Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование? Целью трансфертного ценообразования является

Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.

Что собой представляет трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:

  • Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
  • Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
  • Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.

Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.

Регулирование трансфертных цен

Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:

  • Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
  • Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.

В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори .

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы трансфертного ценообразования

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Источники получения сведений

ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

  • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
  • Таможенная статистика.
  • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
  • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
  • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
  • Финансовая и статистическая отчетность.
  • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

Основные задачи управления трансфертным ценообразованием

Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

  • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
  • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
  • Контроль над соблюдением закона страны.
  • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
  • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
  • Информирование предприятий о нововведениях.
  • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

Необходимые документы

Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:

  • Деятельность участников сделок, которые контролируются.
  • Перечень участников операций.
  • Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
  • Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
  • Разъяснение выбора способа формирования цены.
  • Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
  • Данные о доходах и расходах по операции.
  • Данные о проведенных корректировках размера налога.

Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.

ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.

Отчетность

Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:

  • Предмет операции.
  • Информацию об участниках сделки.
  • Данные о доходах, возникших в результате операции.

Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.

ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

Цена является основой при определении налоговой базы на доход. Независимые участники рынка (контрагенты) находятся на определенном расстоянии друг от друга (на расстоянии вытянутой руки) и заключают между собой сделки по ценам, сформированным под влиянием рынка. В этом состоит суть принципа «вытянутой руки».

Налоговая база по доходам таких участников формируется исходя из рыночных цен. В отличие от независимых контрагентов аффилированные участники рынка (взаимозависимые компании) «идут рука об руку», т.е. имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).

Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях.

Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен.

Налоговое законодательство РФ не содержит таких понятий как «трансфертная цена» «трансфертное ценообразование» или ТЦО, тем не менее, эти термины широко применяются на практике. Так, на сайте ФНС говорится, что трансфертное ценообразование это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов путем перераспределения общей прибыли группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Рассчитать стоимость

Российские правила ТЦО

Российские правила ТЦО, предусматривающие полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами вступили в силу с 01.01.2012 года, когда НК РФ был дополнен разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Соглашение о ценообразовании» (Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ). С тех пор этот раздел постоянно совершенствуется, так с 1 января 2018 года он дополнен новыми нормами о международных группах компаний и документацией по ним - условиями и правилами формирования так называемой «трехуровневой документацией по ТЦО».

Базовые принципы и правила, закрепленные в указанном разделе НК РФ, заимствованы из международного права, регулирующего вопросы трансфертного ценообразования, в частности руководства ОЭСР "О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых органов", в основе которых лежит упомянутый выше принцип «вытянутой руки» .

Налоговый контроль трансфертных цен со стороны ФНС допустим только в отношении контролируемых сделок и приравненных к ним сделок. Проверка трансфертных цен на соответствие рыночным ценам - самостоятельный вид налогового контроля и не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Правила ТЦО требуют, чтобы цены, применяемые взаимозависимыми лицами в контролируемых сделках, соответствовали уровню цен, применяемых независимыми лицами в отношении сопоставимых сделок.

Согласно п. 2 ст. 105.5 НК РФ сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

Тестирование трансфертных цен на соответствие рыночным ценам строится так. Проводится анализ контролируемой сделки по ее предмету, функциям и принимаемым рискам сторон сделки. Затем определяется метод обоснования рыночной цены с учетом выявленных особенностей контролируемой сделки. С использованием выбранного метода расчета рыночной цены определяется доход по сделке исходя из рыночных цен и сравнивается с фактическим доходом сторон по этой сделке.

По результатам сопоставления трансфертных цен с рыночными ценами ФНС проверяет полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

  1. налога на прибыль организаций, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний;
  2. НДФЛ, уплачиваемого в индивидуальными предпринимателями и иными лицами обязанными отчитываться по НДФЛ согласно ст. 227 НК РФ;
  3. НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых);
  4. НДС, если одной из сторон сделки является организация или ИП неплательщики НДС.

В случае выявления занижения сумм указанных выше налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль» ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п.5 ст. 105.3 НК РФ).

Методы расчета трансфертных цен

ФНС при проведении налогового контроля за трансфертными ценами обязана применять следующие методы:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным при реализации товаров, работ, услуг);
  2. метод цены последующей реализации (является приоритетным, если товар передается без переработки другому лицу);
  3. затратный метод (сравнивается с рыночной валовая рентабельность затрат продавца, применяется при невозможности использования первых двух методов);
  4. метод сопоставимой рентабельности (сравнивается операционная рентабельность стороны сделки с рыночным уровнем операционной рентабельности в сопоставимых сделках, применяется при невозможности использования предыдущих методов);
  5. метод распределения прибыли (перераспределяется прибыль, полученная участниками сделки так, как она распределяется между независимыми сторонами, применяется преимущественно в случаях, когда сторона сделки владеет НМА, влияющим на рентабельность и при невозможности применения иных методов).

