Суриков товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники в мастерской у И. Репина

Передвижники Передвижники

Художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в ходе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской АХ. Развивая лучшие традиции Артели художников (руководитель которой Крамской стал идейным вождём ТПХВ), испытывая постоянное воздействие общественных и эстетических взглядов революционных демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки АХ, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

Избрав основой своего искусства творческий метод критического реализма, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы; стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. С демократических и гуманистических позиций передвижники решительно осуждали российские самодержавные порядки, сочувственно показывали освободительное движение русского народа. Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на религиозные сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы. В 1870-80-х гг., в пору своего расцвета, искусство передвижников развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины. В творчестве передвижников критический реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству передвижников.

ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии художественной деятельности передвижников играл критик-демократ В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли. Реакционная критика и АХ, вынужденные отказаться от первоначальной тактики зажима и травли передвижников, делали попытки подчинить себе их деятельность, оживить с их помощью академическую школу. В 1890-х гг. в состав АХ вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др.). В числе передвижников были художники Украины (К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. Гун), Армении (В. Суреньянц) и другие, оказавшие большое влияние на развитие своих национальных школ по пути реализма, народности и демократических идеалов. Огромное значение для русского реалистического искусства имела педагогическая деятельность Перова, Репина, Маковского, Крамского, Саврасова. Куинджи, Савицкого, Поленова и др.

На рубеже XIX и XX вв. искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. ТПХВ теряло былое общественное влияние, но основное ядро передвижников до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890-1900-х гг. в творчестве передовой группы передвижников проявились социалистические идеи, отразившие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.). Многие передвижники, войдя в советскую художественную культуру, явились носителями великих реалистических традиций XIX в. и помогли формированию искусства социалистического реализма. ТПХВ распалось в 1923. Его члены влились преимущественно в АХРР, продолжая в новых исторических условиях служить народу.

Литература: Г. Бурова, О. Гапонова, В. Румянцева, Товарищество передвижных художественных выставок, т. 1-2, М., 1952-59; (А. В. Парамонов), Передвижники. (Альбом), 2 изд., М., (1975); Передвижники. Сборник статей, М., 1977; Передвижники, Товарищество передвижных художественных выставок, автор вступительной статьи и составитель А. К. Лебедев, 2 изд., Л., 1978; А. Д. Минченков, Воспоминания о передвижниках, 6 изд., Л., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

передви́жники

Русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму . Целью объединения, организованного в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова , В. Г. Перова , И. Н. Крамского , Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. В ноябре 1870 г. был утверждён Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Первая выставка состоялась в 1871 г. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др. города. ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. городах. Объединение существовало до 1923 г., когда была устроена последняя, 48-я выставка, но расцвет искусства передвижников пришёлся на 1870-80-е гг.

Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Это позволяло поддерживать материально нуждавшихся членов ТПХВ, помогая им сосредотачиваться целиком на творчестве. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. 1880-х гг. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привёл к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1890-х гг. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин , В. Е. Маковский , И. И. Шишкин и др.) вошли в состав Петербургской академии художеств .


Творческим методом передвижников стал критический реализм , стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи. Передвижники мыслили своё занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.


Убеждённым пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов , провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатлённый во всём многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880-83). Важную роль в становлении передвижничества сыграла собирательская деятельность купца и мецената П. М. Третьякова , основателя галереи русского искусства, сумевшего стать не только покупателем картин участников ТПХВ, но также подлинным другом и вдохновителем многих художников.


Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. Главным объектом художественного постижения становится крестьянство и люди из низов, которые предстают не только жертвами социальной несправедливости, но и воплощением красоты и силы. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов . «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; Г. Г. Мясоедов. «Страдная пора», 1887; И. М. Прянишников. «Порожняки», 1872); портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. «Странник», 1870; И. Н. Крамской. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883; И. Е. Репин. «Мужичок из робких», 1878); пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов , Ф. А. Васильев , И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.


Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам. Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871; Ф. М. Достоевского, В. И. Даля; И. С. Тургенева; все – 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева; все – 1871; Л. Н. Толстого, 1873; И. А. Гончарова, 1874; Н. А. Некрасова, 1877; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876; И. Е. Забелина, 1877) и др. Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).


Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной. Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина?», 1890) и др. художники стремились не создать иллюстрации к Священному Писанию, а подойти к разрешению актуальных нравственных и философских вопросов. В. М. Васнецов обращался в своём творчестве к образам русского народного фольклора. В 1880-90-е гг. цветовая палитра в полотнах многих передвижников становится ярче и светлее, манера письма – свободнее, композиционные приёмы разнообразнее (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров , И. И. Левитан , В. А. Серов и др.).
На протяжении нескольких десятилетий Товарищество объединяло почти всех наиболее талантливых русских художников. В его состав в разное время входили, помимо организаторов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников , А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов , Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский , А. П. Рябушкин и др. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Передвижники" в других словарях:

    передвижники - передвижники, художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма,… … Энциклопедия культурологии

    Передвижники - Передвижники. И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880 83. Третьяковская галерея. ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Художники, входившие в российское художественном объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению … Большой Энциклопедический словарь

    Художники, входившие в демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (ТИХВ). Образовано в 1870 по инициативе И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова. Объединяло художников… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило … Большой Энциклопедический словарь

    Смотри Передвижники … Современная энциклопедия

    - (ТПХВ), (см. Передвижники). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге; см. Передвижники. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия, 1986.)… … Художественная энциклопедия

    Товарищество передвижных художественных выставок - (ТПХВ), см. Передвижники … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. С 1871 товарищество устроило 48 выставок в Санкт Петербурге, Москве,… … Энциклопедический словарь

    Товарищество передвижных художественных выставок - Тов во передвижных худ. выставок ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, смотри Передвижники. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ТПХВ (1870 1923), объединение демократически настроенных русских художников (передвижников). Создано в Петербурге в 1870 И.Н. Крамским, Н.Н. Ге, В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным и др. Начиная с 1871 провело в Петербурге, Москве и… … Москва (энциклопедия)

    Товарищество передвижных художественных выставок - (ТПХВ) худож. объединение, явившееся новым этапом в истории рус. иск ва. Образовано в 1870 (распалось в 1923) в СПб. Н. И. Крамским, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым. ТПХВ развивало демокр. идеи Артели художников, наследовало ее принципы … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге. См. Передвижники … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Товарищество передвижных художественных выставок. Альбом , Милюгина Елена. Альбом адресован всем, кто любит и ценит русское искусство, - от школьников, впервые вступающих в мир живописи, до студентов вузов, преподавателей истории искусстваи мировой художественной…
  • Товарищество передвижных художественных выставок , Милюгина Е.. Альбом адресован всем, кто любит и ценит русское искусство, - от школьников, впервые вступающих в мир живописи, до студентов вузов, преподавателей истории искусстваи мировой художественной…

Учащиеся Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств ежегодно принимали участие в конкурсе на соискание денежных премий и наград. Премий три: 100, 75 и 50 рублей. Наград две: 25 и 15 рублей. Работы предоставлялись под девизами, на собственные темы. Конкурс проводился два раза в году: в январе и в апреле.

ЗОЛОТЫЕ ИМЕННЫЕ МЕДАЛИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ НА ПОЖЕРТВОВАННЫЕ КАПИТАЛЫ:

В конце учебного года двум ученикам архитектурного отделения, показавшим отличные успехи в механике, выдавались по постановлению Совета золотые медали имени Н.А. Демидова (медаль учреждена 9 января 1771 г.).

