма в основном изготавливается на цилиндре.

Маловязкая краска наносится на всю поверхность вращающейся формы, специальный нож (ракель; ракельный нож или ракельное лезвие) удаляет (избыток краски) краску с пробельных и ее избыток с печатающих элементов. Таким образом краска остается только в ячейках.

Толщина красочного слоя может меняться (это зависит от глубины ячеек).

Глубокая печать используется в основном для выпуска иллюстрированных многотиражных журналов, т.к. печатные формы глубокой печати выдерживают многомиллионные тиражи, но в то же время очень дорогие в использовании (очень дорого производство самих этих печатных форм, очень дорогие сами печатные машины, потому что печатная форма может весить сотни килограммов – такой цельнометаллический огромного размера цилиндр, выгравированный, специальное устройство по гравировки ячеечек – всё это очень дорого, поэтому только за счет огромных тиражей они получают прибыль, иначе нерентабельно)

Плоская офсетная печать – применяется для выпуска самой разнообразной одно- и многокрасочной печатной продукции, содержащей не только иллюстрации, но и текст.

Высокая печать с металлических форм как бы вытесняется офсетной печатью, но встречается в районных типографиях

Высокая печать с полимерных форм (флексографская) – очень популярна при выпуске этикетки и упаковки. Особенность флексографской печати в том, что из-за того, что эта форма упругая, мягкая, и когда под давлением соприкасается с запечатываемым материалом, таким как пленка тонкая, в которую мороженое оборачивают, или при печати на жести, то ни сама форма не портится , ни запечатываемый материал, который очень хрупкий, он тоже не рвется и не портится.

20.02.06 (Практические занятия №№1,2)

Вопрос №4. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Литературный источник: Л.А. Волкова «Технология обработки текстовой информации», с. 78

Любая печатная продукция полиграфическая, которую вы видите повседневно вокруг себя, однозначно относится к одной из восьми категорий, ее можно как-то классифицировать. Любая полиграфическая продукция содержит два вида информации, это: текстовая и графическая. Т.е. всю информацию можно поделить на эти два признака. Соответственно иллюстрированная книга содержит и текстовую и графическую информацию.

Текст бывает 4 видов по сложности набора: сначала, прежде чем отдать в типографию в печать надо подготовить электронный оригинал-макет издания. И, соответственно, существует профессия наборщика, который сидит, начинает набирать весь этот текст.

Текст делится на 4 группы по сложности набора:

(1) Просто текст

(2) текст, с добавлением иностранных слов

(3) текст с формулами

(4) текст смешанный, где и формулы и таблицы, и т.д. (например, словари: слово, транскрипция, перевод на русский).

Соответственно, набор этих текстов по-разному оплачивается.

Виды печатных изданий

1. Книжные издания

a. Брошюры (до 48 полос)

b. Книги (издания, содержащие от 48 страниц и более)

(различия между "полосой" и "страницей" нет; специалисты называют "полоса", обыватели "страница")

В свою очередь книжные издания классифицируются по:

– сложности набора,

– жанру,

– цвет и количество иллюстраций,

– тиражу,

– объему,

– назначению (тем, для кого предназначено, т.е. по читательской категории).

К книжным изданиям также относятся и журналы, которые также делятся на несколько категорий в зависимости от тематики. Важное отличие журналов в том, что они переплетаются в обложку. Обложкой считается мягкий материал чуть толще, чем бумага блока, а книги в свою очередь переплетаются в переплетные крышки, которые имеют сложное строение и сложны в изготовлении (требуется большое количество операций и специальное сложное оборудование).

2. Газеты – официальные издания, содержащие актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, а также рекламу. Особенность газетного производства – мобильность производства, предельно короткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающее издательство или редакция. Газеты как и журналы , также характеризуются периодичностью выхода в свет.

3. Календарь – справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года, с обозначением воскресных и праздничных дней и памятных дат. Бывают настенные, настольные, перекидные, отрывные, календарь-численник, лунный календарь и т.д.

4. Альбомы – подразделяются на три подгруппы, в зависимости от характера иллюстраций:

a. Альбомы по искусству – содержат репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных сооружений и т.д

b. Фотоальбомы – бывают видовые, репортажно-публицистические, исторические и т.д.

c. Научно-технические альбомы – производственные, научные, учебные альбомы, в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики и т.д.

