Три арбузных семечка сказка. Сказки из школы: Три арбузных семечка. Приблизительный поиск слова
Урок чтения в 3 классе.
Тема: Работа над таджикской народной сказкой «Три арбузных семечка»
Цели:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;
формировать запас литературных художественных впечатлений, показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту
развивающие:
Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать чувство юмора; развивать интонационную выразительность речи; формировать умение строить диалог между сказочными героями; обогащать словарный запас
воспитательные:
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, индивидуальные карточки, раскраски для дошкольников.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Слайд 1
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки», на фоне музыки учитель читает стихотворение Валентина Берестова «Сказка».
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
2. Актуализация знаний, постановка проблемы.
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о сказках).
Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Они учат нас добру, мужеству. Ведь Главный закон в сказках - (дети договаривают предложение- добро всегда побеждает зло)
А кто из вас знает, что такое сказка? (Сказка-выдумка. Сказка- чудо!)
Скажите, нужны ли людям сказки? Зачем нужны?(Люди мечтают о лучшей доле, высмеивают свои недостатки)
Когда появились сказки? (Очень давно)
Кто же придумывал сказки много веков назад? (народ)
Как же делятся сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).
Сейчас мы проверим, как наши гости знают сказки.
Слайд 2
Из какой сказки эти герои?
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом..
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Волк и семеро козлят)
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём
И светло в ночи, как днём.
(Жар- птица)
В сказках происходят чудеса. Животные говорят, хитрят и даже танцуют.
Физкультминутка
3. Работа по теме урока.
А сегодня мы будем, с вами знакомится с таджикской народной сказкой.
Таджикская сказка объясните, как вы понимаете эти слова?
Слайд 3.
Скажите, кто лучше всех рассказывает сказки? (Правильно, сказатели). Давайте посмотрим, как рассказывает нам эту сказку - сказатель.
А). Просмотр отрывка мультфильма)
Б). Чтение сказки учителем
О ком рассказывается в сказке?
В). Самостоятельное чтение обучающимися.
Г). Работа по содержанию
О ком сказка?
О чем прочитали в первом абзаце сказки?
Объясните значение слов «камнем упал на землю»?
Это значит - упасть стремительно, молниеносно.Похоже на то,как падает брошенный камень.
Что сделал бедняк?
Кто такой бедняк?
Какой бедняк по характеру?
Смог помочь бедняк аисту?
Как отблагодарил аист бедняка?
Объясните значение слов «жить в достатке»?
4. Рефлексия.
Понравилась ли вам сказка?
Как по другому можно её назвать?
Чему она нас учит?
На втором уроке работаем над выразительностью чтения 1 части сказки (нахождение в тексте и чтение вопросительных и восклицательных предложений)ю
Третий урок – знакомство со 2 частью
Четвертый урок (урок- театр).- выразительное чтение отрывка сказки «Лучший чтец»;
- «Живая картинка»
Три арбузных семечка (узбекская сказка)
Жил когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не зная отдыха, трудился он на этом клочке.
Однажды, когда пришла весна, бедняк на чал пахать землю. Смотрит – по небу летит белый аист. Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и вдруг камнем упал на землю Подбежал бедняк и видит, что у аиста одно крыло сломано. Поднял он аиста и бережно понёс домой.
– Надо, – говорит, – спасти такую хорошую птицу!
Дома бедняк осмотрел сломанное крыло аиста и стал лечить его. Долго он ухаживал за больной птицей. Аист поправился и улетел. Посмотрел бедняк ему вслед и сказал:
– Пусть живёт эта птица долго и никогда беды не знает!
На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле. сеять. Вдруг прилетел тот самый аист, которого он вылечил, и бросил на землю три арбузных семечка. Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.
Через несколько дней арбузы взошли, появились зелёные листья, потянулись плети, расцвели огромные цветы.
Бедняк трудился не жалея сил: вовремя их полол, вовремя поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. Арбузы поспели, и был они такие большие, каких в тех местах никогда и не видели. Бедняк сорвал три арбуза и принёс домой.
– Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! – сказал он.
И бедняк позвал в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков. Собрались друзья и родственники.
