Руководство по разработке плана управления мусором. План операций с мусором на судне Способы утилизации мусора на судне

Под данными веществами подразумеваются вещества, соответствующие Перечню опасных грузов (List of Dangerous Goods), согласно Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).

Правило 1 .Определения;

Правило 2. Применение: а) все суда валовой вместимостью 200 рег.т и более; б) суда валовой вместимостью менее 200 рег.т для перевозки более 10 чел;

Правило 3.

Правило 4. Выдача Свидетельства;

Правило 5.

Правило 6. Форма Свидетельства;

Правило 7.

Правило 8. Сброс сточных вод. Запрещается за исключением:

Используя установку для обеззараживания судно сбрасывает обработанные сточные воды на расстоянии более 4 морских миль, а необработанные свыше 12 морских миль от берега. Судно сбрасывает воды постепенно, двигаясь со скоростью не менее 4 узлов.

Правило 9. Исключения : правило не применяется к сбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна;

Правило 10. Приемные сооружения;

Правило 11. Стандартное сливное соединение.

Правило 1. Определения;

Правило 2. Применение: все суда;

Правило 3. Удаление мусора за пределами особых районов:

а) запрещается выброс в море всех видов пластмасс, синтетических тросов, рыболовных сетей, мешков для мусора;

Примечание: следует подчеркнуть опасность выброса за борт тросов и снастей. Они не только не разлагаются в воде, но и имеют обыкновение наматываться на гребной вал. При неправильных действиях экипажа судна (попытка смотать трос с вала способом реверса гребного вала) возникает опасность либо деформации гребного вала, либо его выдавливания из корпуса, с повреждением дейдвудного уплотнения и/или дейдвудного подшипника.

б) разрешен сброс не ближе 12 морских миль для пищевых отходов и другого мусора в т.ч. бумагу, стекло, металл, бутылки, черепки и подобные отходы.

в) если такой мусор измельчен до менее, чем 25 мм, выбрасывать его можно не ближе 3 морских миль от берега;

Правило 4. Особые требования к удалению мусора (для ПБУ и платформ);

Правило 5. Удаление мусора в особых районах: Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, район заливов (между Рас-эль-Хадд и Рас-эль-Фасте), район Антарктики, Северного моря, Карибское море и Мексиканский залив;

Правило 6 .Исключения: правило не применяется к сбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна; или к аварийной потере синтетических сетей, при условии принятия всех разумных мер для предотвращения;

Правило 7. Приемные сооружения;

Резолюцией МЕРС (Морской комитет защиты окружающей среды) 71 (38) от 10/07/1996 вводится “Руководство по разработке плана управления мусором» во исполнение правила 9(2) Приложения V к МАРПОЛ 73/78. План должен содержать процедуры по сбору, накоплению, хранению, уничтожению и обработке мусора, должно быть назначено специальное лицо, отвечающее за исполнение плана.

Примечание : только на начало 80-х гг. ХХ века лишь в северной части Тихого океана плавало около 5 млн.пар старой резиновой обуви, 35 млн.пустых пластиковых и около 70 млн.стеклянных бутылок.

В июле 2011 года была принята резолюция MEPC.201(62) - Revised MARPOL Annex V, требования которой действуют с 1-го января 2013 года, что повлечет за собой массу тренингов и проверок как со стороны компании, так и со стороны Port State Control, поэтому следует изучить Revised MARPOL Annex V, так как можно попасть под проверку до того, как разберетесь в изменениях.Основные нововведения: мусор разделен на 9 категорий:

Таблица 6.2

Запрещено сбрасывать за борт: бумагу, стекло, пепел, ветошь, не измельченные пищевые отходы (в особых районах).

Определение Operational wastes (Резолюции MEPC.201(62) / Regulation 1. Definitions / 12] и MEPC.219(63) / 1.7.4). Из определения следует, что вода для замывки трюмов и палубы, содержащая моющие средства, теперь относится к мусору категории F. Следовательно, замывая палубу, нельзя забывать о записях в Garbage Log Book. Но перед использованием моющего средства необходимо удостовериться, что оно «not harmful to the marine environment», очень важно иметь документ, свидетельствующий об этом. Подобное требование можно найти в резолюции МЕРС.219(63), пункт 1.7.6.