Красочность иллюстраций может быть от 1 до 6. Их особенность – часто альбомы оформляются в переплет, иногда в суперобложку (дополнительный красивый блестящий листик красочный, которым оборачивается переплетная крышка) с использованием дополнительной отделки, или в футляр.

5. Репродукции – оттиски произведений живописи, графики, эстампа (авторского оттиска), художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом (пример: репродукции картин, фотографий и т.д.)

Особенность – выпускают репродукции отдельными листами или комплектами. Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требуют брошюровочно-переплетных работ, но часто использующие приемы дополнительной отделки. Брошюровочно-переплетных работ репродукции почти не требуют, за исключением обрезки со всех сторон (чтоб ровненькие края были). Но репродукции часто используют прием дополнительной отделки, которые тоже относятся к брошюровочно- переплетным процессам (их еще называют послепечатными процессами). Дополнительная отделка – это своего рода облагораживание печатной продукции, чтобы сделать ее привлекательной для потребителя. Т.е. это выборочное лакирование, высечка, вырубка, (посыпают блестящими штучками на открытках), тиснение, сапфирит?; очень выгодно смотрится, когда репродукцию картины делают таким образом, тиснение напоминает фактуру холста и мазки красок – получается очень достоверное изображение.

Процесс производства полиграфической продукции (их на 3 больших этапа можно разделить – допечатный, печатный и брошюровочно-переплетный процессы).

Идея автора ==> Учебник: как же он изготавливается (схема в обратном порядке) ==> переплетная крышка была отдельна приклеена к книжному блоку = приклейка; книжный блок хорошо обрезан = обрез; блок сшит потетрадно = шитье; тетрадки были произведены = изготовление тетрадей – эти все операции относятся к брошюровочно-переплетному процессу ==> были изготовлены тетради, содержащие текст, иллюстрации, т.е. они были отпечатаны на печатной машине, поэтому у нас еще один процесс большой: печатные процессы ==> прежде чем напечатать, печатная машина не может печатать без печатных форм – печатная форма, чтобы переносить краску на бумагу ; чтобы изготовить печатную форму огромное количество отдельных операций требуется – формные процессы, они тоже относятся к допечатным ==> чтобы мы получили каким-то образом печатные формы, мы должны сначала сделать набор текста, нарисовать иллюстрации, сверстать их на компьютерной станции верстки, поэтому у нас еще есть = допечатные процессы, куда входит верстка текста и изображений, обработка текста, включая набор, правку, и т.д.

Верстка – окончательное расположение на экране компьютера на полосе и текста и иллюстраций

6. Открытки – относятся к листовой, часто высокохудожественной, цветной продукции. Открытки в основном бывают: двухполосные и четырехполосные. Здесь также используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки (ламинирование), тиснение, высечка, припрессовка линзового растра (при изменении угла зрения появляются разные картинки – создается эффект объема) и т.п.

7. Акциденция – (от англ. accident – случайный) это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно. Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. (например, у издательства есть план в этом месяце выпустить 15 учебников, но печатная машина напечатает с определенным размером бумаги, а формат издания умещается таким образом, что остается с краю место; тут приходит заказ на визитки – отлично, по размеру можем положить визитки; и параллельно с плановым тиражом могут чуть-чуть внеплановое напечатать; или вообще обставить так, что не успевают напечатать учебник вовремя, и заниматься только визитками). Акциденция бывает нескольких видов:

a. Издательская – все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки, концовки, проспекты, буклеты и т.д. Специфика издательской акциденции в том, что оформление оригинала, их набор и печать производятся отдельно от основной части издания , часто с других печатных форм и другим способом

(подготовили к выпуску книгу, но специфика производства книги заключается в том, что на 1 лист помещается в зависимости от формата машины и ширины бумаги количество полос кратное 16; допустим, автор принес текста не на 32, а на 30 – 2 лишние (незанятые), они будут пустыми; издательство подготовило, там, фото автора на титул, сам титул художники оформили, редакция/издательство написали вступление, художники нарисовали иллюстрации, и т.д. = получилось не 32, а, допустим 44 полосы; 32 + 16 = 48, а у нас 44 – итого 4 полосы лишние = их нужно заполнить: рекламные объявления о грядущих выпусках издательства, новых томах какого-то произведения, новых работах автора и т.п.; всё это, пока идет печать основного книжного блока, параллельно – иллюстрации красочные отдельно печатаются, потом при конечном сборе книги они вклеиваются, и т.д. = это издательская акциденция)

b. Акциденция малых форм – бланки, программы, пригласительные билеты, визитные карточки, и т.д. и т.п.

c. Афишно-плакатная акциденция (листовая) – афиши, плакаты, объявления, которые предназначены для расклейки на афишных витринах или стендах.

