Сколько малых предприятий закрылось в году. Малого бизнеса в россии стало больше. Главные показатели в бизнес статистике

Среди начинающих предпринимателей бытует мнение, что самый прибыльный бизнес в России - тот, к занятию которым лежит душа. Когда возможности и желания совпадают, это хорошо. Однако краеугольным камнем хозяйственной деятельности является ее окупаемость. Поэтому выходить на рынок следует, тщательно подготовившись. И не факт, что в любимой сфере.

Критерии прибыльности

Уровень «выгодности» того или иного направления определяется рядом факторов:

  • быстрая окупаемость вложенных средств (капитала) - в идеале операционный цикл должен быть максимально коротким: возврат денег от перепродажи закупленной ранее продукции/товара происходит за короткое время;
  • изначально высокий спрос - потенциальные потребители (целевая аудитория) заинтересованы в предлагаемой услуге или товаре и являются доступными;
  • приемлемая стоимость ресурсов (сырья, материалов) - чем ниже она, тем выше конечная прибыль предпринимателя;
  • высокая фондоотдача - вложения должны быть эффективными.

Примеры на практике

Предположим, предприниматель принял решение открыть прибыльный бизнес на продаже предметов первой необходимости (продукты питания и бытовые товары):

  1. Закупаемый у нескольких поставщиков хлеб распродается в течение дня. Скорость оборачиваемости вложенных денег высокая? Безусловно.
  2. Представленные в ассортименте магазина мыло, спички и соль будут востребованы всегда, хоть в условиях гармоничного развития экономики, хоть в кризис.
  3. Перечисленные товары имеют невысокую цену и могут быть приобретены у широкого круга поставщиков.
  4. Чем больше объемы продаж, тем выше прибыль.
  5. Вложения характеризуются высокой эффективностью: предложенные товары хорошо раскупаются независимо от сезона и состояния экономики.

Прибыльные направления бизнеса

Конечно же, нет. Благосостояние подавляющего большинства российских семей продолжает оставаться на высоком уровне. Выстроить прибыльный бизнес в России на 2018 год можно в следующих сферах:

  • строительные и ремонтные работы;
  • общепит;
  • медицина;
  • оказание посреднических услуг.

Не стоит бояться неудач. Частное предпринимательство, в отличие от неповоротливого и излишне бюрократизированного крупного бизнеса, характеризуется мобильностью, свободой и широкими возможностями для экспериментов: к изменившимся экономическим условиям оно приспосабливается оперативно и с минимальными потерями.

Какой бизнес открыть. Прибыльный бизнес за короткое время. Как понять, какой бизнес открыть: Видео

Малых и средних предприятий в России стало больше на 10% по сравнению с августом 2016 г., сообщил замминистра экономического развития России Олег Фомичев на Петербургском международном экономическом форуме. Такой динамики не наблюдалось давно, бизнес показывает хороший прирост, отметил он. Сейчас в России работает более 6 млн таких компаний, в том числе более 5,5 млн – это микробизнес, 266 000 – малые компании, а 20 000 предприятий относятся к среднему бизнесу. Президент «Опоры России» Александр Калинин тоже недавно отмечал позитивную динамику развития малого и среднего бизнеса. По его данным, сегмент отечественного микробизнеса за 2016 г. увеличился на 500 000 предприятий, или на 8,5%, благодаря господдержке.

Прирост произошел не столько за счет появления новых компаний, сколько из-за перестройки уже существующих, полагает Татьяна Минеева, вице-президент «Деловой России». Появились новые льготы для мелкого бизнеса, например налоговые каникулы, и крупные компании переоформляют часть своих структур в малый или средний бизнес, чтобы оптимизировать налоги, знает Минеева.

