Социальное благополучие и его виды. Понятие социального благополучия и его обеспечение Социальное благополучие в контексте народной культуры

Понятие социального благополучия и его обеспечение

В настоящие время все развитые страны выдвигают на первое место социальную политику, в основе которой лежит обеспечение прав человека на стандарт благополучия и социальную защиту в данном обществе. По сути, социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни, основанная на поддержании отношений справедливости в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий, повышении уровня жизни всех членов общества .

И.В. Мерзлякова определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием её благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи .

Жизненные реалии таковы, что у каждого субъекта общества свой критерий социального благополучия. На наш взгляд, сложно провести параллель между социальным благополучием «рядового» миллионера и инвалида колясочника, поскольку разные потребности будут у каждого возникать для обеспечения своего социального благополучия. А для того, чтобы в регионах социальное благополучие во всех отраслях достигало значимых вершин, государству необходимо акцентировать внимание субъектов на результативность проводимой работы.

Социально-обеспечительная правосубъектность государства реализуется в социальных обязательствах, которые представляют собой основанные на законе, ином нормативно-правовом акте или договоре материальные правоотношения между государством и гражданами. При этом граждане при наличии установленных законом условий имеют право на получение конкретных видов социального обеспечения, а государство в лице уполномоченных органов и учреждений обязано их предоставить .

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом .

Разноплановая палитра взаимодополняющих законодательных актов Российской Федерации гарантирует выполнение обозначенных государством приоритетов. Таким образом, складывается социальная политика государства. Все нормативно-правовые акты перечислить невозможно, однако мы посчитали важным обозначить базовые: Закон от 18.01.2005 г. №3-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан»; Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2011); Федеральный закон от 08.12.2010 №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 25.02.2011) // СЗ РФ. - 2010. - №50. - Ст. 6601; 2011. - №9. - Ст. 1208, часть 7 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так же наряду с этими федеральными законами можно выделить следующие: ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ №342052-3 «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Ежегодные статистические данные отражают результативность деятельности государства по созданию социального благополучия в обществе. Так, например, семейные и материнские пособия на 2000 г. составляли 27042 млн рублей, а уже в 2012 г. 876700 млн рублей . Так же, в сфере образовательных услуг, охват молодёжи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на момент 2000 г. составлял 16,4%, а в 2012 г. 22,6% .

Наряду с ФЗ хотелось бы обратить внимание на значимость регионального законодательства, результатом которого является привлекательная политика региона и как следствие социальное благополучие его граждан. Так, например, в Ростовской области, Республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Чувашия действует ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В данном ФЗ в ст. 3 говорится о том, что женщины, родившие (усыновившие) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, могут воспользоваться правом на дополнительные меры государственной поддержки. Перечень данных регионов, в которых действует ФЗ №256, определён распоряжением правительства РФ от 26 июля 2012 г. №1354-р.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что процесс модернизации социальной политики в РФ способствует росту уровня жизни основной массы населения. Каждый гражданин нашей страны может делать выбор и создавать своё социальное благополучие, реализовывать свою деятельность в нужном для него ключе, достигать желаемых вершин, по максимуму использовать свои способности в той отрасли, которую он предпочитает. Однако, как бы государство не стремилось утолить жажду общества к собственным потребностям, это не возможно… Высказывание древнегреческого философа Демокрита яркое тому свидетельство: «Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» .

Библиографический список

социальный благополучие правосубъектность

Бем-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. - М.:Эксмо, 2009.

Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: дисс…. канд. соц. наук: 22.00.01. - Барнаул, 2007. - 578 с.

Данные Фонда социального страхования РФ за 2012 г.

Показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учётом итогов ВПН-2010 за 2003-2012 гг.

Социальные обязательства государства: экономический и юридический подходы к содержанию понятия // Российский юридический журнал. - 2007. - №5.

Цитаты и афоризмы. URL: http:// Citaty.info

проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом. функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо». В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель», «благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич., психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его. Поддержание личностью субъективного состояния удовлетворяющего ее социального благополучия способствует ее физич. и психич. здоровью, снижает уровень негативных переживаний, связанных с имеющимися трудностями в О. Для поддержания субъективного состояния социального благополучия личность иногда использует компенсаторные уловки. Напр., может создать т. наз. треугольник - систему, состоящую из 2 человек, вовлекающую в себя третье лицо (человека, животное, болезнь и пр.), с целью справиться с напряжением и нестабильностью во взаимоотношениях. «Треугольник» - понятие, часто использующееся в психологии семьи, семейной терапии. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

В последние полтора десятилетия в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и/или имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Поскольку именно социальная работа является одним из важнейших факторов социального благополучия общества, рассмотрим для начала понятие и составляющие социального благополучия общества.

Ощущение социального благополучия связано с понятием субъективного благополучия человека.

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни (опять-таки во всех ее ипостасях), позволяют достигать высокой степени самореализации.

Благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения.

Благополучие общества - это прежде всего благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов - социальных работников.

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с предоставлением разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое. В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. К числу основных проблем психологии социальной работы относятся вопросы:

Психического здоровья отдельного человека;

Психологического здоровья семьи;

Проблемы их адаптации к различным изменениям в той или иной стадии жизнедеятельности;

Психологические трудности воспитания детей и подростков;

Основы взаимоотношений родителей и детей;

Психологические условия предотвращения межличностных и межгрупповых конфликтов;

Вопрос психологической помощи различным категориям населения;

Психологический отбор, профессиональная ориентация и психологическая подготовка специалистов сферы социальной работы.

Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или какой-то общностью людей. Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать взаимодействие с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффектных результатов социальной помощи.

Социальная помощь (защита) - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Социальная помощь часто интерпретируется в более широком смысле, чем социальное обеспечение (включая, в частности, защиту на уровне членов семьи или членов местной общины). Этот термин иногда также используется в более узком значении, чем социальное обеспечение (включая только меры, ориентированные на наиболее бедных и наиболее уязвимых людей или социально изолированных членов общества). Поэтому во многих ситуациях термины "социальное обеспечение" и "социальная защита" взаимозаменяемы.