8. Специальные виды печатных изданий – они называются так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии, например, денежные купюры,

(огромное количество специальных технологий используется при производства: специальное приготовление бумаги – специальная бумага с несколькими уровнями защиты: вкрапление волокон, видимых в ультрафиолетовом свете, металлическая полоска, которая тоже специальным образом внедряется в бумагу, специальная краска, меняющая цвет под различными углами зрения, микрошрифт, где высота букв может десятые доли миллиметра занимать, и т.п.)

дипломы, водительские документы, документы.

Специальные виды печатных изданий названы так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии. К ним относятся: ценные бумаги, нотные издания, обои, этикетки и упаковки, стерео и варио издания (это как раз вариант, когда при различных углах зрения картинка меняется), издания для слепых, тетради, блокноты и т.д., (скорее всего и почтовые марки (покрыты клеящим веществом с обратной стороны, перфорирование, мелкое и качественное изображение).

Листовая продукция подразумевает отсутствие каких-либо послепечатных операций , кроме обрезки (кол-во зависит от формата бумаги печатной машины)

(издательство отличается от типографии четким планом выпуска изданий, + есть редактор)

Три этапа:

I. Допечатный

a. Набор текста

b. Сбор иллюстраций

c. Верстка

d. Формные процессы (напр. Вывод пленок)

II. Печать

III. Переплетно-брошюровочный

a. Приклейка блока к переплетной крышке

b. Обрез блока

d. Изготовление тетрадей

e. Дополнительная отделка

Дополнительная отделка – своего рода облагораживание печатной продукции (лакирование, тиснение и т.п.). Выгодно смотрится тиснение под фактуру (холста или мазков краски).

Линзовый растр – изменение картинки или создание эффекта объема при разных углах взгляда на картинку.

Издательство (определение 1991 года, сейчас оно по-другому будет звучать) – это хозрасчетные самостоятельные организации, выполняющие литературно-художественные, идеологические, а также организационно-производственные и хозяйственные функции. (в чем отличие:) Издательства разрабатывают тематические планы выпуска издательской продукции, заказывают авторам создание авторских текстовых оригиналов (рукописей изданий), рецензируют, оценивают и редактируют их, изготавливают издательские оригиналы, осуществляют художественно-техническое оформление изданий и подготавливают их к полиграфическому размножению, устанавливают объем и тираж изданий (у них нет своих производственных баз; отдельно типографии они только печатают, у них нет издательства; а когда у издательства есть свой печатный цех, то это называется полиграфическо-издательский комплекс или издательско-полиграфический комплекс)

Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра полиграфических производств ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Программа , методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения Минск 2012

УДК 655.2/.3.02(075.4)
ББК я О Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издатель- ским советом университета Рецензент кандидат технических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий Белорусского государственного технологического университета О В Токарь По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2012 год. Поз. 196. Для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения.

УО Белорусский государственный технологический университет, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина Основы полиграфического производства призвана дать студентам общее взаимосвязанное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, применяемом оборудовании, полиграфической технологии. Задачами дисциплины являются определение основных понятий о полиграфическом производстве рассмотрение основных видов и способов печати и их применение изучение систем и единиц измерения печатной продукции раскрытие содержания и сущности допечатных процессов рассмотрение классификации издательской продукции и оригиналов для полиграфического воспроизведения освоение основных принципов полиграфического воспроизведения многоцветных изобразительных оригиналов изучение общих сведений о печатных материалах раскрытие содержания и сущности печатных процессов как центрального звена полиграфического производства рассмотрение брошюровочно-переплетных процессов изготовления брошюр, книги журналов. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Основы полиграфического производства определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени. Студент должен
знать :