Ряды предпринимателей пополнились не из-за того, что им стало проще работать в России, соглашается директор московского офиса Tax Consulting Эдуард Савуляк. Роста производства и сбыта нет, малого бизнеса стало больше только на бумаге, полагает он. Одна из причин пополнения рядов мелких предпринимателей – изменения в законах и возросшее из-за кризиса стремление бизнеса оптимизировать налоговые расходы, уточняет юрист. С ним согласен член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов, который считает, что реального роста в минувший год не было. Он напоминает, что с января 2017 г. государство ввело более выгодный режим для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения (УСН). Предельную выручку, при которой предприниматель имеет право на УСН, подняли с 60 млн до 120 млн руб., что позволило более крупным компаниям вписаться в лимит, говорит Несветов. В 2015 г. также была удвоена максимальная выручка, при которой предприятие считается средним бизнесом (был 1 млрд руб., стало 2 млрд руб.), и в разряд малого и среднего бизнеса попали компании, которые прежде считались крупными, отмечают юристы.

Нынешний рост – еще и компенсация падения числа предпринимателей в предыдущие два года, говорит Савуляк. В первом полугодии 2015 г. малых и средних компаний было 242 600, а в первом полугодии 2016 г. стало 172 800, по данным Росстата. И на этом фоне прирост в 10% всего лишь возвращение к докризисной статистике, замечает Савуляк.

Гендиректор компании – производителя вендинговых автоматов «Инвенд» Виктор Зубик рассказывает, что для него 2016 год был трудным. Многие заказчики и клиенты откладывали заказы из-за нестабильного курса рубля. Партнеры жили одним днем, отказываясь от долгосрочных контрактов, жалуется Зубик. «Инвенду» пришлось экономить – например, переехать в меньший офис. Сейчас рынок стабилизировался, из-за этого оживились клиенты, которые раньше замораживали проекты, говорит Зубик. Выручка по сравнению с прошлым годом выросла, компания нанимает новых сотрудников, говорит Зубик.

Торговля оживилась, восстанавливается спрос, появился дефицит коммерческой недвижимости. Рост цен на нефть и укрепление рубля внесли вклад, пусть и незначительный, в пополнение рядов предпринимателей, говорит Савуляк.

Нет однодневкам

650000 юридических лиц в 2016 г. были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц по решению налоговых органов, поскольку больше года не предоставляли отчетность и у них не было операций по счетам

Но большинство предпринимателей не заметили улучшений. Юрий Панченко, фермер из Ростовской области, говорит, что спрос на его продукцию – козье молоко – в 2016–2017 гг. рос. Но объясняется это, по его мнению, тем, что в Ростовской области больше не было производителей пастеризованного козьего молока с коротким сроком годности. Панченко отмечает, что в 2017 г. заработала новая программа льготного кредитования аграриев (по ставкам не более 5% годовых). В феврале он подал документы в Сбербанк на такой кредит, но до сих пор ждет ответа. Налоговая нагрузка, говорит фермер, осталась прежней: он платит единый сельхозналог – 6% от выручки.

Основатель сети фастфуда Mr.Pit Александр Колосов говорит, что 2017 год начался хуже предыдущего – пришлось увеличить расходы на рекламу, чтобы продажи не просели. Он уточняет, что с государством его сеть кафе практически не сталкивается, в последнее время не было никаких конфликтов с госорганами и внезапных проверок.

Теперь мелкие предприниматели меньше боятся уголовной ответственности, полагает Артем Чекотков, юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». Летом 2016 г. в УК внесли поправки – подняли минимальный порог, при достижении которого компанию привлекают к ответственности за неуплату налогов, до 5 млн руб., уточняет он. Быть маленьким выгоднее – у небольшой компании не хватит денег, чтобы на такую сумму уклониться от налогов, поясняет юрист. А налоговых преступлений в России все больше: в 2014 г. их, по данным Генпрокуратуры, было 6250, в 2015 г. – 9041, в 2016 г. – 9283.

У IT-компании «Телеком-проект» выручка за год выросла вдвое, рассказал ее гендиректор Евгений Цаплин. Слабые конкуренты обанкротились, и «Телеком-проект» сумел нарастить клиентскую базу.

