Проект словесные портреты русских крестьян. Презентация на тему словесные дидактические игры в детском саду. Другие сочинения по этому произведению

(1)

Другая категория лиц, обрисованных Тургеневым в «Записках» — крестьяне, которые должны тянуть лямку крепостничества. В этом случае автор показал русскому обществу новый мир во всей его наготе, мир людей, на труде которых зиждилась могущественная Россия.

Типы мужиков, нарисованных автором, являются бедными, неопрятными, беспечными и ленивыми. Но как только они выбиваются из своего бедственного положения, они становятся трудолюбивыми хозяевами. Будучи недалеким и простоватым с виду, мужик на деле оказывается хитрым. Мужик флегматичен, но в то же время упрям, груб, а иногда и жесток. Если ему удается добиться более высокого положения, мужик нередко гордо и даже с презрением относится к меньшему брату, но к барину постоянно питает благоговение и всегда высказывает рабскую покорность. Правда, невежество и наклонность к пьянству доводят его до гибели, однако он равнодушен ко всему: к своему и чужому горю и даже к смерти. Но в мужике легко можно заметить и симпатичные стороны «скрытой добродетели», поэтому он возбуждает сочувствие, жалость.

Тургенев отлично понимал, почему так, а не иначе складывался характер мужика, а потому его произведение послужило ярым протестом против крепостного права, против деспотического отношения помещиков к крепостным, против ненормального положения крестьянина и, главным образом, против распространившегося мнения, что мужик не способен чувствовать, что он — не человек. Некоторые крестьяне добились сравнительно лучшего материального положения и сделались вполне зажиточными хозяевами. Это крестьяне-практики, такие как Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» и Николай Иванович, герой рассказа «Певцы».

О Хоре Тургенев отзывается следующим образом: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; он … обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями; Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное, Хорь насквозь видел г-на Полутыкина … Калиныча любил и оказывал ему покровительство … говорил Хорь мало, посмеивался и разумел про себя … » Сам барин называет Хоря умным мужиком; и действительно, он оказываетcя дальновидным человеком. Хорь ясно сознает, что ему лучше быть вдали от барина и, благодаря своей находчивости и здравому смыслу, получает позволение поселиться в лесу, на болоте. Хорь вполне убежден, что барин мечтает исключительно о том, чтобы получить с него как можно больше оброку, и Хорь исправно вносит помещику по сто рублей в год. Промышляя «маслишком и дегтишком», Хорь скопил деньжонки, но на волю не выкупается из-за особых расчетов.

Он полагает, что ему выгоднее быть за барином, «попадешь совсем в вольные люди — тогда кто без бороды живет, тот и будет Хорю набольший». Следует заметить, что Хорь не любит высказывать своих мнений о свободе, и автор говорит про Хоря: «Крепок ты на язык и человек себе на уме». С презрением он смотрит на женщин, которые, по его мнению, должны быть постоянно в полной зависимости от мужчин. Отличительной чертой Хоря является его отношение к барину-помещику. Он как будто сознает несправедливость ненормальных отношений между барином и мужиком.

Так, Хорь спорит с Калинычем, доказывает ему, что барин должен дать Калинычу на сапоги, так как постоянно тот таскает его на охоту. К автору рассказа Хорь в разговоре относится как-то снисходительно-иронически. «А что, утебя своя вотчина есть?» — Есть. — «Что же, ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» .; Живу. — «А большей, чай, ружьем пробавляешься?» — Признаться, да. — «Хорошо, батюшка, делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов, да старосту меняй почаще». Вывод Хоря очень прост: барину живется очень легко на свете; ему делать нечего, так как за него другие делают; пусть себе забавляется.

Ярким типом практика-хозяина служит Николай Иванович, герой рассказа «Певцы». Тургенев говорит о нем, что «у него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках». Николая Ивановича знают во всем околотке, как приветливого и добродушного хозяина, а потому в его кабаке всегда можно найти много гостей. Своими симпатичными чертами Николай Иванович снискал себе расположение окружающей среды и даже пользовался известным влиянием. Так, «его соседи уважают … он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего».