Социальное здоровье населения характеризуется многими факторами (уровнем социализации, отношением к нормам и правилам, принятым в обществе, социальными связями с людьми и социальными институтами) и зависит от многих факторов, как на уровне социальных микросистем (семья, дошкольное учебное учреждение, школа, группа, класс), так и на уровне мезосистем (организации, функционирования которых обеспечивает быт, отдых и труд членов общества) и макросистем (популяция, этнос, общество). Перечисленные факторы создают предпосылки социального благополучия человека, которое предусматривает "полноценные, здоровые отношения с близким (семьей) и дальним социумом (другие социальные организации), чувство безопасности, сбалансированность интенсивной деятельности (в том числе учебной, рабочей) и отдыха, веру в перспективность личностного и профессионального роста, материального достатка и духовного самосовершенствования".

Таким образом, понятие "социальное благополучие" учеными рассматривается как поликомпонентное образование личности, которое составляет определенную систему качеств и свойств личности, выступает в единстве трех компонентов: эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностно-поведенческого.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что социальное благополучие человека во многом зависит от того, насколько он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его ощущения в ней. Для наиболее комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов ему нужно пройти школу самопознания. Это особенно актуально для социально незащищённых слоев населения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои возможности, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей среде.

Понятие социального благополучия в целом имеет как объективные, так и субъективные аспекты, поэтому может быть определено как в дескриптивных (представленных в виде точного описания характера и последовательности каких-либо событий, явлений), качественных терминах, так с использованием эмпирических (основанных на опыте, изучении фактов, опирающихся на непосредственное наблюдение, эксперимент) показателей. Поэтому неудивительно, что в научном сообществе отсутствует консенсус относительно единого трактовки понятия социального благополучия. Подобные попытки предпринимаются постоянно, и, пожалуй, самый весомый вклад здесь внесли социологи, которые стремились и стремятся использовать в определении социального благополучия измеримые показатели, для чего применяют различные методы.

Один из таких методов основан на сравнении ключевых статистических показателей, или индикаторов, которые отражают социально-бытовые условия в разных сообществах и обществах (Н.В. Боровская). Другой метод предлагает объединить различные подобные индикаторы в единый индекс социального благополучия (В.А. Бурко). Кроме количественных методов рядом исследователей были задействованы и качественные (Л.Г. Воронин, И.А. Григорьева). Так, была проведена серия социологических исследований в различных странах, регионах и сообществах, которые были направлены на выявление субъективного восприятия людьми социального благосостояния.

Но кроме социологического подхода, который является скорее эмпирическим, существуют и различные концептуальные подходы к определение социального благополучия. Обобщение ряда подобных подходов дает основание вывод, что социальное благополучие является производным от трех следующих составляющих: управляемость социальными проблемами, удовлетворение социальных потребностей, создания социальных возможностей.

Эти три составляющие касающиеся индивидов, семей, групп, сообществ и целых обществ. Таким образом, они должны быть присутствовать на различных социальных уровнях с тем, чтобы государство стало "государством всеобщего благосостояния".

Социально позитивная направленность ценностей социальной работы должна при всех обстоятельствах сохраняться в отношении всех членов общества.

Как социальный институт социальная работа должна всегда проявлять свою относительную самостоятельность вне зависимости от субъекта ее организации и не должна становиться проводником антигуманистических ценностей, направленным против человечности, трудовых слоев населения.

В условиях современной общественной ситуации в стране социальная работа не должна ограничиваться так называемой адресной (главным образом финансово-материального характера) помощью только людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ее объектом должен стать каждый человек независимо от физического, психического, экономического положения и социального статуса с момента рождения и до последних дней своей жизни.

Нетрудно предугадать, что место и роль социальной работы в формировании социального благополучия людей, несомненно, будут расти, она все больше будет выступать существенным фактором и критерием развития общества.

Социальная работа в России нуждается не только в общественном признании, но и в возведении ее на уровень общенациональной социальной политики сверху донизу относительно вопроса обеспечения каждому члену общества социального благополучия на принципах свободы и справедливости. Таким образом, формирование социального благополучия является необходимым условием развития здоровой личности. Социальная работа представлена как теория системной деятельности, которая органически присуща в наши дни человечеству, превратившись в важнейший социогуманный фактор его развития на пути всеобщего социального благополучия.

1

Статья посвящена вопросам регионального развития в условиях роста трудовой миграции. Автор считает, что целью регионального развития является повышение социально-экономического благополучия территории. В контексте статьи предлагается использование комплексного подхода к оценке социально-экономического благополучия, включающего в себя анализ социально-экономических, демографических, политико-правовых, культурно-этнических и прочих факторов. Приток трудовых ресурсов расценивается в качестве одного из индикаторов социально-экономического благополучия территории. Анализируются методы оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции, основанные на поиске наиболее «глобального» обобщающего показателя, формировании системы пороговых показателей, выбора интегрального показателя и использовании метода субъективных оценок. В условиях большого разнообразия регионального развития возникает проблема сопоставимости данных, решение которой требует проведение группировки по заданным критериям. По мнению автора, выбор метода и показателей оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции зависит от конкретной ситуации и цели исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволит дать более точную и объективную картину исследуемого феномена. Статья предназначена специалистам, занимающимся вопросами миграции и миграционной политики.

социально-экономическое благополучие

трудовая миграция

принимающая территория

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.

2. Игнатьева Е.Д., Гимади И.Э., Аверина Л.М. Комплексная оценка социально-экономического благополучия муниципальных образований // Экономика региона. – 2005. – № 2. – С. 115–131.

3. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методический подход к анализу устойчивости регионального развития с использованием самоорганизующихся карт // Экономика региона. – 2008. – № 2. – С. 116–129.

4. Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Методологические основы анализа устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Вестник УГТУ-УПИ. – 2008. – № 3. – С. 56–66.

5. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона [под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. А.А. Куклина]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 156 с.

6. Лаженцев В.Н. Экономико-географический подход к территориальной организации хозяйства // Человек – общество – окружающая среда: Пленарные доклады Международной экономической конференции / Под ред. Татаркина А.И. – Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – С. 65–79.

7. Пчелинцев О.С. Регионы Росси: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию // Проблемы прогнозирования. – 2001. – № 1. – С. 102–115.

8. Фрумкин Д. Методические подходы к изучению социально-экономической дифференциации регионов // Вестник Института экономики РАН. – 2008. – № 3. – C. 206–211.