НК РФ допускает использование комбинации двух и более методов расчета трансфертных цен.

Если перечисленные методы, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, установленной независимой оценкой в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

Под разовой сделкой НК РФ понимает сделку, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ

Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами.

Рассчитать стоимость

Ключевыми понятиями российских правил ТЦО являются контролируемые сделки и взаимозависимые лица .

Взаимозависимые лица

Для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на результаты сделок между ними и соответственно влияют на экономические результаты их деятельности, в том числе и на размер налоговых обязательств.

В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи взаимозависимости лиц (как юридических, так и физических лиц). Формальных признаков взаимозависимости 11. Они основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, полномочий по назначению управляющих органов (директоров, правления и т.п.), служебной подчиненности (руководитель - работник), родственных отношений. Полный перечень признаков взаимозависимости лиц с примерами приведен в таблице «Критерии взаимозависимости для целей ТЦО»:

Критерии взаимозависимости для целей ТЦО (ст. 105.1 НК РФ)

Прямое или косвенное участие с долей более 25% (пп.1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия ООО ВЕСНА в ООО ЛЕТО — 30%. ООО ВЕСНА и ООО ЛЕТО взаимозависимые лица. Прямое или косвенное участие одного и того же лица в каждой из организаций с долей более 25 (пп.3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%, в ООО ВЫМПЕЛ 28%. ООО ФЛАГ и ООО ВЫМПЕЛ — взаимозависимые лица. Директор или не менее 50% Правления (Совета директоров и т.п.) назначены по решению одного и того же лица (пп.5 п.2 ст. 105.1 НК РФ) Учредитель ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ Сидоров назначил директором ФАКЕЛА Пронина А.А., директором ПЛАМЯ Дробышева И.Н. ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ — взаимозависимые лица. Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)Братья: Иванов П.П. Иванов В.П и Иванов А.П одновременно входят в Правление ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. Всего в Правлении 5 человек. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА — взаимозависимые лица. Полномочия исполнительного органа (Директора и т.п.) осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Петров П.П. является одновременно директором ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА взаимозависимые лица. Физическое лицо прямо или косвенно участвует в организации долей более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%. Петров и ООО ФЛАГ взаимозависимые лица Организация и лицо (в том числе физическое) имеет полномочия по назначению (избранию) директора (не менее 50% Правления, Совета директоров и т.п.) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). ООО САЛЮТ имеет полномочия по назначению директора в ООО ФЕЙВЕРК. ООО САЛЮТ и ООО ФЕЙВЕРК взаимозависимые лица. Лицо (физическое и юридическое) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Рыбалко Ф.В. назначен директором ООО НЕВОД. Рыбалко и НЕВОД взаимозависимые лица. Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп.9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) ООО А владеет 80% долей ООО Б, ООО Б владеет 70% ООО В. Организации А, Б, В взаимозависимые. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Директор и главный бухгалтер Физическое лицо, его супруг (супруга), родители, дети, братья и сестры, опекун, попечитель, подопечный (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Отец и сын, муж и жена и т.п.
Взаимозависимость между Критерий взаимозависимости Пример
Организациями
Организацией и физическим лицом
Организацией и лицом (в т. ч. физическим)
Организациями и (или) физическими лицами
Физическими лицами

Закон не исчерпывает возможность признания сторон сделки взаимозависимыми лицами исключительно приведенным в НК РФ перечнем. При наличии признаков влияния на экономическую деятельность друг друга суд может признать лица взаимозависимыми и без формальных признаков участия (контроля) (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Кроме того, на основании п. 6 ст. 105.1 НК РФ участники сделки могут самостоятельно признать себя взаимозависимыми.

Что такое контролируемые сделки?

Контролируемые сделки - это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:

  • Сделки с участием посредников
    (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимиты по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми в НК РФ не установлены, т.е. контролируемой является любая сделка такого типа, независимо от суммы.
  • Внешнеторговые сделки товарами мировой биржевой торговли.
    К этой группе отнесены товары с кодами ТНВЭД, перечень кодов утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ". Лимит по величине доходов за календарный год с одним лицом для признания таких сделок контролируемыми – 60 млн. руб.
  • Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне.
    Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов с одним лицом также составляет 60 млн. руб. за календарный год. С 1 января 2018 года действует новая редакция приказа N 108н - из списка офшоров исключена одна из территорий КНР - "Специальный административный район Гонконг (Сянган)".

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ

Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами.