характеристику и конструкцию издательской продукции особенности полиграфического воспроизведения издательских штриховых и тоновых оригиналов основные технологические процессы изготовления издательской продукции и применяемое оборудование типографскую систему измерений, систему измерения форматов бумаги и печатной продукции особенности реального многокрасочного репродуцирования методику выбора технологических схем производства книг, журналов, брошюр и листовых изданий в зависимости от конкретных условий основные принципы воспроизведения оригиналов

4
уметь :

использовать технические средства для идентификации основных способов печати применять методы укрупненного расчета объема и других показателей книжных и журнальных изданий изготавливать отдельные элементы издательской продукции описывать полиграфическую технологию по характерным признакам издательской продукции. Студенты заочного факультета изучают дисциплину Основы полиграфического производства в основном самостоятельно. Всего по дисциплине запланировано 160 часов, из которых 20 - аудиторные
(14 часов лекций и 6 часов практических занятий. В м семестре предусмотрено выполнение контрольной работы. Контроль знаний студентов осуществляется при защите контрольной работы и на экзамене. Программа дисциплины приведена вначале данного пособия. Список рекомендуемой литературы - в конце. Для выполнения контрольной работы можно использовать и другие печатные и электронные издания. В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы , который включает вселите- ратурные источники в порядке появления ссылок на них в тексте пояснительной записки. В качестве источника информации нельзя приводить рукописный конспект лекций по соответствующей дисциплине. В контрольной работе допускаются ссылки на документы и информацию, размещенные на официальных Интернет-сайтах государственных органов управления Республики Беларусь и других стран, региональных и международных организаций и их подразделений, предприятий, периодических изданий. При этом в списке использованной литературы необходимо привести подробный электронный адрес (URL) этого документа или информации. Примеры библиографического описания литературных источников приведены в приложении согласно ГОСТ 7.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
(СИБИД). Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с указаниями этого приложения. На все источники, приведенные в списке литературы, в тексте пояснительной записки обязательно должны быть даны ссылки.

В ссылке указывается порядковый номер источника по списку использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, и далее, при необходимости, через пробел может быть приведен номер таблицы, на которой располагается приводимая информация. Например, расчет проводится по С. 28. Вариант для каждой контрольной работы выдается студенту преподавателем вовремя установочных сессий. Работа, выполненная не в соответствии с вариантом или неверно оформленная, возвращается студенту без рецензирования. Работа не будет зачтена, если в ней будут существенные недостатки. Исправления следует вносить в тот же экземпляр работы. Работа может быть допущена с замечаниями. В этом случае необходимо устранить все недочеты к защите контрольной работы. Повторно высылать такую работу не требуется.

6
1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Раздел 1. Общие сведения о полиграфии и продукции полиграфического производства Введение Предмет и содержание дисциплины Основы полиграфического производства. Определения важнейших печатно-технических терминов. Классификация основных видов и способов печати. Общие сведения о производственном процессе полиграфического производства Основные понятия о полиграфическом производстве. Классификация производственных процессов. Основные этапы комплексного полиграфического процесса. Единицы измерения, используемые при выпуске изданий Системы измерений в полиграфической промышленности. Измерение форматов бумаги и печатной продукции. Измерение объема печатной продукции. Виды полиграфической продукции и их классификация Классификация продукции полиграфического производства в зависимости от назначения. Классификация издательской продукции. Основные элементы полиграфической продукции Основные элементы книги. Конструкция книг в переплетной крышке. Особенности конструкции книг в обложках, брошюр и журналов, газет и листовых изданий. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов Виды оригиналов. Воспроизведение штриховых и тоновых черно- белых оригиналов. Общие сведения о цвете и синтезе цветов. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов.

Раздел 2. Основы допечатных процессов Технология изготовления фотоформ Классификация фотоформ. Принципы изготовления фотоформ с использованием фотонаборного автомата по технологии Компьютер фотоформа» (Computer – to – Film). Изготовление составной монтажной фотоформы. Изготовление печатных форм Основы копировального процесса в производстве печатных форм. Способы изготовления печатных форм. Изготовление печатных форм офсетной печати. Технология изготовления печатных форм Компьютер печатная форма (Computer – to – Plate). Раздел 3. Основы технологии печатных процессов Основы печатного процесса Общие сведения о печатных материалах. Обобщенная технологическая схема печатного процесса. Получение оттиска в основных видах печати. Давление печати. Закрепление печатной краски на оттиске. Точность воспроизведения изображения в печатном процессе. Общие сведения о печатных машинах Общие сведения о построении печатных машин. Основные устройства печатных машин. Классификация печатных машин. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати. Раздел 4. Основы технологии
брошюровочно‐переплетных процессов Общие сведения о брошюровочно‐переплетном производстве Основные понятия и определения. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке. Изготовление тетрадей Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов. Варианты фальцовки и их применение. Механизированная фальцовка листов. Прессование тетрадей. Присоединение к тетрадям дополнительных элементов.