9. Diener E., Lucas R.E. Personality and subjective well-being // Well-being: The Foundations of hedonic psychology / Eds. Kahneman D., Diener E. and A. Schwarz. New York: Russel Sage Foundation, 1999. – Р. 213–229.

10. Strumpel B. Economic well-being as an object of social measurement // Subjective Elements of Well-Being. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1974. – Р. 75–122.

Важнейшей целью региональной политики, с нашей точки зрения, является создание условий для поддержания социально-экономического благополучия территории, без которого невозможно повышение качества жизни населяющих ее жителей. В связи с тем, что данная цель многоаспектна, исследователи обычно рассматривают ее с различных позиций, отождествляя социально-экономическое благополучие с социально-экономической безопасностью , устойчивым развитием , социальной комфортностью , субъективным экономическим благополучием и пр.

В научной литературе не существует единого мнения о содержании понятия «социально-экономическое благополучие территории», ведутся споры о его критериях, факторах и инструментах измерения. Так, Е.Д. Игнатьева, И.Э. Гимади, Л.М. Аверина считают, что социально-экономическое благополучие является сущностной характеристикой территориальной социально-экономической системы, отражающей полноту реализации ее основных функций, таких как экономическая (хозяйственная), финансовая, демографическая, социальная и экологическая . Д. Фрумкин отмечает, что «в последнее время все чаще стали судить о благополучии и неблагополучии регионов по объемам финансовой поддержки из федерального бюджета» .

Важнейшими характеристиками социально-экономического благополучия территории является региональное развитие, рост экономических показателей, улучшение социального обеспечения населения. Рассмотрение понятия «социально-экономическое благополучие» с позиции интересов населения территории, во-первых, фокусирует анализ на человеческом факторе и, значит, обеспечивает единство в подходах к его оценке; во-вторых, позволяет выявить противоречия, возникающие в процессе формирования данного феномена.

Регион представляет собой сложную динамическую социально-экономическую систему, характеризующуюся различными факторами территориального развития. Фокусирование внимания на социально-экономическом аспекте регионального благополучия ни в коем случае не ограничивает представление о его составляющих, а лишь закрепляет приоритет за социально-экономическим подходом, подчеркивая сложность взаимодействий между экономической системой и социумом. Повышение благополучия территории путем максимизации одной из его составляющих без учета всего многообразия взаимосвязей, имеющих место в социально-экономической системе нецелесообразно. Выбранные таким образом «приоритеты» часто находятся в противоречии друг с другом. Так, рост производства ведет к ухудшению экологии и общественного здоровья, а решение демографических проблем путем роста миграции - к снижению толерантности и усилению ксенофобии. На рисунке представлена структура факторов социально-экономического благополучия принимающей территории и их конкретизация.

Одним из условий формирования социально-экономического благополучия в современном мире выступает трудовая миграция. Мигранты, прибывшие с целью трудоустройства, являются не только участниками рынка труда, создающими общественный продукт, но частью социума. Они способны оказать влияние на структуру производства, уровень его технической оснащенности, рынок жилья, социальную инфраструктуру, санитарно-эпидемиологическую ситуацию и т.д. Рост этого влияния происходит по мере увеличения интенсивности миграционных потоков. К сожалению, существуют серьезные проблемы в учете миграционных процессов. Во-первых, нет единого представления о том, кого можно считать мигрантом. Во-вторых, система учета миграции не совершенна. К примеру, одно и то же лицо в течение года может насколько раз пересечь границу, что приведет к завышению показателя «прибывшие». В-третьих, мигранты, неоднородны с точки зрения цели прибытия, а значит, и влияния на принимающую территорию. В-четвертых, существует проблема скрытой, неучтенной миграции.

Степень влияния миграции на социально-экономическое благополучие регионов определяется не только количеством прибывших иностранных граждан, но и показателями их доли по отношению к местному населению, а также особенностью их размещения. К примеру, в соответствии с данными официальной статистики в 2015 г. в пятерку российских регионов с самым высоким уровнем внешней миграции, рассчитанной в абсолютных показателях, вошли Московская область, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, г. Москва и Краснодарский край. Однако при расчете относительных показателей высокий уровень внешней миграции сохранился лишь за Тюменской областью.

Для оценки социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции можно использовать два подхода: сравнивать регион с другими регионами и сравнивать достигнутое состояние региона с его прошлым. Использование каждого из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Их совместное применение дает более полную и достоверную картину происходящего. При реализации первого варианта может возникнуть некорректность сравнения в связи с разницей фундаментальных условий формирования региональных систем. Для устранения этого негативного явления важно отобрать территории, имеющие схожие фундаментальные характеристики. К примеру, при анализе влияния иммиграционных процессов на субъекты Российской Федерации нужно провести классификацию регионов по географическому признаку. В частности, в 2015 г. регионы, расположенные недалеко от украинской и белорусской границы столкнулись с большим наплывом беженцев и трудовых мигрантов с Украины. В то же время трудовая миграция из Средней Азии преобладала в регионах, соседствующих с Казахстаном. А вот на Дальнем Востоке Российской Федерации сложилась особая миграционная система, в рамках которой активно используется труд китайских работников при реализации крупномасштабных проектов, связанных с освоением территории.

Структура факторов социально-экономического благополучия территории

В случае изучения динамики регионального развития нельзя забывать о наличие экономических циклов. Так как иммигранты выступают в роли определенного буфера на рынке труда, то их численность находится в прямой зависимости от состояния экономики как страны-реципиента, так и страны-донора, с учетом определенного временного лага. Их отток при ухудшении экономической ситуации способен сгладить негативные последствия кризиса для принимающей территории и ее населения, а усиление миграционных потоков в период экономического роста - устранить дефицит на рынке труда.

Важность имеет выбор показателей оценки социально-экономического благополучия. В качестве основных подходов можно выделить следующие:

а) поиск наиболее «глобального» обобщающего показателя, включающего в себя как можно больше аспектов социально-экономического благополучия территории;

б) формирование системы пороговых показателей, отражающих социально-экономическое благополучие территории с различных позиций;

в) создание интегрального показателя социально-экономического благополучия территории;

г) использование метода субъективных оценок.