Никаких послаблений со стороны государства Цаплин не заметил: налоговая нагрузка не изменилась, бюрократии меньше не стало. Спасибо, что не мешают, говорит Цаплин.

Экономика нашей страны в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Наиболее уязвимым в этот период становится малый бизнес, и, в частности, ИП. В силу данных обстоятельств, вопрос о том, сколько было закрыто ИП по состоянию на 2018 год, интересует многих.

2017 год и начало 2018 года был отмечены продолжающимся спадом на финансовом и экономическом рынках страны. Это было вызвано многими причинами. Политические конфликты, в которых так или иначе оказалась замешена наша страна, породили дополнительные экономические санкции, приведшие к новому витку спада. Как следствие, пострадало, в первую очередь, промышленное производство. В свою очередь, низкие цены на нефть ударили по курсу рубля относительно доллара, что усугубило инфляцию и, соответственно, привело к снижению покупательской способности населения.

В силу этих причин первыми на экономическом рынке пали слабейшие – микропредприятия и ИП. Впрочем, кризисные экономические периоды часто бывают средством накопления капиталов, поэтому, одновременно с закрытиями многих ИП не уменьшаются запросы на их открытие.

Как бы то ни было, но все же по состоянию на начало 2018 года количество разорившихся и закрытых микропредприятий превалирует .


В соответствии со статистическими данными Росстата, начиная с 1993 года на период конца 2017 – начала 2018 годов, прекратили свое существование порядка 600 000 индивидуальных предприятий. Сравнивая статистические цифры за 2017 год, можно установить, что количество закрытых предприятий намного больше, чем количество открытых за тот же период.

Из этого можно сделать вывод, что в 2017-2018 годах тенденция, связанная с открытием и закрытием ИП была удручающей. В цифрах эта тенденция выглядит так:

  • закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч;
  • открылось ИП в среднем 7 тысяч.

К большому сожалению, на долю малых субъектов хозяйственной деятельности приходится всего около 20 процентов валового внутреннего продукта . Это незначительная часть на фоне того, что приносят промышленные гиганты. Но потери такого количества ИП также больно бьют по экономике, поскольку именно объекты малого бизнеса определяют благосостояние страны.

Поэтому отвечая на вопрос, сколько граждан предпринимателей решили прекратить свою деятельность, можно ответить, что эта цифра значительная, и за 2017 - 2018 года составляет порядка 9,1 тысяч субъектов.

Важно знать, что большинство закрытых микропредприятий и ИП – это следствие самостоятельного решения предпринимателя прекратить свою деятельность. Однако, по данным того же Росстата, около 30 процентов закрывшихся микропредприятий и ИП прекратили свое существование по причине банкротства. В основном, причиной банкротства стала неспособность ИП справиться с усложнившимися экономическими условиями в стране, невозможность в условиях инфляции исполнять свои обязательства перед кредиторами и государственными налоговыми органами.

Видео: Почему закрываются ИП


Причины закрытия субъектов малого бизнеса в 2017-2018 годах

Анализ причин, по которым субъекты малого бизнеса прекращают свое существование, важны для начинающих предпринимателей, поскольку дают возможность проанализировать чужие ошибки и не допустить их впоследствии в собственном бизнесе.

Для того чтобы ответить на вопрос, почему закрытых ИП больше чем открытых, нужно проанализировать три основных фактора:

  • правовой;
  • экономический;
  • государственный.

Под правовым фактором подразумевается законодательное регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей.

В условиях нестабильной экономики и не вполне разработанного законодательства закономерными становятся частые изменения и дополнения в законодательную базу, издание большого количества нормативных актов и положений, отменяющих предыдущие.

Разумеется, ИП, если он не обладает юридическими познаниями и не содержит штатного юриста, не может уследить за юридическими нововведениями. Тем более, что региональные нормативные акты часто противоречат федеральным, и наоборот. Но незнание закона не освобождает от ответственности, и ИП, сами того не зная, часто становятся субъектами правонарушений, за которые получают наказания в виде штрафов, пени и других санкций. Нередко штраф способен разорить ИП и, как следствие, предприниматель закрывает свой бизнес.