Осенью в октябре проводились три конкурса на золотые медали:

1. Золотая медаль имени А.Ф. Ржевской (учреждена 29 января 1771 г.) присуждалась за работу по заданию Академического совета: для живописцев - голова красками в натуральную величину, для скульпторов - круглая голова в натуральную величину.

2. Золотая медаль имени Лебрен (учреждена 18 марта 1843 г.). Почетная вольная общница Императорской Академии художеств французская подданная, художница Виже-Лебрен по смерти завещала по 100 франков ежегодно «на выбитие золотой медали с надписью на одной стороне «В воспоминание признательной Лебрен», с другой стороны - с палитрой с кистями, осененной солнечными лучами для награды одного из учеников по классу живописи за написанную голову, особенно выразительную».

3. Золотая медаль имени А.А. Иванова, учрежденная в 1906 г. коллежским асессором А.С. Раевским в ознаменование столетия со дня рождения художника А.А. Иванова […] присуждалась не только «ученикам Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, но и вольнослушателям за отличающийся безукоризненной правильностью рисунка и живостью красок этюд человеческой фигуры под открытым небом (безразлично - одетой или обнаженной, целой или бюстом, любого размера)».

Учредители этих медалей вносили в Академию значительные капиталы, с которых на награды расходовалась только часть процентов, а основной капитал с годами увеличивался. Так, капиталы Ржевской и Демидова, составлявшие 2000 рублей в 1771 году, к 1 января 1914 года составляли 5448 рублей 62 копейки, капитал А.Ф. Раевского, составлявший 1000 рублей в 1906 году, к 1 января 1914 года составлял 1286 рублей 58 копеек и т.п.

ПОСОБИЯ И СТИПЕНДИИ:

На основании прошений по постановлению Совета училища «недостаточным учащимся» выдавались пособия в сумме от 10 рублей. Количество выдаваемых пособий определялось необходимостью.

Ежегодно в ноябре Совет присуждал наиболее прилежным и успевающим учащимся 43 стипендии, общая сумма которых составляла 12 904 рубля. Стипендии выдавались только на 1 год, по истечении которого Совет училища в зависимости от успешности занятий стипендиата либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.

Наиболее значительными стипендиями были: Е.И.В. Государя Императора, Царства Польского, Министерства государственных крестьян, а также стипендии со вкладов жертвователей, например:

Стипендия имени профессора Императорской Академии художеств И. К. Айвазовского, учрежденная в 1900 г. Феодосийским городским общественным управлением в ознаменование шестидесятилетней художественной деятельности почетного гражданина города Феодосии;

И.К. Айвазовского. «Капитал в размере 6000 рублей на вечное время хранится в Феодосийском отделении Государственного банка и проценты с него, за удержанием сбора в пользу казны, ежегодно обращаются в стипендию для возможности получить специальное образование тем юношам из числа жителей города Феодосии и его уезда, которые проявят свои выдающиеся способности в области искусства, прославившего И.К. Айвазовского. Право назначения стипендиата предоставляется Феодосийскому городскому общественному управлению»;

Стипендия живописца И.А. Акимова, адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств учреждена в 1814 г. по завещанию, в котором говорилось: «В Императорскую Академию художеств оставляю 15000 рублей, с тем чтобы из этой суммы, вечно хранящейся в банке или ломбарде, содержались три воспитанника моего имени из бедных художнических детей, коих отцы воспитывались в Академии»;

Стипендия имени Н.Л. Бенуа учреждена в 1886 г. Санкт-Петербургской Городской Думой, собрание гласных которой постановило: «В ознаменование 50-летнего юбилея государственной служба члена Городской управы и гласного Городской Думы Н.Л. Бенуа и во внимание к его продолжительной и полезной для городского населения деятельности, ассигновать из городских средств ежегодно по 300 рублей на стипендию имени Н.Л. Бенуа в Императорской Академии художеств, с предоставлением самому Н.Л. Бенуа права назначения стипендиата его имени». По смерти Н.Л. Бенуа назначение стипендиата перешло к комиссии по благотворительности.

«БУНТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ»

14 студентов-выпускников Императорской Академии художеств, во главе с И.Н. Крамским обратились к Совету академии с просьбой разрешить им самостоятельно выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Со времени основания Академии художеств для экзаменационной работы предлагались мифологические или библейские события. Золотая медаль давала право на 6-летнюю поездку в Италию оплачиваемую государством.

«Академисты и их профессора жили в одно время, но существовали в разных регистрах. Конкурсанты хотели в своих будущих работах ответить на насущные вопросы, здесь и сейчас вставшие перед обществом. Их интересовало малое время истории. Профессора, абстрагируясь от животрепещущих проблем современности, мыслили иными временными категориями: они были озабочены проблемой создания «большого стиля» в монументальном искусстве и, хотя не были чужды творческих исканий, реализм считали делом преходящим. Они жили большим временем истории, ибо прекрасно понимали, что монументальное искусство созидается десятилетиями и переживает свое время и своих творцов, а вот творцам, к сожалению, редко удается дожить до завершения своего замысла. […]

Коллизия была драматическая. И у конкурсантов, и у профессоров были свои резоны, в истинности которых они были убеждены. С одной стороны, игнорирование художниками злободневных и назревших проблем современности отчуждало отечественное искусство от русского общества, превращая Академию художеств в досадный и весьма тягостный для общества анахронизм. Если художник не отвечает на волнующие зрителей вопросы, то зачем он им вообще нужен? Общество, например, сильно волновало, можно ли сечь розгами воспитанников средних учебных заведений и не будет ли это насилием над их личностью, нужны ли древние языки в реальной жизни или, может быть, вместо латыни и древнегреческого стоит изучать новые языки. Зрителей прежде всего интересовало, что изображено на полотне, а уже потом - как оно написано. Содержание картины превалировало над формой, поэтому любые творческие искания в области «большого стиля» и осознанное стремление Совета оградить высокое искусство от вторжения «низменных элементов» - все это не могло претендовать на зрительские симпатии и интерес публики. С другой стороны, распад связи времен между учителями и учениками лишал отечественную школу монументального искусства будущего, угрожал самому факту дальнейшего существования высокого искусства, адресованного не столько современникам, сколько потомкам».

И Совет отказал своим выпускникам. Тогда 14 выпускников отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободных художников», что лишало их в будущем возможных заказов, получаемых через Академию. Вышедшим из Академии были вручены дипломы классного художника II-й второй степени. О «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру II - высочайшее повеление последовало незамедлительно. 2 декабря 1863 года министр Императорского двора генерал-адъютант граф Владимир Федорович Адлерберг, в чьем ведении находилась Академия художеств, направил санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову официальное письмо […]. Аналогичное письмо было тогда же отправлено из канцелярии Министерства Императорского двора шефу жандармов и главноначальствующему Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии князю Василию Андреевичу Долгорукову. С 13 декабря 1863 года все участники «бунта четырнадцати» находились под двойным негласным наблюдением: за Артелью художников присматривала обычная городская полиция и параллельно с ней шпионили «голубые мундиры» из Третьего отделения - так тогда называли тайную политическую полицию. Это было сделано по высочайшему повелению. Однако до выстрела Каракозова в государя оставалось еще несколько лет, и времена были «вегетарианские». Власть ограничилась надзором и не стала предпринимать никаких репрессивных мер против артельщиков». В этом же году художники объединились в «Петербургскую артель художников», дело которой впоследствии было продолжено «Товариществом передвижных художественных выставок».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., 2008

Министр Императорского двора генерал-адъютант граф В.Ф. Адлерберг - санкт-петербургскому военному генерал-губернатору князю А.А. Суворову:

«Милостивый Государь Князь Александр Аркадьевич. Поименованные в прилагаемом списке тринадцать учеников Императорской Академии Художеств и один скульптор, приглашенные в Собрание Академического Совета для объяснения им программ конкурса на золотые медали 1-го достоинства, по взаимному между собою соглашению отказались участвовать в конкурсе и предпринимают ныне, как в недавнем времени дошло до моего сведения, составить особое общество, под видом занятия художествами, независимо от Академии, в противодействие начальству оной. По высочайшему повелению, имею честь сообщить об этом Вашей светлости для зависящего распоряжения о негласном наблюдении за действиями сих молодых людей и направлением составленного общества... Примите, Милостивый Государь, уверения в совершенном моем почтении и преданности». Подписал Гр. В. Адлерберг.