Рассчитать стоимость

Случаи контролируемых сделок между российскими взаимозависимыми лицами:

  • сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, предмет сделки - добытое полезное ископаемое, являющееся объектом налогообложения НДПИ у этой стороны сделки, сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, суммовой лимит доходов за календарный год 100 млн. руб.
  • одна из сторон сделки: или освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, организация на УСН), или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта "Сколково", или является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), или участником свободной экономической зоны (СЭЗ), или участником регионального инвестиционного проекта (РИП), или налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или является исследовательским корпоративным центром по проекту "Сколково", применяющий освобождение по НДС. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. С 1 января 2018 года для признания сделки контролируемой появилось еще одно основание применение в течение налогового периода хотя бы одной из сторон сделки инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статье 286.1 НК РФ, суммовой лимит по этому основанию также 60 млн. рублей.

Сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которой не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам. Например, сделка дочерней российской организации с иностранной материнской компанией подлежит налоговому контролю независимо от суммы этой сделки, в том числе безвозмездной.

Исключения из правил о контролируемых сделках

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия - участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами".
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Уведомление о контролируемой сделке и документация по ТЦО

По контролируемым сделкам, совершенным в течение календарного года налогоплательщик обязан представить в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором эти сделки состоялись. Уведомление по контролируемой сделке обязаны подать обе стороны сделки, независимо от того, получила ли сторона сделки доходы или расходы по ней (см. п. 3 письма ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@).

Форма уведомления о контролируемых сделках и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

В 2018 году 20 мая приходится на воскресенье, таким образом, последний день подачи уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году - 21 мая 2018 года (п. 2 ст.105.16 НК РФ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ.)

Кроме уведомления о сделке, налоговый орган имеет право потребовать от налогоплательщика документацию по контролируемым сделкам. Формы такой документации произвольные, в НК РФ содержится только требования к ее содержанию, в т. ч. предоставление сведений о деятельности налогоплательщика, связанной с этой сделкой, анализ функций участников сделки, обоснование метода расчета рыночных цен, описание источников информации для расчета цен и другие сведения (ст. 105.15 НК РФ).

Если налогоплательщик участвует в международной группе компаний и отвечает определенным условиям, то помимо перечисленных выше сведений по контролируемым сделкам, в документацию включаются дополнительные данные о международной группе компаний.

Статьей 105.5 НК РФ к таким сведениям отнесены копии существенных соглашений между участниками международной группы компаний, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке, сведения о конкурентах, описание причин, на основании которых сделан вывод о рыночной цене сделки, описание корректировок, обеспечивающих сопоставимость условий сделок и др. (ст. 105.15 НК РФ).

Подробный порядок предоставления трехуровневой документации по международным группам компаний (глобальная документация, национальная документация, страновой отчет) установлен в Главе 14.4-1 НК РФ.

Условия, при которых у налогоплательщика появляется дополнительная обязанность по составу отчетности по ТЦО, как участника международной группы компаний:

  • размер дохода по итогам года от 50 млрд. руб. если материнская компания группы налоговый резидент РФ;
  • доход по итогам года, в размере, установленном иностранным государством для подачи странового отчета, если материнская компания группы - налоговый резидент иностранного государства.

Если организация не отчитается по контролируемым сделкам, ее ждут весьма чувствительные налоговые последствия. При этом штраф за неподачу уведомления или недостоверные данные в уведомлении невелик - 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ). Для участников международной групп компаний ответственность за непредставление странового отчета (или недостоверного отчета), национальной, глобальной документации составляет 100 000 рублей по каждому основанию.

Если налоговый орган установит, что в результате применения нерыночных цен налогоплательщик недоплатил налоги в бюджет, то штраф составит 40 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст.129.3 НК РФ). При этом налогоплательщик освобождается от штрафа, при условии представления им ФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Введение

Среди многочисленных средств, используемых для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам.

История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50-60-ми годами нынешнего столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной трансфертной ценой.

Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.

Целью моей курсовой работы является исследование теоретических аспектов трансфертного ценообразования. Предполагается выявить основные подходы и описать предлагаемые модели данной системы, проанализировать роль, как элементов системы (центров ответственности), так и связей между ними (трансфертных цен). Также предполагается выделить и проанализировать проблемы информационной структуры, возникающие при согласовании системы трансфертного ценообразования, которые наиболее часто появляются в российской практике трансфертного ценообразования.

Понятия, цели и модели трансфертного ценообразования

Трансфертная цена определяется как цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах. Трансфертная цена обычно не придается широкой огласке. В определении прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одного предприятия, входящего в холдинг, потребляется другим предприятием холдинга, и в первую очередь характерно для вертикально интегрированных холдинговых структур.