Подход, основанный на выборе обобщающего показателя, наиболее прост, так как предполагает использование данных официальной статистики и, значит, воплощает в себе принцип доступности первичной информации. Чаще всего в качестве обобщающего используется показатель ВРП на душу населения. В этом случае влияние трудовой миграции на региональное развитие принято рассматривать с точки зрения оценки участия иностранных работников в создании ВРП. Однако данный подход может быть легко оспорен. Так, А.Г. Гранберг отмечает, что «…величина валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, измеренная в рыночных ценах, не является идеальным социально-экономическим индикатором. В России это особенно наглядно в феномене «северного ВРП». Тот факт, что северные регионы лидируют по величине ВРП на душу населения, объясняется главным образом тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого не следует, что все эти регионы благополучны в широком социально-экономическом смысле» . Кроме того, часто возникает проблема в непосредственной оценке производительности труда в силу разницы в уровне квалификации приезжих и автохтонного населения.

Д. Фрумкин предлагает рассматривать социальное и экономическое благополучие территории отдельно друг от друга. По его мнению, обобщающим показателем социального благополучия территории может служить показатель продолжительности жизни, а экономического - ВВП (на уровне региона ВРП - авт.) в расчете на душу населения . Однако высокая продолжительность жизни может быть связана с этнокультурными особенностями населения. Миграция, с одной стороны, может привести к изменению этнической структуры населения, с другой стороны, повлиять на показатели продолжительности жизни опосредованно через влияние на санитарно-эпидемиологическую ситуацию и обеспеченность населения объектами здравоохранения.

В условиях открытых региональных систем индикатором социально-экономического благополучия может служить естественный (в меньшей степени) и миграционный (в большей степени) прирост населения. «Голосование ногами» чаще всего свидетельствует о комфортности условий проживания и благополучия населения. Хотя во время катастроф, стихийных бедствий или военных действий этот принцип нарушается. Так, в 2015 г. все российские регионы, имеющие высокий уровень миграции в абсолютных и относительных показателях, а также Московская область, принявшая самый большой поток мигрантов, имели ВРП на душу населения ниже среднероссийского. А вот Чукотская и Сахалинская области, напротив, отличающиеся наиболее высокими показателями ВРП на душу населения, имели низкие показатели миграции.

Подход, основанный на формировании системы пороговых показателей, требует определения принципа их отбора. Пороговые показатели могут рассчитываться на основе длительных наблюдений, оценки значения за предыдущий период или средних значений в группе, отобранной по приоритетному признаку.

При разработке пороговых показателей необходим учет цикличности экономического развития, которая может оказать существенное влияние на динамику тех или иных процессов. При разработке пороговых индикаторов для миграционных процессов необходимо также учесть институциональные особенности. Так, ужесточение миграционной политики может вести к росту латентности тех или иных процессов, связанных с миграцией.

Комплексная оценка социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции может быть дана посредством интегрального показателя:

где Iсэбм - интегральный индекс социально-экономического благополучия территории в условиях роста трудовой миграции;

Ri - балл, присвоенный i-й характеристике социально-экономического благополучия территории;

Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории.

Этот подход при оценке социально-экономического благополучия территории был использован Е.Д. Игнатьевой, И.Э. Гимади, Л.М. Авериной ; Е.Д. Игнатьевой, О.С. Мариевым .

Одной из методологических проблем использования интегральных показателей является необходимость сведения разнородных оценок, имеющих различные единицы измерения в единое целое. На практике для этого используют различные методы нормирования:

1. Метод линейного масштабирования. Он основан на ранжировании и определении референтных (стабильных) точек и тем самым позволяет определить реальное положение показателя в исследуемом ряду и его изменение во времени. В роли референтных точек выступают максимальные и минимальные значения индикаторов.

Если связь зависимого и независимого показателей положительна, т.е. установлено, что рост значения исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, расчет производится по формуле

xmin - минимальное значение показателя i-й характеристики;

xmax - максимальное значение показателя i-й характеристики.

Если связь отрицательна, т.е. снижение исследуемого показателя ведет к росту социально-экономического благополучия, - по формуле

Проблемой линейного масштабирования является поиск референтных точек. Для долевых показателей границы очевидны: 0 и 100 %. Но для показателей, не имеющих «потолка», часто единственным способом определения референтных точек являются экспертные оценки.

2. Метод балльной оценки. Он основан на том, что выбранные фактические показатели оцениваются в баллах относительно каких-либо эталонов или стандартов, значение которых принимается за максимальный балл. Расчет показателя производится по формуле

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xфакт - фактическое значение показателя i-й характеристики;

kmax - балльная оценка эталонного значения показателя i-й характеристики;

xэт - значение эталонного показателя i-й характеристики.

В качестве эталонов или стандартов могут быть выбраны:

а) максимальное или среднее значение данного показателя по странам, по субъектам РФ, по регионам и т.п.;

б) фактическое значение данного показателя за базовый период (предыдущий год, предыдущий месяц и т.п.);

в) норма установлена в нормативно-законодательных документах.

Недостатками данного метода нормирования являются субъективизм экспертного оценивания и сложность обоснования выбранного эталона.

3. Метод определения расстояния до оптимальной точки. Суть метода заключается в определении относительного расстояния между фактическим и оптимальным значением показателя. В данном случае для расчета индекса i-й характеристики социально-экономического благополучия территории используют следующую формулу:

где Ii - индекс i-й характеристики социально-экономического благополучия территории;

xопт - оптимальная величина показателя i-й характеристики;

xхуд - наихудшее значение показателя i-й характеристики.

Использование субъективных оценок. Такой подход подразумевает оценку социально- экономического благополучия на основе социологических опросов. Обычно социологические опросы проводятся в случае отсутствия или ограниченности информации, полученной из официальных источников. В данном случае в роли респондентов могут выступать представители бизнеса и власти, работающие с иммигрантами, население принимающей территории и сами мигранты. В современных условиях данный метод является наиболее распространённым при изучении миграционных процессов. Особенно часто используется глубинное интервью, оно предполагает установление доверительных отношений между интервьюером и респондентом, что дает возможность получить наиболее объективную и уникальную информацию, недоступную при использовании других методов. Также к методу субъективных оценок можно отнести контент-анализ.

Таким образом, следует отметить, что социально-экономическое благополучие принимающей территории должно рассматриваться с позиции обеспечения условий регионального развития в интересах ее жителей и требует комплексного подхода.

