Срок окупаемости и экономический эффект от внедрения. Определение экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений в развитие производства. Формирование и распределение прибыли

Эффективность инвестиций (инвестиционной деятельности) определяется соотношением результата от вложений к затратам на его получение. Результат инвестиций выступает в виде эффекта.

Для оценки эффективности инвестиций используются показатели экономической (общественной), коммерческой и бюджетной эффективности.

Показатели экономической эффективности учитывают затраты и результаты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта..

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование проекта) определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности (рентабельности).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального или местного) бюджета.

Показатели, выступающие в качестве критерия эффективности, делятся на абсолютные (разность между стоимостными оценками результата и затрат), относительные (отношение стоимостных оценок результатов к совокупным затратам на их получение) и временные.

По методу сопоставления разновременных денежных затрат и результатов показатели эффективности делятся на динамические и статические.

По полноте учета результатов и затрат различают показатели общей и сравнительной эффективности.

По показателям общей и сравнительной эффективности может осуществляться оценка экономической и коммерческой эффективности

При оценке общей эффективности учитываются все затраты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта. При оценке сравнительной эффективности учитываются результаты и затраты, изменяющиеся по сравниваемым вариантам инвестиционного проекта.

Для оценки общей экономической эффективности (инвестиционных проектов) могут использоваться динамические показатели, основанные на дисконтировании денежных потоков:

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость, интегральный эффект);

Индекс доходности (рентабельности);

Внутренняя норма доходности (окупаемости);

Срок окупаемости (возврата) инвестиций;

Чистый дисконтированный доход (ЧДД или ЧТС) определяется как превышение интегральных результатов над интегральными затратами или как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному году.

Величина ЧДД при постоянной норме дисконта устанавливается по формуле:

где R t – результаты (доходы), достигаемые на t-ом шаге расчета;

З t - затраты (текущие за минусом амортизации и капитальные вложения) на t-ом шаге расчета;

Т – продолжительность расчетного периода (Т= t i);


Е – норма дисконта;

Э t – эффект, достигаемый достигаемые на t-ом шаге расчета;

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным. Если по величине ЧДД сравнивается несколько проектов, то эффективным будет проект с большей величиной ЧДД.

Индекс доходности определяется по формуле:

Если индекс доходности больше единицы, проект эффективен. Чем больше индекс доходности, тем выгоднее проект.

Внутренняя норма доходности представляет собой норму дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю. Она представляет собой минимальный уровень доходности от инвестиций, устраивающий инвестора. Внутренняя норма доходности должна быть как минимум равна средней норме доходности на финансовых рынках.

Внутренняя норма доходности определяется на компьютере путем итерационных расчетов с использованием специальной программы или на специальном финансовом компьютере.

Срок окупаемости инвестиционного проекта (срок возврата общей величины инвестиций) - это период времени от начала реализации проекта, за который капитальные вложения покрываются суммарными эффектами. Для определения срока окупаемости используется равенство:

В качестве показателей сравнительной эффективности инвестиционных проектов используются показатели:

Сравнительный интегральный эффект;

Приведенные строительно-эксплуатационные затраты;

Срок окупаемости дополнительных инвестиций.

При расчете показателей сравнительной эффективности сравнительный интегральный эффект учитывает только изменяющиеся по вариантам составляющие результатов и затрат. Эффективный вариант соответствует максимуму интегрального эффекта.

Оценка сравнительной эффективности производится по величине приведенных строительно-эксплуатационных затрат в случаях, когда сравниваемые варианты отличаются друг от друга только размерами капитальных вложений и текущими затратами. Эффективным считается вариант, обеспечивающий минимум приведенных затрат.

Где - доля налоговых отчислений от прибыли (при расчете экономической эффективности на народно-хозяйственном уровне

Срок окупаемости дополнительных инвестиций соответствует временному интервалу, за который дополнительные капитальные вложения в более дорогой вариант окупаются за счет прироста экономического эффекта, вызванного реализацией проекта.

Расчетное значение Т Р сравнивается с приемлемой для инвестора величиной нормативного срока окупаемости. Если Т Р < Т Н, то принимается более капиталоемкий вариант.

Для определения будущей стоимости (инвестиций) капитала используется способ компаундинга. Будущая стоимость рассчитывается по формуле:

Где –текущая стоимость капитала;

При небольшой величине расчетного периода и небольших нормах дисконта ( 0,05) для оценки эффективности капитальных вложений используются показатели:

1. Общей экономической эффективности: чистый доход (годовой экономический эффект), индекс доходности, срок окупаемости капитальных вложений.

2. Сравнительной экономической эффективности: срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, коэффициент сравнительной эффективности, приведенные строительно-эксплуатационные затраты.

Чистый доход (годовой экономический эффект) рассчитывается по формуле:

где R – результаты (доходы);

З ОБЩ – общие затраты (текущие расходы и капитальные вложения).

Амортизационные отчисления не учитываются в сумме текущих затрат, так как они являются одним из источников финансирования инвестиционного проекта.

Индекс доходности устанавливается по формуле:

где З ТЕК – экономия текущих (эксплуатационных) расходов;

К – капитальные вложения в проектируемые объекты.

