Выгодный бизнес мастерская по кузовным работам. Кузовной ремонт авто. Бизнес-план: кузовной цех ремонта и покраски авто

Именно этот ключевой вопрос обсуждали участники очередного заседания клуба руководителей автобизнеса AutoBoss. Бизнес, связанный с кузовными работами, один из самых сложных в реализации. Он требует больших инвестиций, системного подхода, внимательного руководства, четкого планирования всех процессов, привлечения высококвалифицированных сотрудников и многого другого. И для сферы кузовного ремонта в нынешних условиях рынка как никогда необходимы новые технологии и ноу-хау, о которых рассказали участники заседания клуба. Ценность такого мероприятия трудно переоценить. На дискуссионной площадке AutoBoss традиционно собираются представители наиболее успешных компаний, опытные практики, готовые делиться проверенными временем и рынком знаниями.

Ключевой показатель работы любого малярно-кузовного цеха - его рентабельность, то есть фактически его доходность. Именно этот фактор развития МКЦ рассмотрел в своем выступлении Дмитрий Юлдашев, руководитель МКЦ «Аксель-Сити». Он, в частности, отметил, что рентабельность зависит от таких составляющих, как персонал, производственные площади, используемые в работе инструменты и оборудование, расходные материалы, а также технологии. Для повышения рентабельности важно минимизировать простой персонала, чего можно достичь такими способами как:

  • раздельная запись на ремонт/осмотр,
  • отслеживание согласований,
  • контроль этапов выполнения работ,
  • своевременный заказ запасных
  • частей.

Другой важный фактор – эффективное использование производственных мощностей, которое возможно при:

  • передачи автомобилей по сменам,
  • эвакуации автомобилей после ДТП.

И, конечно же, как справедливо отметил Дмитрий, правильно подобранный инструмент и оборудование, а также качественные материалы являются залогом качественного ремонта, выполненного в заданные сроки. На качество ремонта, в частности, и на рентабельность в целом влияют также и используемые в процессе работ технологии. Безусловно, чем прогрессивнее технологии, тем положительнее они сказываются на рентабельности ремонта. Прогрессивность в нашем случае выражается уже в том, чтобы использовать ЛКМ на водной основе и применять в работе такое оборудование как спектрофотометр.

«Не дозвонившийся клиент – не ваш клиент», – отмечает Дмитрий. Он рассказал, что в компании была поставлена цель контролировать все упущенные звонки, для чего и была разработана система учета трафика звонков. В течение нескольких месяцев систему тестировали и дорабатывали, это оказалось весьма непростой задачей. Однако, как показали результаты, она себя полностью оправдала. «Если в июле 2013 года показатель упущенных звонков превышал 20%, то в декабре 2013 года опустился ниже 2%, – с гордостью заявляет Дмитрий. – Сейчас план удержания упущенных звонков – менее 1,5%».

Задавшись целью удержать или даже повысить рентабельность МКЦ, руководитель станции должен организовать работу в нескольких направлениях. Необходимо провести мониторинг страховых компаний и проверить коэффициент загрузки. При необходимости настоять на изменении условий договора со страховой. Важно также внимательно контролировать продажи страховых полисов на предприятии, а также пользоваться прогрессивным ПО, таким как, например, продукты Audatex. И главное, выйти на уровень взаимопонимания с отделом по удаленному урегулированию убытков. Необходимо наладить эффективные отношения и с поставщиками ЛКМ, а также снизить расходы по материалам, обеспечить контроль их расхода и снизить затраты за счет использования эффективных ЛКМ, обеспечивающих высокое качество работ и снижение затрат времени.

