Слияние «Яндекс.Такси» и Uber — сделка года по версии Forbes. "Яндекс.Такси" и Uber объявили о слиянии в России и СНГ Убер и яндекс объединились последствия

13.07.2017, Чт, 13:32, Мск , Текст: Игорь Королев

«Яндекс» договорился об объединении своего сервиса такси с Uber. Объединенная компания будет находится под контролем «Яндекса», в нее будет вложено $325 млн.

«Яндекс» создает совместное предприятие с Uber

Компания «Яндекс» договорился об объединении сервиса «Яндекс.Такси» с Uber. Партнерство будет работать в России, а также в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

Uber вложит в объединенную компанию $225 млн, «Яндекс» - $100 млн. Контроль в новой структуре будет принадлежать «Яндексу» - у него будет 59,3%. 36,6% акций будут принадлежать Uber. Еще 4,1% будут принадлежать сотрудникам компании.

Что будет представлять из себя объединенная компания

Объединенную компанию возглавит гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян . Согласно пресс-релизу, новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и глобальный опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа перевозок.

Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов.

В объединенном такси «Яндекса» и Uber контрольный пакет получит «Яндекс»

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок, и «Яндекс.Такси», и Uber, по-прежнему будут доступны пользователям. В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Как говорится в пресс-релизе, это позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Завершение сделки ожидается в IV квартале 2017 г. В рамках соглашения «Яндекс.Такси» договорился о роуминге с Uber. Теперь туристы из России смогут вызывать такси за рубежом с помощью приложения «Яндекс.Такси», а туристам из-за рубежа станут доступны машины от «Яндекс.Такси» с помощью приложения Uber. Частью партнерства станет и запущенный Uber сервис по доставке еды UberEats.

Китайский вариант

Интересно, что годом ранее, в августе 2016 г. Uber совершил в Китае, дав себя поглотить местному стартапу в области такси Didi Chuxing.

Didi Chuxing - крупнейший сервис заказа такси в Китае со штаб-квартирой в Пекине. По оценке Reuters, на рынке услуг по заказу такси в КНР доля сервиса составляет 55%. Сооснователь Uber Трэвис Каланик (Travis Kalanick) в 2016 г. оценивал долю своей компании на китайском рынке в 30-35%.

Стоимость объединенного предприятия Uber и Didi Chuxing должна была составить около $35 млрд. Инвесторы Uber China получили 20% долю в Didi. Сам бренд Uber после сделки продолжил свое присутствие на китайском рынке, а Didi Chuxing должна была вложить в развитие Uber в США $1 млрд.

Оценки рынка такси

По оценкам «ВТБ-Капитал», рынок легальных перевозок такси в России в 2016 г. составил 501 млрд руб. В то же время, по оценкам Аналитического центра при правительстве, рынок «серых» такси составил 116 млрд руб. Таким образом, доля объединенной компании по выручке в 2016 г. составила бы 5-6% от всего рынка.

Возможные причины слияния

Источник на рынке таксомоторных перевозок видит несколько причин для слияния Uber с «Яндекс.Такси». «По сути, Uber изобрел рынок «бомбил» для Евросоюза и США, однако в России он существовал годами. Кроме того, в России Uber приходится сталкиваться с различными проблемами: претензии ФАС и Роскомнадзора, требования о работе исключительно с лицензированными водителями и т.д. По этой причине Uber было непросто работать в России».

Из-за новости об объединении сервисов такси «Яндекса» и Uber акции «Яндекса» достигли исторического максимума

Кроме того, партнерам необходимо объединить усилия для продвижения в регионах. В Москве по числу поездок лидирует «Яндекс.Такси», на втором месте - Gett, на третьем - Uber. В то же время в целом по стране лидерами являются сервисы «Максим», «Везет» и Rutaxi, отмечает собеседник CNews.

У объединенной компании будет доступ к объединенному капиталу, что позволит усилить маркетинговое продвижение и предлагать различные цифровые сервисы. А вот будут ли снижены тарифы - вопрос, ведь такой шаг потребует поддержки со стороны самих водителей, добавляет собеседник издания. В «Яндексе» не стали комментировать вопрос об изменениях в тарифной политике.

Акции «Яндекса» достигли исторического максимума

Сразу после объявления о создании совместной компании с Uber акции «Яндекса» начали расти в цене.

