Повышение окладов гражданскому персоналу в году. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. К вопросу об индексации


Гражданский персонал Минобороны несколько лет не может получить ответа на вопрос о том, когда же будет проведено повышение или – на крайний случай – индексация текущих окладов, поскольку достойно жить на катастрофически низкие заработные платы становится с каждым годом все сложнее .

Стоит отметить, что вопрос повышения зарплаты ГП МО действительно как нельзя актуален. Численный состав Минобороны, представленный гражданскими лицами, составляет примерно 40% от общего числа военнослужащих . С момента реализации предложенной Минобороны реорганизации ВС РФ прошло уже достаточное количество лет.

Согласно плану, львиная часть военных должностей была заменена гражданскими. Выгода для государственного бюджета была более чем очевидна: должностное лицо сохранило все прежние обязанности, список которых был даже расширен, но при этом все исполнял не военнослужащий, а просто служащий.

Выиграли все, кроме самих служащих. Люди автоматически лишились всех положенных военным привилегий. Теперь естественно они не имели права претендовать на получение пакета социальных гарантий, которые были узаконены для военнослужащих. Кроме того, были значительно урезаны должностные оклады, а также отменялась возможность выхода на досрочную пенсию по выслуге лет.

Такое решение в условиях экономического кризиса стало хорошим выходом для государства. Но вот гражданскому персоналу ВС РФ оно ничего хорошего не принесло.


Давайте рассмотрим детально несколько конкретных примеров. В частности, должность военного психолога.

Военный психолог (начальник группы психологической работы) в звании капитана получает денежное довольствие в районе 55 тысяч рублей ежемесячно , гражданский психолог, выполняя обязанности ведущего психолога, имеет право претендовать только на 15 тысяч рублей в месяц.

Разница огромная. При этом заработная плата признается (по гражданским меркам) достаточно высокой, а сама должность входит в группу высокооплачиваемых.

Большую часть гражданского персонала Минобороны представляют всевозможные инспекторы. Так, должность писаря строевой части сегодня заменена на должность инспектора по кадрам.

Установленный для нее оклад практически приближается у к текущему МРОТу и не превышает 8 тысяч рублей. При этом список обязанностей, вмененных к выполнению инспектору по кадрам, значительно расширен.

И такие «смешные» оклады заложены для большинства гражданских служащих ВС России. При этом ни об индексации, ни о повышении размера оклада речь давно не идет. Люди стараются выживать, как могут. Часть из них уходит, но еще больше остается. Причина – непосредственная связь служащих с армией.


Очень часто такие должности занимают военные пенсионеры либо супруги военнослужащих по контракту, которые из-за слишком частых переездов не имеют возможности устроиться на постоянную работу. И Минобороны к сожалению использует данную ситуацию в своих целях, напрочь забывая о гражданских лицах в плане обеспечения денежного содержания.

2017 год уже практически подошел к своему концу, но никаких изменений, касающихся индексации и повышения окладов гражданского персонала Минобороны, наверное, не произойдет.

Даже если решение о выполнении индексации, все же, будет принято, то ожидаемое увеличение оклада не превысит 200 рублей. Заложенная для 2017 года инфляции составляет 4% и именно на эту цифру и будет увеличена индексируемая часть окладов.

Проблемы это не решает. Чтобы хоть как-то улучшить положение, в корне пересматривать необходимо и окладную, и тарифную сетки. В противном случае доход служащих останется практически на прежнем уровне.


В 2018 году запланировано проведение индексации окладов у работников бюджетной сферы. Касается это решение медиков и работников системы образования. Президент также рекомендовал повысить оклады бюджетников, принадлежащих к категории «неуказных», т.е. тех, которые не были перечислены в майских указах.

Минтруда пояснило, что в данную категорию входят следующие профессии – слесари, работники коммунальных хозяйств, сантехники и прочие. Но оказалось, что касается это людей, состоящих в штатах местных муниципалитетов. Гражданский персонал Минобороны нигде не упоминается.

Но надежда умирает последней. Многие верят, что 2018 год привнесет ясность в столь непростой ситуации с денежным содержанием гражданского персонала МО. В любом случае индексация окладов на показатель уровня инфляции будет проведена, но назревшей проблемы она не решает.

В последнее десятилетие российское правительство инициировало в военной сфере целый ряд реформ, направленных на повышение эффективности армии, модернизацию оснащения, оптимизацию ее численности и структуры управления, а также повышение престижности службы в рядах вооруженных сил.