Многим автосервисам в настоящее время приходится работать в условиях снижения загрузки. Ситуацию омрачает и то, что продажи новых автомобилей падают, а значит, в дальнейшем снизится объем ремонтного ресурса. Все это делает еще более актуальным увеличение среднего чека. Именно этой теме было посвящено выступление руководителя регионального направления компании «Аудатэкс» Александра Казаченко. Александр рассказал присутствующим о возможностях программных продуктов Audatex, а также остановился на тех ошибках, которые чаще всего совершают СТО при расчете стоимости страхового ремонта. По статистике «Аудатэкс», средняя стоимость ремонта за первое полугодие 2014 года в бюджетном сегменте составила 37 000 рублей, в бизнес-сегменте – 48 000 рублей, в премиум-сегменте – 81 000 рублей. Александр справедливо заметил, что работая с некачественным программным обеспечением, предприятия кузовного ремонта несут издержки в виде перерасхода времени, а также упускают важные позиции, которые могли бы принести дополнительный доход.

Хотелось бы подробнее остановиться на презентации Андрея Соколова, технического директора компании «Свид-Мобиль» (г. Санкт- Петербург). Примечательно то, что «Свид-Мобиль» – это монобрендовая компания, дилер Volvo, а именно таким предприятиям сложнее всего работать на нынешнем кризисном рынке из-за невозможности скомпенсировать показатели работы за счет другого, например, более массового бренда. «По нашей статистике, примерно через 6-7 месяцев после сложного кузовного ремонта клиент принимает решение поменять автомобиль, – рассказывает Андрей. – И если ремонт был выполнен качественно, то почти в каждом случае клиент приезжает за новым авто именно в тот автоцентр, где он ранее ремонтировался». В конце 2013 года кузовной цех «Свид-Мобиль» переехал в новое помещение, где работает одна окрасочно-сушильная камера, есть две зоны подготовки. По итогам работы в 2013 году, 79% продаж пришлось на ремонт по направлению от страховых компаний и 21% – на ремонт для частных клиентов. Со второго квартала 2014 года, после того как были приняты некоторые управленческие решения, коснувшиеся перестройки системы мотивации мастеров-консультантов, ситуация изменилась с точностью до наоборот: 29% продаж – розница и 71% – страховые компании. Средняя стоимость розничного нормочаса работ превышает стоимость страхового почти на 35%. «Рост выручки по страховым компаниям сейчас не падает, но он не идет в том тренде, на который мы рассчитываем, – уточняет Андрей. – А показатель выручки на рознице по всей компании вырос на 63%. Общий рост выручки малярно-кузовного цеха в 2014 году составил 22%». Говоря о розничных продажах услуг кузовного ремонта, Андрей отметил сотрудников, которые могут «генерить» такие продажи:

  • продавец новых автомобилей: предлагает оригинальные аксессуары, которые невозможно установить без малярно-кузовного цеха, а также аксессуары для тюнинга Volvo от компании Heico Sportiv, а кроме того, услуги по детейлингу, например, защиту ЛКП;
  • продавец по направлению trade-in: глянцевая полировка для более привлекательного вида автомобиля (это прямым образом влияет на скорость его продажи) и детейлинг;
  • мастер-консультант слесарного цеха: детейлинг, а также передача автомобиля в кузовной цех (в случае если мастер-консультант обнаружил на новом авто некоторые повреждения покрытия);
  • мастер-консультант МКУ: интерактивная приемка почти всегда дает возможность продажи розничных услуг; визуализация результатов ремонта и работ по детейлингу (на приемке кузовного цеха демонстрируются различные отремонтированные элементы кузова и элементы, обработанные по технологиям детейлинга).

К сожалению, в рамках данной публикации не представляется возможным осветить выступления всех спикеров заседания клуба. Среди прочих отметим также презентацию Евгения Воробьева, директора СЦ «Субару Центр Химки» (входит в ГК «У Сервис+»). Выступление Евгения, в рамках которого он рассказал об уникальном опыте работы своего предприятия, вызвало большой интерес у аудитории и спровоцировало оживленное обсуждение. Евгений рассказал о новых способах увеличения загрузки, которые применяются на сервисном центре «Субару Центр Химки». Эти методы основаны на планировании, эффективность которого обеспечивается предварительным расчетом заказ-нарядов. В процесс ремонта отдельный автомобиль поступает только тогда, когда сервис получил все согласования, рассчитал работы и обеспечил наличие необходимых запчастей. Примечательно, что в таких условиях персонал станции работает по графику 7/7, что, мягко говоря, непривычно для большинства предприятий кузовного ремонта. По словам Евгения, реализуемая в течение последних двух лет такая стратегия обеспечила увеличение выработки с 450 нормочасов до 3500-4000 нормочасов.