К 14 часам по московскому времени 13 июля 2017 г. их рост составил 18%, а цена достигла $27,72 на бирже Nasdaq и 1,95 тыс. руб. на Московской бирже, что, как сообщает «Вести.Экономика», стало историческим максимумом цены акций в истории компании.

Ближе к вечеру торги акциями «Яндекса» на «Московской бирже» были переведены в особый режим из-за роста более чем на 20%. Акции Yandex N.V. на бирже Nasdaq в Нью-Йорке выросли почти на 16,5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом и торгуются на уровне в $31,83 за бумагу. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%, отмечает ТАСС.

Привет, Хабр! В этой статье хотелось бы рассмотреть поглощение Яндексом службы такси Uber с точки зрения обычного пользователя, который немного понимает в программировании и не любит грязный маркетинг.

Итак, начнем, пожалуй с ностальгии. Вспомните те времена, когда Яндекс никак не был причастен к уберу. Какое было прекрасное время. Удобное приложение, куча фич (например, составление сложных маршрутов или запланированные поездки), отзывчивая служба поддержки и сильно отличные от других водители. Отличие же заключалось в том, что в убере чаще всего попадались не просто таксисты, а обычные водители, и им, видимо, проходили какие-то тренинги на тему того, как можно и нужно себя вести. Хорошие были времена…

Итак, Яндекс каким-то магическим образом объединяется с убером. В этот момент времени я был в Минске и это сильно сказалось на моем удобстве. Начнем с того, что при объединении у нас сменилось приложение. Точнее, формально, оно было тем же самым, но внутри поменялось абсолютно все. Например, пропала возможность составить маршрут с остановками. Также не стало возможности изменять координаты посадки после заказа. А ведь это иногда очень сильно экономило время и вам, и водителю. Также, не было возможности делиться live координатами, что тоже очень удобно. Карта начала работать с глюками. Во-первых, куда-то пропала плавность движения, во вторых, координаты часто начали прыгать. То есть, ты не всегда понимаешь, где находится машина. Что еще? Пропала разница между тем, с какой стороны улицы вы поставите отметку. Что слева, что справа. Уж не знаю, может тут дело не в приложении, а в лени водителей, которые добавились при объединении.

Также, в первые несколько дней рейтинг всех водителей убер упал до 4.2. Яндекс не перенес рейтинги, но перенес количество поездок. Представьте, каков был шок водителей, у которых по несколько тысяч поездок и хороший рейтинг. «Пофиксили» свою ошибку огромным костылем. Рейтинг всем водителям подняли до 5 (facepalm).

Кстати, я говорил, что приложение для водителей также ухудшилось? Каждый водитель, у кого бы я не спросил про их новое приложение, как минимум ругался матом, пытаясь описать новый UX.

Интересный факт, когда я полетел в Киев на несколько дней, то же самое приложение перестроилось на старый уберовский интерфейс и работало очень хорошо.

Ну, окей, подумал я, ребята из Яндекса только взялись за продукт, дедлайны, все дела, наверное, в скором будущем все поправят. Ждал я долго, месяц, два, три, пять, и вот наткнулся на рекламу в ленте фейсбука: Скачай приложение Uber BY и получи скидку 40% на все поездки.
Интересный маркетинговый ход, не так ли? Все таки весомая скидка, но нет, спасибо, не хочу. Все удобство убера заключается именно в том, что ты скачиваешь одно приложение и оно работает везде, и работает хорошо. Пролистал рекламу и забыл. Но…


Через некоторое время я получил прекрасную СМС, с более агрессивной политикой маркетинга.
Это уже ни в какие рамки не лезло. То есть, если раньше у меня хоть был выбор, пользоваться кривым неудобным приложением, которое работает везде и чуть менее кривым, но которое работает только в Беларуси, то сейчас такой выбор у меня решили внаглую забрать. Как по мне - это абсолютное неуважение к пользователям, попытка навязать свою политику, полностью забив на мнение клиентов.

Наступил тот вторник, я зашел в старое приложение и смог заказать себе такси до работы. Ура, подумал я, грубый дешевый маркетинг, но я, в принципе, ничего не теряю. Но счастье мое длилось недолго.


