Загадки про ткань и шитье. Раздел "Материаловедение". "Путешествие в мир тканей из растительных волокон". этап: а) Подготовительный

Разделы: Технология

Цель урока: Систематизировать и дополнить знания, полученные в начальных классах о тканях и их изготовлении из растительных волокон хлопка и льна. Ознакомить с видами переплетения нитей и определением сторон в ткани.

Формировать умение определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

Воспитывать уважительное отношение к профессиям ткачихи и прядильщицы;

Развивать познавательный интерес.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок”, “Лён”, “Волокно”, вата, пряжа, иллюстрации, образцы тканей с кромкой.

Оборудование и материалы: лупы, иглы, коробки, ножницы, вата, ткани.

Термины: материаловедение, волокно, хлопок, лён, ткань, равница, пряжа, нити, основа, уток, лицевая сторона, изнаночная сторона, полотняное переплетение.

Ход урока

I. Организационная часть.

  1. Подготовка рабочих мест.
  2. Приветствие.
  3. Учёт присутствующих.
  4. Сообщение темы и цели урока.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучать новый, интересный раздел “Материаловедение”.

Тема нашего урока: “Путешествие в мир тканей из растительных волокон”.

Цель урока.

Задачей нашего урока является ознакомление с волокнами, с их видами, производством тканей, видами переплетения, определением сторон в ткани. Но мы не можем приступить к изучению этой темы, не вспомнив занятий, проводимых в начальной школе.

В начальной школе на уроках труда вы, в основном, работали с бумагой. Но не все из вас знают, что у бумаги и некоторых видов ткани (растительного происхождения) одна основа – целлюлоза.

К этому уроку оформлена выставка картин-коллажей, где использованы различные материалы.

Вопрос: Всегда ли существовала ткань?

Ответы учащихся:

Вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь работать с тканью?

Ответы учащихся:

Вопрос: Какой была одежда первобытного человека?

Ответы учащихся:

Вопрос: Для каких целей используют ткани?

Ответы учащихся:

И вот сегодня я предлагаю вам совершить не просто путешествие, а научную экспедицию с целью исследовать историю появления хлопчато- бумажных и льняных тканей.

Я буду исполнять роль руководителя экспедиции, а вы будете моими коллегами – “научными сотрудниками”. Вы разделились на 3 группы. Каждая группа представляет творческую лабораторию. Экспедиция начинается с экскурсии в прошлое, во время которой сообщаются сведения о ткани, о волокнах.

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин, в тёмных избах, наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок.

Слайд. Крапива.

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Все они объединены в группу текстильных волокон.

Слайд. Классификация волокон

Вопрос: Что такое волокно?

Ответ: Это маленькие, тоненькие тельца. Запишите себе в тетради.

А сейчас научные сотрудники познакомят нас с натуральными волокнами хлопка и льна.

Хлопчатник известен человеку уже 5000 лет. Это кустарниковое тропическое растение.

Родина хлопка – Индия. До 16-го века индийцы в тайне держали производство хлопка. В Европу завозили только готовые ткани. В России хлопок выращивают с 18-го века. В мире произрастает 35 видов хлопка, но только 4 вида подходят для волокон.

Хлопчатник очень любит тёплый климат. Его выращивают в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии. Растение достигает высоты до 1 метра. Плоды хлопчатника представляют собой коробочки, в которых насчитывают от 7 до 15 тысяч волоконцев. Они очень короткие: от 6 до 50 миллиметров. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, иногда встречаются и другие цвета (бежевый, зелёный).

Волокна хлопка: белые, пушистые, тонкие, короткие, мягкие, прочные, матовые.

Ткани, полученные из хлопка, называются хлопчатобумажными. К ним относятся: батист, бязь, вельвет, сатин, ситец, тик, фланель. Эти ткани прочные, гигиеничные, мягкие, тёплые, лёгкие, удобные в носке, хорошо стираются, утюжатся, но мнутся.

Схема первичной обработки хлопка

  1. Из семян-коробочек получают хлопок-сырец.
  2. Его сортируют по качеству.
  3. Прессуют в кипы и отправляют на прядильную фабрику.

Процесс производства хлопчато-бумажных тканей

В высоком дворце маленькие ларцы,
Кто их открывает – белое золото добывает.

