Высокая кухня от цеха бортового питания аэропорта Рощино. Питание на высоте: воздушный кейтеринг Цех бортового питания внуково

Сегодня мы поговорим о самолетной еде или бортовом питании . Казалось бы, что может быть здесь такого особенного, однако тема это весьма интересная. Обед на высоте 10 километров это скорее своего рода традиция, нежели необходимость. Согласитесь, ведь нет ничего страшного в том, чтобы потерпеть несколько часов без еды. С самого начала пассажирских авиаперевозок, авиакомпании стремились подчеркнуть эксклюзивность воздушных путешествий, предлагая неслыханный по тем временам уровень сервиса на борту, который, разумеется, включал питание пассажира на борту. Сегодня самолетная еда – это целая индустрия, которая, несмотря на существующую тенденцию к сокращению количества питания на борту у большинства перевозчиков, успешно развивается. С появлением лоу-кост авиакомпаний и началом бума бюджетных перевозок, многие обыкновенные перевозчики, непозиционирующие себя как бюджетные, последовали примеру и начали предоставлять питание на борту за деньги, кстати, в числе таких перевозчиков основные американские компании, такие как American Airlines, Delta, United. В этой статье мы попробуем рассказать о «кухне», связанной с бортовым питанием и ответить на основные интересующие пассажира вопросы.

Кто и где готовит?

Изготовлением самолетной еды занимается цех бортового питания или в профессиональной среде просто бортцех . Часто можно услышать слово кейтеринг (от англ. catering), что собственно означает то же самое. Обычно цех бортового питания расположен на территории аэропорта или в непосредственной близости от него. Здесь еду готовят, охлаждают, формируют рационы, загружают в самолетные тележки. Горячее питание охлаждается до околонулевой температуры. После того как питание для рейса полностью сформировано, его отправляют на самолет. На сравнительно короткие рейсы питание, как правило, стараются загружать сразу и на обратный путь, во-первых, в базовом аэропорту оно дешевле, а во-вторых, это позволяет сократить время стоянки в транзитном аэропорту. При этом, строго отслеживаются допустимые сроки реализации питания. Для увеличения срока хранения касалетки с охлажденным питанием дополнительно обкладывают сухим льдом (касалетка – это алюминиевый контейнер для горячего питания). Перед взлетом бортпроводники помещают охлажденное питание в специальные печки, в которых оно разогревается.

Как еда попадает на самолет?

На самолет питание доставляется на специальной машине – лифте. В процессе подготовки воздушного судна к рейсу производится загрузка тележек с бортпитанием. Сотрудник кейтеринга перегружает телеги и контейнеры на борт и устанавливает их на штатные места на кухне. В случае, если самолет большой, например Аэробус А330 или Боинг-777, для загрузки питания используется сразу несколько машин. После того как питание загружено, бортпроводники проверяют его количество, комплектность и сроки годности.

Виды рационов.

Состав питания определяет авиакомпания, а в случае если рейс чартерный – заказчик рейса. Очевидно, что пассажиров бизнес и эконом класса кормят совершенно разным питанием. Если эконом горячим питанием кормят только на продолжительных рейсах (в России, как правило, более 3-х часов), то пассажиров бизнес класса почти на всех рейсах. Очевидна и разница в сервировке питания, если в бизнес классе посуда стеклянная, а приборы металлические, то в экономе почти всегда все одноразовое. Состав рациона на конкретном рейсе может варьироваться, в зависимости от времени вылета различают завтрак обед и ужин. Учитываются и особенности направления, так, например, на рейсах в Индию говядину не предлагают.

Питание на рейсе Москва — Санкт-Петербург. Эконом и бизнес класс.

Количество питания зависит в основном от продолжительности рейса, на очень длинных рейсах, например трансатлантических, обычно предлагается два полноценных рациона. Что касается, алкогольных напитков в эконом классе, большинство российских перевозчиков предоставляют их только на продолжительных международных рейсах. Считается, что лучшее питание на борту предлагают азиатские компании, такие как Emirates, Singapore Airlines, Qatar Airways . Эти перевозчики предлагают алкогольные напитки почти на всех рейсах и во всех классах обслуживания.

Спецпитание.