Счастье, когда ранним утром ты опаздываешь на работу, у тебя мало заряда батареи на телефоне, да еще и Яндекс подбодрил.

Такое сообщение я получил на следующее утро. Благо, на телефоне было приложение от другой фирмы, которая не хватает звезд с неба, но относится к свои клиентам куда лучше.

Казалось бы, до работы я все еще добираюсь, убер в других странах у меня будет работать, вроде проблема решена… Но почему я тогда решил все таки написать эту статью? А все просто, недавно вышло такое же приложение Uber Azerbaijan, также есть приложение Uber Russia. Наверняка для каждой страны СНГ будет свое приложение. Получает ли пользователь реальный профит с этих приложений? Абсолютно никакого. А минусов хоть отбавляй.

Во первых, если у меня в гугл аккаунте страной указана Беларусь, то соответственно я не могу скачать ни Uber Azerbaijan, ни Uber Russia. А это значит, что если я вдруг решу посетить одну из этих стран, я не смогу вызвать себе такси из аэропорта, пока не сменю страну в Play Market. А смена страны в некоторых случаях лишает вас платных подписок на Google сервисы, если они не доступны в вашей стране. Что еще? В приложении пропала возможность посмотреть детальную информацию о тарифе. Также, как только вы сядете в машину и водитель начнет поездку, вы больше не увидите его имя. Возможности построить сложный маршрут мы так и не получили. Все также лагает и жутко глючит местоположение водителя в реальном времени. Карты Яндекса может лучше заполнены в некоторых странах СНГ, но сами по себе являются той еще болью, судя даже по тому же уберу от Яндекс.

И где обещанные плюшки, касающиеся локальных рынков?

Ну, и последнее. В Азербайджане несколько лет назад был внесен закон, который облагал налогом все международные онлайн оплаты. К стоимости поездки добавлялся еще налог в 18%. Было бы логично, если бы при появлении нового локального приложения, перевод денег осуществлялся бы внутри страны, дабы люди не платили лишние 18%. Но нет, такого нововведения в локальном убере никто не получил.

Я все таки повторюсь, какого х в чем профит перехода на новые локальные приложения? Как быть людям, которые часто путешествуют? Когда мы наконец получим хотя бы тот набор фич, который был в старом, добром, нормальном приложении от Убер? Ну, и наконец, как долго будет продолжаться такой агрессивный бизнес-ориентированный маркетинг, и сколь еще вы будете так нагло забивать на своих пользователей?

У меня все, надеюсь, работники Яндекс смогут ответить хоть на какую-то часть вопросов. Увы, старого приложения, наверное, мы больше не получим. Жаль, что у нас отняли одно из лучших приложений на рынке такси СНГ.

UPD . Возможность создать сложный маршрут появилась, просто поменялся UX, потому было не очевидно.

UPD2 Для тех, кто читает меж строк: У меня нет притензий в плане того, что я не обновил приложение и оно перестало работать. Я просто описал свое недовольство сервисом и приложением, а ныне зоопарком приложений, от использования убера версии яндекс.

Письмо Пьера-Димитрия Гор-Коти, главы Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка, сотрудникам Uber в России, Азербайджане, Беларуси и Казахстане

Коллеги,

Всего лишь три с половиной года назад Uber пришел в Москву. Это было начало невероятного пути развития и успеха, следуя которому, мы с нуля построили эффективный бизнес, охватывающий сегодня 16 городов России и 5 городов в Азербайджане, Беларуси и Казахстане.

Сегодня я рад объявить о следующем шаге к цели – обеспечению доступных, быстрых и надежных поездок для всех жителей этих стран.

Как я только что обсудил с московской командой, Uber и Яндекс пришли к соглашению о создании новой компании, которая объединит наши бизнесы в сфере городских перевозок и доставки еды в России, Азербайджане, Беларуси, Казахстане, а также Армении и Грузии, где Uber пока не работает. Это отличная возможность, созданная уникально сложившимся обстоятельствам в регионе, наша деятельность в других странах не будет затронута.

Новая компания сосредоточит усилия на том, чтобы наилучшим образом обеспечивать потребности пользователей, водителей и городов, развивая при этом сильный и устойчивый бизнес. Объединение опыта и технологий Яндекса в сфере картографического и навигационного сервисов и поисковых систем с нашим лидирующим в мире сервисом по заказу поездок позволит нам предложить лучшие услуги в регионе и надежную альтернативу владению личными автомобилями.