По теме сокращения издержек и способов повышения доходности свои мнения и опыт представили глава департамента ППО КИА Центр «Сиалавто» Роман Ерашов, а также Дмитрий Спицын, директор по развитию бизнес-процессов департамента внутриорганизационного развития ГК «Ключавто». Роман обратил внимание на то, что мотивация персонала является одним из наиболее эффективных способов получения дополнительной прибыли. Предоставляя бонус за экономичное расходование ЛКМ и материалов для ремонта, руководитель станции может не только правильно мотивировать сотрудников малярно-кузовного участка, но и получить солидную прибыль для предприятия. Выступление Дмитрия было особенно ценным, так как он поделился уникальным опытом ГК «Ключавто» в сфере оптимизации и автоматизации бизнес-процессов на участке малярно-кузовного ремонта. Благодаря нововведениям, внедренным в процессы автосалонов, входящих в состав холдинга, удалось регламентировать и сделать прозрачной работу малярно-кузовных цехов.

Финалом мероприятия стал открытый диалог Дмитрия Алексеева, руководителя департамента урегулирования убытков СК «Согласие», с аудиторией клуба AutoBoss. В ходе этой беседы участники мероприятия задавали Дмитрию острые вопросы, касавшиеся не только проблем, возникающих у них в процессе работы со страховыми компаниями, но и способов взаимодействия в условиях нынешнего кризиса. Это была на самом деле оживленная и острая дискуссия, и вопросы, поднятые Дмитрием и участниками заседания, показали, что в сфере взаимодействия страховых компаний и автосервисных станций до сих пор еще много нерешенных вопросов, которые требуют внимательной проработки и обсуждения в формате открытого диалога.

Открытие своей мастерской по ремонту кузовных автомобилей является очень перспективной бизнес-идеей, так как спрос на такие услуги всегда находится на очень высоком уровне.

Такой бизнес лучше начинать тем, кто хорошо разбирается в ремонте машин. Потребуются определенного рода вложения. Однако, если все организовать грамотно, все вложения в скором времени окупятся. Итак, с чего начинать составлять бизнес план?

Аренда помещения


Очень важно подобрать подходящее помещение под аренду для автосервиса по ремонту кузовного транспорта. Найти такое помещение не просто, для этого следует приложить немалые усилия. Будет идеально, если автосервис будет располагаться вдоль оживленной автотрассы, еще одним очень хорошим вариантом будет являться то, если такой автосервис будет находиться в непосредственной близости от гаражных кооперативов. Успех в этом бизнесе приходит тогда, когда поблизости находятся потенциальные клиенты. Выбирая помещение для кузовной станции, следует учитывать, что его площадь должна составлять не менее 200 м², а таких помещений, да еще и расположенных в подходящих местах не так много. По опыту большинства предпринимателей, которые занимаются таким бизнесом, лучше всего осуществлять поиск помещения самостоятельно, так как агентства недвижимости (особенно мелкие) не всегда справляются со своими обязанностями.

Можно прибрести подходящее помещение в собственность, но это потребует довольно крупных расходов, что для начинающих предпринимателей является не всегда приемлемым условием. Если подходящее помещение найдено, то настоятельно рекомендуется заключать аренду не менее чем на 1 год, а в идеале на 3 года. Потому что нередки случаи, когда бизнес пошел в гору, но тут арендодатель сообщает, что дает 2 дня на вывоз оборудования, так как у него другие планы на это помещение. Учитывая то, что кузовной бизнес не терпит частой передислокации, следует отнестись к этому внимательно.