Крупные перевозчики на своих рейсах предлагают возможность заказа питания, учитывающего те или иные религиозные, медицинские и другие ограничения. Наиболее востребованные виды – вегетарианское, кошерное, мусульманское, диабетическое, детское, низкокалорийное. Услуга это бесплатная, однако, стоит помнить, что обычно заказ специального питания должен быть произведен не позднее, чем за сутки до вылета, а иногда и раньше. Заказ спецпитания может быть доступен не на всех рейсах, обычно на коротких рейсах эта услуга не предоставляется. В случае, если такая возможность есть, при бронировании билета на сайте авиакомпании, скорее всего система сама предложит вам выбрать питание. Если же билет приобретен у посредника, то для заказа спецпитания необходимо обратиться в колл-центр авиакомпании. Следует помнить, что заказанное вами питание будет выдано тому, кто сидит на месте, указанном в вашем посадочном талоне, поэтому, если вы сели на другое место, то рискуете остаться без своего питания.

Кошерное питание.

Почему мне не хватило рыбы?

При формировании бортового питания на рейс невозможно угадать предпочтения каждого пассажира, да, есть статистические данные, в соответствии с которыми, питание грузят в определенной пропорции. Единственное, что здесь можно порекомендовать, заранее попросить экипаж отложить для вас питание или на регистрации просить места в начале салона, так как обслуживание пассажиров, как правило, начинается оттуда.

Сколько реально стоит бортовое питание?

Все зависит от договора конкретной авиакомпании с кейтерингом. Средняя цена питания на пассажира эконом класса для коротких рейсов (сандвич + напитки) варьируется от 30 до 90 рублей, а для рейсов средней продолжительности (рацион с горячим) от 130 до 270 рублей на пассажира. Стоимость питания и напитков для пассажира бизнес класса составляет от 250 до 500 рублей. Не стоит забывать, что значительная часть стоимости питания – это стоимость услуг по его доставке и загрузке на борт.

Что ест экипаж?

Экипажное питание в целом напоминает питание бизнес класса, но с небольшим уклоном на здоровое питание, что вполне разумно с учетом того, что летчики и бортпроводники вынуждены есть эту еду каждый день. Кстати, во многих авиакомпаниях существует правило, в соответствии с которым, командир и второй пилот должны есть разные рационы, чтобы в случае чего, отравился только один пилот.

Что происходит с оставшимся питанием?

Поскольку питание грузится с небольшим резервом, и многие пассажиры зачастую отказываются от питания, нередко остается внушительное количество нетронутой еды. После рейса подъезжают те же самые машины-лифты и забирают телеги с мусором и остатками питания. Те напитки, которые не открывались, могут быть использованы повторно, особенно актуально это для дорогого алкоголя в бизнес классе. Естественно, само питание повторному использованию уже не подлежит и должно быть выброшено. На практике, во всяком случае в нашей стране до бортцеха неиспользованное питание почти не доходит. В первую очередь оно проходит через фильтр бортпроводников, далее на борт попадают пограничники, техники, уборщики, которые забирают все, что осталось. В общем, едва ли что-то пропадет. Кстати, экипажу строго запрещено выносить что-либо с борта самолета.

Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше?! Ничего! Именно так считают 35% путешественников, которые не мыслят перелетов без вкусной рыбки, к ним присоединяются еще 45%, которые также не откажутся от аппетитной говядины с томатной пассировкой… и только оставшиеся 18% уверенны, что в самолете кушать совсем не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что же… этот репортаж они скорее всего пропустят. А всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте! Знаете ли вы, что все нужно готовить по новой, если рейс задерживается на 3 часа?! И что пилоты питаются едой не из бизнеса или эконома, а для них есть специальный рацион?! Как накормить пассажиров 300 рейсов в сутки, вылетающих из 110 городов маршрутной сети авиакомпании?!

И главное, что даже у бортового питания есть свой шеф-повар - харизматичный Егор в неповторимых фирменных клетчатых штанах!


Мы находимся в Сургуте, в компании "ЗапСиб-Кетеринг" - филиал ОАО "Авиакомпания ЮТэйр". Цех рассчитан на 8 тыс порций в сутки и ослуживает рейсы авиакомпании ЮТэйр и других, которые вылетают из Сургута.
Авиакомпанию ЮТэйр имеет собственные фабрики в Сургуте, Тюмени, Ханты-Мансийске, причем именно в Сургуте находится главный офис, отвечающий за питание во всей авиакомпании.