8 Изготовление книжного блока
Комплектовка блоков. Способы скрепления изданий и блоков. Обработка книжных блоков для изданий в переплетных крышках. Изготовление обложек и переплетных крышек Типы, конструкция, оформление и области применения обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложек и переплетных крышек. Переплетные материалы и требования к ним. Раскрой обложечных и переплетных материалов. Изготовление обложек и сборка переплетных крышек. Завершающие операции изготовления книги Способы соединения блоков с обложкой. Вставка блоков в крышки. Прессование и сушка изданий. Штриховка книг. Отделка полиграфической продукции Способы отделки печатной продукции и области их применения. Нанесение покрытий на оттиски. Имитация металлических покрытий на оттисках. Механические способы отделки оттисков. Раздел 5. Общая характеристика способов печати Специальные способы печати с использованием печатных форм Разновидности специальных способов печати. Общие сведения о трафаретной печати. Технология Компьютер – печатная машина
(Computer – to – Press). Общие сведения о флексографской печати. Общие сведения о тампонной печати. Бесконтактные способы печати Обзор бесконтактных технологий печати. Электрофотография. Струйная печать. Представление о цифровой печати. Примерная тематика практических занятий Расчет параметров книжно-журнальных изданий. Изготовление изданий в обложках. Изготовление книжных изданий в переплетной крышке.

9
2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа предназначена для изучения и более глубокого усвоения теоретических сведений по дисциплине Основы полиграфического производства студентами заочной формы обучения. Контрольная работа включает 5 заданий. В первом задании следует изложить теоретические сведения по указанному вопросу , используя рекомендуемый список литературы. Во втором задании контрольной работы студент должен привести технологическую схему изготовления книжного или журнального издания в обложке по указанной технологии вывода изображений. Для этого необходимо подобрать образец издания, технические условия которого соответствуют условиям, указанным в контрольной работе. В третьем задании необходимо составить пооперационную карту брошюровочно-переплетных процессов изготовления книги в переплетной крышке. Для выполнения задания следует подобрать образец издания. В четвертом задании требуется рассчитать необходимое количество бумаги и краски для печатания книжного издания в одну или несколько красок. В пятом задании следует определить расход обложечной бумаги для изготовления издания в обложке.

10
3. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 1, ВОПРОСЫ И ПЛАН ОТВЕТА
3.1. Указания по выполнению задания 1 Перед выполнением первого задания контрольной работы необходимо ознакомиться с предложенным планом ответа. План содержит краткие теоретические сведения и основные определения (название понятия выделено полужирным курсивным начертанием, которые можно вставить в текст ответа без изменений. Любой вопрос содержит один или несколько списков, где перечислены понятия, каждое из которых необходимо рассмотреть подробнее (если нет дополнительных указаний. Дополнительные указания приведены курсивным начертанием, учет их обязателен. Порядок изложения отдельных положений в ответе может отличаться от предложенной схемы, но их состав и степень детализации должны соответствовать методическим указаниям. Существенные недостатки, при наличии которых работа не может быть допущена к защите изложение теоретических вопросов не в соответствии с планом ответа (недостаточно полно раскрыт вопросили наоборот много лишней информации отсутствие списка использованных источников отсутствие ссылок на литературные источники в тексте ответа несоответствие текста ответа и указанного источника грубые ошибки в расчетах.
3.2. Вопросы и план ответа Классификация издательской продукции полиграфического производства Издательская продукция является основной продукцией полиграфических предприятий. Ее можно классифицировать последующим признакам по материальной конструкции знаковой природе информации содержанию информации и целевому назначению тиражу периодичности.