Трансфертное ценообразование должно быть направлено на решение следующих задач:

1) предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;

2) обеспечивать согласованность целей предприятий и группы в целом;

3) предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;

4) проводить справедливую оценку деятельности предприятий;

5) целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;

6) служить целям налоговой оптимизации .

На практике ни одна из трансфертных цен, скорее всего, не сможет в равной степени успешно обеспечить достижение всех указанных выше целей. Поэтому очень часто имеет место конфликт целей, в результате которого менеджеры корпоративного центра вынуждены искать компромиссные варианты решения задач. Например, задача автономности предприятий может вступать в противоречие с обеспечением согласованности целей предприятий и группы. Справедливая оценка деятельности предприятий может противоречить цели перераспределения прибыли. Задачи перераспределения прибыли и налоговой оптимизации могут нарушать автономность предприятий.

Трансфертные цены напрямую влияют на финансовые результаты предприятий. Система трансфертных цен в холдинге определяет типы центров ответственности: является ли предприятие центром затрат, центром доходов или центром прибыли. Трансфертные цены влияют на принятие решений "make-or-buy" - производить промежуточный продукт самостоятельно или закупать его на стороне. Промежуточным называют продукт, передаваемый подразделением-производителем подразделению-потребителю.

Реально действующие цены в России не являются в полном смысле этого слова рыночными, т.е. они не в полной мере зависят от спроса и предложения, а реагируют на другие причины разного рода, в том числе на ценовые пропорции, находящиеся под влиянием трансфертного ценообразования естественных монополий.

Потребители, как предприятия, так и население, возмущены не столько самим ростом тарифов, сколько неясностью в вопросе о том, насколько это необходимо, кто устанавливает новые цены и куда пойдут дополнительные доходы. Одним из наиболее дискутируемых сегодня вопросов является соотношение налоговых платежей естественных монополий, составляющих доход государства, и так называемых рентных доходов, остающихся в распоряжении организаций. Именно на основе поиска оптимальности этого соотношения формируется государственный подход к регулированию цен естественных монополий.

При этом прослеживаются два направления регулирования цен естественных монополий. Первое - отслеживание их расходов, и прежде всего обоснованность инвестиционных программ. Второе - оценка масштабов использования, так называемого трансфертного ценообразования, в результате которого, например, цена нефти, по данным бухгалтерской финансовой отчетности, оказывается отличной от так называемой справедливой рыночной цены нефти .

Механизм трансфертного ценообразования заключается в следующем: головные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих предприятий по так называемой трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30--40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских нефтеперерабатывающих заводах, на условиях давальческих контрактов. При этом готовые нефтепродукты реализуются как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Существует целый ряд факторов, влияющий на установление трансфертных цен:

1. Наличия конкурентного рынка. Для промежуточного продукта основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной;

2. Наличия свободных мощностей у подразделения-производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной является покупка продукции внутри группы, в результате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей);

3. Квалификации менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата;

4. Переговорной силы предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, заинтересовано в максимально низких ценах. Переговорная сила предприятий может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен;

5. Важности для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости - от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это становится особенно важным, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т. е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т. д.) .

2. Факторы, влияющие на установление трансфертных цен. Методы трансфертного ценообразования

Трансфертные цены разрабатываются руководством корпорации на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

· распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями;

· минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

· минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

· распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;

· завоевание позиций на новых рынках;

· перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;

· намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:

· экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т.п.);

· законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т.п.);

· степень инфляции на рынке принимающей страны;

· политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т.п.);

· уровень цен на рынке принимающей страны;

· уровень либерализации валютного рынка;

· порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны;

· порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.

Предприятия стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

· различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной политике, налоговому регулированию различных стран;

· условиям и требованиями рынков принимающих стран;

· стратегии в области управления.

Все перечисленные выше факторы учитываются высшим менеджментом предприятия при принятии решения, какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбыли, в какой стране следует ограничить получение прибыли дочерними компаниями для максимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности организации .

Следует подчеркнуть, что функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен, реализуются на основе единой политики в рамках организации.

Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается. Таким образом, происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибыли в пользу материнской компании используют не только завышенные цены на поставку товара, но и на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, а также патенты, лицензии, "ноу-хау".

Для проведения политики оптимизации прибыли ТНК стремятся минимизировать общую сумму налогов, выплачиваемых в глобальном масштабе. Это достигается путем перераспределения прибыли между странами с высоким и низким уровнем налогообложения. Так, в случае высоких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены будут завышены и произойдет перераспределение прибыли в страну с меньшими налоговыми ставками. Таким образом, достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению, в странах с высоким налогообложением и увеличение прибыли подразделения ТНК в странах, где налоговые ставки ниже. В итоге уменьшается сумма налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены материнской компании на продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены, что, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе .

Трансфертные цены используют и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Этого можно достичь, занижая стоимость импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания.

Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании. Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются для покрытия убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения указанных рисков (например, риска неплатежей).

Трансфертные цены являются также механизмом централизованного раздела рынков между дочерними компаниями в целях ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или "трудных" рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, что увеличит конкурентные преимущества этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

Информация о методологии определения трансфертных цен является строго конфиденциальной.

Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен:

1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.

2) Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.

3) Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.

4) Ценообразование на основе подхода "затрат плюс": используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором - только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана.

5) Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

6) Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

Предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;

Предприятия обладают одинаковой переговорной силой;

Существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.

7) Двойное ценообразование заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам "полные затраты плюс надбавка", второе получать продукцию "по маржинальным затратам". При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения, основная причина в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов .

Трансфертное ценообразование - 1) установление цены по сделкам внутри группы взаимозависимых лиц; 2) специальные правила налогообложения таких сделок.

Термин "Трансфертное ценообразование" на английском языке - Transfer Pricing.

Термин "Правила трансфертного ценообразования" на английском языке - Transfer Pricing rules.

"Трансфертное ценообразование" от английского Funds Transfer Pricing, FTP - реализация товаров, работ или услуг взаимозависимым лицам.

Группы компаний, с единым составом акционеров (участников), могут позволить себе установить цены по операциям внутри группы не на рыночной основе, а на основе установленного руководством механизма. К примеру, если Компания А, принадлежащая гражданину Иванову продает товар Компании Б, принадлежащей тому же Иванову, то для Иванова нет разницы (кроме налоговой), по какой цене произвести сделку, так как в итоге финансовое положение суммы обеих компаний А и Б не изменится.

При установлении внутренних (трансфертных) цен могут применяться разные механизмы. Наиболее распространен способ "затраты плюс" - суть которого в том, что цена устанавливается из расчета, чтобы продавцу товаров (работ, услуг) покрыть его себестоимость (затраты), а также установленную руководством группы компаний прибыль.

Пример

Затраты Компании А на производство единицы товара 200 тыс. рублей. Руководство определило, что трансфертная цена определяется, как себестоимость единицы товара увеличенная на 10%. Трансфертная цена установлена как 220 тыс. рублей по принципу Затраты плюс.

Иногда устанавливают трансфертную цену так, чтобы только покрыть себестоимость (затраты). Обычно это делают в ситуации, когда руководство считает, что затраты компании продавца завышены и поставлена цель на снижение расходов.

Трансфертные цены часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью Трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Пример

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) у российского завода 100 рублей. Рыночная стоимость этого товара на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов, государства вводят специальные правила налогообложения трансфертных операций. Так, эти специальные правила предусматривают, что если стороны взаимозависимы, то для целей налогообложения следует применять рыночную цену (а не ту, что стороны установили в договоре). На нашем примере, применение специальных правил регулирование трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

Первой страной, принявшей специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х). Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 года «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» (Transfer pricing guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В России, правила налогообложения трансфертных операций регулируются Разделом V.1. Налогового кодекса России "ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ" (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). До 1 января 2012 года этот вопрос регулировался статьей 40 Налогового кодекса России (статья 20 Налогового кодекса России определяла какие лица признаются взаимозависимыми). Следует отметить, что за небольшим исключением, под специальные правила трансфертного ценообразования в России попадают только крупные группы компаний.

Интересно, что в тексте Налогового кодекса России термин "трансфертное ценообразование" не встречается. Но этот термин активно используется среди специалистов и встречается в официальных документах.

Кроме того, управление ФНС России, которое производит налоговые проверки сделок с взаимозависимыми лицами называется "Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества" (Приказ ФНС России от 29.07.2013 N ММВ-7-13/266@ "Об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы").

Комментарий

Вопросы трансфертного ценообразования одни из самых сложных. Дело в том, что вопрос о том, какая цена должна быть для целей налогообложения интересует большое количество сторон. Если сделка международная, то вопрос цены для налогообложения влияет на налоговую базу всех государств, вовлеченных в сделку. Причем, их интерес, как правило, противоположный. Так, увеличение цены для налогообложения в одной стране влечет снижение налоговой базы в другой стране.

Результат корректировок может приводить к двойному налогообложению группы компаний. Так, может сложиться ситуация, когда в одной стране необходимо увеличить доходы до рыночного уровня, а в другой стране симметричная корректировка расходов будет недопустима.