Расчетный срок окупаемости устанавливается по формуле:

При расчете общей эффективности проект считается эффективным при соблюдении следующих условий:

ЧД >0, ИД> 1, Т ОК < Т Н

Нормативный срок окупаемости принимается в зависимости от характера инвестиционного проекта. ----------------

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений рассчитывается по формуле:

Если результаты инвестиций различаются только текущими затратами и не влияют на величину доходов от основной деятельности срок окупаемости рассчитывается по формуле:

Коэффициент сравнительной эффективности (коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений) показывает изменение годового экономического результата при увеличении капитальных вложений:

Приведенные строительно-эксплуатационные затраты рассчитываются по формуле:

Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

При расчете сравнительной эффективности проект считается эффективным при соблюдении следующих условий:

Е Р > Е Н, Т ОК < Т Н, З ПРИВ = min.

5.6.1 Расчет экономического эффекта от внедрения организационно – технических мероприятий (Э ф) определяется по формуле:

Э ф = ∆П = П′ пер – П пер (руб.) (5.64)

где П′ пер - финансовый результат работы предприятия предложенное проектом, руб;

П пер - финансовый результат работы предприятия в настоящее время, руб.

Э ф = ∆П =9096059,44 -2354638,6 = 6741420,84 руб.

5.6.2 Срок окупаемости внедряемого проекта (Т ок) определяется по формуле:

Т ок = КВ проекта /Э ф,(год) (5.65)

где КВ а - капитальные вложения, руб;

Э ф - экономического эффекта от внедрения организационно – технических мероприятий, руб.

Т ок = 23625000/6741420,84= 3,5 3 год 6 мес.

Вывод: для перевозки груза в предприятии требуется 9 автомобилей, грузоподъемностью 14,5 тонны, объем перевозок Q = 285795 тонн; грузооборот Р = 4286925 ткм.

Затраты на перевозку рассчитанного объёма груза составили:

Собщ = 25990992,71(руб.)

Доходы предприятия составили:

Дпер = 9079945,31 (руб.) – при коэффициенте использования пробега 0,49

Д′пер =35087052,15 (руб.) – при коэффициенте использования пробега 0,63

Ппер = 2354638,6 (руб.) – при коэффициенте использования пробега 0,49

П′пер = 9096059,44 (руб.) – при коэффициенте использования пробега 0,63

В результате внедрения организационно–технических мероприятий: увеличение коэффициента использования пробега с 0,49 до 0,63. Следовательно, предприятие получает годовой экономический эффект от внедрения 6741420,84 рублей, Срок окупаемости автомобилей составляет 3,5 года.


Заключение

В дипломном проекте был проведен анализ организационной деятельности ООО «АгроТрансСервис» по перевозке песка на строящиеся объекты в поселке городского типа Кормиловка.

При изучении маятникового маршрута движения база ООО «АгроТрансСервис» - строительная площадка №2 – база ООО «АгроТрансСервис» выявилось, что коэффициент использования пробега составляет 0,49.

Основные причины низкого коэффициента использования пробега в ООО «АгроТрансСервис»

Большие холостые пробеги;

Нулевые пробеги.

Для того чтобы увеличить коэффициент использования пробега с 0,49 до 0,63 необходимо выполнить следующие мероприятия:

Найти клиентуру на протяжение маршрута или рядом,

Увеличить объем перевозок;

Поменять вид маршрута из маятникового в кольцевой,

Организовать своевременность доставки груза.

После изменения маршрута за счет увеличения коэффициента использования пробега ООО «АгроТрансСервис» сможет своевременно доставлять песок и вывоза строительный мусор. При этом объем перевозок составит за год 285795 тонн, а прибыль за год составит 9096059,44 рублей, на существующем маршруте она составляет 2354638,6, рублей тем самым прибыль увеличилась на 6741420,84 рублей. Срок окупаемости проекта составляет 3 года и 6 мес.

Список литературы

1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие/ А.А. Бачурин, Высшее профессиональное образование. -М.: Высшее профессиональное образование. 2014. - 346с.

2. Вельможин А.В. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. – М.: Горячая линия - Телеком, 2012. – 560с.

3. Ходош М.С. Организация, экономика и управление перевозками грузов автомобильным транспортом.: учеб. пособие / М.С. Ходош, Б.А. Дасковкий. - М.: Транспорт, 2010. – 287с.

4. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288с.

5. Николин В.И. Основы теории автотранспортных систем (грузовые автомобильные перевозки): учеб. пособие / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин, Н.И. Ланьков. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2011. – 281с.

6. Савин В.И., Щур Д.Л. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис». 2013. – 544 с.

7. Елгин А. П. Техническая характеристика грузовых автомобилей [Электрон. ресурс] : [статья] / А. П. Елгин. - Омск, 2012. – режим доступа: http://nova.rambler.ru

8. Касаткин Ф.П. Безопасность перевозочных услуг и транспортного процесса: учеб. пособие / Ф.П. Касаткин. – М.:МарТ, 2014. - 350 с.

9. Комплексная механизация строительства: Учеб. для вузов/В.Б. Пермяков. - М.: Высш. шк., 2011. - 383 с.