Резолюция МЕРС.219(63) – это наставления по выполнению требований нового издания MARPOL Приложение V. Также на официальном сайте IMO можно найти еще один сопутствующий документ – резолюцию MEPC.220(63) – рекомендации по разработке Garbage Management Plan. Данная резолюция может быть полезна при составлении review of GMP, который вы найдете на борту судна. Подобные процедуры проверки практикуются во многих компаниях. В пункте 4 резолюции МЕРС.220(63) четко указаны моменты, которые должны быть описаны в обновленном Garbage Management Plan.

МЕРС.201(62) / Appendix / пункт 4: требования к записям в Garbage Record Book при различных ситуациях (сдача на берег/судно; сжигание (incineration); сброс за борт; аварийный сброс за борт.)

МЕРС.219(63) / пункт 2.3 / Table 1: краткое изложение требований по сбросу мусора.

МЕРС.219(63) / пункт 2.3 / Table 2: блок-схема по обращению с мусором.

МЕРС.219(63) / пункт 2.4.2: требования к мусорным контейнерам.

МЕРС.219(63) / пункт 2.11: требования к сжиганию мусора.

МЕРС.219(63) / пункт 3: что делать с остатками насыпных грузов.

МЕРС.219(63) / пункт 4.4: требования к плакатам с требованиями MARPOL Приложения 5, а в конце документа (стр.30-32) – их примеры.

Примерный образец Плана управления мусором (т/х «KARAT REEFER» (Эстония): 1.Преамбула. 2.Политика компании по борьбе с мусором. 3.Рабочий язык. 4. Ответственное лицо попредотвращению загрязнения мусором и его обязанности. 5.Журнал операций с мусором и ведение записей. 6.Сбор и сортировка мусора. 7.Хранение мусора. 8.Переработка мусора на судне. 9.Удаление мусора. 10.Размещение плакатов. 11.Программа обучений и тренировок. 12.Информация для судового персонала. Приложение 1. Сведения о категориях мусора. Приложение 2. Правила удаления мусора в море. Приложение 3. Емкости для сбора мусора. Приложение 4. Перечень и местонахождение оборудования для обработки мусора. Приложение 5. Схема расположения емкостей для мусора. Приложение 6 . Сведения о лицах, ответственных за сбор мусора. Приложение 7. Сведение об ознакомлении с Планом плавсостава, ответственного за операции с мусором. Приложение 8. Сведения о периодических пересмотрах плана. Приложение 9. Отметки о проверке плана ответственными лицами. Приложение 10. Расчет минимального необходимого количества емкостей для сбора мусора.

Литература .

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое План управления мусором на судне?

В 1997г., руководствуясь принципами Рио-де-Жанейрской декларации ООН, Конференция сторон Конвенции МАРПОЛ 73/78 приняла Протокол об изменении упомянутой Конвенции, добавив Приложение под названием «Правила предотвращения загрязнений атмосферы с судов», открыв его для подписания всеми сторонами Конвенции. Правила Приложения не применяются к:

а) любому выбросу, необходимому для обеспечения безопасности судна или его оборудования;

б) любому выбросу, возникшему при повреждении судна или его оборудования при условии, что:

в) приняты все разумные меры предосторожности после возникновения повреждения или обнаружения выброса с целью предотвращения или сведения к минимуму выброса; и

г) за исключением случаев, когда судовладелец или капитан действовали либо с намерением причинить ущерб, либо безответственно и сознавая, что ущерб возможно будет причинен;

Администрация флага может разрешить применение на судне устройств, материалов, приспособлений или приборов, отличных от требуемых настоящим Приложением, если они являются не менее эффективными. В этом случае она обязана известить ИМО.

Согласно Приложения Администрация флага организует освидетельствование судов, валовой вместимостью свыше 400: первоначальное, периодическое (не менее раз в 5 лет) и промежуточное (не менее 1 раза между периодическими). Администрация может поручить освидетельствование признанным ей организациям. После освидетельствования выдается Свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы (International Air Pollution Prevention Certificate) с упоминанием того, что судовые двигатели соответствуют Техническому кодексу 2008г. по NO x для двигателей и оборудования. Если судно построено до 2008г., и ранее имело IAPP Certificate без такого упоминания, может быть оформлен Engine International Air Pollution Prevention (EIAPP) Certificate. Для судов вместимостью менее 400 Администрация принимает особые меры, чтобы они соответствовали Приложению.

Стороны сотрудничают в обнаружении нарушений, используя все доступные средства наблюдения за окружающей средой, способы передачи сообщений и сбора доказательств. При предоставлении доказательств Администрация расследует дело и может возбудить преследование против нарушителя.