Лён (льняное волокно)

Лён однолетнее, травянистое растение, известен человеку со времён каменного века. За несколько тысяч лет до нашей эры ткани из льна знали в Египте, Грузи.

На Руси повсеместно лён выращивали с 10-го века. В мире насчитывают до 200 видов льна, но для производства льняного волокна больше всего подходит лён-долгунец. Это уникальное волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна достигает высоты до 120 см., в каждом из них от 300 до 650 волокон.

Длина волокна – 35-90 мм.

Цвет – от светло-серого до тёмно-серого.

Лён обладает характерным блеском, волокна имеют гладкую поверхность.

Когда-то в старину говорили: “Кого лён вымотает, того и озолотит”. И ведь богато, весело жили. Перед столичным купцом шапки не ломали. Лён кормил, одевал, помогал дома строить, детишек растить. Да и сейчас лён-кормилец не оставляет нас. Все кто толк во льне знают – здоровье берегут. Вот и выходит, что лён опять всему голова..

Лён в России называли “Русским шёлком”, и “Русским золотом”. А знаете, чем он ещё знаменит? Из него ткут пожарные рукава, крутят верёвки, делают паклю. Выжимают душистое масло из семени. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву, печенье. Его используют в медицине и парфюмерии.

Лён – это богатство нашей земли, её украшение, это гордость и слава России.

Лён выращивают в Вологодской, Ивановской Костромской, Кировской, Ярославской областях, у нас в Сибири, а также на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. На благо человека используется всё растение:

Семена (на волокно, масло);

Стебли (волокно для тканей);

Отходы (пакля для технических целей).

Схема первичной обработки льна.

Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные, толстые, прямые, прочные.

Процесс производства льняных тканей.

О льне складывали стихи и песни, загадки, пословицы и поговорки:

Тысячелетняя профессия –
Лелеять тонкий долгунец.
Где в каждом венчике – поэзия!
И человек – её творец.
Лён и прочен и белён,
Для здоровья не дурён.
Лишь одна беда – забыли,
Как его все встарь любили!

А вот загадка:

Голубой глазок, золотой стебелёк.
Скромный на вид,
На весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Слайд

Поговорки и пословицы о льне.

  1. Лён вымотает, лён и озолотит.
  2. Лён не уродился – в мочало пригодился!
  3. Мни лён доле – волокна будет боле.
  4. Сеян лён у семи Алён.
  5. Лён – доходная культура, он и деньги и натура.
  6. Семя на племя, а нить на ткань.
  7. Не земля родит лён, а мочило.
  8. Не домнёшь мялкой – вспомнишь за прялкой.

Как по приметам урожай угадать?

  1. Длинный сосульки – долгий лён.
  2. Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.
  3. Если бельё зимой не сохнет – льны хорошие будут.
  4. Земля после вспашки мхом обрастает – лён волокнистым будет.
  5. Кукушка закуковала – пора лён сеять.
  6. Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую семя веет.

Песня-физминутка “Уж я сеяла, сеяла ленок”.

Под дубравой – дубравою лён,
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,

    Чеботами приколачивала!
    Ты удайся, удайся ленок,
    Ты удайся, мой беленький ленок!

Я полола, полола ленок,
Я, половши, приговаривала,

Припев.

Уж я дёргала, дёргала ленок,
Уж я, дёргав, приговаривала,

Припев.

А я стлала, да стлала ленок,
Уж я стлала, приговаривала,

Припев.

Я мочила, мочила ленок,
Уж мочивши, приговаривала,

Припев.

Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,

Припев.

Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,

Припев.

Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,

Припев.

Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я прявши, приговаривала,

Припев.

Уж я ткала, да ткала ленок
Уж я ткавши приговаривала,

Припев.

Фрагменты диафильма на прядильно-ткацкой фабрике.

Получение ткани

Пряжа – это тонкая, длинная нить, полученная из коротких волокон путём их скручивания.

Процесс получения пряжи из волокна называется прядением.

Цель прядения – получение длинной, равномерной по толщине пряжи.

На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы было ручное веретено.

Первые механические приспособления для прядения относятся к середине 15-го века. Первую самопрялку с ножным приводом придумал немецкий изобретатель Юргенс в 1530 году.