А хозяин взял арбуз и хотел разрезать, да только никак не мог проткнуть его ножом. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз - и опять не мог. С третьим было то же самое. Удивился хозяин, и гости его удивились. Наконец он ударил арбуз ножом со всего размаха. Арбуз лопнул, а в нём вместо мякоти и семечек были золотые монеты. Они с звоном посыпались на пол. В двух других арбузах тоже было золото.
Обрадовался бедняк, вытряс всё золото и раздал своим гостям.
На каждой из трёх арбузных плетей у бедняка выросло по десять арбузов. Он собрал остальные арбузы, вытряс из них целую груду золота и с тех пор стал жить в достатке.
А по соседству с ним жил богач. Увидел он, что сосед разбогател, захотел узнать, как это случилось. Пришёл и стал расспрашивать:
– Скажи мне, отчего ты так разбогател? Что ты сделал для этого?
Бедняк рассказал ему, ничего не утаивая, как всё было.
«Ах, вот и мне бы столько золота!» - подумал жадный богач и пошёл в поле искать аиста.
Белый аист не спеша разгуливал по полю.
Богач потихоньку подкрался и ударил аиста палкой по ноге.
Закричал аист и упал на землю.
Богач кинулся к нему, схватил его и понёс домой. Перевязал он ногу аиста и стал лечить его. Аист выздоровел и улетел.
Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый аист и принесёт ему чудесные арбузные семечки.
Но аиста всё не было...
Наконец, аист прилетел и бросил богачу три арбузных семечка.
Богач весь затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.
Скоро появились ростки, развернулись широкие листья, поползли по земле длинные зелёные плети, зацвели цветы, а потом выросли огромные арбузы.
Когда арбузы поспели, богач позвал в гости всех своих родных. Собрались его родные и друзья, такие же богачи. Как только ударили арбуз ножом, он треснул, и из середины вылетел целый рой злых шмелей. А шмели эти были как крупные орехи. Стали они жужжать и жалить и богача, и его родных. У всех вздулись щёки, заплыли глаза, распухли губы, и разбежались все прочь с бранью и криками.
узбекская сказка в картинках. Иллюстрации. Н. Пирогова
Сказка «Три арбузных семечка»
Жил-был когда-то бедняк. Был у него клочок земли. День и ночь он работал на этой земле. Когда пришла весна, он стал пахать землю. Смотрит, по небу летит аист. Подлетел аист к вспаханному полю и упал камнем вниз. Подбежал бедняк к аисту, видит, у аиста крыло сломано. Бедняк принес аиста домой и стал лечить. Пожалел бедняк аиста. Долго он ухаживал за птицей. Наконец аист поправился и улетел. Посмотрел бедняк на улетающую птицу и сказал: «Пусть живет эта птица долго и никогда беды не знает».
На другой год весной, когда бедняк, закончив пахоту, вышел в поле сеять, увидел того самого аиста. Птица бросила на землю три арбузных семечка. Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их. Через несколько дней семечки проросли, и появились зеленые листочки. А еще через несколько дней на стеблях появились цветочки. Бедняк трудился все лето: поливал, рыхлил, удобрял волшебные семечки. Когда арбузы поспели, бедняк был рад. Он сорвал три больших арбуза и принес домой. Глядя на арбузы, бедняк подумал, что ему их одному не съесть. Тогда он позвал всех родных, соседей и друзей и хотел их угостить. Хотел хозяин разрезать арбуз, а у него ничего не получалось. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз и его не смог поделить. Гости удивились. Тогда хозяин сильно ударил по арбузу. Лопнув, арбуз раскололся на две части. А в арбузе вместо семечек было золото. Обрадовался бедняк и вытряс все золото, раздал гостям. Потом разбил еще два арбуза и вытряс из них золото. С тех пор бедняк стал жить в достатке.
А по соседству с ним жил богач, и очень уж ему хотелось узнать, как же разбогател бедняк. Пошел он к бедняку, а тот ему все рассказал. «Вот мне бы столько золота», - подумал с завистью богач. На следующий день он пошел в поле искать аиста. Видит, ходит по полю белый аист. Подошел тихонько богач к аисту и ударил его по ноге. Закричал аист и упал на землю. Принес богач птицу домой и стал лечить. Вскоре аист выздоровел и улетел. Весной богач вышел в поле и стал ждать, когда же прилетит белый аист. Прилетел аист и дал богачу три арбузных семечка. Богач схватил эти семечки и побежал скорее сажать их. Вскоре появились ростки с зелеными листочками. Богач с нетерпением ждал осени и сам ухаживал за растениями. Вот арбузы поспели. Тогда богач созвал всех своих родных, друзей и соседей в надежде на то, что еще больше разбогатеет. Но, расколов арбузы, увидел, что в нем не золото, а рой шмелей. Шмели были крупные, как орехи. Стали они жужжать и жалить богача и его гостей. С криком и ужасом убегали из дома богача люди. Так и остался богач с раздутыми щеками и заплывшими глазами. Проучил аист жадного богача.