В обозримом будущем оба бренда и приложения для пользователей – и Яндекс.Такси, и Uber – сохранятся и продолжат работу, в то время как приложения для водителей будут интегрированы после закрытия сделки. Сделка подлежит согласованию с регулирующими органами, ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 г.

Этот новый этап в развитии, безусловно, должен воодушевить всех нас как акционеров и владельцев компании. На протяжении последних трех лет мы инвестировали более 170 млн долларов США в построение и развитие нашего бизнеса в этом 21 городе в 6 странах.

В результате объединения наших бизнесов мы получим значительную долю в новой компании, которая с самого начала будет работать в 127 городах в 6 странах, обеспечивая более 35 миллионов поездок в месяц. Uber получит 3 из 7 мест в совете директоров, и вместе с инвестициями в 225 млн долларов США, которые мы вложим в новую компанию, наша доля составит 36,6% и может быть оценена почти в 1,4 млрд долларов США.

По сути, эта сделка свидетельствует о нашем исключительно успешном развитии в регионе и поможет Uber продолжить формирование устойчивого международного бизнеса.

Этот успех, конечно, не был бы возможен без потрясающей команды, и потому я рад объявить, что по условиям сегодняшней сделки все постоянные сотрудники Uber в затронутых странах станут частью новой компании.

Искренне ваш,

Пьер

Пьер-Димитрий Гор-Коти,

глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка – от имени руководства компании

Сегодня «Яндекс» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок и создать для этого новую компанию. Об этом сообщили представители «Яндекса» в своем блоге. По данным «Ведомостей» , альянс будет работать в России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Бизнес Uber в Украине не является частью сделки.

По данным агентств, сразу после появления новости в СМИ котировки «Яндекса» на Московской бирже взлетели почти на 7%. Uber и «Яндекс» приняли решение проинвестировать в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединенную компанию в $3,725 млрд. На 59,3% компания будет принадлежать «Яндексу», на 36,6% - Uber, а на 4,1% - сотрудникам объединенной компании.

«Наши команды будут объединены. Я становлюсь генеральным директором объединенной компании», - заявил гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. По словам Худавердяна, компании хотят вместе строить «персональный общественный транспорт» - альтернативу личному автомобилю, автобусам и метро.

По данным аналитиков Financial Times, сделка означает, что Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы. Это первый стратегический шаг Uber после скандального ухода основателя сервиса Тревиса Каланика.

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок - и «Яндекс.Такси», и Uber - по-прежнему будут доступны пользователям. Но таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом, подчеркивается в сообщении.

«Объединенная компания будет использовать технологии и знания „Яндекса“ в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок», - отметили стороны.

Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, теперь ее должны согласовать регуляторы. Стороны рассчитывают завершить объединение в IV квартале 2017 года. По статистике за минувший июнь, объединенная платформа охватит 127 городов в шести странах, на оба сервиса приходится 35 млн поездок в месяц, их суммарная стоимость составила 7,9 млрд руб.

Дополнено

Данное соглашение об объединении напрямую затрагивает и Беларусь.

- Беларусь, так же как и Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан и Россия, входит в сферу интересов, в сферу деятельности новой компании, которая будет образована в результате объединения бизнеса «Яндекс.Такси» и Uber, - прокомментировали ситуацию корреспонденту Onliner.by в Uber. - Соглашение подписано, формирование юридического лица и новой компании по плану, действительно, должно завершиться в IV квартале 2017 года.

В Uber пояснили, что новая компания начнет свою деятельности единовременно и в России, и в Беларуси, так же как и в других перечисленных странах, и сменит сервисы Uber и «Яндекс.Такси».

«Яндекс» и Uber объединяют бизнесы по онлайн-заказу такси.

Два крупных игрока на рынке сервисов такси, «Яндекс» и Uber, подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службах обеих сервисов. Сделка уже одобрена советами директоров Uber и «Яндекса» и, как ожидается, будет закрыта в четвертом квартале 2017 года после согласований с регулирующими госорганами. Участники сделки суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц.