Однако из «Записок охотника» видно, что ничто не гарантировало практика-крестьянина от различных превратностей его зависимого положения. Примерам тому может служить Аким Семенов в рассказе «Постоялый двор». Он начал с извоза, разжился, завел постоялый двор, но страсть к бабам была главной причиной его несчастной судьбы. Будучи уже совершенно пожилым мужиком, Аким Семенов вдруг влюбился в молодую горничную барыни и женился на ней почти против ее воли. Жизнь четы течет мирно и спокойно, но неожиданно на Акима Семенова обрушивается несчастье, виновником которого является мелкий торговец Наум Иванович. Последнему удалось соблазнить жену Акима, а впоследствии этот негодяй на вытребованные от Авдотьи деньги Акима покупает его барыни постоялый двор, принадлежащий Акиму, причем купчая была написана на ее имя. Это обстоятельство производит удручающее впечатление на Акима, который весь теряется; его собственный постоялый двор, бывший в течение нескольких лет для него единственной доходной статьей, переходит во владение к чужому человеку на его собственные деньги. Кроме того, чужой человек покупает недвижимость не у него, а у его помещицы, которая бессовестно пользуется весьма сомнительным правом на имущество своих крепостных. Это горе окончательно свалило с ног Акима. От помещицы своей Аким ничего не может добиться, полагает, что он не в состоянии поправить беду.

С горя Аким два дня пьянствовал со случайно встретившимся ему дьячком Ефремом, отчаянным пьяницей. Под влиянием винных паров Аким решается отомстить новому владельцу и намерен поджечь двор, в который уже переселился Наум Иванович со своими работниками. Последний оказывается слишком дальновидным: он чутко спит и ловит Акима на месте преступления, причем тут же налицо оказывается тлеющая головня и кухонный нож. Акима сажают на ночь в подвал с намерением отвезти его на следующий день в город. Аким отрезвляется, и за ночь с ним происходит переворот: к Науму Ивановичу он уже не предъявляет претензии, но все обрушившиеся на него несчастья приписывает личным грехам, что и высказывает в следующих словах: «Лета мои старые, пора о душеньке своей подумать. Меня сам Господь вразумил. Вишь, я старый дурак, с молодой женой хотел в свое удовольствие пожить … Нет, брат-старик, ты сперва помолись да лбом оземь постучи, да потерпи, да попостись». Вот что говорил он Авдотье. И что же? Аким оставляет в покое Наума Ивановича и предается скитальческому образу жизни. «Везде, куда только стекаются богомольные русские люди, можно было увидеть его исхудавшее и постаревшее, но все еще благообразное лицо … Он казался совершенно спокойным и счастливым, и много говорили о его набожности и смиренномудрии те люди, которым удалось с ним беседовать».

Аким становится набожно-идеальным; он совершенно простил Наума Ивановича и Авдотью, которой он отдал все оставшееся имущество, и барыню. Другую категорию лиц составляют крестьяне-идеалисты, мечтатели, которые нисколько не заботятся об улучшении своего материального положения и вполне довольствуются тем, что имеют возможность жить и созерцать красоту Божьего мира. Сюда относятся два типа, нарисованных Тургеневым в «Записках»: Калиныч и Касьян с Красивой Мечи. Оба они поэтические натуры в русском народе. У Калиныча добродушный, ясный взор, вечно веселый и кроткий нрав; он — идеалист, романтик, совершенное дитя природы. Он людей не знает и никогда не узнает. Его благородная и нежная душа требует привязанности.

Он уважает и любит Хоря, а за барином ухаживает, как за ребенком. Чувство в нем пересиливает все прочие душевные силы. Он говорит с жаром обо всех предметах. Хозяйством Калиныч не занимается, так как его отвлекает охота с барином, к которому он относится с почтением и благоговением. Калиныч совершенно доволен своим положением, верит слепо, что все так должно быть и что все прекрасно. Ум Калиныча требует пищи; но образования он не получил, а на природу смотрит своеобразно. Он слепо верит разным явлениям природы, так как не у кого спросить об истинном их значении. Калиныч умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей; у него пчелы не мрут, у него рука легкая. Воли своей у Калиныча нет. Он чувствует себя хорошо под покровительством Хоря, к которому питает уважение и любовь. Так, «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую он нарвал для своего друга, Хоря.

Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением посмотрел на Калиныча: при знаюсь, я не ожидал таких непо зоологии: «У рыбы кровь холодная — рыба тварь немая. Она не боится, не веселится; рыба тварь бессловесная. Рыба не чувствует, в ней и кровь не живая». Всякую же лесную, полевую, речную, болотную, и луговую, и верховую, и низовую тварь убивать грех — пускай она живет на земле до своего предела». К человеку вообще Касьян не относится с особенным уважением, не потому, что «справедливости в человеке нет», но он верит и даже убежден, что имеется где-то блаженная страна, «где живет птица Гамаюн сладкогласная, и с деревьев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости». Дойти до этой страны Касьян никак не может, хоть много уж исходил, ища справедливости, как и «много других крестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут». Касьян грамотен, хотя, понятно, необразован. При образовании он, вероятно, более страдал бы от своего положения. Он обучает грамоте свою дочь Аннушку. Но он немало огорчен и расстроен. В числе прочих крестьян и Касьяна внезапно переселили с родины на новое, чужое место. «Там», — говорит Касьян, — «у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм … и Господи, Боже мой а!. И реки-то, и луга-то, и лес!. А там церковь.А там опять пошли луга. Далеко видно, далече! Вот как далеко видно.Смотришь, смотришь! Ах ты право!. » Здесь же, в тесноте, оторванный от родного гнезда, Касьян совсем потерялся. Но, несмотря на все это, Касьян и философ, и поэт, и лекарь, и заговаривать умеет. Он знает свойство некоторых трав и лечит, но медицинские его убеждения имеют много общего с распространенной теорией самоисцеляющего действия природы. Так, он говорит: «Какая я лекарка, и кто может лечить? Это все от Бога. А есть … есть травы, цветы есть: помогают точно».

Из этих слов видно, что Касьян признает, что исцеление идет само собой, а человек может только способствовать ему или препятствовать, ставя его в те или иные условия. Если же человек не выздоравливает, то уж ничем нельзя помочь: Максиму-плотнику, например, нельзя было помочь, так как он был «не жилец на земле … Уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, — словно что его отзывает». К заговорам Касьян относится с большой осторожностью. «И помогают-то они, а грех», говорит он про нечистые травы: «и говорить о них грех. Еще с молитвой разве. Ну, конечно, есть и слова такие … А кто верует, спасется».

Так как у Касьяна не было возможности переменить свое положение, то он и затаил в себе душевные силы и живет больше в мечтательном мире, нежели в действительном, который его вовсе не удовлетворяет. Он мечтает очутиться в тех странах, где солнце светит приветливее, и «Богу человек видней, и поется то паднеи», где раздолье и Божья благодать, где каждый человек живет по справедливости и испытывает полное удовольствие. Таков Касьян, но и он — собственность хозяина-помещика. Т ретью группу составляют такие крестьяне, которых совершенно не коснулась цивилизация. Таков Бирюк. Плечистый, высокого роста, он обладает огромной физической силой. Мужики боятся его. Он не дает утащить вязанки хворосту.

В какую бы пору мужики ни пытались стащить что-нибудь, Бирюк всегда тут как тут, и его ничем нельзя подкупить. Бирюк не показывает себя жестоким по отношению к мужику: он только суров и строг. «Воровать никому не след», читает он нотацию пойманному на месте преступления мужику, хотя в глубине души, бесспорно, сочувствует бедняку, которого «нужда» и «голодуха» толкнули на воровство. Отпускает его Бирюк, однако не сразу. Он знает, что он тоже человек подневольный, и с него взыщут. Главная задача Тургенева при создании этих образов заключалась в том, чтобы доказать, что мужик такой же человек, как помещик или любой представитель высшего сословия, что он так же понимает и чувствует. Если этот мужик грязен, голоден, груб, невежественен; если этому обитателю деревни чужды более или менее понятия нравственности, эстетики и идеальной добродетели, то в этом виноват не он, а тот, кто не имея на то никакого права, завладел им, обратил его в свою собственность, внушил ему чувство рабской покорности и в то же время развил в нем разного рода недостатки и, как паук, сосет из него соки и благоденствует на счет его работы. Для примера, возьмем трагическую сцену из рассказа «Бирюк».

Тут мы встречаемся с ободранным голодным мужиком, которого крайняя нужда заставила отправиться в чужой лес за деревом для продажи, но вора поймал Бирюк. Из диалога между Бирюком и крестьянином слышим мы слова последнего: «Отпусти … с голодухи … отпусти … Приказчик разорил … не погуби. Ваш-то сам знаешь, заест, заест, во как … Отпусти, ей Богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто во как приходится … Лошаденку-то, хоть ее-то, один живот и есть …отпусти!» Какая тяжелая картина горького крестьянского житья встает перед нами во время этого разговора.