Первую прядильную машину сконструировал в 1764 году американский изобретатель Харгревс и в последствии она получила широкое промышленное применение.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но главной является прядильщица.

Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где вырабатывают ткань на ткацких станках.

Ткань – это переплетений 2-х нитей – основы и утка.

Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы или основными .

Нити, идущие поперёк ткани, называются нитями утка или поперечными .

По краям ткани получается кромка. Кромка – это неосыпающийся срез ткани.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровая. В ней имеются различные примеси, она грязноватая на вид и проходит последний этап отделки. Её опаливают, чтобы она была более гладкой, затем отбеливают, потом окрашивают. Если ткани отбеленные погружают в краситель – они становятся гладкокрашенными. На такие ткани можно наносить печатные рисунки. Всю эту работу выполняют специальные машины.

Рисунки бывают:

  1. Растительные (цветы, листья, растения).
  2. Геометрические (ромбы, квадраты, овалы).
  3. Тематические (изображение людей, животных, домики и т. д.).
  4. Смешанные (например горошек и цветы).

Стороны ткани

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную.

Лицевая сторона: гладкая, блестящая, яркая, на ней меньше узелков и ворсинок.

Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, на ней бледный цвет и рисунок, больше узелков и ворсинок.

Существуют различные способы переплетения нитей: атласное, сатиновое, саржевое, но самое простое – полотняное.

Практическая работа

Изготовление образца ткани полотняного переплетения.

Инструменты и принадлежности разложены на рабочих местах.

1. Подготовленную ткань разрезать вдоль нитей основы шириной 1-1,5 см, другую однотонную ткань нарезать на полоски шириной также 1-1,5 см.

2. Отрезанные полоски ткани продевать через одну нить основы в шахматном порядке. Концы приклеить клеем ПВА.

3. Каждой группе выполнить задания анаграммы по 3 шт. и объяснить их значение.

4. Заключительная часть.

Выполнить по 1 заданию “Головоломок”.

  1. Лесенка.
  2. Кроссворд.
  3. Что значит позиция.

Проект

« Такая нужная ткань»

МАДОУ ДСКВ №10 «Березка»

Воспитатель:

Зацаринная Е.Н.

ст. Староминская

Проблема. Ознакомление с видами тканей и их свойствами.

Проявление сообразительности, догадки;

удовлетворение от эксперимента, интереса к событиям за рамками личного опыта.

сплоченность детского коллектива;

проявить самостоятельность в разнообразных видах деятельности;

стремиться к проявлению творческой инициативы;

самостоятельно добиваться заданной цели, умение обдумывать пути ее содержания.

Способность к достаточно самостоятельному осуществлению познавательного - исследовательской деятельности;

Активно использовать доступные средства.

Изучить и подбирать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

Подобрать материал и атрибуты для запланированных мероприятий.

Оформить материал для продуктивной деятельности.

1 этап: а) Подготовительный.

Создание условий для проведения занятий.

б) Проведение бесед с детьми с целью выполнения знаний по теме проекта.

2 этап: Основной.

1) Комплексное занятие « Капризы королевы модницы»

2) Чтение художественной литературы К.Ушинский. « Как рубашка в поле выросла»

3) Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность

« Свойства ткани»).

3 этап: Заключительный.

« В мире лоскутов»

Ход проекта:

I . История возникновения ткани и ее предназначение.

Когда же появилась первая материя? История возникнове­ния ткани прослеживается с самого начала развития человечест­ва. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.

Но со временем мастера по производству ткани совершен­ствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и про­изводство ткани, повышается ее качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изна­чально появились в азиатских странах. Около V в. до н. э. появ­ляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткань. В закреп­ленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал попе­речные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но полот­но получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них из­готавливали постельное белье, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.

Потребность человека одеться самому вскоре превращается в потребность преобразовать и украсить свое жилье, а именно -сделать его более комфортным и красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и пр.

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотво­ рением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем.

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Какая бывает ткань?
шелковая и пр.)

Откуда берется шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? В определенное время их стри­гут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отра­щивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

Какова на ощупь шерстяная ткань?