В то же время, как было указано выше, трансфертное ценообразование позволяет в пределах допустимых возможностей, перераспределять часть налоговой базы в страны с более выгодным налогообложением. Иногда предметом переноса выступает не сама налоговая база (как в указанном выше примере), а убытки, полученные в одной из стран. Так, если в одной стране получен убыток, а в другой стране прибыль, то было бы выгодно перенести убыток в страну, где прибыль. В этом случае, группа компаний снизила бы общий налог на прибыль. Даже если убыток может быть перенесен на будущие периоды (в России такое возможно по ст. 283 НК РФ), выгода от немедленного переноса будет в сроках признания убытка.

Поясняя суть проблем трансфертного ценообразования ООН в Практическом руководстве по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран (Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries) приводит такой пример (пункт 1.4.8 введения):

Пример

Предположим компания М (материнская) производит автомобильные сиденья в стране А, продает сиденья дочерней компании Д в стране Б. Компания Д затем реализует автомобильные сиденья независимым покупателям в своей стране (Б). В этом случае налогооблагаемая прибыль компании Д будет определяться как Доход от продажи сидений, за вычетом расходов на их приобретение у компании группы М.

Если в стране А, где автомобильные сиденья производятся, ставка налога на прибыль существенно ниже, чем в стране Б, где сиденья продаются, то возможно, компания М будет стремиться показать в стране А как можно больше прибыли путем установления высокой цены на сиденья для компании Д. Если же ситуация обратная, и ставка налога на прибыль в стране А существенно выше, чем в стране Б, то группа компаний может стремиться к тому, чтобы установить низкую цену на автомобильные сиденья между компаниями М и Д, сосредотачивая всю прибыль в компании Д (стране Б).

История вопроса, международные документы

Одно из первых применений трансфертных цен для целей оптимизации налогов было зафиксировано еще в 1897 году, когда братья Вести создали систему договорных отношений между всеми принадлежащими им компаниями так, что оставляли большую часть прибыли в офшорных юрисдикциях (Шэксон Николас. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах / Пер. с англ. А.А. Калинина. М.: Эксмо, 2012. С. 48).

Впервые в законодательство правила о трансфертном ценообразовании были включены в 1915 году в Великобритании и в 1917 году в США (п. 3.1.1. Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries ООН). Однако эта тема долгое время не была актуальной. В 1960-х годах к трансфертному ценообразованию резко вырос интерес. Связано это с тем, что в этот период транснациональные компании резко увеличили свое присутствие в различных странах мира.

В международной практике государства стали регулировать налоговые вопросы трансфертного ценообразования с 1970-х годов. В 1979, а затем в 1984 году ОЭСР выпустила так называемые OECD Guidelines по трансертному ценообразованию (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations). Эти рекомендации были обновлены в 1995 году и с тех пор обновляются регулярно.

Еврокомиссия (European Commission) включила вопросы трансфертного ценообразования в Кодекс поведения (“codes of conduct” by the EU Council). Еврокомиссия разработала guidelines on low-value-adding intra-group services, принятые EU Council 17 мая 2011. ООН опубликовал отчет “International Income Taxation and Developing Countries” в 1988 году. UN Conference on Trade and Development (UNCTAD) издало отчет по вопросам Трансфертного ценообразования в1999 году.

В США применяются свои правила - USA Transfer Pricing Regulations (26 USC 482) .

Вопрос трансфертного ценообразования обычно включается в . Так, в ст. 9 модельной конвенции ОЭСР (OECD Model Convention) включено положение, позволяющее доначислять налоги, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) ниже рыночной стоимости:

"Если
a) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства; или

b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,

и в любом случае между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом".

Там же предусматривается правило о симметричных корректировках (если одно государство облагает налогом разницу между фактической ценой и рыночной, то другое признает эту разницу в расходах):

"Если одно Договаривающееся Государство включает в прибыль предприятия этого Государства и, соответственно, облагает налогом прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося Государства было подвергнуто налогообложению в этом Государстве, и включенная таким образом прибыль является прибылью, которая была бы начислена предприятию первого упомянутого Государства, если бы отношения между двумя предприятиями были бы такими же, как между независимыми предприятиями, то тогда это другое Государство произведет соответствующую корректировку начисленного в нем налога на эту прибыль. При определении такой корректировки будут должным образом учтены другие положения настоящей Конвенции, и компетентные органы Договаривающихся Государств при необходимости будут консультироваться друг с другом".

В то же время, указанная статья закрепляет принцип, но не определяет детали регулирования трансфертных цен. Каждая страна вводит свои правила, которые регулируют количественные критерии для признания лиц взаимозависимыми, поряок определения рыночных цен.