10. Кудрявцев Е.М. Комплексная механизация строительства. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009.

11. Майборода М.Е. Бондарский В. В. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Изд. Феникс -2008г. Допущено Министерством образования РФ для студентов СПО.

12. Положение «О рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» Постановление Правительства РФ от 25.06.1999 г. № 16.

13. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» – М., Транспорт, 2007г



14. Г.В. Перервой, С.В. Леонова, Д.Ю. Желин – «Комплекс программ по автоперевозкам»


Как правило, окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративный веб-сайт (ROI — Return on Investment), во многом связывается с профессионализмом веб-разработчиков. В этом материале рассматривается одна из основ профессионализма веб-разработчика — умение экономически обосновывать вложения заказчика в веб-сайт.

Вернутся ли деньги, вложенные в корпоративный веб-сайт? Такой вопрос задают себе руководители, коммерческие директора и ИТ-специалисты компаний, принимающие решения о разработке корпоративного сайта.

Вопрос очень важный и, пожалуй, ключевой для принятия решения. Несмотря на то, что точно оценить эффект от создания и поддержки сайта для конкретного предприятия достаточно сложно, эту задачу можно разложить на компоненты. Такой подход позволит легко определить, окупится сайт или нет и каков срок его окупаемости.

Корпоративный сайт: основные эффекты

Окупаемость можно определять, вычисляя дополнительные доходы, приносимые сайтом, — это может быть как прямой доход компании, так и экономия средств. Так, компания получает следующие экономические эффекты, благодаря сайту.

1. Привлечение клиентов и партнеров, прямые продажи.
Обычно этой функции сайта уделяют ключевое значение, поскольку эффект от прямых продаж виден сразу. На его основе проще всего посчитать окупаемость инвестиций в веб-сайт. Однако рассматривать в качестве единственного эффекта от создания и поддержки веб-сайта только прямые обращения с него — неверно. В этом случае не принимаются во внимание другие выгоды, которые приносит этот бизнес-инструмент.

2. Продвижение бренда.
Сайт — это лицо компании. Мнение большого числа партнеров складывается под впечатлением от посещения корпоративного сайта. Также в эту часть эффекта от сайта можно отнести оптимизацию работы со СМИ.

3. Информационное обеспечение клиентов и партнеров.
Размещение на сайте дополнительной информации о фирме, продукте, открытие систематических консультаций на своем веб-ресурсе и т.п. Поддержка партнеров является хорошим деловым тоном. Она не только располагает их к себе, но и остается одним из неотъемлемых компонентов профессиональной работы современной компании.

4. Поиск поставщиков.
Для многих крупных предприятий актуален вопрос оптимизации поставок. Достаточно удобным средством решения этой задачи служит размещение информации о потребностях компании на корпоративном сайте. Часто поставщики сами находят такие разделы и ведут постоянный их мониторинг.

5. Привлечение новых сотрудников и оптимизация процесса приема на работу.
Если компания имеет собственный сайт, у нее значительно увеличиваются шансы привлечь на работу квалифицированного сотрудника. Также открывается возможность выложить список конкретных вакансий, ключевых требований и критериев приема на работу, бланки резюме и даже тестовые задания.

6. Вынесение клиентской части бизнес-логики компании на сайт.
Примером таких решений могут служить системы заказа товаров, интернет-магазины, системы бронирования билетов или резервирования продукции, консультации и вопросы к специалистам.

7. Влияние на внутрикорпоративные отношения. Раздел сайта, предназначенный для сотрудников, помогает решать задачи по повышению мотивации труда, объединяет коллектив единой идеей, делает работу более слаженной.

8. Вынесение внутрикорпоративной части бизнес-логики на сайт
Этот пункт открывает широкое просторы для решений, объединяемых под общим названием интрасерверы. Интрасервер — общее название внутрикорпоративного веб-сервера, основные функции которого следующие: публикация новостей фирмы, приказов по фирме, полезных в работе статей, организация территориально распределенной системы документооборота, заявки на транспорт и расходные материалы, системы корпоративного общения, распределенные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), вынесение части функций внутренней учетной системы (например, удаленно можно выписывать счета в 1С), — здесь возможна интеграция практически с любой внутренней информационной компонентой фирмы.

Выше названы основные выгоды сайта. Но как оценить их экономический эффект? Очевидно, что компоненты, рассчитанные на клиентов, прямо зависят от количества и качества посетителей веб-сайта. И здесь большое значение приобретает «представительность» сайта, то есть — его внешний вид, качество дизайна, удобство использования, наличие полезных функций и полезной информации.

Как оценить эффективность в деньгах?

Внутрикорпоративный эффект можно оценить как некую экономию или дополнительный заработок. Здесь удобнее всего, чтобы человек, ответственный за экономику данного участка работ, например, бизнес-логику продаж, оценил эффект от сайта в тех же рублях в месяц. И так — по каждому участку оптимизированной бизнес-логики.

Условно, месячную отдачу от веб-сайта можно посчитать по приведенной ниже формуле. Расчеты ее первой части можно проводить двумя способами.