Объединенная компания оценивается в $3,725 млрд — Uber и «Яндекс» инвестируют в нее $225 млн и $100 млн соответственно.

С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

«Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, — говорится в пресс-релизе Uber. — Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов».

Как уверяют представители сервисов, после закрытия сделки оба приложения для заказа поездок -— и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям.

То есть на мобильных устройствах для сервисов будет два отдельных приложения. «В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом», — отметили в Uber.

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Uber, планируемая сделка не означает покупку компании «Яндексом». «Это именно объединение, у нас будет три места в совете директоров из семи, мы сможем принимать участие в принятии стратегических решений», — подчеркнули в компании.

При этом в Uber отказались комментировать ценовую политику и конкуренцию внутри приложений, а также вопрос о том, перенесутся ли претензии Дептранса Москвы по предоставлению трекинга поездок пользователей на новую организацию.

«Как будут отличаться цены в приложениях, мы сказать не можем, пока идет процесс согласования с регулирующими органами, — заявили в Uber.

— Но слияние будет на пользу и водителям, и пользователям. Кроме того, к услугам последних на рынке остается много других игроков, поэтому нет речи о монополизации рынка. Но о ценах пока говорить рано».

В свою очередь, в «Яндексе» сообщили о договоренности с Uber о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, можно будет из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

Как заявил «Газете.Ru» председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко, то, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения «Яндекс.Такси» по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить.

«Однако «Яндекс.Такси» и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на объединение. Не так давно в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi образовался перевозчик Fasten, который значительно превосходит их по количеству поездок. Так что «Яндекс.Такси» и Uber пока занимают порядка 6-7% российского рынка, не более. Но надо сказать, что Fasten и «Максим» теперь получат хорошего крепкого конкурента, с которым нужно считаться», — сказал Коношенко.

Эксперт «Газеты.Ru» не ожидает, что в тарифной политике для партнеров и пассажиров новой компании произойдут резкие изменения, поскольку «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам.

В свою очередь, депутат Госдумы от «ЛДПР», член Комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что после слияния финансовая политика новой объединенной компании должна стать более разумной, что, в частности, положительно повлияет и на качество услуг такси.

«Падение цен на перевозки, которое мы наблюдали на рынке, в первую очередь обусловлено теми соревнованиями, которые «Яндекс» и Uber устроили в борьбе за клиентов. Из-за этого водителям приходилось работать по 12-15 часов. Uber серьезно демпинговал, что, кстати, во многих других странах привело в итоге к краху рынка такси», - рассказал он.

По словам Старовойтова, если после слияния новая компания продолжит развиваться по пути «Яндекса», в ближайшее время рынок таксомоторных перевозок несколько систематизируется.

«Безусловно, в целом проблему такси в России это слияние не решит, однако я рассчитываю на более адекватную политику компаний. Есть три составляющие: пассажир, который должен получать недорогую и качественную услугу, перевозчик, который должен получать прибыль от своей деятельности, и государство, которое должно получать налоги и правильно выстроенный рынок. Все три элемента должны находиться в гармонии, который пока, к сожалению, нет», - заявил эксперт.

В то же время депутат отметил, что стоимость услуг такси в результате таких изменений на рынке должна подняться, а жизнь других перевозчиков — усложниться.

«Цены на поездки, конечно, поднимутся. Это произойдет не в самой ближайшей перспективе, но все же случится. Но при этом должно повыситься и качество этих услуг.

Я думаю, что если поездки станут дороже на 20 рублей, но при этом работать будут профессиональные водители на новых автомобилях, пассажиры готовы будут заплатить, — сказал Старовойтов. — После объединения «Яндекс» и Uber станут мощной финансовой машиной, которая составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка».

На фоне объявленных новостей акции «Яндекса» подскочили на 17,5%. Что весьма неплохо, учитывая убытки, которая последнее время терпел сервис «Яндекс.Такси». Так, в первом квартале этого года выручка сервиса за первый квартал составила 778 млн руб., однако скорректированный убыток — 1,25 млрд руб. За 2016 год скорректированный убыток сервиса составил около 2,1 млрд руб. Ранее сервис Uber также отчитался о масштабных убытках. Как пишет Financial Times, скорректированный убыток компании за прошлый год составил $2,8 млрд при выручке в $6,5 млрд.