Трудовая миграция оказывает различное влияние на принимающую территорию. Однако получить достоверные результаты сложно в силу проблем, возникающих при ее учете. Выбор методов оценки социально-экономического благополучия в условиях роста трудовой миграции должен зависеть от конкретной ситуации и целей исследования. Сочетание нескольких методов оценки, к примеру, количественного и качественного, позволяет дать более точную и объективную картину исследуемого феномена.

Библиографическая ссылка

Бедрина Е.Б. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРИНИМАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И МЕТОДИКИ ЕГО ОЦЕНКИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-3. – С. 568-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41134 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рецензенты:

Г.П. Смехнова, канд. соц. наук, доц.,

Е.В. Благовская, канд. филос. наук

Л.Г. Гуслякова (темы 1, 2, 3, 5, 8; заключ.), И.В. Гайдай (темы 1, 5, 8), Г.В. Говорухина (тема 5; заключ.), С.И. Григорьев (введ.; темы 3, 8), О.А. Калмыкова (тема 2), М.Б. Лига (темы 6, 7), С.В. Миронова (тема 3), Н.Д. Субботина (тема 2), Р.А. Трофимова (тема 4), И.А. Щеткина (темы 6, 7)

Введение

Изменения современного общества и человека обусловливают трансформацию представлений о социальном благополучии и справедливости личности, общественной жизни, а также социальных практиках их обеспечения. Этот процесс оказался осложнённым в последние 50 лет тем, что возросли темпы социально-исторического процесса, динамики изменений его планирования, управления, контроля качества на всех уровнях общественной организации.

Рост сложности развития общества и человека, его деятельности во всех сферах социальной жизни, увеличения разнообразия показателей дифференциации характеристик благополучия, качества жизни различных групп людей изменили осмысление и решение проблем справедливости, обеспечение равноправия возможностей разных слоев населения в их жизни, в решении проблем благополучия, воспроизводства жизни. При этом не могла не актуализироваться проблематика социального благополучия и справедливости в связи с увеличением глобальных и локальных рисков для жизнедеятельности современного человека, начиная с техногенных последствий развития производства, его влияния на природу, среду обитания людей и заканчивая угрозами самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения разных его видов.

Цивилизационный процесс развития общества, основных типов и видов организации жизни людей на планете Земля, их осмысление, совершенствование не только наукой, но и другими духовно-интеллектуальными средствами, формами общественного сознания (мифологией, религией, моралью, идеологией, искусством, философией) привело в ХХ веке к новому цивилизационному этапу, смене доминирующего типа развития, а также к смене доминирующей картины мира. Эти трансформации были обусловлены в 1990-х годы радикальной сменой мирового политического устройства: двухполярный мир общественно-политической организации общества в мировых масштабах сначала стал однополярным с лидерством США и стран НАТО, а затем начал превращаться в многополярный, формирующий современную глобальную систему организации мирового сосуществования, сотрудничества, исключающего эксплуатацию и силовые формы решения спорных вопросов, все более масштабно ориентирующего человечество на цивилизационное развитие на основе управляемой социо-природной эволюции, где адекватно времени социально-исторически преемственно, органично сочетаются традиции и новации, глобальные и национальные, исторические, социально-генетические и актуально-сетевое, повседневно-прагматическое, феноменологическое, уникальное и технологическое, стандартизированное, общественное, социально-групповое и личностное, природное и культурное, духовное и материальное.

Человечество оказалось в глобальном переходном периоде от потребительского капиталистического стихийно-эксплуатационного общества, основанного на частной собственностьи, эксплуатация труда капиталом к обществу цивилизации управляемой социоприродной эволюции, ноосферного социума, в котором обеспечивается природно-социально оправданное сочетание равенства и неравенства положения каждого человека, отдельных социальных слоев и групп людей, их государственно национальных образований, гармоничное сочетание духовного и материального, природного и культурного, развития основных сфер общества: экономики, политики, социально-бытовой и духовно-культурной, а также социально-экономической сферы, гармоничным сочетанием основных форм общественного сознания современного человека: мифологии, религии, морали, идеологии, искусства, философии, науки. Основой единения людей в этом процессе стало развитие и социальной культуры, ориентированной на сохранение и развитие жизни человека и общества, их благополучие, социальный гуманизм, в котором органично сочетается материальное и духовное, культуроцентричность и поликультурализм, глобальное и национальное, личное и общественное, уникальное и стандартное, технологическое во имя жизни, её высоких смыслов, интегрирующих прошлое, настоящее и будущее народов мира, имеющих ответственность за сохранение и развитие жизни людей на Земле и в Космосе, их благополучие в том пространстве – времени, в котором они живут, которое формируют и отвечают за него своей судьбой.

Таково основное направление эволюции конструктивно ориентированного социогуманитарного знания рубежа XX–XXI веков. Оно представлено развитием целого ряда парадигм гуманитарных и социальных наук не только в нашей стране, но и за её пределами, что характерно как для стран европейской социокультурной традиции, так и социокультурного пространства Азии, Востока, а также евразийского социально-исторического пространства, формируемого во многом Россией. Здесь сохраняется ориентация на развитие социального прогресса, определение его критериев, показателей общественного и личностного развития, на совершенствование управления этим развитием, справедливое, гуманистически и социально ориентированное решение его проблем в разных странах.

Растущее разнообразие и новые темпы социальных изменений не могут не усложнять проблемы их исследования, а также управления ими. И там, где наука и практика регулирования социальных процессов не успевают это делать, возникают «зоны хаоса» или зоны силового его преодоления теми средствами, что имеются.

Кризисные процессы, при всей их масштабности и опасности, не могут окончательно уничтожить гуманитарные и социальные науки, которые, по большому счету, в усложняющемся обществе становятся всё более востребованными, полезными как для разработки стратегий, так и для создания новых социальных технологий обеспечения благополучия жизненных сил человека как «социального животного», общества как основы развития социальной формы движения материи, являющейся наиболее значимой и сложной в современном мире.

Во второй половине XX века развитие систем социальной защиты в западных странах, внимание к человеку труда в государствах социалистического содружества привело к доминированию понимания социального благополучия как благополучия человека и общества, обеспечиваемого включенностью личности во все основные сферы общественных отношений как субъектов социальной жизни, обладающих достойным уровнем и качеством жизни. Организация общества и государства, активность и культура личности выступают в этом случае основой социального благополучия человека и общества, показателями этого благополучия.