1-й способ связан с ценой привлечения внимания партнера:

2-й способ связан с экономическим эффектом от прироста продаж:

Таким образом, получаем сумму, которую зарабатывает веб-сайт в месяц. Далее переходим к затратной части создания веб-сайта.

Расходы, связанные с веб-сайтом, содержат:

1. разовые затраты на создание веб-сайта;

2. текущие технические расходы на поддержку сайта;

3. текущие расходы на обновление и продвижение сайта.

Очевидно, что сайт является окупаемым, если месячный доход от него больше расходов на его содержание. Такую разницу можно назвать «чистым доходом сайта». Названное соотношение следует анализировать в первую очередь, причем, очень внимательно следует отнестись к тому, что расходы на обновление и продвижение увеличивают поток посетителей сайта. Это, в свою очередь, умножает эффект от сайта — каждый дополнительный посетитель сайта, по законам рекламы, стоит для владельцев сайта дороже предыдущего. Поэтому необходимо выбирать оптимальный баланс вложения/посещаемость.

Здесь мы подошли к понятию срока окупаемости сайта. Как известно, это дата, когда сумма чистого дохода от сайта перекроет затраты на его создание. Для упрощения расчетов, здесь не использовалось приведение этих сумм к значениям, вычисленным на основании процентных ставок и т.п. Возьмем простую сумму чистого дохода сайта: «срок окупаемости в месяцах = сумма разовых затрат на создание сайта / чистый доход сайта в месяц».

Какие сроки окупаемости вложений в проекты можно считать приемлемыми? На этот вопрос в разных отраслях и компаниях отвечают по-разному: например, в строительстве это может быть 3-7 лет, в производстве — 2-4 года, в ИТ-секторе — 1-2 года.

В качестве примера рассмотрим анализ инвестиций в сайт фирмы «А», работающей на территории Алтайского края, которая описывается следующими условиями (актуальность цен - 2004 г.):

1. штат — 30 человек;

2. месячная выручка 1,5 млн. рублей;

3. фирма производит товар и поставляет его в свой регион (20%), близлежащие регионы (60%) и дальние регионы (20%);

4. сайт может увеличить продажи в дальние регионы на 50%, в близлежащие регионы — на 20% и «ближние» продажи — на 5%;

5. компания готова платить посредникам 3% цены товара за увеличение продаж на те же величины;

6. цена привлечения внимания потенциального клиента — 20 рублей;

7. планируемая посещаемость сайта — 1500 посетителей в месяц, из них 800 — уникальных «отраслевиков»;

8. экономический эффект от оптимизации процесса продаж 1000 руб./мес.;

9. экономический эффект от оптимизации кадровой работы 300 руб./мес.;

10. экономический эффект от оптимизации процесса информационной поддержки покупателей 2000 руб./мес.;

11. экономический эффект от экономии на других рекламных средствах 700 руб./мес.;

12. затраты на разработку веб-сайта 35000 руб.;

13. техническое содержание 350 руб./мес.;

14. затраты на продвижение сайта и обновление информации 3000 руб./мес.

Расчет: Эффект от увеличения продаж (экономим на посредниках) = ((1500000 × 20%*50%)+(1500000 × 60%*20%)+(1500000 × 20%*5%)) * 3% = 10350 руб./мес.

Или цена привлечения внимания = (20 руб. * 800 посетителей * 1) = 16000 руб./мес. Усредненное значение из 2-х методов расчета = (10350+16000)/2 = 13175 руб. Сумма других эффектов = 4000 руб./мес.

Месячный эффект сайта 17175 руб. Чистый доход сайта = 17175 — 3000 — 350 = 13825 руб. в месяц Срок окупаемости сайта = 35000 / 13825 = 2,53 месяца.

Как видно из этого примера, компания таких размеров получает значительный экономический эффект и довольно быстро возвращает вложенные деньги . В то же время, не окупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования, и результат неверно построенной бизнес-модели. Гарантом окупаемости вложений может быть только профессионализм разработчика и заказчика в оценке экономического эффекта сайта. При этом разработчик играет важную роль, поскольку многие эффекты от работы веб-сайта предсказать может только он. Выбирая разработчика, следует убедиться в его профессионализме и обратить отдельное внимание на его заинтересованность в том, чтобы ресурс, в который будут вложены инвестиции, мог приносить прибыль. Именно это поможет наладить и поддерживать постоянное и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, основные выводы следующие:

  • окупаемость сайта можно спрогнозировать и подсчитать;
  • перед принятием решения о разработке сайта необходимо посчитать его экономическую эффективность и окупаемость;
  • разработчик сайта должен быть компетентен в экономических вопросах веб-ресурсов и должен относиться к клиенту как к надежному и долгосрочному партнеру, даже если заказ носит разовый характер.

Чаще всего руководители воспринимают эффективность от внедрения CRM на уровне здравого смысла. Действительно, важность таких эффектов, как рост продуктивности продаж, удовлетворенности и удержания клиентов понятны даже не специалисту. Сложности с оценкой появляются при попытке точной оценки отношения вложенных инвестиций на полученную отдачу (Return on investments, ROI), поскольку не существует конкретной универсальной формулы для такой оценки.