Вернуться к оглавлению

Приобретение оборудования

Когда составляется бизнес план по организации бизнеса по ремонту кузовных автомобилей, нужно с особой внимательностью отнестись к главной статье расходов - приобретению необходимого оборудования. Кузовной ремонт во многом зависит именно от этого фактора. Первым делом необходимо приобрести окрасочную камеру (если средства позволяют, то лучше купить ее немецкого производства, хотя это стоит недешево). Приобретя такое оборудование, можно с уверенностью сказать, что прослужит оно очень долгое время и эксплуатация не вызовет никаких особых проблем. Когда делается бизнес план, то нужно особое внимание обратить на покупку рихтовочного стенда для того, чтобы править кузова. Надо отметить, что стоит такое оборудование тоже очень недешево, но без него функционировать автосервис не сможет. Если покупать рихтовочный стенд отечественного производства, то на этом можно очень хорошо сэкономить, так как оборудование отечественного производства стоит недорого, а качество его (особенно в последние годы) становится все лучше.

Надо учитывать то обстоятельство, что прогноз спроса на услуги для автосервиса, который только начинает свою деятельность, по определению не может быть очень большим, поэтому сразу приобретать дорогостоящее оборудование, которое может выполнять свои функции быстро, нецелесообразно. Если предприятие по ремонту кузовного транспорта будет предлагать своим клиентам такую услугу, как покраска, то можно не сомневаться в том, что клиентов будет значительно больше и, соответственно, доход выше. Кузовной ремонт всегда востребован, надо только грамотно организовать процесс.

Теперь остается приобрести для такого автосервиса сварочное оборудование, автомойку, компрессор (он должен обладать значительной мощностью), а еще понадобится комплект для сухой шлифовки.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала

Когда организовывается такой бизнес, как открытие автосервиса, нужно с особой внимательностью отнестись к подбору персонала. Особенно когда планируется осуществлять кузовной ремонт. Когда составляется такой бизнес план, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что хорошие специалисты, обладающие высокой квалификацией, почти всегда заняты, а значит, нужно приложить определенного рода усилия, чтобы их переманить. Сделать это будет очень не просто, так как организации, где такие специалисты работают, дорожат своими сотрудниками, но можно помимо конкурентной заработной платы предложить им проценты от количества выполненных работ, что будет являться для них отличным стимулом.

Надо отметить, что поиск мастеров - процесс сложный. Нужно осуществлять его следующим образом: при собеседовании нужно спрашивать не только про опыт работы, но и про то, есть ли у него собственные инструменты. Дело в том, что высококвалифицированные опытные мастера всегда работают собственным инструментом. Когда осуществляется подбор персонала для автосервиса не просто найти и по настоящему хороших менеджеров. Дело в том, что ремонт авто (особенно кузовных) - очень специфическая сфера и менеджер, который хорошо справлялся со своими обязанностями в другой отрасли здесь вряд ли добьется таких же высоких результатов. Работы по ремонту автомобилей - это та сфера, в которой очень большое значение имеет опыт.

Что касается системы оплаты труда сотрудников, в небольшом автосервисе в большинстве случаев работники получают проценты от выполненных работ. Они могут быть разными, но маляру можно предложить 40 процентов от стоимости работ, которые им выполнены. Открытие автосервиса подразумевает то, что первое время большого количества клиентов не будет и когда фирма простаивает владелец может не терять деньги на выплату регулярной заработной платы.

С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?

Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.

Сфера обслуживания

На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:

    Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.

    Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».

    Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.

В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.

Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.

Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.

Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.

Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.

Анализ рыночной ситуации

Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.

Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.

Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.

Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.

Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.

Помещение

После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.

Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.

Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.

Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.

Оборудование

В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.

На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.

Персонал

От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.

Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.

Законодательство

Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.

Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.