Вместе с тем современная социальная культура предполагает наличие разнообразия форм обеспечения социального благополучия человека и общества в различных исторических и социокультурных контекстах, социальных микрорайонах жизни, бытия каждого индивида, что имеет прямое отношение к доминирующим смыслам жизни каждого из нас. И поэтому, говоря о благополучии человека и общества, нельзя игнорировать их доминирующие смыслы жизни и социальные идеалы.

Тема 1
Основные направления исследования социального благополучия

Более двух тысячелетий проблемы благополучия человека и общества находятся в центре внимания представителей разных областей социального знания. К их осмыслению и исследованию обращаются в своих работах многие известные философы, политологи, экономисты, психологи, экологи, культурологи, религиозные деятели и др.

В процессе развития социального знания представления о сущности и содержании благополучия, постоянно дополняясь и корректируясь, претерпели значительные изменения. В науке сложилось несколько традиций толкования благополучия, на основании которых можно выделить семь основных направлений его исследования: этико-философское, социально-политическое, экономическое, психологическое, медицинское, экологическое, социологическое.

Этико-философское направление

Этико-философское направление рассматривает благополучие, с точки зрения духовного бытия человека. В рамках данного направления благополучие трактуется как состояние духовной гармонии, нравственной целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства. Осмысление благополучия в контексте этико-философского знания осуществляется посредством обращения к понятиям «благо» и «добродетель». При этом благо рассматривается как основной источник, главная причина благополучия и связывается с добром. Добродетель трактуется как совокупность положительных нравственных качеств личности, способствующих достижению благополучия .

Дальнейшее развитие этико-философский подход к осмыслению благополучия получает, преимущественно, благодаря русской философии конца XIX – начала XX вв. Русские философы рассматривали благополучие как главный ориентир человеческой деятельности, объединяющий все частные блага в одну гармоничную систему; как конечную цель морали и воплощение на земле Божьего царства, основанного исключительно на любви и доброжелательности; как гармонию человека с миром, природой и самим собой. Для достижения благополучия они считали необходимым сохранять и развивать высшее благо – народность как верховное неделимое, всесторонний и сознательный общественный союз; перейти к более скромным условиям жизни, «опроститься», отказаться от ложных условий культурности, всех видов насилия и принуждения; развивать культуру, которая укрепляет благородство духа, охраняет достоинство личности от несправедливости и унижения, раскрывает богатство индивидуальности, является средством развития духовного потенциала, нравственного самосовершенствования, способствует утверждению взаимопонимания между людьми, освобождает от пороков невежества, злобы, зависти, мстительности, нетерпимости и ведет человека к Шамбале – эпохе духовности, разума, всеобщего братства и благополучия.

Особое место в рамках этико-философского направления исследования благополучия конца XIX века занимает русская религиозная философия. Ее представители (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.) убеждены, что приоритетную роль в жизни человека и общества должна играть духовность и глубокая религиозная вера. Они рассматривают благополучие как жизнь в солидарности со всеми живыми существами, основанную на должном отношении ко всему многообразию окружающего мира ; как реализацию истины жизни, добра, красоты, могущественности, божественности ; как воплощение нравственного совершенства и духовности . Обеспечить человеческое благополучие, по мнению русских религиозных философов, может духовное перерождение, постепенное одухотворение через «внутреннее усвоение и развитие божественного начала», подчинение жизни таким добродетелям как умеренность, мужество, мудрость, справедливость, великодушие, бескорыстие, щедрость, терпеливость и правдивость, «чудо религиозного преображения жизни», творческая свобода, деятельность по одухотворению и преобразованию мира, благодатная сила Бога, подвиг веры и любви.

Во второй половине XX – начале XXI столетий принципиальных изменений в осмыслении сущности и содержания благополучия в рамках этико-философского направления не произошло. Современные зарубежные и отечественные философы трактуют благополучие, исходя из теоретических традиций прошлого, связывая его с духовной гармонией. Они считают, что главным механизмом обеспечения благополучия является создание всех необходимых условий для формирования в человеке таких качеств личности, ценностных ориентаций и установок, которые способствуют поддержанию согласия с миром и собой, уважения к окружающим людям, культуре, традициям, ценностям своего народа. При этом главными показателями благополучия человека, по их мнению, являются альтруистические установки, соответствие жизни нравственным идеалам, «чистая» совесть, высокий уровень чувства собственного достоинства, духовность и т. д.

Социально-политическое направление

Таким образом, в контексте этико-философского знания основное внимание уделяется нематериальной стороне бытия человека, его нравственности, духовной сущности. Благополучие рассматривается сквозь призму моральных ценностей и установок, присущих человеческому обществу того или иного исторического периода, особое внимание при этом уделяется проблемам субъективного восприятия жизни, ее внутреннего и внешнего мира, духовной гармонии.

Совершенно иначе звучит постановка проблемы благополучия в контексте социально-политического направления, в рамках которого основные акценты смещаются с личного благополучия человека на благополучие общества. Представители социально-политического направления исследуют социальный контекст понятия «благополучие», в центре их внимания находится сущность так называемого «общего блага», которое может быть определено как условия социальной жизни, при которых естественные стремления граждан к достижению благ, социальной защищенности, счастливой жизни для всех и каждого в разумных пределах осуществимы. Обеспечение общего блага в контексте данного направления рассматривается как стратегическая цель политической деятельности государства.

Первые научные идеи, на основании которых произошло становление социально-политического направления исследования благополучия, относятся к периоду античности. Особую роль в этом отношении сыграли социальная теория Платона и учение о государстве Аристотеля.

Платон и Аристотель были едины в том, что достижение благополучия как наивысшей цели человеческой жизни возможно только в государстве. Главным средством его обеспечения является политическая деятельность, реализуемая правителями. Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен», а «подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному»» . Аристотель, в свою очередь, указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо», «государство – … союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность каждому человеку благоденствовать и жить счастливо» .

В период средневековья идеи теоцентризма внесли существенные коррективы в осмысление благополучия, изменили представления о месте и роли государства в его обеспечении. В работах средневековых мыслителей (А. Августина, Ф. Аквинского, и др.) общество рассматривалось как божье установление, в котором место и роль каждого человека, иерархия сословий и имущественное неравенство предопределены Богом, изначально позаботившимся об общем благе .