На протяжении нескольких лет зарплаты военнослужащих регулярно повышались. Кроме того, им было обещано, что власти позаботятся о служебном жилье и социальных гарантиях для представителей силовых ведомств. Однако с углублением кризиса властям пришлось отказаться от части социальных инициатив – в 2016 году было заявлено, что оклады военных не будут подвергаться индексации, ну а о повышении сумм ассигнований речи и быть не может.

Все потому, что в государственной казне попросту нет свободных средств. Конечно, многие отметили, что данное решение идет в разрез с «майскими указами» Владимира Путина, еще в 2012 году заявившего о постепенном увеличении зарплат всех категорий бюджетников до 150-200% к концу 2018 года. Давайте разберемся, чего стоит ожидать кадровым военным и гражданским служащим, работающим в Минобороны в новом календарном периоде.

Как формируется зарплата военнослужащих?

Возможность служить в армии на контрактной основе открыла для граждан РФ новые перспективы трудоустройства. Конечно, в начале карьеры военного, пока солдат еще не имеет звания и стажа работы, говорить о существенных суммах не приходится, однако позже оклад начинает расти существенными темпами. Заработная плата, которую начисляют военным, непосредственно зависит от нескольких факторов, в числе которых следует назвать:

  • оклад, определяемый званием, до которого дослужился человек, и его должности в рядах вооруженных сил РФ;
  • местоположение военной части;
  • особые условия секретности службы в определенном месте или роде войск, которые прибавляют до 65% к сумме оклада;
  • успешная сдача квалификационных экзаменов, что может добавить до 30% к окладу;
  • надбавка за рисковые условия службы, доходящая до 100%;
  • премии в виде 100% оклада за особые достижения;
  • премии, начисляемые за отличную службу (они могут доходить до 25% оклада);
  • надбавки 100% оклада, начисляемые за особо сложные условия труда в северных регионах;
  • компенсации, предназначенные на оплату съемного жилья;
  • дополнительные разовые оклады для обустройства на новом месте, причем самому военнослужащему может быть выплачена сумма в 100% оклада, а членам его семьи – по 25% от данной суммы.

Если говорить о зарплатах военных, учитывая звание и должность, то тут можно привести следующую градацию:

  • минимальные оклады в размере 30000 рублей получают военные в звании прапорщика и сержанта;
  • зарплата лейтенанта доходит до 60000 в месяц;
  • капитан может получать до 65000 в нацвалюте;
  • подполковник – около 80000 рублей;
  • полковник – 95000 рублей;
  • представители высшего командования – более 100000 рублей ежемесячно.
Величина зарплаты в вооруженных силах зависит от звания и условий службы

Согласно официальной статистике, кадровый офицер имеет среднюю зарплату, которая существенно выше, чем средняя оплата труда гражданского населения России. На сегодняшний день в правительстве заявляют, что военные получают ежемесячно около 50000 рублей, а это даже в текущие кризисные времена является вполне неплохим вознаграждением за работу. Особенно если сравнивать эту цифру с зарплатами, начисляемыми учителям или врачам.

Такая правительственная политика является мерой, направленной на повышение престижности профессии. Именно она должна привлечь в армейские ряды максимальную часть мужского населения страны. Отдельно нужно отметить дополнительные льготы, положенные военным. К их числу относятся программа льготного ипотечного кредитования, страхование жизни, бесплатное медобслуживание, а также выдача жилищных сертификатов после выхода на пенсию.

К вопросу об индексации

Как уже было сказано выше, в 2016 году правительство в очередной раз решило обойтись без индексации зарплат военнослужащих, так как ощутимый уровень бюджетного дефицита привел к необходимости отказа от части социальных гарантий. Следует также отметить, что правительством был рассмотрен новый законопроект. К нему прилагался специальный реестр, регламентирующий расходные обязательства, исполняемые за счет бюджетных средств.

В данном документе было сказано, что в период с 2017 по 2019 годы выплата ассигнований в виде денежного довольствия военным служащим и сотрудникам предусмотрена в виде ежегодной суммы, исчисляющейся 448,7 миллиардами рублей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что индексация или повышение окладов в указанные годы не предусматривается.


В федеральный бюджет на 2018 год не заложено повышение зарплат военным

Данная законодательная норма основана на положении, которое было внесено на рассмотрение парламентариев при утверждении нового бюджета. В нем предлагается продлить приостановление индексации и повышения окладов военных вплоть до 1 января 2018 года. Можно сделать вывод, что социальные гарантии в отношении данной категории лиц не выполняются на протяжении последних пяти лет, причем некоторые эксперты говорят, что за это время заработная плата военных обесценилась практически на 40%.