Реклама

Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».

Итоговый подсчет

Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.

Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:

1. Первоначальные расходы:

    покупка и установка специализированного оборудования — 1,5 млн. рублей;

    согласование с другими инстанциями — 50 тыс. рублей.

аренда помещения — 200 тыс. рублей;

зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.

расходные материалы — 100 тыс. рублей.

Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.

Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.

В жизни современного человека автомобиль играет одну из значимых ролей. Никто не застрахован от аварий, ДТП и прочих поломок. Это делает ремонт транспортных средств популярной и востребованной услугой. Большое количество предприимчивых людей стремится к открытию собственных автомастерских по малярно-кузовным работам. С чего начать, на что обратить внимание и какие моменты учесть при разработке бизнес-плана, мы расскажем в этой статье.

Общая информация

Отличительной чертой организации кузовного цеха является тот факт, что ремонтные и покрасочные работы напрямую связаны друг с другом, это звенья одной технологической цепи, которые не имеет смысла разделять. Ведь покраска автомобиля происходит на участке кузовного ремонта.

Кузов машины красят после того, как с него сняты все элементы, затрудняющие проведение работы. Затем мастер исправляет все повреждения и производит подготовку самого кузова. Когда завершены все покрасочные работы, снятые детали вновь устанавливаются на свои места.

Перед тем как организовывать малярно-кузовной цех, следует хорошо продумать планировку помещения, ведь автомобиль в процессе ремонта придется постоянно перемещать между ремонтным и покрасочным участками.

Минимальные передвижения оборудования, персонала и автомобиля приведут к тому, что трудовые ресурсы будут использоваться более эффективно, а следовательно, произойдет увеличение прибыли.

Планирование деятельности

В начале своей деятельности многие владельцы не уделяют должного внимания вопросу планирования. При малой загрузке цеха делать это нет необходимости. А вот с ростом потока клиентов ситуация может измениться. Нередко это происходит неожиданно, предприятие оказывается совсем не готовым к большому объему работы и теряет часть клиентов, которые желают получать услуги качественно и в срок.

Сущность планирования заключается в оптимальном использовании трудовых и производственных ресурсов. Его нужно провести в начале деятельности, даже если вы не видите реальный эффект от такого плана. В этом случае предприятие будет готово принять максимальное количество клиентов, обеспечивая загрузку всех производственных помещений.

Чтобы успешно развивать собственное дело, нужно разработать бизнес-план малярно-кузовного цеха. Именно он будет служить основой для дальнейших перспектив роста. Согласно ему фирма будет реализовывать конкретные мероприятия в определенное время, опираясь на конкретные цифры.

Оборудование для кузовного ремонта

Проведение кузовного ремонта требует наличия специального оборудования: сварочного аппарата, болгарки, набора ключей, шлифовальной машины, подъемника для автомобиля, кузовного стапеля и других. Сам ремонт заключается в вытягивании и выравнивании поврежденного кузова на стапеле, в удалении трещин, сколов, царапин и вмятин.

Оснащение боксов

Как советуют специалисты, в цеху обязательно должна быть камера для покраски автомобилей. На нее приходятся четыре бокса по ремонту кузова. В одном из них нужно разместить гидравлический электроподъемник для установки и снятия деталей автомобилей. В втором - установить кузовной стапель. Он необходим для восстановления кузова после крупных аварий.

Еще несколько лет назад подобный вид работ проводился вручную, что усложняло процесс восстановления точной геометрии кузова. Это приводило к тому, что машина перемещалась будто бы боком. Использование стапеля позволяет избежать подобных проблем. В третьем боксе нужно установить оборудование для шпаклевки, рихтовки кузова и деталей автомобиля. В него может входит штапель, киянка и другие необходимые инструменты. Четвертый бокс предназначен для полировки кузова.