Сегодня уже многие понимают, что эффективность информационной системы определяется ее наполнением и качеством реализации — «правильностью» структур и процессов и т.д. Говоря по-другому, результат внедрения CRM определяется качеством бизнес-модели. В то же время на практике внедрение CRM зачастую реализуется сугубо как автоматизация имеющихся процессов при имеющемся персонале. Если имеющееся качество бизнес-модели при этом устраивает, то такой подход вполне осознан. В этом случае можно говорить о таких эффектах от внедрения, как рост производительности персонала, повышение скорости обслуживания, исключение потерь и дублирования информации. Здесь оценивается отдача от затрат на покупку прикладной CRM-системы и ее внедрение в соответствии с существующими процессами. Поэтому можно сказать, что при внедрении CRM как программного продукта, автоматизации процессов на его основе, компании получают прямые эффекты категории снижения затрат и некоторые косвенные эффекты, получаемые через поддержку существующей бизнес-модели.

В комплексном проекте по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж можно получить значительно большее число эффектов — как эффекты категории снижения затрат, так и эффекты другого порядка .

Различные источники (META Group, Gartner Group, ISM и др.) выделяют следующие основные категории эффектов от внедрения CRM:

Данная квалификация довольно наглядна и показывает основные категории получаемых эффектов. Однако она не учитывает такие (на первый взгляд, неявные) эффекты, как снижение рисков. Например, в бизнесе существует выражение «победитель получает все». На некоторых рынках утеря конкурентного положения может стать фатальной и речь в этом случае уже не идет только о простом приросте дохода. Поэтому для полноты классификации будем говорить и об эффектах снижения (или увеличения) рисков от внедрения CRM.

Различаются природа и возможность прямой оценки получаемого эффекта. С этой точки зрения нас будут интересовать категории прямых экономических эффектов и косвенных экономических эффектов.

Итак, разделим экономические эффекты на три условные категории:

1) прямые экономические эффекты;

2) косвенные экономические эффекты;

3) эффекты снижения рисков.

Прямые экономические эффекты

К данной категории можно отнести эффекты прямого действия, которые влияют на доходность компании. В таблице, приведенной ниже, описаны изменения, проводимые в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж и получаемые краткосрочные и долгосрочные экономические эффекты.

Состояние до внедрения

Изменения

Краткосрочные эффекты после внедрения

Долгосрочные эффекты после внедрения

Единая база клиентов не ведется. Возможности сегментации по разным показателям (в том числе динамическим) отсутствуют

Сегментация клиентов

  • Рост продаж за счет фокусировки на доходных/прибыльных клиентах
  • Повышение доходов компании за счет выявления наиболее прибыльных сегментов и предложения им лучшей потребительской ценности
  • Повышение доходов компании за счет кросс-продаж
  • Продвижение продуктов ведется без анализа эффективности взаимодействий по цепочке

  • Снижение издержек в каналах и цепочках продвижения
  • Повышение доходов компании за счет выбора оптимального канала в соотношении ценность для нас и ценность для клиента / стоимость
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности участников каналов продвижения
  • Функциональная структура организации, нет ответственных за отношения с клиентами

  • Повышение качества обслуживания клиентов
  • за счет возможности управления отношениями
  • Повышение доходов компании за счет повышения качества обслуживания и оптимизации орг. структуры
  • Система мотивации персонала не ориентирована на цели клиентской стратегии компании.

  • Повышение производительности персонала
  • Повышение доходов компании за счет увеличения кросс-продаж, увеличения жизненного цикла клиента или достижения других целей в зависимости от выбранной стратегии
  • Персонал не обеспечен информационными средствами и не обучен взаимодействию с клиентами

    Подготовка персонала

  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Данные о клиентах не систематизированы, у сотрудников нет возможности доступа к базе знаний

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Улучшение информационной поддержки процессов
  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Повышение удовлетворенности персонала
  • Нет инструментов для планирования и прогнозирования продаж

  • Повышение выхода (доходности) текущих продаж
  • Улучшение качества управления
  • Повышение доходов компании за счет возможности более своевременных и качественных управляющих воздействий
  • Управленческие решения принимаются без учета показателей по работе с клиентами

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение удовлетворенности клиентов за счет нацеленности процессов и их результатов на улучшение работы с клиентами
  • Нет инструментов для управления процессами

  • Повышение эффективности продаж
  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение доходов компании за счет увеличения процента успешных сделок
  • Обработка контактов и заявок ведется вручную

  • Повышение производительности сотрудников
  • Повышение доходов компании за счет снижения издержек на операции
  • Повышение доходов компании за счет возможности увеличения количества обслуживаемых потенциальных и текущих клиентов (например, через организацию активных продаж)
  • Сотрудники и клиенты имеют слабое представление о состоянии исполнения заказов

    Автоматизация процесса исполнения заказов

  • Сокращение времени исполнения заказов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности клиентов
  • Сотрудники получают информацию из разрозненных источников и тратят значительные усилия на ее получение

    Ведение единой базы данных по текущим и потенциальным клиентам

  • Сокращение времени на поиск новых потенциальных клиентов
  • Сокращение времени на поиск информации по клиентам
  • Повышение доходов за счет возможности обслуживания большего количества клиентов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности сотрудников
  • Косвенные экономические эффекты

    Например, к таким относится рост стоимости акций на бирже в результате повышения прозрачности процессов, повышения управляемости, что важно для привлечения интереса сторонних акционеров. Возможные эффекты подобного рода представлены на рисунке ниже.