В эпоху Возрождения в качестве главного условия достижения общего блага людей и процветания государства провозглашается сильная личность правителя, независимого от церкви и способного принимать и воплощать в жизнь своевременные мудрые политические решения. Убежденность в решающей роли силы, могущества и мудрости правителя в деле обеспечения общего блага наиболее выражена в учении Н. Макиавелли. В нем подчеркивается, что сила людей, а значит и способность к достижению общего блага, тем значительнее, чем сильнее государство, в котором они живут. Государство обретает силу, если его правитель не зависит от церкви, способен подавлять народные волнения, видеть и наказывать происки знати, создавать нужные законы, образовывать гражданскую жизнь, при необходимости устанавливать новый строй, а также предвидеть события, находить и использовать тот способ политических действий, который соответствует духу времени и специфическим обстоятельствам конкретного момента. В дальнейшем на развитие социально-политического направления исследования благополучия существенное влияние оказала теория общественного договора, которая сформировалась в своем классическом виде в XVII–XVIII веках, благодаря научным трудам Т Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы и др. Согласно основным положениям теории общественного договора, ради самосохранения, безопасности общежития, социальной справедливости, стабильности, порядка, защиты прав граждан на жизнь, индивидуальную свободу и личную собственность люди добровольно отказались от части своих естественных прав в пользу государства в лице его верховной власти, главной заботой и обязанностью которого было провозглашено обеспечение всеобщего благополучия. Из всех форм государств полноценную реализацию обязательства по обеспечению социального благополучия, по мнению Т. Гоббса, способна осуществить только абсолютная монархия. Дж. Локк утверждал, что для полноценного обеспечения в государстве общего блага необходимо ограничивать монархические режимы конституциями, сделать их парламентскими. Б. Спиноза считал, что для достижения социального благополучия требуется учет и согласование интересов граждан, создание демократического правления и ограничение всевластия государства над людьми. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что для обеспечения социального благополучия человечество должно жить небольшими государствами, граждане которых имеют возможность непосредственно и лично выражать свою волю и контролировать правительство .

Дальнейшее развитие идеи благополучия получили в философии утилитаризма И. Бентама. Он определял в качестве важнейшей стратегической цели государства общее благо, которое трактовал как «возможно большее счастье возможно большего числа людей». По его мнению, чтобы создать наилучшие условия для достижения счастья общества, государство должно употребить все средства, главным из которых является законодательство. Во имя достижения всеобщего благополучия гражданское законодательство должно регулировать распределение средств к счастью, уголовное законодательство – удерживает людей от деяний, способных вызвать страдания у других людей, конституция – организовать деятельность всех государственных и негосударственных учреждений, ориентируясь на общее благо .

Отголоском идей утилитаризма И. Бентама является утопический социализм, основные положения которого формируют новое видение сущности и содержания благополучия в его социально-политическом аспекте. Представители утопического социализма конца XVIII – первой трети XIX веков К.А. де Сен-Симон, Ч. Фурье, Р. Оуэн подвергали критике существующий общественный строй, считали необходимым заменить его новым, основанным на более разумных и справедливых началах, и предпринимали практические попытки в данном направлении. Они считали, что главная причина общественных зол заключается в частном производстве и экономической свободе, которые вносят в общество всеобщую конкуренцию и анархию. Единственным средством достижения социального благополучия они признавали ассоциацию, которая должна заменить личный принцип общественным и внести в экономическую жизнь начало общественного регулирования производства .

На развитие социально-политического направления исследования благополучия в XIX веке существенным образом повлияло возрастание интереса ученых и политических деятелей к «социальному вопросу», который в самом общем смысле определялся как «вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании национального богатства» . В данном случае подразумевался, прежде всего, рабочий класс, поэтому во многих научных трудах понятие «социальный вопрос» встречается в тождественном варианте – «рабочий вопрос».

В XIX веке существовало множество идей в отношении решения социального вопроса, устранения негативных сторон в положении рабочего класса и обеспечения социального благополучия.

Так, представители манчестерства (Ф. Бастиа, Дж. Мак-Куллох, Т. Мальтус, Д. Риккардо, В. Сениор и др.) указывали на то, что положение рабочего класса за прошедшие столетия изменилось и продолжает изменяться к лучшему. Дальнейшее действие капиталистического строя, развитие свободных организаций рабочих, действующих вне государственного вмешательства, рост промышленности и общего богатства должны вести к постоянному прогрессу в положении рабочего класса. Улучшение условий жизни рабочих возможно либо через увеличение народного капитала, из которого уплачивается рабочим их вознаграждение, либо путем сокращения предложения рабочих рук, что всецело зависит от самих рабочих, которые должны более осмотрительно вступать в брак и ограничивать свое потомство .

Социалисты (Л. Блан, Б. Бюше, Э. Кабэ, П. Леру, К. Маркс, Й.-К. Робертус, Л. Штейн и др.) считали, что неблагоприятное положение рабочего класса всецело обусловлено капиталистическим строем. Основная причина всех негативных сторон в условиях жизни рабочего класса заключается в разобщении работающих и средств производства. Позитивных изменений в положении рабочего класса и социального благополучия можно достичь только посредством революции, ориентированной на полную реорганизацию всего общественного строя на основе принципа коллективной собственности .

Социал-реформаторы утверждали, что преодоление негативных сторон в положении рабочего класса не подразумевает обязательного устранения капитализма, создавшего огромное национальное богатство и высокую культуру, а требует лишь планомерных социальных преобразований, характер и направление которых могут быть весьма разнообразны. Так, представители государственного социализма (Р. Майер, К. Тодт и др.) считали, что решение рабочего вопроса и повышение социального благополучия возможно, если монархия вступит в союз с рабочим классом с целью подавления господства буржуазии и осуществления социалистической организации производства, что позволит удовлетворить потребности рабочего класса и укрепить монархию. Идеологи катедер-социализма (А. Вагнер, А. Гельда, Г. Кон, Г. Шмоллер, Г.Ф. Шенберг и др.) утверждали, что решение социального вопроса возможно путем внесения в существующий общественный строй необходимых изменений с помощью государственного законодательства, которое должно обеспечить достойные условия труда и защиту прав рабочих, и активизации деятельности добровольных общественных организаций – рабочих союзов. Представители христианского социализма (С.-А. Базар, А. Кольпинг, В.Э. Кеттелер, Т. Карлейл, Ч. Кингсли, А. Мен и др.) видели решение рабочего вопроса в воплощении идей христианской религии и морали. Помимо этого, некоторые экономисты и общественные деятели (Дж. И. Голиок, Ф.В. Райффэйзен, Г. Шульце-Делич и др.) писали о том, что решение рабочего вопроса возможно с помощью развития кредитных, потребительских, строительных и производительных товариществ, которые дадут рабочим возможность делать сбережения и собрать необходимый капитал, позволяющий им начать собственное дело и стать самостоятельными производителями, обладающими средствами производства.