Точно такая же норма прописана и в отношении заработных плат гражданского персонала, который трудится на благо Минобороны. В новом трехлетнем бюджете, который был принят на 2017-2019 годы, сказано, что ежегодные ассигнования на выплату заработной платы гражданскому персоналу ВВС России будут составлять по 209,7 миллиардов рублей, что свидетельствует об отсутствии планов правительства индексировать или повышать денежное довольствие.

Что будет в 2018 году?

В ответ на обещание заморозить оклады военнослужащих выступили представители Комитета Государственной думы по вопросам обороны. Они заявили, что текущая роль армии в России делает данный законопроект попросту недопустимым. Напомним также, что совсем скоро в России стартуют новые президентские выборы, а власти традиционно опираются на поддержку таких слоев населения, как пенсионеры, военные и госслужащие, поэтому портить отношения с данными группами электората им совсем не на руку.

В связи с этим, можно сделать предположение, что практику индексирования окладов военных могут вернуть к жизни. Конечно, на слишком высокие показатели повышения рассчитывать не стоит.


Возможно, близость выборов станет причиной для индексации зарплат

Точные цифры возможного увеличения окладов пока неизвестны. Одни эксперты говорят, что в 2018 году зарплата военных, как и других категорий людей, занятых на государственной службе, будет поднята на величину, равную уровню инфляции. В этом случае показатель повышения составит около 5,5%. К сожалению, на качестве жизни данное повышение существенно не отразится, но позволит нивелировать негативные процессы, связанные с ростом цен на продукты питания, транспортные расходы и тому подобное.

Другие эксперты заявляют, что новыми законодательными нормами предусмотрен совершенно иной принцип пересмотра окладов. Вопрос в отношении индексации будет теперь решаться лишь после того как правительство проведет балансировку доходной и расходной статей бюджета. Если чиновники увидят финансовую возможность повысить выплаты, такие меры будут предприняты. Но это может быть совершенно незначительная сумма в размерах 3-4% от текущего уровня оклада, которую сейчас называют компенсацией.

Для начала следует прояснить, кого называют гражданским персоналом? Все просто – в каждой армии существуют специалисты, профессиональная деятельность которых состоит из обеспечения боевой готовности личного состава Российской армии. Ими являются:

  • связисты;
  • водители транспортных средств;
  • повара и другие работники кухни;
  • кладовщики, подсобные рабочие, работники склада;
  • секретари, бухгалтеры, экономисты, делопроизводители;
  • психологи-профессионалы;
  • сотрудники режимно-секретных учреждений.

Таким образом, без гражданского персонала не может существовать ни одна действующая армия. Однако, как показывает практика, важность выполняемой ими работы в настоящее время не в состоянии убедить чиновников, что им так же, как и другим военнослужащим необходимо повышать заработную плату.

Случится ли повышение зарплат

На сегодняшний день у населения вполне закономерно назрел вопрос: когда можно надеяться на то, что ситуация сдвинется с мертвой точки? Порадоваться не удалось и в далеком 2012 году, когда существенно были подняты оклады военнослужащих, а о гражданских специалистах в Вооруженных силах и Министерстве обороны даже не вспомнили.

Профсоюзы, призванные защищать права трудоспособных лиц, все эти годы продолжали планомерно отстаивать то, чего заслуживает гражданский персонал МО РФ.

В конце марта 2015 года заместитель Министра обороны Татьяна Шевцова выступила перед журналистами с заявлением по поводу того, что к концу года повышение зарплат также не планируется, однако продолжают действовать дополнительные выплаты, применяющиеся на протяжении вот уже нескольких лет к отдельным категориям гражданских специалистов. Таким образом, заместитель заверила, что снижаться зарплата, предназначенная для гражданского персонала, входящего в состав армии, не будет.

Также чиновник отметила: к октябрю 2015 года ожидается традиционная индексация военных пенсий.

Заработная плата военнослужащих с 2012 по 2020 гг.

Начиная с 2012 года, зарплата военнослужащих была на порядок выше среднего заработка по стране. Так, в 2012 году доходная часть составила 57 800 рублей, а в 2019 – уже 62 100 денежных единиц в национальной валюте.

Были введены надбавки, изменяющиеся в соответствии с размером оклада в каждом индивидуальном случае, а именно:

  • за руководство различными подразделениями военнослужащие стали получать добавочные 20%;
  • на 50% от привычной заработной платы увеличилась зарплата за осуществление водолазных работ;
  • парашютные прыжки и обезвреживание взрывчатки были оценены в 50%-ную надбавку;
  • выполнение достаточного количества налета часов обеспечили военнослужащим до 70% доплаты.

2014 год ознаменовался тем, что военным были выделены жилищные субсидии, таким образом, частично решился проблемный жилищный вопрос, который был на устах у 4800 госслужащих.