Экшкут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза. М., 2008

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ В АКАДЕМИИ

29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников - живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). […]

Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869 г. Московские художники (В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870 г. «Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утвержденное правительством, начало свою деятельность.

В Уставе ТПХВ говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города («передвигать» по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта стали определяющими в формировании принципов и стиля деятельности художников, делая искусство независимым от власти и приближая его к населению всей страны.

Первое общее собрание Товарищества состоялось 6 (18) декабря 1870 г., а первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 г. и действовала по 2 (14) января 1871 г. На выставке выступило 16 художников (В. Ф. Аммон, С. Н. Аммосов, А. П. Боголюбов, Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульптор), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин.), показавших 47 произведений. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный, портретный.

В своем письме молодому художнику Васильеву, вынужденному по болезни жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно, затем Перов и даже называют Вашего покорного слугу. Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но это все деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»«.

Первая выставка ТПХВ произвела небывалое впечатление и вызвала очень большой по тому времени приток зрителей. Выставка была воспринята как программное выступление художников-демократов; печать приветствовала именно его просветительный, идейно-демократический характер, активность вторжения художников в жизнь, связь их с освободительным движением.

После Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, а последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 г. […]

В 1870-80-е гг. деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Оно объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. […].

КРИТИК В.В. СТАСОВ О ВЫСТАВКЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

«Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге - передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников, которым никто извне не задавал тона, и изумительное собрание превосходных произведений, в числе которых блещет несколько звезд первоклассной величины, - все это не слыхано и не видано, все это новизна поразительная.

Кому еще недавно могло притти в голову, что настанут - и настанут даже очень скоро - такие времена, когда русские художники не захотят более ограничиваться одним личным своим делом, не захотят более сидеть только по своим мастерским, вынося оттуда по временам картины и статуи, чтобы их продать, и потом снова запираясь в мастерские, - далекие для света, глухие ко всему, что в нем творится, и не знающие, как в нем бьется жизнь; что они, эти художники, которых всякий представлял себе беззаботными гуляками, наивными ребятами, знавшими только «божественного Рафаэля» и будущего покупщика, занятыми только гипсовым Геркулесом и своею картиной, или туманными разглагольствованиями с товарищем об «идеале» и «искусстве», - что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни, примкнуть к его порывам и стремлениям, задумаются о прочих людях, своих товарищах! Не раз, правда, приходило это иным в голову, и мы сами, пишущие эти строки, не раз призывали к этому наших художников, пробовали наметить им их задачу; но никто, конечно, не думал, что так скоро художники откликнуться на призыв и, кроме палитры и резца, возьмут еще и общее, и свое собственное дело в руки.

Всего важнее нам кажется именно последнее - решимость художников соединиться, образовать свою собственную среду и массу […]».

Публикации раздела Музеи

Бунтари от живописи

О т легенд и мифов - к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма. Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране. Вспомним историю художников-передвижников вместе с Натальей Летниковой .

Живописный бунт . Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. Отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему. Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Художники направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Группа художников Товарищества передвижных художественных выставок. 1885 год

Иван Крамской. Собрание Артели художников. 1860-е

«Артель художников» . В 1863 году молодые живописцы под предводительством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства творческое объединение. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Вместо театральности и мифологии. Вела общее хозяйство в доме на Васильевском острове супруга Крамского Софья Прохорова. Артельщики принимали заказы, давали уроки рисования, по четвергам обсуждали проблемы современного искусства. Подорвал идею «коммуны» финансовый вопрос и возобновление некоторых артельщиков сотрудничества с Академией. Возмущенный Крамской покинул Артель, и сообщество пришло в упадок.