Книжные и журнальные издания делят по возрастной категории читателя сроку и интенсивности использования формату и объему издания. Отдельно рассмотреть различную листовую продукцию раскрыть понятие «акциденция ».
2.
Классификация производственных процессов Производственные процессы можно классифицировать в зависимости от их роли в изготовлении продукции , от степени сложности организации производства и степени технического оснащения. Пороли в изготовлении продукции производственные процессы делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие. По сложности организации производства производственные процессы делятся на простые и сложные. По степени технического оснащения различают ручные, машинно- ручные, машинные, автоматические и аппаратурные процессы. Рассмотреть каждый производственный процесс и привести примеры использования в полиграфии.
3.
Классификация текстовых оригиналов для полиграфического воспроизведения Оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, предназначенный для воспроизведения его в полиграфии. Оригиналы делятся на авторские и издательские. Авторский оригинал - это текстовой и/или изобразительный материал, подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторские текстовые оригиналы в зависимости от исполнения делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на персональных ЭВМ рукописные. Издательский оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и подготовленный к сдаче на полиграфическое предприятие для изготовления печатной формы.

12 Издательские текстовые оригиналы в зависимости от характера их обработки в издательстве делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов
5)
репродуцируемые оригинал-макеты; рукописные. Рассмотреть что представляет собой авторский машинописный оригинал авторский лист учетно-издательский лист Привести требования предъявляемые к печатным оригиналам для переиздания без изменений и с изменениями Указать какие оригиналы относятся к авторским рукописным. Дать определение и назначение репродуци-
руемого оригинал-макета . Привести основные требования полиграфического воспроизведения текста.
4.
Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем включает следующие операции подготовку авторского оригинала рецензирование текста редактирование текста разметку оригинала ввод в компьютер текстовой информации обработку текста получение распечатки текста для корректуры корректуру текста распечатку для сверки сверку. Обобщенную схему подготовки текстовой информации представить в виде технологической схемы определение технологической схемы приведено в указаниях к заданию 2). Дать определение каждой операции и привести ее назначение Более подробно рассмотреть операции корректуры.
5.
Классификация изобразительных оригиналов для полиграфического воспроизведения В качестве авторских изобразительных оригиналов могут быть представлены

13 полутоновые рисунки и фотографические снимки все виды чертежей, их фотокопии и ксерокопии, штриховые наброски и эскизы полутоновые иллюстрации, вырезанные из книги журналов могут быть представлены автором в исключительных случаях рукописные , машинописные и типографские тексты или их фоторепродукции, а также распечатки негативы штриховых и полутоновых одноцветных изображений с приложением черно-белых контрольных фотоотпечатков с них цветные диапозитивы (слайды. По способу изготовления оригиналы разделяют
– нарисованные изготовленные фотографическим способом
– печатные оттиски. В зависимости от цвета изображения все оригиналы делятся на две группы
1) одноцветные
2) многоцветные, выполненные в несколько цветов (привести примеры. По типу подложки оригиналы могут быть
– прозрачные (на фотопленке, кальке и т. д
– непрозрачные (на бумаге, картоне и др. По структуре изображения оригиналы могут быть штриховыми синонимы - двухградационный, бинарный, полутоновыми синоним тоновый) и смешанными. Дать определения штрихового полутонового оригиналов и привести их характеристику Рассмотреть параметры изображения оптическую плотность яркость и т д. Дать определение градации. Привести принцип образования промежуточных градаций в высокой и плоской офсетной печати Указать основную задачу полиграфического воспроизведения изобразительных оригиналов Привести требования предъявляемые к изобразительным оригиналам. Способы растрирования
Растрирование - преобразование полутоновых изображений в микроштриховые с помощью растра или электронных устройств. Согласно ОСТ 29.41–96, различают следующие виды растрирования: проекционное (рассмотреть строение проекционного растра,
привести определение аналоговых растровых точек контактное (привести определение контактного растра электронное.

14 В настоящее время используется электронное растрирование, т. кв лазерных принтерах, ФНА и формовыводных устройствах изображение создается лазерным лучом. В результате эти устройства создают микроточки фиксированного размера. Изображение на оттиске представляет собой решетку , состоящую из растровых ячеек. Одна растровая ячейка воспроизводит одну градацию определенного цвета краски в зависимости от числа микрото- чек, составляющих эту растровую ячейку. Заполнение растровой ячейки может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространены два из них