Профессиональная этика. Совесть включает в себя Совесть включает в себя

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно происходил процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. И здесь надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.



Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определенные нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели ) и плохие (пороки ). Еще древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам на определенные действия, поскольку обладающий нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый человек отвечает за то, чтобы культивировать в себе и в окружающих людях добродетели и отвергать пороки.



Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нем есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить нравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет ее для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы : коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать ее.

Верность избранной позитивной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек в любой жизненной ситуации не сойдет с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносилась в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек. В дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает обычно более обобщенный характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования; позволяет каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы:

1.Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории развития человеческого общества. Одна из таких норм известна под названием «Золотого правила нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует свое поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под нравственными нормами? В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые лично вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Почему мы следуем ему?

4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это?

5. Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твердыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.

Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей , а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу,не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.

В моральных нормах отражены такиеобщечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д. Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Мораль,следовательно, в каком-то смыслеявляетсясвоеобразным вневременным и внеисторическим кодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений,некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике. Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой.Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало . Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира , представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало . Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм , принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

Мораль это совокупность норм, правил, принципов, яв ляющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкрет ных жизненных ситуациях .

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральные принципы — более широкие понятия, они но сят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, заповеди, кодексы, согласно которых нужно вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в це лостной системе общественных отношений. К ним относятся такие положения, как «не укради», «не лги», «уважай ближнего», «чти отца своего» и т. д.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

  • добро и зло : противоположные, но взаимосвязанные качества. Добро — позитивное, созидательное, гармоническое качество личности; зло — агрессивное, эгоистическое, раз­рушительное состояние личности. Добрый человек — значит хороший, злой — значит плохой. К основным понятиям морали также относятся:
  • долг необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;
  • совесть — внутренний прокурор, «собственный суд справедливого человека», другими словами, соотношение поступков человека с общепризнанными нормами морали;
  • гуманизм — признание человека высшей ценностью. Основной признак гуманизма выражен в так называемом «зо лотом правиле нравственности» , которое формулируется так: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относи лись к тебе . Или, как сказано в Библии, «возлюби ближнего, как самого себя» .

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом .

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь :

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

  • нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;
  • нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;
  • нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);
  • нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;
  • нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
  • нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;
  • нормы права обеспечиваются государственным принуждением;
  • нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права чело века . Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

  • Выражение общей воли. По словам Г. Гоббса, право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса, «право — это возведенная в закон воля господствующего класса»,
  • Нормативное регулирование общественных отношений, то есть право, предписывает человеку: «поступай так, а не иначе». Нормы права носят всеобщий и обязательный характер. («Закон суров, но он есть закон»).
  • Определение меры свободы поведения человека. Это означает, что право выражает меру доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничения свободы. Принцип свободы был сформулирован во французской Декларации прав человека и гражданина: «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому».
  • Краеугольным признаком права является то, что оно ус танавливается, санкциализируется и поддерживается госу дарством. В рамках отдельного государства оно выступает как государственная воля. В реальной жизни это означает, что государство обеспечивает выполнение признаваемых и действующих юридических норм, так как нет других способов возвести общую волю граждан в закон.

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Взгляд на государство и право как на историческое достижение цивилизации, оценка их с позиций гуманизма и справедливости вызвали активное использование в юридической науке двух взаимосвязанных понятий — «политическая культура» и «правовая культура».

Происходит от латинского слова «cultura», которое переводится как «обрабатывание земли», «воспитание», «развитие» и т. п. Сегодня оно главным образом обозначает систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, своего рода исторический опыт, который передается из поколения в поколение и соответствующим образом влияет на поведение людей. Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную , присущую обществу;
  • групповую , характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную , характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание .

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2. Основи правознавства: Проб. підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І. Б. Усенка. — Київ: Ірпінь: ВТФ «Перун», 1997. — 448 с.: іл. — Рос. мовою

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения .

Настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо-да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не-доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно-шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель-ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по-вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю-бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не-достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по-мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при-водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи-тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе-шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач-ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель-ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за рядом сидящих пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек
и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой - в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, - пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами .

Этика.Вопрос № 8.

Совесть – это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходи- мостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:

внутреннюю (рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;

чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.

Формами проявления совести могут быть : нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

Вопрос № 9.

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинстваразвиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь – это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер . С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законода-тельстве правовых актов

Существует право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина –

В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года , для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».