Правило 1. Применение: все суда, если не предусмотрено иное в Правилах 3,5,6,13,15,18 и 19;

Правило 2. Определения;

Правило 3. Общие исключения: правило не применяется к выбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна или его оборудования, при условии принятия всех разумных мер для предотвращения или сведения к минимуму выброса и за исключением случаев, когда судовладелец или капитан действовали либо с намерением причинить ущерб, либо безответственно и сознавая, что ущерб возможно будет причинен

Правило4 . Эквиваленты: о применении эквивалентных устройств; Администрация Стороны может разрешить применение на судне устройств, материалов, приспособлений или приборов либо других процедур, альтернативного жидкого топлива или методов обеспечения соответствия, отличных от требуемых Приложением VI, если такие устройства, материалы, приспособления или приборы, либо другие процедуры, альтернативное жидкое топливо или методы обеспечения соответствия являються не менее эффективными с точки зрения сокращения выбросов, чем требуемые Приложением VI.

Правило 5. Освидетельствования и проверки;

Правило 6. Выдача Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы (IAPP Certificate);

Правило 7. Выдача Свидетельства другим правительством;

Правило 8. Форма Свидетельства;

Правило 9. Срок действия Свидетельства – до 5 лет;

Правило 10. Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований;

Правило 11. Обнаружение нарушений и обеспечение выполнений.

Правило 12. – запрет на преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ (фреонов), а также перечисленных ниже (по состоянию на 2011 г):

- Галон 1211(Halon 1211) − бромхлордифторметан (CF 2 BrCl);

- Галон 1301(Halon 1301) − бромтрифторметан (CF 3 Br);

- Галон 2402(Halon 2402) − 1,2 дибром-1,1,2,2-тетрафторэтан (C 2 F 4 Br 2), также известный как Галон 114В2 ( Halon 114В2) ;

- ХФУ-11(CFC-11) − трихлорфторметан, (CFCl 3);

- ХФУ-12 (CFC-12) − дихлордифторметан, (CF 2 Cl 2);

- ХФУ-113 (CFC-113) − 1,1,2-трихлор- 1,2,2-трифторэтан, (C 2 F 3 Cl 3);

- ХФУ-114 (CFC-114) − 1,2 -дихлор-1,1,2,2-тетрафторэтан, (C 2 F 4 Cl 2);

- ХФУ-115 (CFC-115) − хлорпентафторэтан, (C 2 F 5 Cl).

На каждом судне валовой вместимостью 400 и более, а также каждой стационарной и плавучей буровой установке и других платформах, на котором имеются перезаряжаемые системы, содержащие озоноразрушающие вещества, должен вестись Журнал озоноразрушающих веществ. Этот журнал может составлять часть существующего судового журнала или системы электронной регистрации, одобренной Регистром.

Правило 13. – Запрет на эксплуатацию судовых дизелей (кроме исключительно аварийных) мощностью свыше 130 кВт при превышении пределов содержания в выхлопе окислов азота (NO х). Необходимость соответствия дизелей Техническому кодексу по NO х (определяется стандартами Ярус I, Ярус II и Ярус III).

Правило 14. – Содержание серы в жидком топливе, контроль за выбросом окислов серы (SO x) (Балтийское море и другие районы, включая, портовые, которые назначены ИМО; необходимость применения системы очистки выхлопных газов в Районе Контроля (Sulphur Emission Controlled Area –SECA) при использовании топлива с повышенным содержанием серы (выше 1,5%);

Дальнейшие ключевые мероприятия по ограничению выбросов оксидов азота и серы включают:

Вступление в силу новой зоны контроля выбросов в районе Пуэрто-Рико и Виргинских

островов в начале 2014 года;

Когда суда эксплуатируются в районах контроля выбросов, содержание серы в жидком топливе, используемом на судах, не должно превышать следующих пределов:

Соответствие двигателей судов, вступивших в строй с 2016 года, стандарту Tier III.

Чтобы суда могли работать в зонах контроля выбросов, потребуется установка скрубберов (устройств очистки отработанных газов – ООГ), что позволит решить проблему в первое время. На судах, которые должны использовать систему очистки отработавших газов частично или полностью, должен быть одобренный План соответствия выбросов SO Х (ПСВС/ SECP) и Сертификат/Свидетельство соответствия выбросов SO Х ССВС (SECС). Должно быть также разработано Судовое руководство по мониторингу (СРМ для агрегата ООГ, охватывающее каждую часть оборудования для сжигания жидкого топлива, которая должна быть указана, и в отношении которой должно быть продемонстрировано соответствие. Далее мировой флот, видимо, ждет переход на сжиженный природный газ, а в долгосрочной перспективе, скорее всего, будут доступны альтернативные источники энергии.