На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера дефростации и морозильная камера.

Секрет №1. Вся выпечка для комплектов бортового питания здесь своя!
В небольшом помещении стоит невероятно позитивный запах свежих французских булочек с корицей:

Каждая булочка должна весить 60гр. Проверим?

Глаз-алмаз! С первой попытки:)

В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики:

Перейдем в горячий цех...

Пассировка для говяжьей поджарки:

Секрет №2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! И это совсем не номинальная должность. Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство как с технологической точки зрения, так и с точки зрения снабжения. Именно он знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищевых нутриентов. Очевидно, что в рацион экипажа не должен входить горох, но кроме этого есть еще масса тонкостей и нюансов, которые являются его профессиональными секретами.

За процессом неусыпно бдит Егор Королев.

А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи:)

Секрет №3. Себестоимость 1 порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.

Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка с одним из воздушных судов авиакомпании:

Секрет №4. Срок годности бортового питания 3 часа. Т.е. если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить бортовое питание. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.

И упаковка готовой продукции к загрузке на борт:

Секрет №5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс 1 запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки/раздачи на борту.

Формировка продукции.
Далее все тележки спускаются на первый этаж, где проходит проверка службой авиацинной безопасноти, тележки пломбируются и могут транспортироваться к борту воздушного судна.
Отдельная тележка - это посуда для бизнес-класса:

Секрет №6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - 3 часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.

Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт:

Секрет № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.

К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в ЮТэйр и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика!

После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание.
Все было поделено по классам обслуживания.

Эконом-класс - касалетки с вариантами горячего (сосиски, рыба, говядина, овощи) + поднос с салатом + напитки, полагающиеся в экономе:

Секрет № 8. У Ээкипажа есть отдельное меню!
Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал/сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.

Питание для экипажа:

Эконом улучшенный:

Ну и бизнес-класс:

Секрет № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в "гейзере", а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке!

"Углубленная чашка" - это просто глубокая тарелка в рамках профессиональной терминологии. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.

Секрет № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять значительно более 3 часов.

По моему мнению, ЮТэйр кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии:

Секрет № 10+1. На борту и на дегустации - абсолютно тоже самое!

В соцсетях, во время того, как я размещал живые картинки с дегустации, кроме логичного потока претензий в заангажированности репортажа, прозвучали отзывы, что на картинках питание красивое, а вот на реальных рейсах - отвратительное. Как оказалось, это не так и зачастую срабатывает именно субъективное восприятие вкуса и даже, возможно, изменение индивидуальной чувствительности вкусовых рецепторов на высоте!

И простое сравнение… Касалетки на дегустации во время пресс-тура, обратите внимание на сосиски:

…и питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации.
Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.

Ресурсы, где постятся тематические картинки по бортовому питанию.

Алекс Чебан, тревел-блогер: Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше? 35 % пассажиров выбирают рыбу, 45 % - мясо, и только 18 % считают, что есть в самолете не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что ж… этот репортаж они, скорее всего, пропустят. Всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании «ЮТэйр» в Сургуте.

Тайна № 1. Вся выпечка для комплектов бортового питания у «ЮТэйр» своя.

В небольшом помещении стоит позитивный запах свежих французских булочек с корицей.

Каждая булочка должна весить 60 г.

На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера разморозки и морозильная камера. В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики.

Перейдем в горячий цех…

Пассировка для говяжьей поджарки.

Тайна № 2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство. Знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищи.

За процессом следит шеф-повар Егор Королев.

А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи (улыбается).

Тайна № 3. Себестоимость одной порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.

Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка авиакомпании «ЮТэйр».

Тайна № 4. Срок годности бортового питания три часа. То есть если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить питание в боксы. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.

Упаковка готовой продукции к загрузке на борт.

Тайна № 5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс один запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки / раздачи на борту.

Тайна № 6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - три часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.

Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт.

Тайна № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.

К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в «ЮТэйр» и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика! После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание. Все было поделено по классам обслуживания.

Тайна № 8. У экипажа есть отдельное меню! Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал / сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.

Эконом улучшенный.

Бизнес-класс.

Тайна № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в «гейзере», а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке.

«Углубленная чашка» - это просто глубокая тарелка. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.

Тайна № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять более трех часов.

По моему мнению, «ЮТэйр» кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии.

