Презентация - конфликт и способы его решения. Конфликты и методы их разрешения Скачать презентацию на тему способы разрешения конфликтов

за обладание каким – либо дефицитным ресурсом.

Работа с «Хрестоматией»: Что такое конфликт Э. А. Уткин – современный российский конфликтолог. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме: Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Характерными чертами конфликта являются: неопределенность исхода, т. е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники; различие целей, отражающих как не совпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действий каждой из сторон. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998. – С. 50. 1) Что такое конфликт? Каковы его основные черты? 2) Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы согласны, почему? А) «Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами – помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость гасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон». Б) «Конфликты существовали и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление в нашей жизни…»

Слайд 1

Конфликты и способы их разрешения.

МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна

Слайд 2

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.

Слайд 3

Конфликт – в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной(общественной) и личной жизни. (А.Г. Ковалев).

Слайд 4

Стили разрешения конфликтной ситуации:

Избегание. Соперничество. Приспособление. Компромисс. Сотрудничество.

Слайд 5

Избегание:

Индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или уклоняется от решения, перекладывает ответственность за принятие решения на другого

Слайд 6

Соперничество:

предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, использует свои деловые и личностные качества, не заинтересован в сотрудничестве. В первую очередь удовлетворяет свои интересы

Слайд 7

Приспособление:

Совместное действие с другим человеком без попытки отстаивать свои интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения себя в жертву.

Слайд 8

Компромисс:

Обе стороны частично уступают в своих интересах, чтобы, чтобы удовлетворить часто в главном, путем торга и обмена уступками. Отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. Удовлетворяются сиюминутные интересы обеих сторон.

Слайд 9

Сотрудничество:

Активное участие в решении конфликта, отстаивание своих интересов, с выраженным желанием сотрудничать с другим человеком, требует продолжительных затрат времени, изучаются нужды обеих сторон и идет постепенное сближение позиций, Самый сложный, но продуктивный метод

Слайд 10

Конфликт, если научиться его рационально использовать, может и должен стать источником развития личности и коллектива.

Слайд 11

Факторы обострения конфликта

Расширяются число участников, которые принимают ту или иную сторону; Повышается и проявляется внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); Ничего не делается для установления и поддержания отношений

Слайд 12

Факторы ослабления конфликта

Уйти на нейтральную территорию; Поговорить об эмоциях, объяснять, но не демонстрировать их; Уменьшить ощущение угрозы; Использовать свои умения регулирования конфликтов; Сохранить и укрепить отношения.

Слайд 13

Эффективная критика:

а) давай информацию, а не указания; б) говоря о положительных и отрицательных сторонах работы, начни с положительного; в) говори конкретно (о том, что можно услышать, увидеть, пощупать), догадка – бесполезная информация; г) в речи используй прошедшее время.

Слайд 14

Техника безопасности непринужденной беседы.

1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. 2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. 3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника. 4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми. 5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек. 6. Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Природа конфликтаСлова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально
понимаемого как столкновение.
Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых
различных формах.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Основные причины конфликтов

ограниченность ресурсов,
несправедливое их
распределение
неблагоприятные
условия труда
Организационные
факторы
Взаимозависимость
задач
Различие в целях
нечеткое
распределение прав и
обязанностей

Основные причины конфликтов

различия в
ценностях, манерах
поведения,
жизненном опыте
стиль управления
личная неприязнь
Личностные
факторы
недостаточный
уровень
профессионализма
Неопределенность
перспектив роста

Причины конфликтов

Приверженность к конфликту

6-7 %
Устойчивые к
конфликту
Конфликтные
Уклоняющиеся от
конфликтов

Виды конфликтов по его последствиям

Функциональный
Дисфункциональный
(разрушительный)
помогает найти большее число перспективных
альтернатив, делает процесс принятия
решений группой более эффективным,
обеспечивает самореализацию отдельной
личности
не происходит достижения целей организации
и не удовлетворяются потребности отдельной
личности

Типы конфликтов

Внутриличностный
Межличностный
Между личностью и
группой
Межгрупповой

В силу того, что главных источников конфликтов три –
производство, взаимоотношения, личность, – их можно
подразделить на три вида:
производственно-организационные – из-за неполадок в
работе, плохого снабжения, сбоев ритма труда,
недостатков руководства;
межличностные – из-за отсутствия взаимопонимания,
несработанности и психологической несовместимости
работников;
личностные – из-за скверных привычек, личных
притязаний или дурного характера отдельных людей, а
также из-за неудовлетворенности или личной обиды.

От того, какие взаимоотношения нарушаются
или осложняются, различаются два вида
конфликтов:
вертикальные – между руководителями и
подчиненными в конкретном
производственном коллективе;
горизонтальные – между работниками
производственного коллектива.