Это последний этап перед отправкой автомобиля в покрасочную камеру. Процесс проводят с помощью полировальной машины или вручную. Так как в результате полировки повышается уровень запыленности, весь персонал должен быть снабжен респираторами или специальными масками. Постарайтесь не размещать этот бокс рядом с другим (особенно смежно), это может мешать работе других сотрудников.

Оборудование для малярных работ

Камера для покраски автомобилей является основой всего малярного цеха. Она представляет собой изолированное помещение, оснащенное воздухоотводом, режимом регулирования температуры, хорошим освещением. Любая камера для покраски функционирует в режиме окраски и сушки. Когда производится нанесение краски, в камеру с потолка в автоматическом режиме нагнетается теплый (около 25 градусов) воздух.

Он способствует осаждению взвеси. После того как окраска проведена, камера для покраски проветривается. Затем наступает период сушки. Температуру в камере поднимают до 70 градусов на 1-2 часа. В этот момент система начинает работать в режиме рециркуляции. Забор воздуха с улицы снижается, тем самым значительно экономится электроэнергия. В качестве топлива нередко используют природный газ.

Чтобы избежать попадания грязи, масла или влаги на окрашенную деталь из компрессора, используют блок подготовки воздуха для покраски. Они бывают разных типов. Самые мощные из них очищают воздух до 99%.

Особенности покрасочных камер

Сегодня производители предлагают различные покрасочные камеры, выбор которых напрямую зависит от цели их приобретения, климатических условий места установки и технических характеристик. Основную роль играет оборудование, обеспечивающее подачу, нагрев и вытяжку воздуха. При этом в боксе образуется избыточное давление. Оно достигается диспропорцией между вытяжкой воздуха и его нагнетанием. Дешевые камеры при работе в суровом климате ухудшают качество оказываемых услуг. Для таких условий требуется камера с хорошей теплоизоляцией и мощной горелкой.

Лишь небольшой процент (около 15%) малярно-кузовных работ связан с полной покраской автомобиля. В большинстве случаев необходим средний или мелкий ремонт конкретных частей. Чтобы не тратить энергоресурсы, используют специальные боксы для покраски усеченного типа.

Стартап малярно-кузовных цехов различного формата кардинально отличается.

Например, запуск малярно-кузовного цеха дилерского формата и крупного независимого предприятия.

Основное отличие - в наличии клиентов на кузовной ремонт, шансы загрузить их автомобилями ремонтный цех у дилера на этапе открытия гораздо выше, чем у независимого малярно-кузовного цеха.

Как правило, в формате дилерского центра сначала начинают работать шоу-рум и цех технического обслуживания и текущего ремонта, а уж потом, когда продажи страховок (читайте: новых автомобилей) возрастут до того уровня, когда ремонт автомобилей по направлениям страховых компаний будет экономически целесообразнее в собственном малярно-кузовном цехе, чем при передаче аутсорсеру, открывается цех кузовного ремонта.

Как происходит открытие крупного независимого малярно-кузовного цеха?

Обычно оно происходит по следующему сценарию:

У собственника бизнеса (часто не имеющего отношения к автомобилям, а уж тем более к кузовному ремонту) появляются свободные деньги, которые он хочет инвестировать в проект. Он отстраивает либо снимает в аренду помещение, закупает оборудование (необходимость того или иного оборудования проверяется временем, но на начальном этапе определяется поставщиком и сторонними экспертами). А затем нанимает управляющего цехов. Всё! Есть цех, руководитель, теперь нужно искать клиентов.

Думаю, многим знакома такая ситуация. И это, заметьте, еще позитивный сценарий. К сожалению, слишком часто малярно-кузовные цеха открываются у нас по сотне разных причин, среди которых нет основной – зарабатывать деньги.