    Снижение рисков

    В таблице, приведенной ниже, описаны основные риски, снижению которых способствует внедрение CRM-системы.

    Изменения

    Риски, появление которых снижается

    Сегментация клиентов

    Риск потери наиболее доходных/прибыльных клиентов

    Выбор каналов и оптимальной цепочки продвижения

    Риск ухудшения отношений с партнерами, риск недонесения потребительской ценности до клиентов

    Оптимизация организационной структуры

    Риск снижения гибкости организации, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание новой системы мотивации персонала

    Риск деятельности персонала в противовес общим целям компании

    Подготовка персонала

    Риск снижения мотивации персонала, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание единой базы данных, базы знаний

    Риск ухудшения отношений с клиентами

    Планирование и прогнозирование продаж

    Риск невыполнения планов по доходам и/или рентабельности

    Управление по клиентским показателям

    Риск потери конкурентоспособности

    Автоматизация бизнес-процессов

    Риск снижения производительности, эффективности процессов

    Автоматизация обработки контактов и запросов, создание системы самообслуживания

    При этом внедрение CRM может привести и к появлению новых рисков, таких как снижение продуктивности сотрудников на начальном этапе эксплуатации системы, неприятие системы рядом сотрудников.

    Оценка эффекта от внедрения CRM

    Основные подходы к оценке экономического эффекта от внедрения CRM

    Очевидно, что достижение всех показателей эффективности, приведенных выше, в рамках отдельного проекта невозможно в силу ограниченности ресурсов (временных, финансовых и других). Поэтому проект внедрения CRM должен включать этап постановки целей. Цели проекта логичным образом должны быть связаны со стратегическими целями предприятия. В частности используя систему сбалансированных показателей (ССП) можно произвести декомпозицию общих целей на цели «нижних» уровней — клиентского, операционного, персонала и технологий.

    Для оценки эффекта от внедрения CRM может быть использован метод анализа нескольких ключевых показателей до и после (а также в ходе) изменений. Это те измерения, в разрезе которых компания будет в дальнейшем оценивать эффективность своих отношений с клиентами. Некоторые из этих показателей могут быть определены большинством компаний еще до начала проекта. Выбирается несколько характерных для компании показателей, например:

    • процент отклика потенциальных клиентов на маркетинговые обращения (реакция аудитории);
    • прирост новых клиентов (норма возврата);
    • стоимость покупки;
    • доля успешных сделок;
    • длительность цикла продаж;
    • среднее время решения типовых проблем сервисной службой и т.д.

    Показатели обычно объединяются по группам бизнес-процессов или подсистемам CRM.

    Парадокс ситуации заключается в том, что для формализованной оценки эффективности внедрения CRM нужны нефинансовые данные из периодов до внедрения CRM-системы, а этих данных не бывает в распоряжении, так как для их сбора нужна… CRM-система. Да, можно оценить сухой остаток — рост доходов компании в разные периоды времени, но вызван ли он внедрением CRM-системы? Для ответа на этот вопрос надо уметь анализировать структуру клиентской базы, эффективность работы менеджеров, рост лояльности клиентской базы и многое другое, что можно делать с помощью самой CRM-системы. Поэтому для получения обоснованной оценки выбранные показатели (как в натуральной, так и стоимостной форме) отслеживаются уже по мере реорганизации соответствующих процессов и внедрения компонентов информационной системы. Можно сопоставлять денежное выражение эффектов от реорганизации и соответствующих расходов для оценки срока окупаемости инвестиций в CRM.

    Другая проблема в оценке эффективности: те или иные экономические эффекты от внедрения CRM-системы для каждой конкретной компании могут сказываться по-своему. Не имея готовых инструментов, многие дают приблизительные оценки со значительным разбросом, например «процент удержания клиентов увеличился на 5-10%, что дало прирост прибыли на 20-30%, автоматизация массы ручных операций почти удвоила производительность персонала» и другие подобные. Такие оценки, взятые из практики, конечно, также представляют ценность.

    Как же оценить эффекты от возможного внедрения CRM еще до начала проекта? Это можно сделать на основе конкретной реализуемой модели бизнеса. По сути, эта модель должна быть разработана на ранних этапах проекта внедрения CRM, а позже она уже служит в качестве образца, который верифицирует достижение заложенных в ней показателей. Вопросы построения и формализации такой модели выходят за рамки данной статьи. Здесь рассмотрим некоторые примеры.

    5.2. Пример оценки прямого экономического эффекта, получаемого за счет роста производительности сотрудников.

    Возьмем департамент продаж крупной компании. Расходы на продажи складываются из двух составляющих:

    • постоянные расходы (заработная плата, содержание офиса, административные расходы и другие);
    • переменные расходы (премии, командировочные расходы, связь, расходные материалы и другие).