Правило 15. – контроль за парами летучих органических соединений в назначенных портах;

Резолюция MEPC.71(38)

РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ МУСОРОМ
(В выполнение правила 9(2), Приложения V к МАРПОЛ 73/78)

1. ВВЕДЕНИЕ

1 В 1995 г. ИМО резолюцией MEPC.68(37) приняла поправки к Приложению V к Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., исправленной Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78), которая требует, чтобы каждое судно валовым регистровым тоннажем 400 тонн и более и каждое судно, сертифицированное для перевозки 15 человек и более, имело план операций с мусором и было снабжено Журналом операций с мусором. Кроме того, каждое судно, длиной 12 ми более должно вывесить плакаты, извещающие команду и пассажиров о требованиях к обращению с мусором на судне. Новое правило 9 Приложения V к МАРПОЛ 73/78 вступает в силу с 1 июля 1997 г. для новых судов и с 1 июля 1998 г. для судов, построенных до 1 июля 1997 г.

2 Данное Руководство указывает направление действий для соответствия обязательным требованиям по разработке судового плана управления мусором и имеют целью содействовать владельцу судна/механику во внедрении правила 9(2 ) Приложения V к МАРПОЛ 73/78. Подразумевается, что автор плана управления мусором хорошо знаком с требованиями Приложения V к МАРПОЛ 73/78 и "Руководствами по внедрению Приложения V к МАРПОЛ 73/78" ИМО.

3 Судовой план управления мусором должен содержать список конкретного судового оборудования и мероприятий по обращению с мусором и может содержать выдержки и/или ссылки на существующие инструкции для экипажа.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ.

Правило 9(2 ) Приложения V к МАРПОЛ 73/78 гласит следующее:

"Каждое судно валовым регистровым тоннажем 400 тонн и более и каждое судно, сертифицированное для перевозки 15 человек и более, должно иметь план управления мусором, которому должна следовать команда. Этот план должен обеспечивать письменные процедуры для сбора, обработки, хранения и удаления мусора, включая использование оборудования на борту судна. Он также должен назначить лицо ответственное за выполнение плана. Такой план должен соответствовать руководствам, разработанным Организацией и должен быть написан на рабочем язык команды".

3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ

1 Чтобы достичь эффективных по расходам и значительных для окружающей среды результатов, составитель плана управления мусором должен использовать комбинацию трех дополнительных технологии операций с мусором:

1 уменьшение источников поступления мусора;

2 переработка;

3 удаление.

2 При заказе припасов и провизии судовые компании должны поощрять своих поставщиков применять принцип возвратной тары с целью уменьшения наибольшего возможного пути распространения и на возможно более ранней стадии образования мусора на борту судна.

3 Судовой мусор состоит из различных компонентов, к части которых обращается МАРПОЛ 73/78, к другим можно обращаться на местном, национальном или региональном уровне, например бытовые, эксплуатационные, связанные с грузом, пищевые отходы и отходы при обслуживании. Каждый компонент должен оцениваться отдельно для определения наилучшего применения операций обработки данного вида отходов.

4. ВОПРОСЫ, К КОТОРЫМ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ В ПЛАНЕ УПРАВЛЕНИЯ МУСОРОМ

.1 Назначенное лицо, ответственное за выполнение плана

. 1 В соответствии с правилом, в плане управления мусором, должно назначаться лицо, ответственное за применение процедур плана.

2 Этому лицу должен помогать отдельный персонал, чтобы гарантировать, что сбор, сепарация и обработка мусора эффективны во всех местах судна и что процедуры на борту судна выполняются в соответствии с планом управления мусором.

.2 Процедуры сбора мусора

Поправки к MARPOL Annex V принятые MEPC 70 вступают в силу с 1 марта 2018 года . Изменения включают в себя критерии определения вредоносности остатков груза для окружающей среды и новый формат Garbage Record Book с новой категорией мусора e-waste . В этом посте приведено резюме этих изменений.

Основные изменения, включенные в MARPOL Annex V, которые были приняты MEPC 70, охватывают:

Заявление остатков груза

Остатки груза, не являющиеся вредоносными для морской среды подлежат менее строгим правилам сброса нежели вредоносные остатки. Насыпной груз согласно правилу VI/1-1.2 SOLAS, отличный от зерна, теперь должен быть классифицирован согласно критериям изложенным в appendix I MARPOL Annex V, и грузоотправитель обязан заявить является ли груз вредным для морской среды (harmful to the environment - HME ).