Если же рассмотреть основные, действительно коммерческие предпосылки открытия цеха, то получим следующий список:

  1. Открытие цеха для соответствия дилерским стандартам автопроизводителя (возможность заработка на продажах автомобилей).
  2. Открытие цеха, принадлежащего компании – региональному поставщику запчастей (дополнительный канал продажи запчастей через оказание услуг по кузовному ремонту).
  3. Открытие цеха, принадлежащего страховой компании (возможность восстанавливать и продавать списанные тотальные автомобили).
  4. Открытие цеха, принадлежащего поставщику автосервисного оборудования и материалов для кузовного ремонта (дополнительный канал продаж материалов, а также действующая шоу-рум для демонстрации продаваемого компанией оборудования).
  5. Открытие малярно-кузовного цеха, принадлежащего производителю/импортеру автомобилей (возможность предпродажной подготовки новых автомобилей, устранение транспортных повреждений и царапин).
  6. И, наконец, исключительно коммерческие предпосылки – открытие малярно-кузовного цеха для удовлетворения спроса на кузовной ремонт и окраску в своем регионе.

В любом случае, чтобы предприятие заработало, нужен начальный импульс в виде лояльных клиентов, готовых простить цеху «ошибки молодости».

Схематично жизненный цикл цеха выглядит следующим образом:

Поэтому на этапе старта основной целью является не лавинообразный рост количества ремонтируемых автомобилей, а максимально точная отработка всех технологических и организационных процессы, чтобы быть готовым к росту загрузки.

У любого малярно-кузовного цеха есть две беды: недостаточное количество клиентов и их переизбыток. Успешные в настоящее время предприятия на этапе старта не зацикливались на бездумном привлечении клиентов, а совершенствовали свои бизнес-процессы, чтобы переизбыток клиентов не привел в конце концов к их потере. Для завоевания сердца требуется большой труд, а потерять клиента проще простого: заставьте его подождать в очереди, внезапно задержите выдачу автомобиля на месяц — всё готово, клиент потерян!

Для того чтобы качественно стартовать, успешные независимые малярно-кузовные цехи проводят следующие подготовительные мероприятия еще до официального открытия техцентра:

  1. Сбор (хотя бы поверхностный) информации о рынке в регионе расположения будущего цеха.
  2. Определение потенциала рынка, то есть ответ на вопрос: сколько предположительно нормо-часов «уходит» в соседние регионы и сколько можно забрать у конкурентов. Конечно, этот метод не поможет на 100 % спрогнозировать потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту (потенциальные конкуренты также развиваются, а количество клиентов не является статичной величиной), однако таким образом с вероятностью до 70 % можно оценить перспективность открытия малярно-кузовного цеха в конкретном регионе.
  3. Сегментирование клиентов. Согласитесь, есть разные группы клиентов (их можно различать по маркам и моделям автомобилей, возрасту машин, полу, социальной группе и предпочтениям). Понять, что же нужно каждой из групп клиентов, – значит выбрать ту целевую группу, на которую стоит ориентироваться в дальнейшем в развитии бизнеса. На основе сегментирования клиентов строится ценообразование, применяются соответствующие методы привлечения, а часто выбор целевого сегмента рынка определяет формат развития будущего малярно-кузовного цеха.
  4. Создание проекта будущего цеха. Выбрав целевую группу и определив потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту и окраске в регионе, можно перейти к следующему этапу – созданию проекта будущего цеха. Размер цеха напрямую зависит от трех факторов:

Те, для кого основным фактором являются ограничения по площадям (как правило, это малярно-кузовные цехи, расположенные в арендованных помещениях), рассчитывают максимальную мощность будущего цеха, исходя из существующих площадей; сравнивают мощность с потенциальным спросом; определяют «запас прочности» и перспективы дальнейшего развития (в случае если прогнозируемый спрос существенно превышает предложение на рынке региона).

Те же, у кого таких ограничений нет, ориентируются в первую очередь на потенциальный спрос и объем инвестиций в проект. Как правило, разработку проекта доверяют профессионалам. Это могут быть специализированные агентства либо отделы компаний-поставщиков автосервисного оборудования и материалов. Вместе с проектом также может быть разработан бизнес-план будущего МКЦ, позволяющий определить значения плановых, ключевых, экономических и организационных показателей, определить сроки окупаемости проекта, а также оценить риски при инвестировании. Бизнес-план является также необходимым документом при получении кредита на открытие бизнеса.