    Предположим, что существует следующая текущая структура расходов и доходов департамента (за год):

    Предположим, что за счет внедрения достигнут рост производительности в 15% за год. Это означает, что у сотрудников департамента продаж появилось на 15% больше времени на выполнение своих обязанностей — продажи, которое они могут потратить на привлечение новых клиентов. Предположим, что это ведет к росту доходов на пропорциональную величину, 15%. При этом переменная часть расходов вырастет, а постоянная часть расходов возрастет незначительно. В итоге имеем следующие показатели отдела после повышения производительности сотрудников:

    Показатель

    Стало, Млн. $

    Переменные расходы

    Постоянные расходы

    Прибыль отдела

    Таким образом, прямой экономический эффект от роста производительности сотрудников: 15 млн. долл. при росте прибыли на 30%.

    Пример оценки косвенного экономического эффекта, получаемого за счет повышения лояльности клиентов.

    Для компаний, действующих в условиях ограниченности и высокой стоимости финансовых ресурсов, клиентская стратегия заключается в увеличении продуктивности взаимодействия с наиболее выгодными из имеющихся клиентов. Соответственно, предположим, что в компании поставлена цель — увеличить объем продаж, несмотря на стагнацию рынка. Для этого определяем, что нужно увеличить среднюю доходность клиентов на 10% в течение одного года. Для этого необходимо добиться роста показателя удержания клиентов. Производится сегментация, анализ клиентской базы и создается модель бизнеса, которая бы поддерживала достижение данных показателей на всех уровнях компании: операционном, технологическом, в части подготовки персонала и других.

    Выделим два сегмента и их показатели:

    Сегмент

    Количество клиентов

    Затраты на привлечение одного клиента,
    тыс. $

    Общая прибыль за год, млн. $

    Среднее LTV, тыс. $

    Среднее LTP, тыс. $

    Крупные компании с оборотом свыше 100 млн. $

    Средние компании с оборотом от 10 до 100 млн. $

    Здесь LTV/LTP (Lifetime Value, Lifetime Profit) — «пожизненная» ценность (клиента) — доход/прибыль, приносимые клиентом в течение периода (жизненного цикла) его покупательной активности. Данные показатели определяются следующим образом:

    LTV = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя стоимость покупки;

    LTP = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя прибыльность покупки.

    1) Для крупных компаний без увеличения удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × ((24 мес./12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 4800 тыс. долл.

    2) Для крупных компаний при увеличении удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × (((24 мес. × 1,1)/12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 5280 тыс. долл.

    Таким образом, ожидаемый эффект от мероприятий по улучшению показателей удержания клиентов в рамках CRM-проекта на сегменте средних компаний: прирост дохода в 4,8 млн долл., достигаемый через два года. Очевидно, что это не прибыль, поскольку в рамках проекта возникнут расходы в зависимости от конкретных мер в рамках проекта, но эта цифра позволит нам определить, сколько мы можем потратить на меры по увеличению удержания клиентов (включая внедрение CRM-системы) данного сегмента в течение 2-х лет. Если мы рассчитаем экономические эффекты на более продолжительных сроках, то сможем увидеть, что даже увеличение удержания на 5% способно дать прирост прибыли около 50% через 5 лет.

    Важность методологии и инструментария CRM состоит также в том, что с его помощью мы можем оперативно отслеживать достижение установленных целей на промежуточных этапах и принимать обоснованные управленческие решения для своевременной корректировки развития компании.

    Как видим из показателей LTV/LTP, роста доходов и прибыли сегментов можно достигать не только за счет увеличения продолжительности жизненного цикла. Это также возможно за счет сокращения среднего времени между покупками (например, за счет организации кросс-продаж), а также за счет увеличения стоимости (прибыли) отдельных покупок (например, за счет создания дополнительных потребительских ценностей).

    Можно также сопоставить эффекты роста производительности труда, рассмотренные в первом примере и эффекты повышения доходности имеющейся клиентской базы, рассмотренные во втором примере и понять, что совокупный эффект может быть еще более значительным.

    Здесь мы рассмотрели примеры оценки двух эффектов от создания системы продаж на основе CRM-методологии. Как было показано ранее, таких эффектов может быть намного больше. Как видим, эффекты от внедрения CRM имеют многосторонний и комплексный характер и не существует универсальных формул расчета возврата инвестиций. Однако большая часть эффектов поддается примерной количественной оценке на основе предварительно разработанной модели бизнеса, которая должна строиться в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и внедрения CRM-системы.

    Величины приведенных (дисконтированных) годовых эффектов по годам расчетного периода равны:

    что больше величины капиталовложений (165 000 тг).

    Тогда срок окупаемости составит:

    На основе проведенных выше вычислений можно сказать о том, что внедрение системы позволит получить экономический эффект от внедрения.

    В результате внедрения происходит снижение расходов, связанных с экономией средств. После внедрения окупаемость программного продукта составит полтора месяца.

    Вот пример расчета стоимости разработки веб-портала сторонними разработчиками:

    Для создания сайта необходим объем финансирования в размере 165 000 тг.

    1. Шаблонный дизайн = 15 000 тг.

    2. Верстка сайта: Блочная нарезка HTML-шаблона = 75 000 тг.

    Программная часть:

    1. Система управления сайтом = 45 000 тг.