Для выращивания хлопковой ткани используют специаль­ное растение - хлопок. Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, по­том отправляют его на очистительные фабрики, там расчесы­вают щетками. Вата - это и есть специально очищенный хлопок.

Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядиль­ные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопча­тобумажных нитей ткут ткань.

Трикотаж - это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть три­котажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не пере­плетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.

Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком - хлопковая одежда. Педагог раздает детям образцы шелка.

Шелк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превра­щается в куколку внутри специально предназначенного для это­го кокона. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Эта нить и есть натуральный шелк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получа­ют тончайшую шелковую нить.

Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они соз­даны для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.

Кто работает с тканью? Швея (устар. портниха) - работ­ница по шитью чего-либо. Скорняк - мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.

Что делают из ткани?

Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.

II . Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (ознакомление с содержание в днев­ное или вечернее время).

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю ма­ленькие блестящие зерна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке. Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки

в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубаше­чек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Та­ни повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поста­вили их на поле просохнуть.

Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и еще камнем сверху зава­лили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытре­павши, стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.


Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на воло­
сики Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал про­ворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на сол­нышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; при­нялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

После прочтения произведения воспитатель расспрашивает детей о том, что им запомнилось, разъясняет непонятные слова.

Примерная беседа:

Понравился вам рассказ, ребята?

Как появились рубашечки? Что сначала сделал отец? (По­ сеял семена.)

А когда цветочки опали, что сделали мать и сестры Тани? Когда лен просох, где его потопили? (В речке.) Он утонул?

Каким он стал после этого? (Мягким.)

Что сделали с ним зимой? (Нитки спряли.)

А из ниток что потом сделали? (Холст.)

Что такое холст? (Это ткань, из которой потом рубашки сшили.)

Вот так раньше производили ткань. Очень долго и трудно. Где сегодня мы покупаем ткань? (В магазине.)

Сейчас ткани делают на фабриках и продают готовыми, не только белые, как в рассказе, но и разных цветов и расцветок.

III . Эксперименты с тканью (исследовательская деятель­ ность «Свойства тканей»).

Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащов-ка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д.), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, уве­личительное стекло.

Сегодня мы будем исследователями, проведем экспери­менты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани? (Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. - все это детям разрешается попробовать и самостоя­ тельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.)

Опыт 1.

Дети пытаются склеить два куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусствен­ную ткани).

Вывод: основные свойства ткани - она склеивается, сши­вается, стирается, линяет, режется, рвется, мнется.

Опыт 2.

Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматрива­ется плащовка и хлопок).

Опыт 3.

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.

Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребенка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается ее порвать.

Вывод: бумага порвалась, ткань - нет. Ткань прочнее бу­маги.

Опыт 5.

Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них. Вы вод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.

Опыт 6.

Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хло­пок, тюль и др.) и режут их ножницами, после чего делают вы­воды о том, какая ткань режется труднее (легче).

IV . Организация «Школы юных мастериц».

1. Шитье подушечки для кукольной кроватки.
Данный вид деятельности проводится по желанию, индиви­

2. Объемная аппликация из ткани «Цветы».

Воспитатель привлекает всех желающих заняться апплика­цией. Возможно, в начале работы желающих будет 1-2 челове­ка, в процессе присоединятся еще несколько человек. VI. Итоговое мероприятие.

1. Викторина «В мире лоскутков».

Дети делятся на две команды, придумывают название, вы­ бирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок -

Вопросы викторины:

Как называются ткани, которые производят из шерсти жи­вотных? (Шерстяные.)

Кто такой скорняк?

Чем занимается портниха? (Портниха шьет одежду.)

Хлопок - это натуральная или искусственная ткань? (Нату­ ральная.)

Откуда берется шелк?

Что прочнее - бумага или ткань? (Ткань.)
Загадки:

Птичка-невеличка с льняным хвостом

Сквозь стенку перелетывает. (Иголка, нитка, ткань.)

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф.)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка - держит две косички. (Бант.)

2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

На столе - несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шелк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каж­дой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лос­кутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

3. Дидактическая игра «Что нужно швее?».

На столе - разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитка, наперсток, ткань и т. д.). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

4. Дидактическая игра «Одень куклу по погоде».

Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая - для зимнего.

5. Игра-развлечение «Дуют ветры».

На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадет со стола, тот капитан и победил.