Итак, все сомнения отброшены, финансирование определено, оборудование заказано. Что же дальше?

Уже на этапе строительства, ремонта помещений и оснащения оборудованием необходимо начать реализацию стратегии по привлечению клиентов. Для малярно-кузовных цехов основными поставщиками загрузки работой являются:

  • страховые компании;
  • корпоративные автопарки;
  • дилерские центры, не имеющие собственных малярно-кузовных цехов либо не справляющиеся с существующей загрузкой;
  • частные клиенты.

К страховщикам выходят с предложением о сотрудничестве, привлекая их относительно низкими ценами, продажами страховок, страхованием рисков при кузовном ремонте (разбитые стекла, испорченные кузовные детали).

Корпоративные парки «клюют» на комплексность обслуживания (одновременно с кузовным ремонтом выполняются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей), оперативность выполнения работ и наличие запаса кузовных деталей под автомобили парка.

Дилерские центры, не имеющие своего цеха, обращают внимание в первую очередь на качество выполняемого ремонта. На ремонтируемые по договору аутсорсинга автомобили запчасти также предоставляются дилерским центром.

И, наконец, самая интересная группа – частные клиенты, владельцы автомобилей.

Привлечение частных клиентов рекомендуется начать с информационного события. Это может быть, например, торжественное открытие цеха с предварительным оповещением целевой группы автовладельцев в регионе. Плюс – постоянное информирование клиентов о том, что вы работаете, с помощью различных акций, информирование о новых услугах, снижении/повышении цен и так далее.

Когда клиент приехал по направлению от страховой компании или для ремонта служебного автомобиля, у него должно сформироваться максимально позитивное и благоприятное впечатление от посещения малярно-кузовного цеха. Ведь, согласитесь, основная задача любого автосервиса – сделать жизнь клиента более комфортной.

В силу того, что кузовной ремонт - это, как правило, стресс для владельца автомобиля (ДТП, потеря товарного вида, судебные тяжбы), персонал малярно-кузовного цеха должен проявить повышенное внимание к клиентам и создать для них максимально уютную и доброжелательную атмосферу при общении. В любом случае, действия страховых полисов и гарантийных обязательств автопроизводителя рано или поздно заканчиваются, а люди остаются. Даже если сейчас у человека нет собственного автомобиля, он порекомендует своим друзьям и родственникам обратиться в тот малярно-кузовной цех, который ему наиболее понравился, который он выбрал сердцем при визите, например, по служебной необходимости.

Не меньшее значение в привлечении частных клиентов имеет контакт после выполнения ремонта. Напоминайте о себе при каждом удобном случае, поздравляйте клиента с памятными датами, информируйте его о новинках, ценовых акциях, программах лояльности и новых услугах. Так можно вернуть до 50 % клиентов, которые считаются потерянными.

На этапе старта особое внимание следует обращать на качество ремонта. Так как коллектив МКЦ находится на стадии формирования, возможны проблемы с качеством выполненных работ. В этот период крайне важно обеспечить исключительно высокое качество ремонта, иначе все титанические усилия по открытию малярно-кузовного цеха закончатся крахом, если пойдет молва о том, что в цехе ремонтируют некачественно.

Подведем итог. Что же необходимо для успешного старта малярно-кузовного цеха?

  • Верный выбор целевой группы клиентов.
  • Эффективная ценовая политика.
  • Взвешенная оценка перспектив развития малярно-кузовного цеха.
  • Первичное привлечение клиентов способами, подходящими для каждой группы.
  • Поддержание постоянного контакта с клиентами после окончания ремонта.
  • Постоянное развитие и изменение бизнеса: акции, новые услуги, все, что может вызвать интерес у клиентов.