    2. Лента новостей = 30 000 тг.

    Сайт поддерживает один язык – русский.

    Экономическая эффективность

    Экономическая эффективность - результат экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемый отношением полученного экономического эффекта, к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости

    Система показателей эффективности производства должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. Очень важно, чтобы расчеты эффективности производства велись непрерывно: на стадиях проекта плана, утверждения плана, по мере его выполнения.

    В системе показателей эффективности производства не все из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.

    Обобщающие показатели в основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.

    Следует заметить, что, ориентируясь только на темпы роста как на показатель, характеризующий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности - интенсификацию производства, т.к. высокие темпы роста могут быть достигнуты и за счет экстенсивных факторов, т.е. в результате дополнительных капитальных вложений на расширение производства, хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне.

        Расчет показателей экономической эффективности

    Расходы по созданию и размещению сайта в сети интернет.

    Так как за основу берутся бесплатные версии программных продуктовMicrosoft Office FrontPage 2003и HTML-kit 292, в затратную часть создания Web-сайта относятся такие расходы как: расходы по электроэнергии, расходы по размещению в сети интернет (хостинг) и прочие всевозможные расходы на канцелярские товары и расходные материалы для компьютера.

    Таблица 5

    Расчет ежемесячных затрат электроэнергии компании

    Наименование

    кол-во

    кВт/час

    кВт в сутки (примерно)

    кВт в мес.

    Компьютер

    Освещение

    Расчет электроэнергии для восьмичасового рабочего дня.

    Для предприятий 1 кВт / ч= 6,03

    В месяц 6,03*526,5= 3174.795 тг.

    В сети Web-сайт планируется разместить на ресурсах хостинга города Алматы - “hoster.kz”, что обеспечит удобное обслуживание.

    Таблица 6

    Расчет ежемесячных затрат на содержание Web-сайта.

    Наименование

    Сумма, тг.

    Электроэнергия

    Интернет

    Прочие расходы

    Компьютер

    R Пост = 22574.795 тг - постоянные ежемесячные расходы.Так как помещение и оборудование уже имеется в наличии у ТОО «Юридическая компания «Корпоративный эксперт» рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений.

    Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:

    где Ф - первоначальная стоимость основных фондов по видам, тг.;

    N A - норма амортизации по видам основных фондов, в %.

    Годовую сумму амортизационных отчислений отразим в таблице 7

    Таблица 7

    Расчет годовой суммы амортизационных отчислений

    Таким образом, годовая сумма амортизационных отчислений составляет 43203,2 тг.

    Исходя из того, что трудоёмкость создания информационной системы составляет 10 дней, рассчитываем амортизацию оборудования за этот период по формуле:

    ,

    Рассчитаем сумму амортизационных отчислений для перечисленной группы оборудования с учетом числа календарных дней на разработку программного обеспечения (Web-сайта) по формуле:

    А = 43203,2*10/365=1183,6493тг.

    Таблица 8

    Расчет ежемесячных материальных затрат.

    З м = 21840тг в месяц

    Следовательно, затраты на период разработки программного продукта рассчитаем по формуле:

    где З м - ежемесячные затраты, тг.;

    Т факт - число календарных дней на разработку интернет - магазина;

    Д - число дней в периоде (месяц).

    З пр =21840*10/22=9927,27 тг.

    Рассчитаем себестоимость программного продукта по формуле:

    С ст - себестоимость разработки программы

    С ст = З пр + ЗП пр + ЕСН + А

    С ст = 34090+8863,4+9594,5+1585 = 54132,9тг.

    Данная себестоимость является приблизительной, так как в ней не учтены некоторые детали, которые существенно не повлияют на итог.

    С ст ≈ 55000тг.

    Исходя из нормального уровня рентабельности 20% мы можем определить цену разработанной нами программы:

    ,

    где С ст - себестоимость разработки программы;

    R - планируемый уровень рентабельности.

    Ц = 55000 + 55000*20/100 = 165 000 тг.

    Так как помещение и оборудование уже имеется в наличии у ТОО «Юридическая компания «Корпоративный эксперт» затраты на внедрение программного продукта составят165 000 тг.

    Предполагается, что самоокупаемость Web-сайта при ежемесячных затратах в143605,6 тг произойдет уже при увеличении оборота услуг на 20% прибыли на 6%.

    П = (Тоб н + Тоб н * Тоб %) *П % ,

    где П - предполагаемая прибыль;

    Тоб н - базовый вариант товарооборота;

    Тоб % - предполагаемый процент прироста товарооборота;

    П % - предполагаемый прирост прибыли.

    П= (400000+400000*20/100) *6/100=1359367 тг

    Так как продажи услуг в компании составляют примерно 80% от общего оборота, соответственно самоокупаемость сайта произойдет при приросте оборота услуг на 10% и приросте прибыли на 25%.

    П 1 = (100000+100000*10/100) *25/100 = 1325367тг.

    Поэтому полная окупаемость Web-сайта с учетом затрат на внедрение произойдет за 1,5 месяца

    Таким образом, произведенные расчеты подтверждают предположение о том, что получение прибыли Web-сайта ожидается со второго месяца после начала его деятельности.