По степени публичной доступности
взаимоотношений конфликты подразделяются:
Скрытый – конфликт затрагивает обычно двух
людей, которые стараются не показывать вида,
что конфликтуют.
Открытый – конфликт затрагивает обычно
двух людей, которые стараются его скрыть, но у
одного из них «сдают нервы».

Управление конфликтной ситуацией

В идеале считается, что менеджер должен не устранять
конфликт, а управлять им и эффективно его использовать.
При этом работа менеджера осуществляется в такой
последовательности:
изучение причин возникновения конфликта;
ограничение числа участников конфликта;
анализ конфликта;
разрешение конфликта.

Методы разрешения организационных конфликтов

Структурные
1. Разъяснение требований к
работе
Межличностные
1. Конкуренция
2. Координационные и
интеграционные
механизмы
2. Уход из конфликта
3. Общеорганизационные
комплексные цели
4. Приспособление
3. Сотрудничество
5. Компромисс
4. Структура системы
вознаграждений

Способы разрешения конфликтов

Идти до конца.
Привлечение к
разрешению конфликта
третьей стороны
Сотрудничество
Юмор
Уступка
Угроза, насилие
Грубость, унижение
Разрыв отношений

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конфликты и способы их разрешения. Подготовила: Зам. Заведующего по ВМР Л.Г. Верхозина.

Сущность конфликта: Конфликт (от лат. с onflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (Психологический словарь, Л.А. Карпенко); Конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника (Л.Козер); Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Л.Г. Здравомыслов).

Структура и динамики конфликтов Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.

Структура конфликтной ситуации: Объект конфликта

Инцидент - Это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Динамика конфликта

Причины конфликтов: Распределение ресурсов; Взаимозависимость задач; Различия в целях; Различия в представлениях и ценностях; Различия в манере поведения и жизненном опыте; Неудовлетворительные коммуникации.

Функции конфликтов Деструктивная функция (негативный) : разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников и т.п. Конструктивная функция (позитивный) : Конфликт является важным источником развития личности, группы. Межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия; Через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; Конфликт способствует развития взаимопонимания между участниками взаимодействия; Лжеисход (замораживание) – например, силой растащили субъектов конфликта в стороны.

Классификации: Уровень конфликта зависит от ранга субъекта конфликта: Внутриличностный конфликт; Межличностный (между отдельными людьми); Конфликт между личностью и группой; Межгрупповой конфликт (между членами разных групп); Системный конфликт (в них фигурируют «группы групп», государственный К., межэтнический К.).

Типы конфликта: Объективный - Субъективный - В основе лежит реальная проблема «поле для работы с психологом»: Конфликт как личный коммуникативный стиль человека; Конфликт как средство сброса отрицательной энергии.

Виды конфликта: Информационный; Структурный; Ценностный; Конфликт отношений; Поведенческий конфликт.

Стратегии поведения в конфликте: Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.); Приспособление (подстроится под партнёра); Соперничество; Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра); Сотрудничество.

Характеристика исходов конфликтов (формы его разрешения) Снятие инцидента это попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации; Обеспечение выигрыша одной из сторон; Снятие конфликта с помощью лжи; Полное физическое или функциональное разведение участников; Внутреннее переструктуирование образа ситуаций; Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству

Советы Д. Карнеги «Не позволяйте себе расстраиваться из-за мелочи, которыми следует пренебречь и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить его на пустяки! »Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах…


Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

  • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
  • Задачи:
  • 1) Выявить причины конфликтов.
  • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
  • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
  • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
  • Актуальность:
  • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
  • План работы:
  • 1. Что такое конфликт и его типы.
  • 2. Причины конфликтов.
  • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
  • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
  • В опросе участвовали: 5-8кл.
Результаты опроса:
  • Результаты опроса:
  • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
  • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
  • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • Субъект Субъект
  • Предмет конфликта
  • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
  • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
  • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Позитивные
  • Позитивные
  • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
  • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
  • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
  • Негативные
  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
  • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
  • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
  • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
  • Предконфликтная стадия
  • Конфликтная стадия
  • Послеконфликтная стадия
  • Стиль поведения
  • Характеристика
  • Конкуренция,
  • соперничество («акула»)
  • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Сотрудничество («сова»)
  • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
  • Компромисс («лиса»)
  • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
  • Избегание, уклонение («черепашка»)
  • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
  • Приспособление
  • («медвежонок»)
  • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
  • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
  • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
  • 1-я группа
  • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
  • 2-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
  • 3-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
  • 4-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
  • Было интересно, но не все понятно!
  • Скучно, не понятно, неинтересно!
  • Было интересно, понятно, полезно!