Жил когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не зная отдыха, трудился он на этом клочке.
Однажды, когда пришла весна, бедняк начал, пахать землю. Смотрит - по небу летит белый аист.
Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и вдруг камнем упал на землю. Подбежал бедняк и видит, что у аиста одно крыло сломано. Поднял он аиста и бережно понес домой.
Надо, - говорит, - спасти такую хорошую птицу!
Дома бедняк осмотрел сломанное крыло аиста и стал лечить его. Долго он ухаживал за больной птицей. Наконец аист поправился и улетел.
Посмотрел бедняк ему вслед и сказал:
Пусть живет эта птица долго и никогда беды не знает!
На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле сеять.
Вдруг прилетел тот самый аист, которого он вылечил, и бросил на землю три арбузных семечка.
Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.
Через несколько дней арбузы взошли, появились зеленые листья, потянулись плети, расцвели огромные цветы.
Бедняк трудился, не жалея сил: вовремя их полол, вовремя поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. Арбузы поспели, и были они такие большие, каких в тех местах никогда и не видели. Бедняк сорвал три арбуза и принес домой.
Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! - сказал он.
И бедняк позвал в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков.
Собрались друзья и родственники. Смотрят на небывалые арбузы, удивляются.
А хозяин взял арбуз и хотел разрезать, да только никак не мог проткнуть его ножом. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз - и опять не мог. С третьим было то же самое. Удивился хозяин, и гости его удивились. Наконец он ударил арбуз ножом со всего размаха. Арбуз лопнул, а в нем вместо мякоти и семечек были золотые монеты. Они со звоном посыпались на пол. В двух других арбузах тоже было золото.
Обрадовался бедняк, вытряс все золото и раздал своим гостям. Гости, довольные и веселые, разошлись по домам.
На каждой из трех арбузных плетей у бедняка выросло по десять арбузов. Он собрал остальные арбузы, вытряс из них целую груду золота и стал с тех пор жить в достатке.
А по соседству с ним жил богач. Увидел он, что бедняк сосед разбогател, захотел узнать, как это случилось. Пришел и стал расспрашивать:
Скажи мне, отчего ты так разбогател? Что ты сделал для этого?
Бедняк рассказал ему, ничего не утаивая, как все было.
«Ах, вот и мне бы столько золота!» - подумал жадный богач и пошел в поле искать аиста.
Белый аист не спеша разгуливал по полю.
Богач потихоньку подкрался к нему, выждал удобный момент и ударил аиста палкой по ноге.
Закричал аист и упал на землю.
Богач кинулся к нему, схватил его и понес домой. Перевязал он ногу аиста и стал лечить его.
Через несколько недель аист выздоровел и улетел.
Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый аист и принесет ему чудесные арбузные семечки.
Так он выходил на поле каждый день, закидывал голову и всматривался в небо: не летит ли аист?
Но аиста все не было…
Жадный богач забыл обо всех своих делах. Целые дни, с самого раннего утра и до позднего вечера он бродил по полю, поджидал аиста и бранил его за то, что он так долго не появляется.
Наконец аист прилетел и бросил богачу три арбузных семечка.
Богач весь затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.
Скоро появились ростки, развернулись широкие листья, поползли по земле длинные зеленые плети, зацвели цветы, а потом выросли огромные арбузы.
Когда арбузы поспели, богач позвал в гости всех своих родных. Собрались его родные и друзья, такие же богачи. Как только ударили арбуз ножом, он треснул, и из середины вылетел целый рой злых шмелей. А шмели эти были как крупные орехи. Стали они жужжать и жалить и богача, и его родных. У всех вздулись щеки, заплыли глаза, распухли губы, и разбежались все прочь с бранью и криками.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.