В ОЭСР действует комитет - Committee on Fiscal Affairs, который мониторит ситуацию по трансфертному ценообразованию.

Чтобы обойти подводные камни трансфертного ценообразования нужно учитывать большое количество как налоговых, так и экономических факторов.

Методы Трансфертного ценообразования

Для определения рыночного интервала цен применяются специальные методы. Ни один из этих методов не считается подходящим для любой ситуации. Налогоплательщик должен выбрать тот метод, который наиболее подходит для его ситуации. Методы трансфертного ценообразования основаны на сравнении информации о прибыли, цены или рентабельности, полученной по анализируемой сделке с аналогичной сделкой. Эта информация может быть внутренней - полученной по по сделкам самого налогоплательщика с независимыми контрагентами или внешней - полученной по по сделкам независимых предприятий на том же рынке или в той же отрасли.

Существует пять основных методов, которые делятся на две группы:

Методы, основанные на анализе сделки:

Историческая справка

С 1 января 2012 года к контролируемым сделкам применяются правила Раздела V.1. НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 - 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который содержит рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами.

Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. М.: Волтерс Клувер, 2007. 304 с.

Понятие трансфертного ценообразования появилось еще в начале двадцатого века в условиях формирования рыночных отношений.

История возникновения

С развитием капитализма постепенно вырабатывались общие подходы в определении окончательной стоимости при сделке. В момент, когда общий рост компаний и их выход на международные рынки нашли свое отражение в активном формировании корпораций и холдингов, выработались определенные правила, и появилось такое понятие, как трансфертное ценообразование.

Первой страной, которой еще в середине прошлого века на законодательном уровне удалось закрепить основные положения данного процесса, является США. Многие государства, в том числе и Россия, гораздо позднее закрепили свои нормы трансфертного ценообразования, основываясь на опыте Соединенных Штатов. В нашей стране это понятие получило свое развитие после распада СССР, а именно с появлением рыночных отношений в экономике в девяностых годах двадцатого века.

Что означает трансфертное образование цен

Данное понятие представляет самую оптимальную систему для минимизации налогового бремени. Причем используют ее не только крупные налогоплательщики, но и представители среднего и малого бизнеса.

В условиях рыночных отношений между контрагентами оплата за товары, работы и услуги осуществляется в рамках договоров по рыночным ценам. Но так бывает не всегда. Для оптимизации налогообложения некоторые контрагенты устанавливают свои внутренние (трансфертные) цены, что помогает в значительной степени экономить на налогах.

Любой вид экономической деятельности направлен на получение прибыли, то есть на обогащение. Действуя в рамках закона, компании стремятся получить еще больший размер прибыли за счет сокращения налогового бремени.

Понятие трансфертной цены

Это цена, сформированная по субъективным характеристикам, позволяющая управлять и перераспределять как доходы, так и расходы «связанных» между собой контрагентов. Она может быть использована внутри зависимых компаний, таких как холдинги и корпорации, а также между филиалами и структурными подразделениями внутри фирмы.

Особенности трансфертного образования цен в РФ

Различные схемы "переводного" ценообразования, конечно, не устраивают государство, основной функцией которого является собираемость налогов в бюджет. Поэтому для осуществления должного контроля был принят Федеральный закон (№ 227-ФЗ от 18. 07. 2011 г.), регулирующий данный процесс, который вступил в силу с 1 января 2012 года (редакция от 05. 04. 2013 г.), и раздел V.1 НК РФ. В них раскрывается основное понятие в рамках контролируемых сделок трансфертного ценообразования в РФ.

  • Метод сопоставимости рыночных цен является традиционным и основывается на валовой прибыли. В силу того, что до сих пор не выработана единая позиция налоговиков и налогоплательщиков о том, какие цены нужно брать в расчет, возникают постоянные споры. Судебная практика по данному вопросу тоже неоднородна. Перед началом использования нужно проанализировать цены внутри компании с аналогичными ценами среди несвязанных лиц.
  • Затратный метод ценообразования осуществляется с учетом затрат. Величина рентабельности должна находиться в пределах определенного интервала, тогда цена со стороны контролирующих органов будет признана рыночной. Если значение установится за пределами минимума, тогда цена будет рассчитана по фактическим затратам при условии рентабельности затрат по наименьшему значению интервала.
  • Метод последующей реализации основывается на сравнении валовой рентабельности с учетом рыночного интервала в результате перепродажи.
  • Метод сопоставимой рентабельности означает сопоставление операционной рентабельности с учетом рыночного интервала.
  • Метод распределения прибыли. Полученная прибыль сопоставляется и распределяется между всеми участниками сделки пропорционально: вкладу в совокупную прибыль, распределению доходности и распределению между сторонами. Допускается комбинирование методов.