Мое питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации. Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.

Рассказывать в своём блоге про самолеты, и людях которые работают в авиации мне нравится, ведь от них зависит безопасность полётов, перевозка пассажиров и груза. Самолёты заправляют топливом, проверяют техническое состояние перед вылетом, загружают багаж, производят посадку пассажиров, затем закрывают двери и отводят телетрап, самолёт выруливает на ВПП ивзлетает....А пассажиров которые уютно устроились в своих креслах и наблюдают в иллюминаторы красоты седьмого океана уже готовы накормить бортпроводники..

На днях я побывал в службе бортового питания международного аэропорта Рощино, там показали небольшую часть из того чем же кормят пассажиров эконом и бизнес класса в самолётах которые отправляются из Тюменскойго аэропорта. Услугами бортпитания в Рощино пользуюятся такие авиакомпании как UTair , Аэрофлот, AzurAir , Nordwind Airlines , Россия и т.д
В среднем в сутки на самолёты отгружается рационов для эконома- 1100 , для бизнес - 25, и экипажам - 80.
Производительность может составлять до 5000 рационов в сутки.

На заглавном фото ланчбоксы для пассажиров эконом класса в состав которых входят Булочка, Кекс, Чай, Сыр, масло, джем а так же одноразовые столовые приборы.
На горячее касалетки.
1. Филе горбуши запеченное/рис с овощами/фасоль стручковая на пару
(Пищевая ценность: Белки-15,5, жиры-18,2, углеводы-14,7, ккал-286)

2. Котлета куриная в панировке/картофель отварной/морковь на пару
(Пищевая ценность: Белки-14,9, жиры-13,6, углеводы-17,3, ккал-251)

3.Это фирменный ланчбокс для ЮТэйр.

4. Ланчбокс для экипажа с холодными закусками. К нему еще идёт касалетка на выбор.

5. Выбор питания для пассажиров бизнес класса конечно же разнообразнее, если вы сейчас голодны то рекомендую сначала перекусить)) и продолжить просмотр. Холодные закуски.

6. Горячее.

И по блюдам с расшифровкой что есть что.
7. Рулетик из свинины с сыром, перцем/картофель жареный из отварного/ лук фри
(Пищевая ценность: Белки-13,9, жиры-34,1, углеводы-13,9, ккал-419)

8. Не знаю что это в лепестках миндаля, остальное понятно))

9. Рулетик из курицы/картофель фри/фасоль стручковая на пару
(Пищевая ценность: Белки-23,3, жиры-13,1, углеводы-13,6, ккал-265)

10. Рулетик из судака с цукини/баклажаны жареные/помидоры черри гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,7, жиры-14,1, углеводы-5,2, ккал-203)

11. Мясная нарезка (ростбиф из говядины, филе куриное запеченное, язык говяжий, маслины, перец болгарский, салат листовой)
(Пищевая ценность: Белки-15,2, жиры-10,2, углеводы-1,6, ккал-159)

12. Овощная нарезка (огурцы св., помидоры черри, перец болгарский, редис, салат листовой, зелень)
(Пищевая ценность: Белки-1,1, жиры-0,2, углеводы-3,5, ккал-20)

13. Рыбная нарезка (семга с/с, креветки, мидии, кальмары, лимон, каперсы, салат листовой, зелень)
(Пищевая ценность: Белки-16,5, жиры-11,4, углеводы-1,0, ккал-173)

14. Семга в лепестках миндаля/рис микс/помидоры черри гриль
(Пищевая ценность: Белки-19,1, жиры-31,9, углеводы-23,0, ккал-451)

15. Рулетик из судака с цукини/овощи гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,6, жиры-16,1, углеводы-6,3, ккал-225)

16. Рулетик из свинины с сыром, перцем/картофель жареный из отварного/ лук фри/перец гриль
(Пищевая ценность: Белки-13,8, жиры-35,9, углеводы-13,4, ккал-434)

17. Выглядит очень аппетитно!

18.


19. Легостаева Лариса Анатольевна в трудовом процессе. Скоро эти ланчбокксы будут закрыты и уложены в спец контейнер для доставки на борт самолёта, а затем съедены пассажирами летящими куда то за тысячи километров от Тюмени.


20.В холодном цеху жарко.