VII . Создание презентации «Ткани разные нужны».

VIII . Итог проекта.

Выставка работ. Показ презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

« Такая нужная ткань»

МАДОУ ДСКВ №10 «Березка»

Воспитатель:

Зацаринная Е.Н.

ст. Староминская

Проблема. Ознакомление с видами тканей и их свойствами.

Предполагаемый результат реализации проекта.

Проявление сообразительности, догадки;

удовлетворение от эксперимента, интереса к событиям за рамками личного опыта.

сплоченность детского коллектива;

проявить самостоятельность в разнообразных видах деятельности;

стремиться к проявлению творческой инициативы;

самостоятельно добиваться заданной цели, умение обдумывать пути ее содержания.

Способность к достаточно самостоятельному осуществлению познавательного - исследовательской деятельности;

Активно использовать доступные средства.

Предварительная работа воспитателя.

Изучить и подбирать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

Подобрать материал и атрибуты для запланированных мероприятий.

Оформить материал для продуктивной деятельности.

1 этап: а) Подготовительный.

Создание условий для проведения занятий.

б) Проведение бесед с детьми с целью выполнения знаний по теме проекта.

2 этап: Основной.

1) Комплексное занятие « Капризы королевы модницы»

2) Чтение художественной литературы К.Ушинский. « Как рубашка в поле выросла»

3) Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность

« Свойства ткани»).

3 этап: Заключительный.

« В мире лоскутов»

Ход проекта:

I. История возникновения ткани и ее предназначение.

Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.

Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани, повышается ее качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около V в. до н. э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.

Потребность человека одеться самому вскоре превращается в потребность преобразовать и украсить свое жилье, а именно -сделать его более комфортным и красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и пр.

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем.

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Работа с тканью (определение ее вида и назначения).

Какая бывает ткань? (Хлопковая, трикотаж, льняная,
шелковая и пр.)

Педагог раздает детям образцы шерстяной ткани и нитей.

Откуда берется шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки.) В определенное время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

Какова на ощупь шерстяная ткань? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.)

Педагог раздает детям образцы хлопковой ткани.

Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение - хлопок. Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчесывают щетками. Вата - это и есть специально очищенный хлопок. (Педагог раздает детям вату.)

Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

Трикотаж - это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.

Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком - хлопковая одежда. Педагог раздает детям образцы шелка.

Шелк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Эта нить и есть натуральный шелк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шелковую нить.

Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.

Кто работает с тканью? Швея (устар. портниха) - работница по шитью чего-либо. Скорняк - мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.

Что делают из ткани? (Одежду, головные уборы, обувь, шторы, обивку для диванов, кресел и пр.)

Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.

II. Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (ознакомление с содержание в дневное или вечернее время).

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке. Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки

в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и еще камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сестры.
Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на воло
сики Васи, а не на рубашку».

Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

После прочтения произведения воспитатель расспрашивает детей о том, что им запомнилось, разъясняет непонятные слова.

Примерная беседа:

Понравился вам рассказ, ребята?

Как появились рубашечки? Что сначала сделал отец? (Посеял семена.)

А когда цветочки опали, что сделали мать и сестры Тани? (Вырвали лен и сложили сохнуть.) Когда лен просох, где его потопили? (В речке.) Он утонул? (Нет, его достали и стали колотить и чесать.)

Каким он стал после этого? (Мягким.)

Что сделали с ним зимой? (Нитки спряли.)

А из ниток что потом сделали? (Холст.)

Что такое холст? (Это ткань, из которой потом рубашки сшили.)

Вот так раньше производили ткань. Очень долго и трудно. Где сегодня мы покупаем ткань? (В магазине.)

Сейчас ткани делают на фабриках и продают готовыми, не только белые, как в рассказе, но и разных цветов и расцветок.

III. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).

Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащов-ка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д.), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, увеличительное стекло.

Сегодня мы будем исследователями, проведем эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани? (Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. - все это детям разрешается попробовать и самостоятельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.)

Опыт 1.

Дети пытаются склеить два куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную ткани).

Вывод: основные свойства ткани - она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвется, мнется.

Опыт 2.

Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащовка и хлопок).

Опыт 3.

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.

Опыт 4.

Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребенка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается ее порвать.