Каждый из них прав по-своему. Бирюк неумолим, так как ему нередко приходится выслушивать такие объяснения, но у Бирюка на все один ответ: воровать никому не след. Удивительно симпатичный тип крестьянской девушки представляет набросанный портрет Акулины в рассказе «Свидание». Акулина тяготится своим деревенским положением, хотя не видела другого, а только слышала от своего возлюбленного, камердинера барина Виктора Александровича, о чудесах Петербурга. «Общество, образование просто удивление», рассказывает он. Акулина слушает с пожирающим вниманием, слегка раскрыв губы, как ребенок, а он старается доказать, что она этого даже понять не в состоянии, но она возражает: «Отчего же, Виктор Александрович? Я поняла; я все поняла». Ужасно жаль становится эту славную, любящую и любознательную девушку, которая делается жертвой развращенного «образованного» городского лакея.

1 / 5. 1

Урок литературы в 6в классе по ФГОС

И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,

их портреты, рассказы, духовный мир.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Интернет-ресурсы: к уроку литературы иллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» - режим доступа: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Сценарий урока.

    Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

    (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний вечер.

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

    Определение темы и целей урока.

Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью ).

Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность ).

Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3. Знакомство с темой урока. (слайд №2).

Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет )

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

    У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

    Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

    Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Мое мнение о мальчике

Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры )

2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья )

3. (Слайд №5)Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

Что же вы услышали из уст мальчишек?

Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».

5. Презентация и защита собственных иллюстраций.

III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)

Что нового вы узнали на уроке?

Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).

А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Домашнее задание.

    Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

    Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Федя

Павлуша

Ваня

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

Кто был назван трусишкой? (Костя)

Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

Как звали слободского плотника? (Гаврила)

Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

Почему не кричит леший? (он немой)

Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…


Записки охотника цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в году. В журнале«Собеседник» выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.


История В 1846 году Николай Некрасов и Иван Панаев начали издавать журнал «Современник» В январе 1847 г. в первом номере обновленного журнала «Современник», которым к этому моменту «рулили» Некрасов, Панаев и Белинский во второстепенном отделе «Смесь», мелким шрифтом, среди заметок на агрономические и хозяйственные темы был опубликован с подзаголовком «Из записок охотника» очерк из народной жизни «Хорь и Калиныч». По-видимому, ни автор, ни редакция не рассчитывали на шумный успех и на серию продолжений. Однако именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева.


Тургенев занял первое место, потому что направил всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной общественности на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и Калинича», он написал ряд очерков, которые в 1852 годубыли изданы под общим названием «Записки охотника». Книга имела большое историческое значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.


Записки охотника «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ- это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.


«Хорь и Калиныч» Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.


Характеристика героев. Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь..


Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке


Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.


Место в творчестве и проблематика. Рассказы и очерки Тургенева охватывают и многие другие стороны русской жизни того времени. «Записки охотника» по своей проблематике и по своему авторскому видению мира явились своего рода увертюрой к дальнейшему творчеству Тургенева. В поэтических картинах родной природы, в лирических образах русских женщин, в исполненных тургеневского юмора и иронии зарисовках быта русского поместного дворянства угадывался будущий автор таких повестей, как «Ася», «Первая любовь», романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». В рассказах «Бурмистр», «Контора» Тургенев выступает как сатирик, обличитель помещиков-крепостников, продолжатель дела Гоголя.

Сочинение

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Крестьянский мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг» Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг»

ПРОЕКТ учащихся 6 класса МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа» Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А. Словесные и живописные портреты крестьян По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев на охоте. Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского. 1879 г. Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь - мудрый хозяин - удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он - артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей - завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, - простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.
« Бежин луг »
  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.
ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША, КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ.КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША, Лицо ИЛЮШИ « было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана. Тщательно стягивала его опрятную черную свитку». КОСТЯ - « мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие. Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать,для чего на языке, -на его языке, по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.» ФЕДЯ «…был мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.» У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.» « Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.» И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности. Бирюк-угрюмый.,мрачный, нелюдимый, одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти, не ради наживы, а от безысходности, тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием. Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает, что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность. В рассказе « БУРМИСТР» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов - бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.