21. Спасибо за экскурсию по цеху бортового питания начальнику Ефимовой Галине Михайловне и ее заместителю Легостаевой Ларисе Анатольевне, а так же девушкам что не назвали свои имена и стеснялись сфотографироваться.

22. Я был в цехе бортового питания еще в детстве! Тут всё было по другому. Теперь это очень современный цех, обеспечен самыс современным необходимым оборудованием.

23.Горчий цех.

24. В корридорах как и в цехах стерильная чистота.

25.В этом аппарате замешивают тесто для булочек!

26. А тут булочки выпекаются. К утреннему разлёту будет всё готово, запечатано, расфасовано и отгружено на самолёты. А ароматы какие!)))

Наша экскурсия подошла к окончанию, в это время происходила отгрузка питания на очередной рейс, работа шла своим чередом. Пассажиры уже ждали посадки на рейс, а их ждал вкусный обед от высокой кухни цеха бортового питания аэропорта Рощино! Приятного полёта говорим мы своим друзьям когда провожаем их на рейс, Приятного аппетита! говорят работники бортпитания отправляя свою продукцию на самолет!

Спасибо за приглашение на экскурсию пресс службу аэропорта Рощино Марию.

Спасибо за внимание!

По результатам прошедших 6 месяцев 2017 года я решил сделать обзор бортового питания в эконом классе отечественных и зарубежных авиакомпаний.

В 2014 году я уже делал обзор как кормят авиакомпании при перелетах из Москвы в Сочи, получилось достаточно интересно и показательно ( , ). С тех пор уже и кризис мы прошли, и авиаперевозчики некоторые канули в лету.

А на сегодня, 9 авиакомпаний — отечественных и зарубежных с их неповторимым стилем и своими фишками. Питание на одной и той же авиакомпании различается от продолжительности рейса, поэтому кое-где будут разные фото от одной компании.

Также я выставил свою оценку по 5 бальной шкале, где 5 — высшая оценка.

1. Отечественная компания Nord Wind или Северный ветер . На 2 часовом рейсе обслуживает напитками и шикарной коробкой, в которой… болтается слойка. Питание на борту бесплатное.

Оценка: 2

2. Снова отечественная авиакомпания Red Wings . Рейс продолжительностью 2 часа. Горячее на выбор и красивая коробка с бутербродной булочкой, маслом и печеньем. Питание на борту бесплатное.

Оценка: 3

3. Азиатский лоукостер Air Asia . Питание приличное, но платное. Заказывается заранее на сайте авиакомпании. Во время полета купить его нельзя, предложат какую-нибудь быструю лапшу. Напитков бесплатных на борту нет. За все нужно платить.

Оценка: 3

4. Российской S7 airlines . На рейсах до 3 часов предлагают сэндвичи с курицей или сыром и напитки.

Оценка: 3

А вот такой набор уже предлагается на рейсах продолжительностью от 3 часов. Горячее — на выбор. Питание и напитки на борту бесплатные.

Оценка: 4

5. Немецкий авиаперевозчик Lufthansa . Вне всяких похвал. Отличное питание, алкогольные напитки. Конечно же все без дополнительной оплаты.

Оценка: 5

6. Итальянский Air Dolomiti . Так как полеты данная авиакомпания выполняет на относительно небольшие расстояния, то вот такой скромный снек в виде яблок или орешек раздается на входе в салон самолета, а в течение полета предлагаются напитки, в том числе алкогольные. Бесплатно.

Оценка: 3

7. Греческий Aegean airlines . При хороших ценах на перелеты (а иногда очень дешевых), авиакомпания кормит вкусными завтраками: вот омлет с запеченным картофелем, фрукты, булочка с маслом и джемом, шоколадный батончик. Напитки и алкоголь также предлагаются бесплатно.

Оценка: 4

8. Швейцарский Swiss Airlines . Также считаю, что данная авиакомпания предлагает отличное бортовое питание. На 3 часовом рейсе подавался вот такой ланч с горячей запеканкой.

Оценка: 5

А на 12 часовом перелете ужин выглядел вот таким образом. Питание и напитки на борту бесплатные.

Оценка: 5

9. И завершу сегодняшний обзор отечественным Аэрофлотом, который так же варьирует варианты питания в зависимости от продолжительности полета. Вот такой аппетитный набор был предложен на трехчасовом рейсе. Алкогольные напитки Аэрофлот предлагает только на международных рейсах.