Виды компаний, на которые распространяется действие ФЗ № 227

В рамках действующего законодательства можно выделить следующие виды компаний:

  • Организации, имеющие непосредственную связь, то есть взаимозависимые, которые могут повлиять не только на результат, но и на сам процесс деятельности.
  • Организации, осуществляющие сделки, которые приравниваются к взаимозависимым. Сюда относятся формальные посредники, операции на биржах и сделки с нерезидентами.

Цели использования трансфертных цен

Основные цели трансфертного ценообразования – перемещения налогооблагаемой базы с помощью аффилированных лиц в компании, зарегистрированные в зонах с наиболее благоприятным налоговым режимом. Такую процедуру можно осуществить изменением цены сделки.

С развитием производства, появлением крупных налогоплательщиков и выходом их на международный уровень стало актуальным трансфертное ценообразование.


С точки зрения контролирующего органа, цели направлены на следующее:

  • препятствие использованию трансфертных цен для уклонения от уплаты налогов;
  • противодействие их использования в целях вывода денег за пределы страны.

Задачи трансфертных ценообразований

Особенность разработки подобных цен заключается в едином подходе руководящего состава и несколько отличается от обычного образования цены.

Выполняются следующие задачи:


Данные сделки не распространяются на имущественные права, интеллектуальную деятельность и информацию. Объектом контроля являются товары, работы, услуги. Такие операции существуют в целях оптимизации налогообложения с точки зрения пополнения в бюджет.

Особенности налогообложения

Налогообложение трансфертного ценообразования обладает определенными свойствами. Если в сделке фактическая цена не соответствует параметрам рыночной, то, в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно определять ее размер. Главное, чтобы подобные расчеты не повлекли за собой занижение налогов или увеличение издержек. Это, естественно, вызовет интерес со стороны проверяющих органов. В случае обнаружения ошибки налогоплательщик должен внести необходимые корректировки, подать уточняющую налоговую декларацию с обязательным приложением пояснения, на основании чего можно идентифицировать определенную сделку.

Трансфертное ценообразование и налоговый контроль

Ежегодно до 20 мая организации обязаны отчитаться в налоговой инспекции, подав соответствующее уведомление, которое должно содержать подробную информацию обо всех сделках, имеющих статус контролируемых. Данное уведомление обязаны подать все участники сделки. Таким образом, осуществляется двойной контроль. Проверяющие органы могут самостоятельно проверить наличие подобных сделок.

Для осуществления контроля со стороны налоговиков достаточно наличия самого факта совершения сделки, подпадающей под статус контролируемой. Главная цель данной проверки – выявить соответствие или несоответствие уровню рыночных цен при осуществлении операции.

Выход на международный рынок

Международное трансфертное ценообразование получило активное развитие в 60-х годах прошлого столетия. Некоторые крупнейшие компании, имеющие статус транснациональных, разработали более тонкий и цивилизованный способ «ограбления» бывших колониальных государств, которые к этому периоду получили свою независимость. Цены на покупку сырья в данных странах были намеренно низкие.

В мировой экономике разработаны общепринятые международные принципы, документы, пособия. Они носят рекомендательный характер и помогают решить многие вопросы в сфере трансфертного ценообразования.

Каждая страна вправе самостоятельно определять контроль и корректировку трансфертных цен. Причем достаточно очевидным становится тот факт, когда процесс проведения корректировки вышеуказанных цен проверяемой компании проводится со стороны контролирующих органов двух стран (на основании сданной отчетности). Если такие процедуры не выполняются, то контролируемая организация оказывается в ситуации двойного налогообложения. По законодательству РФ, компетентные органы могут поступить следующим образом:


В данной ситуации важным является оказание содействия в процедуре корректировки трансфертной цены между контролирующими органами разных стран. Для любого государства на международной арене приоритетным является доходность собственного бюджета. Поэтому возникает вопрос: насколько готовы страны к сотрудничеству в процессе формирования трансфертного ценообразования?

В последнее время наметилась тенденция вмешательства проверяющих органов в трансфертный процесс. Подобные действия налоговиков провоцируют риски трансфертного ценообразования, которые:

  • увеличивают затраты, связанные с проведением встречной контролирующей функции органов;
  • могут провоцировать риск двойного налогообложения;
  • втянут в судебные разбирательства и издержки;
  • понесут финансовые потери в случае проведения корректировок по инициативе другого государства.

Вообще наметившиеся тенденции внимания со стороны фискальных органов выработали определенные механизмы регулирования, благодаря которым удается не только повысить доходную часть бюджета, но и укрепить налоговую систему в стране.