Благодаря работам социал-реформаторов, к концу XIX века сложилось особое направление внутренней политики западноевропейских государств, обозначенное термином «социальная политика», который первоначально трактовался как «совокупность мер, преследующих цель улучшения экономического, политического и духовного положения рабочего класса».

Меры, включаемые в содержание социальной политики западноевропейских государств XIX века, были достаточно разнообразны по своему содержанию и направлению. Наиболее известными из них являлись: введение договорной основы отношений между рабочим и его нанимателем; внедрение фабричного законодательства, касающегося условий труда; страхование рабочих от несчастных случаев, старости, болезни, инвалидности, безработицы; государственная поддержка рабочих союзов; организация общественных работ для сокращения числа безработных; устройство дешевых жилищ для рабочих и др. Западноевропейские государства, проводя социальную политику, в то же время поддерживали инициативы имущих классов по устройству благотворительных учреждений и проведению акций милосердия, основными объектами которых являлись беднейшие представители рабочего класса.

Научные труды западноевропейских социал-реформаторов XIX века были положены в основу теории социальной политики, активная разработка которой осуществлялась на протяжении всего XX столетия. Изначально формирование данной теории было связано с необходимостью обобщения практики реализации различных мер социальной политики как нового направления деятельности государства по обеспечению социального благополучия граждан с целью разрешения существующих в обществе классовых противоречий. В настоящее время данная теория ориентирована на поиск эффективных государственных механизмов обеспечения благоприятных для жизни и развития человека социальных условий, повышения уровня и качества жизни граждан. В современной научной литературе социальная политика рассматривается:

Как действия государства по решению проблем, затрагивающих общество, и препятствующих социальному благополучию;

Как государственные меры, ориентированные на стабилизацию социально-трудовых отношений, регламентацию труда и капитала;

Как вид общественной деятельности, нацеленной на потенциально опасные и слабые слои населения;

Как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределения доходов, которая позволяет регулировать процессы социальной дифференциации общества, и основана на принципе социальной солидарности;

Как деятельность государства по обеспечению социальной справедливости и социального партнерства, воплощение которых способствует достижению оптимального уровня социального благополучия населения и т. д.

В настоящее время социальная политика может трактоваться как деятельность государства, направленная на обеспечение социального благополучия населения посредством гармонизации разнообразных общественных отношений, обеспечения социальной стабильности, мира, порядка и гражданского согласия на основе принципов социальной справедливости, социального партнерства, социальной солидарности, социальных гарантий, социальной компенсации и индивидуальной социальной ответственности.

С теорией социальной политики связана теория социального государства , одним из первых разработчиков которой являлся известный немецкий юрист, экономист и обществовед XIX века Лоренц фон Штейн. Согласно его учению, государство как высшая форма общежития должно способствовать благополучию, материальному и духовному развитию каждого из образующих его индивидов. Воля государства должна соответствовать воле его граждан и может быть выражена органом, стоящим вне борьбы общественных классов и глубоко понимающим идею государства, которая заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Выполнение этой задачи, по мнению Л. фон Штейна, должна взять на себя монархическая верховная власть, стоящая над обществом и борьбой его классов .

В XX веке в развитии теории социального государства выделились две основные тенденции, первая из которых была связана с разработкой модели регулирующего государства, вторая – с концепцией социально-правового государства. Идея регулирующего государства состоит в том, что для обеспечения социального благополучия государство должно регулировать антагонизм между богатством и бедностью, ограждать человека от гибельной конкуренции, сглаживать социальную биполярность. При этом правительство не должно вмешиваться в экономические процессы, регулируя социальное неравенство через выравнивание условий жизнедеятельности индивидов, предоставляя им примерно одинаковые жизненные шансы и возможность для самореализации .

Концепция социально-правового государства фокусирует основное внимание на проблемах обеспечения с помощью закона баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства при сохранении его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных вопросов.

Право рассматривается как главный способ охраны интересов граждан, ограничения власти и силы, обеспечения мирного сосуществования бедного и богатого, слабого и сильного, воздействия на распределительные процессы, обеспечения социально ориентированной политики и экономики .

В настоящее время интерес к теории социального государства в странах Запада, где социальное государство стало реальностью, заметно снизился, поскольку необходимость его концептуального осмысления отпала. В отечественном социальном знании данная теория обрела популярность в конце XX века, когда назрела острая потребность в преодолении негативных последствий реформ, стабилизации социальной ситуации, воссоздания механизмов обеспечения социального благополучия населения. Анализ работ отечественных ученых, посвященных исследованию сущности и содержания феномена социального государства и опыта его формирования в передовых странах мира , показывает, что главными чертами социального государства являются: правовые демократические ориентиры политики, отработанная нормативно-правовая система социальной жизни, широко развитое социально законодательство; социально-ориентированная экономика с развитий системой страховых социальных отчислений, высоким уровнем налогов, формирующих бюджет, высокими отчислениями на социальную сферу; сильная социальная политика, ориентированная на выполнение масштабных по своему объему социальных функций, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни, социальной защищенности, свободного развития и реализации потенциала каждого гражданина. В целом социальным можно назвать такое государство, которое берет на себя обязанность заботиться об обеспечении социальной справедливости и социального благополучия своих граждан.

В тесной взаимосвязи с идеей социальной государственности зарубежной и отечественной наукой разрабатывалась концепция прав человека, которая также оказала влияние на развитие представлений о социальном благополучии и способах его обеспечения. Концептуальное оформление прав человека началось в XVIII веке на основе первых документов в области защиты прав человека – Американской декларации независимости (1776 г.) и Французской декларации прав человека и гражданина (1783 г.). В XX столетии после Второй мировой войны была признана необходимость оформления прав человека на международном уровне, в связи с чем в 1948 году ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой всей последующей деятельности как в рамках теоретического обоснования сущности и содержания прав и свобод человека, так и в области практической их защиты.