Вывод: бумага порвалась, ткань - нет. Ткань прочнее бумаги.

Опыт 5.

Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них. Вы вод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.

Опыт 6.

Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль и др.) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).

IV. Организация «Школы юных мастериц».

1. Шитье подушечки для кукольной кроватки.
Данный вид деятельности проводится по желанию, индиви
дуально, соблюдая технику безопасности при работе с иголкой.

2. Объемная аппликация из ткани «Цветы».

Воспитатель привлекает всех желающих заняться аппликацией. Возможно, в начале работы желающих будет 1-2 человека, в процессе присоединятся еще несколько человек. VI. Итоговое мероприятие.

1. Викторина «В мире лоскутков».

Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок - кто первый схватил флажок, тот и отвечает на вопрос.

Вопросы викторины:

Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (Шерстяные.)

Кто такой скорняк? (Мастер, который шьет из меха одежду.)

Чем занимается портниха? (Портниха шьет одежду.)

Хлопок - это натуральная или искусственная ткань? (Натуральная.)

Откуда берется шелк? (Его вырабатывает шелкопряд.)

Что прочнее - бумага или ткань? (Ткань.)
Загадки:

Птичка-невеличка с льняным хвостом

Сквозь стенку перелетывает. (Иголка, нитка, ткань.)

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф.)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка - держит две косички. (Бант.)

2.Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

На столе - несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шелк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

3.Дидактическая игра «Что нужно швее?».

На столе - разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитка, наперсток, ткань и т. д.). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

4.Дидактическая игра «Одень куклу по погоде».

Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая - для зимнего.

5.Игра-развлечение «Дуют ветры».

На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадет со стола, тот капитан и победил.

VII. Создание презентации «Ткани разные нужны».

VIII. Итог проекта.

Выставка работ. Показ презентации.


Татьяна Саломадина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Цель :

развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани .

Задачи :

формирование представлений о свойствах различных тканей ;

Актуализация знаний об использовании человеком тканей ;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства :

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см) : болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Способы :

Создание мотивации, игра на сплочение группы , игра «Собери картинку» , проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия.

Предварительная работа :

составление коллекции тканей , рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток , ткани можно окрашивать , ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» , загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей » , плетение образцов ткани на детском станке , изготовление бумажных образцов переплетения тканей , д/игры «Одень куклу» , «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия:

Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей .

А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани .

Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань )

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка» .

Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях , но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани .

(ответы : ткань состоит из ниток , ткань бывает натуральная и синтетическая)

Дети, попробуем ответить на такой вопрос

(ответы детей)

Послушайте загадку : Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей : теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1 :

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань :

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку :

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(ответы детей)

Конечно, ребята, вы правы.

Чтобы провести следующий опыт, нам нужно разделиться на 3 команды.

И поможет нам в этом игра «Собери картинку»

Средства : 3 разрезных картинки из 3 частей.

Ход игры : Каждый ребенок берет по 1 фрагменту картинки и объединяется с детьми в соответствие с сюжетом картинки. Дети делятся на три команды.

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем , какая же ткань не пропускает воду .

Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой )

Что у нас получилось? (ответы детей)

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

(ответы детей : нет, вода сильно впиталась в ткань )

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

(ответы детей : нужно отжать воду)

Отожмите. Какая стала ткань ?

(ответы детей : мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань , и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани .

Протрите салфеткой ткань , какой она стала? (Почти сухой)

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод : Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на наборное полотно.

Послушайте загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей . Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему.

(ответы детей)

Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

Как проверить, пропускает ткань воздух или нет ?

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик . Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо) .

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани ? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит? Ответы детей : (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

(Натуральные ткани пропускают и воздух и влагу, а синтетические хуже.) Вывод : Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей .

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов и выложить на наборном полотне.

Пальчиковая гимнастика : «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Ребята, хотите еще один эксперимент ?

Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, правильно сделали. Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань . Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся , а синтетические не мнутся)

Это хорошо или плохо, если ткань не мнется ? (хорошо)

Вывод : Синтетические ткани не мнутся , они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

И опять на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Ребята, на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос : «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань ).

Наша ткань еще очень редкая , она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше .

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.