Garbage Record Book

Новая форма Garbage Record Book (GRB) включена в appendix II MARPOL Annex V. GRB теперь разделен на две части:

Part I for all garbage other than cargo residues, applicable to all ships

Part II for cargo residues only applicable to ships carrying solid bulk cargo

Появилась новая категория мусора e-waste (1), и категории остатков груза (cargo residues ) разбиты на HME (harmful to the marine environment) и non-HME . Теперь это выглядит следующим образом:

A. Plastics

B. Food waste

C. Domestic wastes

D. Cooking oil

E. Incinerator ashes

F. Operational waste

G. Animal carcasses

H. Fishing gear

I. E-waste

J. Cargo residues (non-HME)

K. Cargo residues (HME)

Изменилась также форма таблицы удаления отходов (discharge table) GRB. Теперь необходимо записывать дату/время/позицию и запуска и остановки мусоросжигателя (incinerator ). Также добавлена таблица аварийного сброса или потери мусора согласно правилу 7, в которой указывается причина сброса и принятые меры предосторожности.

Новая часть II GRB для насыпных грузов включает в себя записи порта или позиции, категории отходов (J или K), количество отгруженных отходов и время начала и остановки сброса в море.

Вместе с GRB, подтверждающие документы (garbage receipts ), полученные от приемных сооружений также должны сохранятся на борту в течение минимум 2-х лет .

Несмотря на то что требования Annex V of MARPOL обязательны, сертификация согласно конвенции не предусмотрена.

Тем не менее согласно MARPOL на борту необходимо следующее:

Плакаты, содержащие информацию о правилах сброса мусора(2)

Garbage Management Plan(3)

Garbage Record Book(4)

Действующее руководство Guidelines for the implementation of MARPOL Annex V, 2012 отозвано и заменено на новое 2017 Guidelines , в соответствии с поправками к MARPOL и требованиям Polar Code .

1.1. Настоящий Типовой судовой план операций с мусором составлен в соответствии с требованиями Правила 9(2) Приложения V к , .

1.2. Цель плана состоит в том, чтобы предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава на борту судна в отношении мер и процедур, которые должны быть приняты в целях предотвращения загрязнения теми категориями мусора, сброс которых запрещен .

1.3. План содержит всю информацию и рабочие инструкции, требуемые руководством по разработке планов предотвращения загрязнения мусором на соответствие Правилу 9(2) Приложения V к ().

1.4. Настоящий план одобрен Администрацией и не подлежит изменению или пересмотру без предварительного согласия Администрации.

1.5. Настоящий судовой план предназначен для оказания помощи судовому экипажу в действиях при выполнении процедур сбора, хранения, обработки и удаления мусора с использованием оборудования, имеющегося на борту судна. Целью настоящего плана является предотвращение возможности несанкционированного сброса мусора в море.

1.6. План включает в себя описание процедур сбора, хранения, обработки и удаления мусора, включая использование оборудования на борту судна.

1.7. Ответственность за введение Плана в действие на судне возлагается на капитана судна.

1.8. Координацию работ на судне по предотвращению загрязнения мусором осуществляет старший помощник капитана. На него также возлагается контроль за обучением экипажа и лиц, находящихся на судне навыкам выполнения мероприятий, предусмотренных Планом .

Типовой судовой план операций с мусором. Правило 9(2) приложение 5 MARPOL, 1997 входит в , которые должны находиться на борту судов рыбной промышленности РФ.
С полным , можно ознакомиться .

Одобрение плана
Расписка Капитана
Основные сведения о судне
1. Введение
2. Требования
3. Предотвращение загрязнения мусором
3.1. Сбор
3.2. Переработка
3.3. Хранение
3.4. Удаление
4. Процедуры
4.1. Процедуры сбора мусора
4.2. Процедуры переработки мусора
4.3. Процедуры хранения мусора
4.4. Процедуры удаления мусора
Дополнения:
1. Форма
2. Перечень и расположение оборудования по переработке и хранению мусора
3. Форма "Сообщения о предполагаемой недостаточности приемных сооружений для мусора" (на русском языке)
4. Форма "Сообщения о предполагаемой недостаточности приемных сооружений для мусора" (на английском языке)
5. Перечень документов, необходимых при операциях с мусором
6. Перечень "особых районов"