Художники-передвижники . Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов. «Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин .

Крамской и лучшие из лучших . Василий Перов , Алексей Саврасов , Иван Шишкин , Илья Репин , Николай Ге , Василий Поленов , Виктор и Аполлинарий Васнецовы , Василий Суриков , Архип Куинджи , Исаак Левитан , Владимир и Константин Маковские , Валентин Серов … Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники - цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.

Иосиф Волков. Портрет А.К. Саврасова. 1884. ГТГ

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. ГТГ

Илья Репин. Автопортрет. 1887. ГТГ

Илья Репин. Портрет В.Д. Поленова. 1877. ГТГ

Василий Суриков. Автопортрет. 1879. ГТГ

Устав - на благо народа . Организация передвижных художественных выставок во всех городах империи стала главной задачей сообщества. Устав сообщества был утвержден в 1870 году. Передвижники отправились со своими работами и представлениями о живописи «в народ». Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины. Таким образом картины покинули Петербург, стены Академии художеств и вышли за рамки галерей.

Первая выставка . «Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению - она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая» , - писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех.

Иван Крамской. Портрет И.И. Шишкина. 1880. ГРМ

Валентин Серов. Автопортрет. 1880-е. Частное собрание

Николай Ярошенко. Портрет Н.Н. Ге. 1890. ГРМ

Иван Крамской. Портрет А.И. Куинджи. 1872. ГТГ

Иван Крамской. Портрет В.Г. Перова. 1881. ГРМ

Художественный кооператив . Демократическое решение насущных вопросов голосованием и общий бюджет - главные организаторские принципы передвижников. Уже после первой выставки четыре тысячи рублей поделили между участниками товарищества. Неслыханное дело. До этого доходы от выставок Академии художеств, которые в год едва достигали пяти тысяч рублей, шли в госказну. Сами же художники вознаграждения не получали. А по уставу передвижников лишь 5% от стоимости картины и деньги за билеты шли в общую кассу. Остальное - гонорары.

Выставочные круизы . «Народные выставки» объехали немало городов. «Для развития любви к искусству в обществе». Ярославль, Тула, Саратов, Воронеж, Рига, Кишинев, Казань, Одесса, Киев… Всего за время существования сообщества передвижников художники организовали около полусотни выставок. Не проданные на основных вернисажах картины отправлялись далее - в поездку по стране. Лишь первая параллельная выставка побывала в 12 городах России. Так художники обретали известность в отдаленных уголках и финансовое благополучие.

Конфликт поколений . Члены товарищества - маститые, заслуженные отцы-основатели и начинающие художники - экспоненты. К примеру, в числе последних был и автор знаменитой картины «Апофеоз войны» Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ

Картины с выставки . «Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость - вот это благодать!» - писал Павел Третьяков Крамскому. Павел Михайлович поддерживал творческое объединение, и тому подтверждение - полотна художников-передвижников в коллекции знаменитого мецената. К примеру, открытие первой выставки - картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» - коллекционер купил здесь же. «Продано» значилось и на картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», и на множестве других полотен, которые теперь составляют значительную часть коллекции Третьяковки.

Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок.

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма . Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II .
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Иван Крамской (фотография 1860-х годов)
Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «...Просим позволения сказать перед Советом несколько слов... Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.
Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство... во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством... б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков , знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.
Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.
Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.
Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II , он приобрёл её для Эрмитажа.

Особенности творчества передвижников и их значение

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм .
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.
Большую помощь передвижникам оказал коллекционер и меценат П. М. Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого»

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
И сейчас творчество передвижников востребовано и не забыто, это наше национальное богатство.