В 2015 году на финансовое содержание обеспечения жилищной субсидией военнослужащим было потрачено около 30 миллиардов бюджетных средств.

А что с гражданским персоналом

Возвращаясь к гражданским специалистам, следует отметить, что минимальное стимулирование госслужащих пришлось на 2014 год. Доплаты получили отдельные группы сотрудников медицинских, образовательных, научных организаций и госучреждений искусства. В ходе повышения заработков было потрачено 6,7 миллиарда российских рублей.

Начфин успокаивает, что такая работа будет продолжена и в 2019 году, однако всеобщего повышения зарплат не предвидится.

Военные пенсии

В 2012 году была утверждена обновленная процедура начисления пенсий военным кадрам, вышедшим на пенсию, в связи с чем величина пенсионных выплат в среднем увеличилась на 50-70%.

На ряду с военными, служащими в Министерстве обороны по контракту, гражданский персонал выполняет большой объем работ в этой сфере.

Вместе с тем, при средней заработной плате по России в 36 000 рублей, оплата труда гражданского персонала МО РФ не превышает 12 000 рублей, а в некоторых регионах - едва дотягивает до 10 000 рублей.

В октябре 2010 года Министром обороны был выдан приказ о дополнительном материальном стимулировании работников в виде ежеквартальных премий. Однако, если первое время эти выплаты составляли значительные суммы, оправдывающие низкую ставку, с 2016 года они не превышают третьей части основной зарплаты.

Дополнительная премия гражданскому персоналу МО РФ была введена с 3 октября 2010 года Приказом No 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» от 26.07.2010 г.

Согласно данному приказу военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил из бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие и на оплату труда, надлежит выплачивать дополнительные премии по результатам службы.

Порядок начисления, а также правила определения размера выплаты определяется «Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В последние годы размер так называемой «тринадцатой» зарплаты гражданского персонала МО РФ значительно сократился. Если в 2012 году премия в среднем составляла 30 000 руб., то в первый и второй квартал 2017 года работники Вооруженных Сил получили на руки около 4 000 руб.

Напомним, что недавно произошли некоторые изменения, которые способны прямым образом повлиять на выплату по приказу 1010 - это увеличение Президентом РФ численности личного состава ВС РФ.

Стоит отметить, что расчетная сумма к выплате по приказу 1010 гражданскому персоналу МО РФ за 1 первый квартал 2017 года составила не много, ни мало - 4.000 рублей. Исходя из численности гражданского персонала ВС РФ на 1 января 2017 года, с учетом ГП по приказу МО РФ 90, общая сумма к выплате должна составить более 3.541.484.000 рублей.

Стоит обратить внимание, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

«При подготовке бюджета на 2017–2019 годы Минфином России предусмотрено сокращение федеральных расходов на 2017 год на 6%», - сказала замминистра, передает сайт Rosregistr. Сокращение расходов Минобороны на 2017 год «составило около 100 млрд рублей», - заместитель министра обороны, Татьяна Шевцова.

Мнение, по поводу такой сумму, у россиян разделились. Конечно, есть и те кто рад даже такой маленькой сумме, но в большинстве своем интернет-пользователи сетуют на правительство своей страны.

«С каждым годом нам урезают 1010. Смотрите сами:

2012 год - 10.000, 10.000, 22.000, 40.000 руб., по итогам года 14.000 руб.;

2013 год - 10.000, 10.000, 25.000, 31.000 руб.;

2014 год - 10.000, 10.000, 15.000, 23.000 руб.;

2015 год - 10.000, 10.000, 10.000, 10.000 руб.;

2016 год - 8.000, 8.000, 8.000, 8.000 руб.;

Стоит отметить, что денежная премия является неплохим поощрениям для этой категорий граждан. Размер денежной премии, на которую имеет право рассчитывать военнослужащий, напрямую зависит от того, какой расчетный размер установлен на конкретный год, самого воинского звания, а также именно занимаемой должности военнослужащего.

Приказ №1010 от июля 2010 года гласит “О принятых дополнительных мерах в вопросе повышения эффективности применения фондов ДД (денежного довольствия) гражданам военнослужащим, а также лицам, которые относятся к категории “гражданские”, но при этом осуществляют свою трудовую деятельность на Вооруженные Силы РФ”. Данный Приказ пришел на смену Указа Президента РФ №1459, который был подписан еще в декабре 2006 года.

Выплаты производятся по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Сумма, которую получит военнослужащий, зависит от определения расчетной суммы на каждый год, воинского звания и воинской должности военнослужащего.

Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

На дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия (фонда оплаты труда), выделенного на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих - в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности с применением следующих коэффициентов к расчетной сумме:

  • младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант - до 3;
  • майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга - до 4;
  • полковник, капитан 1 ранга, генерал-майор, контр-адмирал - до 5;
  • от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше - до 10;
  • заместитель начальника (руководителя) структурного подразделения организации Вооруженных Сил - до 3;
  • заместитель начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил, начальник (руководитель) структурного подразделения организации Вооруженных Сил - до 4;
  • начальник (руководитель) организации Вооруженных Сил - до 5.

Дополнительное материальное стимулирование личного состава в большем, чем предусмотрено пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, размере может быть произведено за выполнение особо важных и сложных заданий на основании письменного решения выше стоящего командира (начальника, руководителя) по ходатайству командира (начальника, руководителя) воинской части (организации Вооруженных Сил).

Проанализировав результаты реализации программы ипотечного кредитования военнослужащих, руководство Министерства обороны приняло решение полностью отказаться от предоставления военнослужащим квартир в натуральном виде и перейти на обеспечение жильем исключительно по ипотечной программе.

Об этом министр обороны Сергей Шойгу и доложил Президенту.

Руководство Министерства обороны РФ рассчитывает на то, что к 2020 году проблема обеспечения жильем военнослужащих будет полностью снята с повестки дня. Основания для этого есть. Действующая с 2005 года позволила десяткам тысяч очередников получить собственное жилье, а Министерству обороны – значительно снизить остроту проблемы.

Суть ипотечного кредитования заключается в том, что отслуживший не менее 3 лет действующий военнослужащий получает право оформить кредит на покупку жилья в сумме порядка 3,3-3,5 млн. рублей. Главным отличием этой программы является то, что военнослужащий полностью освобождается не только от уплаты процентов, но и от возмещения самого «тела» кредита, все расходы берет на себя государство в лице своего представителя – оборонного министерства.

Государству финансирование этой программы выгодно тем, что с жилищного департамента снимается значительная часть нагрузки, связанная с поиском подрядчиков, организацией строительства или закупок постоянного жилья для военнослужащих (в скором времени в его ведении останется только служебный фонд). Теперь вопросами поиска подходящего жилья заняты непосредственно заинтересованные в этом лица, т.е. сами военнослужащие. Более того, если раньше военнослужащие получали квартиры в тех гарнизонах, в которых проходили службу (что было не очень удобно в небольших населенных пунктах, в которых расквартированы крупные воинские соединения), то теперь можно покупать жилье в любом городе России. Другими словами, сегодня можно купить квартиру в городе, в котором военнослужащий планирует осесть после выхода на пенсию.

Приведем конкретные цифры, озвученные директором Департамента жилищного обеспечения МО Сергеем Пироговым который в понедельник и заявил что с 2016 года военным выдавать готовые квартиры перестанут, оставив возможность пользоваться ипотекой от Минобороны. Выступая в эфире радиостанции «Серебряный дождь», он сообщил, что на 1 января 2012 года в очереди на получение жилья было 82,5 тысячи фамилий. За два года очередь пополнилась еще почти 40 тысячами человек. При отсутствии финансирования жилищных программ очередь должна была увеличиться до 120 тысяч, но этого не произошло. Стабильное поступление средств на соответствующие счета позволило более чем 72 тысячам семей стать владельцами собственных, пусть и купленных в ипотеку, квартир. В текущем, 2014 году квартиры, т.е. реальные квадратные метры, получили менее 7,5 тысяч семей. Т.е. очередь сократилась на 80 тысяч человек. О чем говорят эти цифры? О том, что если бы в 2012-2014 году никто не встал в очередь на получение жилья, то жилищный вопрос полностью был бы закрыт уже в этом году. Но жизнь не стоит на месте, в армию приходят новые люди, следовательно, очередь пополняется. По состоянию на середину ноября 2014 года в очереди на жилищном учете состоит примерно 36,5 тысяч человек, большинство из которых стоит в очереди менее 2 лет.

Следующим этапом, который по планам МО полностью закроет жилищный вопрос уже к 2020 году, станет пополнение служебного фонда достаточным количеством жилья, а также приведение инфраструктуры строящихся военных городков к типовому стандарту. Планируется, что в фонде служебного жилья будет около 280 тысяч квартир.

А пока что в следующем 2015 году планируется закончить строительство домов, контракты на возведение которых Министерством обороны с подрядчиками уже заключило. Некоторое количество очередников получит реальные квартиры в построенных домах, завершение строительства которых обойдется Минобороны в 9,5 млрд. рублей.