Поэтому правовой фактор, хоть и не основной, но занимает лидирующее место в рейтинге факторов, которые заставляют людей сворачивать свой бизнес.

  1. Прежде всего, это общая стагнация экономики, вызванная введенными санкциями, оттоком капитала из страны, а также резким скачком курса рубля к доллару и другим иностранным валютам.
  2. Низкая стоимость нефти и других ресурсов, которая вынуждает государство сокращать свои расходы на поднятие пенсий и других социальных платежей, что в свою очередь вымывает наличность у незащищенных слоев населения.
  3. Потеря покупательской способности населения. Это одна из основных причин. Население начинает терять работу, поскольку производство и другие отрасли экономики начинают плохо работать. Основная масса сырья покупается за иностранную валюту, естественно цена на товары начинает возрастать, а зарплаты и пенсии не успевают за курсовым колебанием. Это все приводит к тому, что у населения становится меньше денежной массы, и оно не может покупать те объемы товаров, которые могло приобрести в 2013 или 2012 году.

Из этого следует, что малый бизнес, который, прежде всего, ориентирован на население, начинает автоматически нести убытки и сворачивать свою деятельность.

Следующий фактор – это деятельность государства. Большинство специалистов в области экономики, считают, что увеличить число предпринимателей, которые решили прекратить свою деятельность возможно даже при стагнации экономики, но в этом непосредственное участие должно принимать государство.

Если провести аналоги с Европейскими государствами, то там доля в ВВП малых предприятий составляет порядка 40, а то и 50 процентов. Поэтому приоритетом государств является поддержка именно малого бизнеса. Правительство РФ, тоже стало задумываться об этом и уже пошли некоторые сдвиги.

Государственные программы поддержки малого бизнеса в 2018 году

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, индивидуальным предпринимателям, которые проведут регистрацию и начнут работать в определенных отраслях экономики в 2018 году, гарантируются налоговые каникулы .

Кроме этого, уменьшен обязательный сбор в пенсионный фонд, а также размеры некоторых налогов. Большие послабления для малого бизнеса предусмотрены в упрощенной системе налогообложения, в возможностях манипулирования доходами.

Заслуживают внимания государственные программы сотрудничества с коммерческими банками в части кредитования и рефинансирования субъектов малого бизнеса.

Из мер по оздоровлению ситуации с ИП и микропредприятиями, сложившейся в 2017-2018 годах, проводится ряд дополнительных мер. В частности, запущены несколько Федеральных программ поддержки малого бизнеса.

  1. Региональным Центрам занятости населения поручена организация бесплатных курсов обучения предпринимательскому делу.
  2. Во исполнение ФЗ №209 от 2007 года в 2018 году планируется увеличение количества государственных грантов субъектам малого бизнеса. На 2018 год предельная сумма гранта установлена в 300 тысяч рублей.
  3. Начали действовать государственные гарантийные фонды на базе государственных и региональных бюджетов, выступающие поручителями при оформлении кредитов для малого бизнеса.
  4. Венчурные центры в 2018 году будут оценивать представленные ИП бизнес-проекты. По оценке проекта будет принято решение о субсидировании деятельности ИП за счет федерального бюджета.
  5. Правительством Москвы и Московской области разработаны планы поддержки малого бизнеса в 2018 году. При этом предусмотрены субсидии при открытии ИП в размере 60000 рублей, а при открытии СПД – 25000 рублей.
  6. В регионах в 2018 году предусмотрены субсидии лишь при открытии ИП в размере 60000 рублей.

Еще одна проблема, за которую должно взяться государство, это уменьшение процентов по кредитам для малого предпринимательства. Сегодняшние предложение банков, мягко говоря, не повергаются динамике общего спада экономики, и остаются на уровне 2010-2013 годов, когда частным предпринимателям работать было выгодней.

Но в 2017-2018 году Правительство РФ начало создавать программы по поднятию бизнеса в некоторых регионах, и многие граждане поверили в них, и стали, более активней, браться за создание своего бизнеса.

Вообще государственный фактор, это один из основных показателей, которые влияют на принятие решение предпринимателей о сворачивании своей деятельности. Если проанализировать сферы экономики, где больше всего крутятся деньги малого бизнеса, то первое место принадлежит оптовой и розничной торговле. На втором месте производство, и на третьем это сельское хозяйство. То есть те сферы, где прибыль будет напрямую зависеть от благоприятной экономической обстановки в стране, и хорошей покупательской способностью населения.

Важно знать, что современные программы правительства, рассчитаны, прежде всего, на такие сферы деятельности как сельское хозяйство, наука и социальные направления.

Проведя анализ, сколько субъектов малого бизнеса было закрыто в 2017-2018 годах, можно прийти к выводу, что индивидуальное предпринимательство испытывает кризис, и помочь ему его пережить сможет только продуманная государственная политика

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса Абрамс Ронда

Статистические данные и порталы государственных органов

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПОРТАЛ С ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ, СЕРВИСАМИ, ШКОЛОЙ И НОВОСТЯМИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

МОССТАТ.RU – ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ МОСКВЫ И РОССИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СТАТИСТИКИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ДЕПАРТАМЕНТ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

БАЗЫ НОРМАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

БАЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

Ресурс предоставляет сведения по ставке рефинансирования, информацию по государственным ценным бумагам.

Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

2.1. Долгосрочные инвестиции государственных органов и органов местного самоуправления 2.1.1. Порядок предоставления инвестиций в виде бюджетных средств Финансирование строительства осуществляется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов

Из книги Теория статистики: конспект лекций автора Бурханова Инесса Викторовна

ЛЕКЦИЯ № 4. Статистические ряды распределения и статистические таблицы 1. Статистические ряды распределения В результате обработки и систематизации первичных данных статистического наблюдения получают группировки, называемые рядами распределения.Статистические

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга Значительный объем предоставления гарантий Правительства Российской Федерации приходится на импортеров –

Из книги Все налоги России 2012 автора

Из книги Все налоги России 2013 автора Семенихин Виталий Викторович

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Официальные источники и статистические данные Как налогоплательщик вы уже внесли плату за то, что ваше правительство собирает большое количество информации. Поэтому, пользуясь официальными ресурсами, вы можете получить больше бесплатных данных, чем у частных

Из книги В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам автора Карлгаард Рич

Международные статистические данные Интернет существенно упростил сбор данных в мировом масштабе. В большинстве развитых и многих развивающихся странах обеспечен интернет-доступ к статистической информации. В свободном доступе размещают свои данные и международные

Из книги Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки автора Хувер Райан

Статистические данные и истории Мой опыт показывает, что многие представители технологических, операционных и финансовых подразделений, скажем так, далеко не лучшие рассказчики историй. Почему? Потому что они живут и дышат показателями. Они говорят на языке фактов.

Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

Данные Один из примеров хранимой ценности – созданная или собранная пользователем информация: песни, фотографии, новости – то есть любой контент. Но иногда люди инвестируют в сервис за счет активного или пассивного добавления данных о себе (своих действиях).Например, в

Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс

Информационные порталы Как только сведения о ваших услугах появятся в свободном доступе, вас начнут осаждать представители многочисленных информационных порталов и даже телефонных справочников.Они будут показывать вам красивые макеты, притягательную статистику

Из книги Преимущество сетей [Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений] автора Шипилов Андрей

Из книги автора

Глава 10 Стандарты и постановления государственных органов Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. Многоречивый опротивеет. Сир. 20:

Из книги автора

Данные Мы скачали информацию об альянсах и совместных предприятиях между фирмами из базы данных SDC Platinum, принадлежащей Thompson Reuters. Данные, охватывающие период с 2008 по 2011 г., включают альянсы и совместные предприятия. Вполне возможно, что в базу вошли не все альянсы

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.